Сегодня хочется осмыслить, что же происходило в системе высшего образования два года назад, когда в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции в марте 2020 г. большинство университетов и других образовательных организаций по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ приняли решение о переходе на дистанционное обучение.
По данным Минобрнауки, около 80% российских университетов полностью перешли на дистанционный формат работы со студентами, а из подведомственных Министерству вузов – все 100% (по материалам Брифинга министра науки и высшего образования Валерия Фалькова от 25.03.2020) [1].
Не стал исключением и Тихоокеанский государственный университет, преподаватели которого вынуждены были организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий обучения на основе различных способов доставки электронного контента и доступных инструментов коммуникации обучающихся и преподавателей в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Обращение к дистанционной деятельности на современном этапе вызвало публикационную активность многих авторов по вопросам дистанционного обучения в вузе: проблемы, возможные риски при переходе вузов в дистанционный режим описывали Д.А.Штыхно, Л.В. Константинова, Н.Н. Гагиев [2]; О.С. Кошевой, И.Г.Хохлова, С.В.Дудкина [3]; Т.Л.Клячко, С.Г.Синельников-Мурылев [4]; особенности деятельности педагога высшей школы и студентов в условиях дистанционной работы описывали З.М.Ахмадова, О.М. Зияудинова, М.В.Мархиева [5]; И.А. Алешковский, А.Т.Гаспаришвили, О.В. Крухмалева, Н.П. Нарбут, Н.Е. Савина [6].
Опыт проведения образовательного процесса в новом режиме выявил множество проблемных вопросов не только процессуально-технологического, но и теоретико-дидактического характера, которые рассматривались в публикациях И.А. Белоуса, А.Я.Чупалова [7], Ли Фу [8].
Вопрос о корректном использовании терминов «дистанционное образование», «дистанционное обучение» и их соотношении актуализировался Лю Цзея [9].
Известны две основные тенденции соотношения понятий «дистанционное обучение» и «дистанционное образование». В трудах зарубежных исследователей дистанционное образование отождествлялось с дистанционным обучением (М. Саймонсон, Г.А. Берг, Д.Моррисон, Р. Фиппс, Дж.П.Мерисотис, Б.Л. Боуэр, Д. Валентайн, Д.Конрад, Дж.Л. Мур, Ч.Диксон-Дин, В.Чэнь); в отечественных исследованиях (А.А.Андреев, В.И.Солдаткин, В.В.Половинкина, Е.С. Полат) дистанционное обучение выступало составной частью дистанционного образования.
Е.С. Полат со ссылкой на исследования Американской ассоциации дистанционного обучения (USDLA) приводила следующее определение дистанционного обучения: «процесс обучения, в котором педагог и обучающиеся географически разделены и потому опираются на электронные средства и печатные пособия для организации учебного процесса» [10, с.11].
Кроме того, ряд специалистов определяют дистанционное образование как «образование, реализуемое посредством дистанционного обучения» или «форму получения образования методами и средствами дистанционного обучения» [10, с. 17–18].
А.А. Андреев, трактуя дистанционное обучение как «целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе», определяет дистанционное образование соответственно как систему, «в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза» [11, с. 36].
В отечественных исследованиях преобладало мнение, что понятие дистанционного образования шире, чем термин «дистанционное обучение», последний входит в систему дистанционного образования наряду с воспитанием и развитием.
А.В. Хуторской, отвечая в 2020 г. на вопросы о перспективах дистанта в образовании, отмечал, что «то ДО (дистанционное обучение), которое сейчас массово произошло, никаким ДО не является. И не имеет ничего общего даже с теми педагогическими основами ДО, которые разработаны в России 20–30 лет назад» [12, с. 19]. И с его мнением сложно не согласиться.
Цель исследования – системное представление и анализ (на основе различных подходов к определению дистанционного обучения) опыта организации учебного процесса в Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ) в период вынужденной изоляции преподавателей и студентов.
Материал и методы исследования
Предметом исследования является система организации учебного процесса ТОГУ в период вынужденного дистанционного формата обучения.
Ведущим методом исследования является сравнительно-сопоставительный (анализ, синтез, аналогия, актуализация, систематизация).
Результаты исследования и их обсуждение
Многолетние исследования российских ученых (А.А.Андреева, А.А. Ахаян, Ю.Н.Афанасьева, А.В. Барабанщикова, A.M.Бурлакова, Д.А.Богдановой, Я.А.Ваграменко, В.В.Вержбицкого, Т.П.Ворониной, М.А.Евдокимова, Т.П.Зайченко, В.А. Куклева, Ю.И.Капустина, Г.И.Письменского, Е.С.Полат, И.В.Роберт, В.И.Солдаткина, Л.Г.Титарева, В.П.Тихомирова, А.В.Хуторского, С.А.Щенникова и др.) внесли существенный вклад в разработку теории и практики отечественного дистанционного образования и обучения.
Концептуальным и терминологическим вопросам дистанционного образования как новой формы образования посвящены работы отечественных исследователей В.В.Вержбицкого, В.Г. Кинелева, СВ.Меськова, И.В.Роберт, С.А. Щенникова и др.
Однако следует заметить, что однозначного и общепринятого подхода к определению терминов «дистанционное обучение», «дистанционное образование» не было сформировано. С.А. Щенников, анализируя феномен системы открытого дистанционного профессионального образования, характеризовал его многоплановостью и разнообразием процессов, связанных с этим явлением [13]. Высказанное Д. Шелом в 2005 г. утверждение, что «с дистанционным образованием связан замечательный парадокс: оно отстояло свое существование, но не может дать определение самому себе» [14, с. 15], в настоящее время в определенной мере остается актуальным и относительно отечественного дистанционного обучения.
Опишем и проанализируем опыт организации так называемого дистанционного обучения в ТОГУ в условиях самоизоляции студентов и преподавателей.
Второе полугодие 2019–2020 уч. г. все обучающиеся в вузе дневной и заочной форм обучения должны были учиться дистанционно: сдавать экзамены, зачеты; защищать выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. В связи с этим все очные занятия, включая лекционные, практические, семинарские и даже лабораторные, при наличии виртуальных аналогов были перенесены в дистанционный формат.
В качестве платформы для дистанционной формы обучения была выбрана система управления курсами Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения), представляющая собой свободное веб-приложение, дающее возможность создавать обучающие курсы и управлять ими. LMS Moodle – одна из самых популярных и мощных платформ электронного обучения из числа предлагаемых, занимающая уже в 2011г. лидирующую позицию, опережая Blackboard (на 9%) и Sakai (на 53%) по данным электронной библиотеки [15].
В очень короткие сроки необходимо было перестраиваться на новую удаленную систему обучения. В наиболее благоприятных условиях оказались преподаватели и студенты, которые уже были знакомы с электронной системой Moodle и использовали ее, сочетая дистанционный формат с традиционной формой обучения, а таковых было достаточно много.
В Дальневосточном государственном гуманитарном университете (впоследствии преобразованном в Педагогический институт ТОГУ) электронная система Moodle была установлена в 2003 г. и изначально (с 2005 г.) использовалась для профессиональной подготовки слушателей, а также для тестирования студентов физико-математического факультета и их обучения с целью создания ими собственных курсов. С 2010 г. начали проводиться курсы повышения квалификации для преподавателей других факультетов, со второго десятилетия XXI в. электронная среда Moodle стала активно использоваться в учебном процессе вуза (преимущественно для студентов заочной формы обучения). К началу 2020 г. преподавателями кафедры математики и информационных технологий был уже накоплен организационно-технический и научно-методический опыт работы по использованию электронной среды LMS Moodle в образовательном процессе.
Но, несмотря даже на имеющийся опыт, большинство педагогов оказались в непростой ситуации: в очень ограниченные сроки создавали обучающие курсы (или редактировали уже имеющиеся) не только по всем в семестре теоретическим дисциплинам, но и курсы прохождения практик, курсы руководства выпускными квалификационными работами и др. Кроме этого, преподаватели занимались многими организационными вопросами: информировали студентов, осуществляли их электронную запись на соответствующие курсы.
Важную роль в сложившихся условиях для обучающихся и научно-педагогических работников сыграли информационно-образовательные ресурсы вуза, а именно:
- информационно-образовательный портал ТОГУ – официальный сайт ФГБОУ ВОТОГУ [16];
- подсистема «Портал ТОГУ» [17];
- автоматизированная библиотечно-информационная система [18];
- корпоративная электронная почта.
В первую волну пандемии дистанционный формат обучения показал многообразие подходов к его организации, к объемам «наполнения» дистанционных курсов, к использованию инструментария для интерактивного взаимодействия «преподаватель – студент».
Преподаватели порой стихийно вырабатывали новые формы взаимодействия с обучаемыми для передачи учебной информации, организации самостоятельной работы, контроля и итоговой аттестации студентов. Наиболее востребованными в данный период на кафедре математики и информационных технологий (МИТ) оказались следующие сервисы видеосвязи и совместной работы: TrueConf, Skype, Zoom, Google Meet, Microsoft Teams, Discord, WhatsApp.
Существенную помощь преподавателям вуза оказали курсы повышения квалификации, организованные факультетом дополнительного профессионального образования ТОГУ. Все преподаватели кафедр в дистанционном формате прошли обучение по дополнительным профессиональным программам: «Создание электронного учебного курса в LMS Moodle» (в 2020 г.), «Современные методы преподавания в условиях цифровизации» (в 2021 г.).
Кроме того, учитывая специфику преподаваемых предметов, в рамках повышения квалификации предлагался курс (в 2020 г.), предусматривающий изучение нормативных, методологических и технологических аспектов, необходимых для создания виртуальных лабораторных работ в инструментальной среде LMS Moodle. В рамках курса проводился анализ открытых образовательных ресурсов в области виртуализации лабораторных работ; рассматривались методы проведения лабораторных работ в дистанционном формате в режиме онлайн, технологии интегрирования виртуальных лабораторных работ в электронный учебный курс; давались рекомендации по применению языков программирования для создания виртуальных лабораторных практикумов.
Итогом обучения по указанным выше программам явилось приобретение преподавателями ТОГУ профессиональных компетенций, знаний и умений, необходимых для создания электронных курсов, виртуальных лабораторных практикумов и навыков работы в условиях цифровизации учебного процесса в вузе. Педагоги вуза получили возможность повысить свой уровень информационной компетенции, включающей в себя «культуру работы с информацией, культуру представления информации в цифровом формате» [19, с. 4].
Таким образом, преподаватели были подготовлены (в разной мере) для работы в дистанционном формате, на который ТОГУ вновь перешел с середины осеннего семестра 2021–2022 уч. г., все дисциплины и практики которого для всех форм обучения были представлены электронными учебными курсами (ЭУК), размещенными в системе электронного обучения (СЭО) ЭИОС. Учебные материалы размещались исключительно в ЭИОС университета, а использование иных платформ не допускалось. При реализации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий прием, хранение и оценивание выполненных заданий (работ) обучающихся (в том числе отзывы и комментарии) проводились исключительно в соответствующих ЭУК СЭО ЭИОС.
Проведение учебных занятий осуществлялось исключительно посредством сервисов видеоконференций ZOOM, Google Meet или Microsoft Teams и встроенного в СЭО ЭИОС сервиса BigBlueButton.
Преподавателями кафедры математики и информационных технологий (МИТ) лекции, практические занятия, лабораторные работы, промежуточные аттестации зимней экзаменационной сессии (и ликвидационных сессий) 2021–2022 уч. г. со студентами очной и заочной формы обучения проводились согласно их расписанию, утвержденному в период традиционной формы обучения; индивидуальные и групповые консультации с использованием дистанционных образовательных технологий проходили по графику кафедрального расписания.
В свете описанного нами опыта организации взаимодействия со студентами: занятия проводились по расписанию, ведение электронных журналов не отменялось, студенты получали баллы за выполнение различных видов работ согласно утвержденной в Педагогическом институте ТОГУ модульно-балльной системе. Более точным термином, отражающим такую действительность, является понятие «дистанционный формат обучения в режиме онлайн».
В общем случае, на наш взгляд, речь должна идти о дистанционном формате обучения в вузе, который, в свою очередь, может быть организован в двух режимах: онлайн и офлайн (возможно, и их комбинации).
Реализация дистанционного формата обучения включает в себя 4 этапа [20]:
1) начальный этап, в ходе которого необходимо достижение определенного уровня профессиональной подготовки преподавателей и обучающихся;
2) этап разработки основного курса (содержания занятий), создание различных интерактивных упражнений, формирование электронных тестов и др.;
3) этап разработки учебно-методических комплексов (УМК), включающих в себя: учебно-тематический план, теоретические материалы, медиаматериалы, разработанные задания для текущего и контрольного тестирования, электронную библиотеку основных и дополнительных материалов;
4) этап внедрения разработанных курсов в образовательный процесс.
Прохождение указанных четырех этапов для преподавателей ПИ ТОГУ не вызывало трудностей, поскольку большинство педагогов вуза уже реализовывали дистанционные курсы для студентов как заочной, так дневной формы обучения; а по всем дисциплинам разработаны рабочие программы, фонды оценочных средств (ФОС), включающие материалы для тестирования и др. Проблемы заключались в другом: во-первых, ранее дистанционные курсы использовались в сочетании с традиционной формой обучения, а теперь необходимо было от нее отказаться, перейти только в дистанционный формат обучения и перестраивать процесс обучения и взаимодействие со студентами; во-вторых, все (ни одну, ни две) преподаваемые дисциплины перевести в дистанционные курсы среды Moodle; в-третьих, все виды занятий со студентами проводить согласно их расписанию. Преподаватели не позднее одного дня до проведения учебного занятия согласно расписанию занятий обязаны были размещать ссылку на видеоконференцию для обучающихся в разделе «Объявления» электронного учебного курса в СЭО ЭИОС университета и осуществлять групповую рассылку через электронный журнал преподавателя.
Ряд авторов указывают на то, что присутствие преподавателя в дистанте может и не требоваться, поскольку «дистанционное обучение является процессом самостоятельного получения знаний» [20, c.252]. В учебном же процессе нашего вуза, осуществляемом в период изоляции, присутствие педагога было необходимым условием. Поэтому в «нашей ситуации» правомернее вести речь о «дистанционном формате обучения в режиме онлайн».
Создание электронных учебных курсов и проведение занятий в дистанционном формате позволили выявить много проблемных вопросов, связанных с организацией и функционированием данного направления деятельности. Акцентируем внимание на двух ключевых группах проблем: 1) бесперебойное функционирование электронной информационно-образовательной среды университета и быстрый доступ обучающихся к ней, в том числе к электронным информационным и электронным образовательным ресурсам; 2) цифровые компетенции преподавателей и студентов, уровень владения цифровыми технологиями педагогов вуза и их готовность к осуществлению дистанционного формата обучения в режиме онлайн.
Заключение
На наш взгляд, вынужденную и исключительную меру организации учебного процесса в ТОГУ следует характеризовать как дистанционный формат обучения в режимеонлайн и вести речь не о дистанционном обучении в ранее сложившихся его смыслах, а о применении его элементов в вузе.
Можно долго дискутировать о том, как рассматривать дистанционное обучение: как самостоятельную форму образования, как процесс, как дидактическую систему или как вспомогательный метод обучения, в этом и заключен его дидактический феномен. Независимо от решения этого вопроса важно выделить теоретико-методологические и процессуально-технологические основания для него. Невозможность переноса аудиторных методов преподавания в среду онлайн требует новых научно обоснованных разработок, относящихся к учебному и к коммуникационному процессам.
Библиографическая ссылка
Малыхина О.А. ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31816 (дата обращения: 02.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31816