Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ISTANCE LEARNING FORMAT AT THE UNIVERSITY AT THE PRESENT STAGE: IMPLEMENTATION EXPERIENCE

Malykhina O.A. 1
1 Pacific National University
The article describes the experience of organizing the educational process at Pacific State University during the period of forced isolation of teachers and students and the transition to a distance learning format. Based on the analysis of the described experience and the existing various approaches to the definition of the terms «distance education», «distance learning», it is substantiated that the forced and exceptional measure of such an organization of the educational process should be characterized as a distance learning format and we are not talking about distance learning as a didactic system, but about the application of its elements in higher education or the use of distance learning technologies. It is emphasized that a more accurate term reflecting the analyzed reality is the concept of «distance learning format online»: 1) uninterrupted functioning of the electronic information and educational environment of the university and quick access of students to it, including electronic information and electronic educational resources 2) digital competencies of teachers and students, the level of knowledge of digital technologies of teachers of the university and their readiness to implement distance learning. The article identifies two groups of key problems that arise in the process of distance learning online. The leading method of research is comparative (analysis, synthesis, analogy, actualization, systematization). The materials are of practical value for university teachers and teachers of educational institutions.
distance education
distance learning
electronic information and educational environment
distance learning format online

Сегодня хочется осмыслить, что же происходило в системе высшего образования два года назад, когда в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции в марте 2020 г. большинство университетов и других образовательных организаций по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ приняли решение о переходе на дистанционное обучение.

По данным Минобрнауки, около 80% российских университетов полностью перешли на дистанционный формат работы со студентами, а из подведомственных Министерству вузов – все 100% (по материалам Брифинга министра науки и высшего образования Валерия Фалькова от 25.03.2020) [1].

Не стал исключением и Тихоокеанский государственный университет, преподаватели которого вынуждены были организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий обучения на основе различных способов доставки электронного контента и доступных инструментов коммуникации обучающихся и преподавателей в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Обращение к дистанционной деятельности на современном этапе вызвало публикационную активность многих авторов по вопросам дистанционного обучения в вузе: проблемы, возможные риски при переходе вузов в дистанционный режим описывали Д.А.Штыхно, Л.В. Константинова, Н.Н. Гагиев [2]; О.С. Кошевой, И.Г.Хохлова, С.В.Дудкина [3]; Т.Л.Клячко, С.Г.Синельников-Мурылев [4]; особенности деятельности педагога высшей школы и студентов в условиях дистанционной работы описывали З.М.Ахмадова, О.М. Зияудинова, М.В.Мархиева [5]; И.А. Алешковский, А.Т.Гаспаришвили, О.В. Крухмалева, Н.П. Нарбут, Н.Е. Савина [6].

Опыт проведения образовательного процесса в новом режиме выявил множество проблемных вопросов не только процессуально-технологического, но и теоретико-дидактического характера, которые рассматривались в публикациях И.А. Белоуса, А.Я.Чупалова [7], Ли Фу [8].

Вопрос о корректном использовании терминов «дистанционное образование», «дистанционное обучение» и их соотношении актуализировался Лю Цзея [9].

Известны две основные тенденции соотношения понятий «дистанционное обучение» и «дистанционное образование». В трудах зарубежных исследователей дистанционное образование отождествлялось с дистанционным обучением (М. Саймонсон, Г.А. Берг, Д.Моррисон, Р. Фиппс, Дж.П.Мерисотис, Б.Л. Боуэр, Д. Валентайн, Д.Конрад, Дж.Л. Мур, Ч.Диксон-Дин, В.Чэнь); в отечественных исследованиях (А.А.Андреев, В.И.Солдаткин, В.В.Половинкина, Е.С. Полат) дистанционное обучение выступало составной частью дистанционного образования.

Е.С. Полат со ссылкой на исследования Американской ассоциации дистанционного обучения (USDLA) приводила следующее определение дистанционного обучения: «процесс обучения, в котором педагог и обучающиеся географически разделены и потому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса» [10, с.11].

Кроме того, ряд специалистов определяют дистанционное образование как «образование, реализуемое посредством дистанционного обучения» или «форму получения образования методами и средствами дистанционного обучения» [10, с. 17–18].

А.А. Андреев, трактуя дистанционное обучение как «целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе», определяет дистанционное образование соответственно как систему, «в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза» [11, с. 36].

В отечественных исследованиях преобладало мнение, что понятие дистанционного образования шире, чем термин «дистанционное обучение», последний входит в систему дистанционного образования наряду с воспитанием и развитием.

А.В. Хуторской, отвечая в 2020 г. на вопросы о перспективах дистанта в образовании, отмечал, что «то ДО (дистанционное обучение), которое сейчас массово произошло, никаким ДО не является. И не имеет ничего общего даже с теми педагогическими основами ДО, которые разработаны в России 20–30 лет назад» [12, с. 19]. И с его мнением сложно не согласиться.

Цель исследования – системное представление и анализ (на основе различных подходов к определению дистанционного обучения) опыта организации учебного процесса в Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ) в период вынужденной изоляции преподавателей и студентов.

Материал и методы исследования

Предметом исследования является система организации учебного процесса ТОГУ в период вынужденного дистанционного формата обучения.

Ведущим методом исследования является сравнительно-сопоставительный (анализ, синтез, аналогия, актуализация, систематизация).

Результаты исследования и их обсуждение

Многолетние исследования российских ученых (А.А.Андреева, А.А. Ахаян, Ю.Н.Афанасьева, А.В. Барабанщикова, A.M.Бурлакова, Д.А.Богдановой, Я.А.Ваграменко, В.В.Вержбицкого, Т.П.Ворониной, М.А.Евдокимова, Т.П.Зайченко, В.А. Куклева, Ю.И.Капустина, Г.И.Письменского, Е.С.Полат, И.В.Роберт, В.И.Солдаткина, Л.Г.Титарева, В.П.Тихомирова, А.В.Хуторского, С.А.Щенникова и др.) внесли существенный вклад в разработку теории и практики отечественного дистанционного образования и обучения.

Концептуальным и терминологическим вопросам дистанционного образования как новой формы образования посвящены работы отечественных исследователей В.В.Вержбицкого, В.Г. Кинелева, СВ.Меськова, И.В.Роберт, С.А. Щенникова и др.

Однако следует заметить, что однозначного и общепринятого подхода к определению терминов «дистанционное обучение», «дистанционное образование» не было сформировано. С.А. Щенников, анализируя феномен системы открытого дистанционного профессионального образования, характеризовал его многоплановостью и разнообразием процессов, связанных с этим явлением [13]. Высказанное Д. Шелом в 2005 г. утверждение, что «с дистанционным образованием связан замечательный парадокс: оно отстояло свое существование, но не может дать определение самому себе» [14, с. 15], в настоящее время в определенной мере остается актуальным и относительно отечественного дистанционного обучения.

Опишем и проанализируем опыт организации так называемого дистанционного обучения в ТОГУ в условиях самоизоляции студентов и преподавателей.

Второе полугодие 2019–2020 уч. г. все обучающиеся в вузе дневной и заочной форм обучения должны были учиться дистанционно: сдавать экзамены, зачеты; защищать выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. В связи с этим все очные занятия, включая лекционные, практические, семинарские и даже лабораторные, при наличии виртуальных аналогов были перенесены в дистанционный формат.

В качестве платформы для дистанционной формы обучения была выбрана система управления курсами Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения), представляющая собой свободное веб-приложение, дающее возможность создавать обучающие курсы и управлять ими. LMS Moodle – одна из самых популярных и мощных платформ электронного обучения из числа предлагаемых, занимающая уже в 2011г. лидирующую позицию, опережая Blackboard (на 9%) и Sakai (на 53%) по данным электронной библиотеки [15].

В очень короткие сроки необходимо было перестраиваться на новую удаленную систему обучения. В наиболее благоприятных условиях оказались преподаватели и студенты, которые уже были знакомы с электронной системой Moodle и использовали ее, сочетая дистанционный формат с традиционной формой обучения, а таковых было достаточно много.

В Дальневосточном государственном гуманитарном университете (впоследствии преобразованном в Педагогический институт ТОГУ) электронная система Moodle была установлена в 2003 г. и изначально (с 2005 г.) использовалась для профессиональной подготовки слушателей, а также для тестирования студентов физико-математического факультета и их обучения с целью создания ими собственных курсов. С 2010 г. начали проводиться курсы повышения квалификации для преподавателей других факультетов, со второго десятилетия XXI в. электронная среда Moodle стала активно использоваться в учебном процессе вуза (преимущественно для студентов заочной формы обучения). К началу 2020 г. преподавателями кафедры математики и информационных технологий был уже накоплен организационно-технический и научно-методический опыт работы по использованию электронной среды LMS Moodle в образовательном процессе.

Но, несмотря даже на имеющийся опыт, большинство педагогов оказались в непростой ситуации: в очень ограниченные сроки создавали обучающие курсы (или редактировали уже имеющиеся) не только по всем в семестре теоретическим дисциплинам, но и курсы прохождения практик, курсы руководства выпускными квалификационными работами и др. Кроме этого, преподаватели занимались многими организационными вопросами: информировали студентов, осуществляли их электронную запись на соответствующие курсы.

Важную роль в сложившихся условиях для обучающихся и научно-педагогических работников сыграли информационно-образовательные ресурсы вуза, а именно:

- информационно-образовательный портал ТОГУ – официальный сайт ФГБОУ ВОТОГУ [16];

- подсистема «Портал ТОГУ» [17];

- автоматизированная библиотечно-информационная система [18];

- корпоративная электронная почта.

В первую волну пандемии дистанционный формат обучения показал многообразие подходов к его организации, к объемам «наполнения» дистанционных курсов, к использованию инструментария для интерактивного взаимодействия «преподаватель – студент».

Преподаватели порой стихийно вырабатывали новые формы взаимодействия с обучаемыми для передачи учебной информации, организации самостоятельной работы, контроля и итоговой аттестации студентов. Наиболее востребованными в данный период на кафедре математики и информационных технологий (МИТ) оказались следующие сервисы видеосвязи и совместной работы: TrueConf, Skype, Zoom, Google Meet, Microsoft Teams, Discord, WhatsApp.

Существенную помощь преподавателям вуза оказали курсы повышения квалификации, организованные факультетом дополнительного профессионального образования ТОГУ. Все преподаватели кафедр в дистанционном формате прошли обучение по дополнительным профессиональным программам: «Создание электронного учебного курса в LMS Moodle» (в 2020 г.), «Современные методы преподавания в условиях цифровизации» (в 2021 г.).

Кроме того, учитывая специфику преподаваемых предметов, в рамках повышения квалификации предлагался курс (в 2020 г.), предусматривающий изучение нормативных, методологических и технологических аспектов, необходимых для создания виртуальных лабораторных работ в инструментальной среде LMS Moodle. В рамках курса проводился анализ открытых образовательных ресурсов в области виртуализации лабораторных работ; рассматривались методы проведения лабораторных работ в дистанционном формате в режиме онлайн, технологии интегрирования виртуальных лабораторных работ в электронный учебный курс; давались рекомендации по применению языков программирования для создания виртуальных лабораторных практикумов.

Итогом обучения по указанным выше программам явилось приобретение преподавателями ТОГУ профессиональных компетенций, знаний и умений, необходимых для создания электронных курсов, виртуальных лабораторных практикумов и навыков работы в условиях цифровизации учебного процесса в вузе. Педагоги вуза получили возможность повысить свой уровень информационной компетенции, включающей в себя «культуру работы с информацией, культуру представления информации в цифровом формате» [19, с. 4].

Таким образом, преподаватели были подготовлены (в разной мере) для работы в дистанционном формате, на который ТОГУ вновь перешел с середины осеннего семестра 2021–2022 уч. г., все дисциплины и практики которого для всех форм обучения были представлены электронными учебными курсами (ЭУК), размещенными в системе электронного обучения (СЭО) ЭИОС. Учебные материалы размещались исключительно в ЭИОС университета, а использование иных платформ не допускалось. При реализации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий прием, хранение и оценивание выполненных заданий (работ) обучающихся (в том числе отзывы и комментарии) проводились исключительно в соответствующих ЭУК СЭО ЭИОС.

Проведение учебных занятий осуществлялось исключительно посредством сервисов видеоконференций ZOOM, Google Meet или Microsoft Teams и встроенного в СЭО ЭИОС сервиса BigBlueButton.

Преподавателями кафедры математики и информационных технологий (МИТ) лекции, практические занятия, лабораторные работы, промежуточные аттестации зимней экзаменационной сессии (и ликвидационных сессий) 2021–2022 уч. г. со студентами очной и заочной формы обучения проводились согласно их расписанию, утвержденному в период традиционной формы обучения; индивидуальные и групповые консультации с использованием дистанционных образовательных технологий проходили по графику кафедрального расписания.

В свете описанного нами опыта организации взаимодействия со студентами: занятия проводились по расписанию, ведение электронных журналов не отменялось, студенты получали баллы за выполнение различных видов работ согласно утвержденной в Педагогическом институте ТОГУ модульно-балльной системе. Более точным термином, отражающим такую действительность, является понятие «дистанционный формат обучения в режиме онлайн».

В общем случае, на наш взгляд, речь должна идти о дистанционном формате обучения в вузе, который, в свою очередь, может быть организован в двух режимах: онлайн и офлайн (возможно, и их комбинации).

Реализация дистанционного формата обучения включает в себя 4 этапа [20]:

1) начальный этап, в ходе которого необходимо достижение определенного уровня профессиональной подготовки преподавателей и обучающихся;

2) этап разработки основного курса (содержания занятий), создание различных интерактивных упражнений, формирование электронных тестов и др.;

3) этап разработки учебно-методических комплексов (УМК), включающих в себя: учебно-тематический план, теоретические материалы, медиаматериалы, разработанные задания для текущего и контрольного тестирования, электронную библиотеку основных и дополнительных материалов;

4) этап внедрения разработанных курсов в образовательный процесс.

Прохождение указанных четырех этапов для преподавателей ПИ ТОГУ не вызывало трудностей, поскольку большинство педагогов вуза уже реализовывали дистанционные курсы для студентов как заочной, так дневной формы обучения; а по всем дисциплинам разработаны рабочие программы, фонды оценочных средств (ФОС), включающие материалы для тестирования и др. Проблемы заключались в другом: во-первых, ранее дистанционные курсы использовались в сочетании с традиционной формой обучения, а теперь необходимо было от нее отказаться, перейти только в дистанционный формат обучения и перестраивать процесс обучения и взаимодействие со студентами; во-вторых, все (ни одну, ни две) преподаваемые дисциплины перевести в дистанционные курсы среды Moodle; в-третьих, все виды занятий со студентами проводить согласно их расписанию. Преподаватели не позднее одного дня до проведения учебного занятия согласно расписанию занятий обязаны были размещать ссылку на видеоконференцию для обучающихся в разделе «Объявления» электронного учебного курса в СЭО ЭИОС университета и осуществлять групповую рассылку через электронный журнал преподавателя.

Ряд авторов указывают на то, что присутствие преподавателя в дистанте может и не требоваться, поскольку «дистанционное обучение является процессом самостоятельного получения знаний» [20, c.252]. В учебном же процессе нашего вуза, осуществляемом в период изоляции, присутствие педагога было необходимым условием. Поэтому в «нашей ситуации» правомернее вести речь о «дистанционном формате обучения в режиме онлайн».

Создание электронных учебных курсов и проведение занятий в дистанционном формате позволили выявить много проблемных вопросов, связанных с организацией и функционированием данного направления деятельности. Акцентируем внимание на двух ключевых группах проблем: 1) бесперебойное функционирование электронной информационно-образовательной среды университета и быстрый доступ обучающихся к ней, в том числе к электронным информационным и электронным образовательным ресурсам; 2) цифровые компетенции преподавателей и студентов, уровень владения цифровыми технологиями педагогов вуза и их готовность к осуществлению дистанционного формата обучения в режиме онлайн.

Заключение

На наш взгляд, вынужденную и исключительную меру организации учебного процесса в ТОГУ следует характеризовать как дистанционный формат обучения в режимеонлайн и вести речь не о дистанционном обучении в ранее сложившихся его смыслах, а о применении его элементов в вузе.

Можно долго дискутировать о том, как рассматривать дистанционное обучение: как самостоятельную форму образования, как процесс, как дидактическую систему или как вспомогательный метод обучения, в этом и заключен его дидактический феномен. Независимо от решения этого вопроса важно выделить теоретико-методологические и процессуально-технологические основания для него. Невозможность переноса аудиторных методов преподавания в среду онлайн требует новых научно обоснованных разработок, относящихся к учебному и к коммуникационному процессам.