В настоящее время общепризнанно, что университеты являются важным инструментом в развитии современной экономики, основанной на знаниях. Поскольку большая часть знаний разрабатывается в университетах и государственных научно-исследовательских учреждениях, они рассматриваются как важные катализаторы регионального экономического и социального развития за счет создания новых инновационных предприятий, которые добавляют ценность знаний.
Образовательные структуры имеют как регулятивные, так и культурные аспекты, связанные с различными характеристиками, такими как управление, институциональное разнообразие, доступ, концепции учебных программ, связи с рынком труда и финансирование обучения. На самом деле распространенным ответом на спрос заинтересованных сторон является стратегия, направленная на поощрение предпринимательского духа, реформирующая учебные программы, чтобы сделать студентов творческими. В этом восприятии академическому выпускнику требуются навыки, связанные с обработкой знаний в профессиональной сфере, готовностью к изменениям, междисциплинарностью, тайм-менеджментом, социальным интеллектом и конкурентоспособностью.
В быстро меняющемся мире более ценными навыками являются умение адаптироваться к новым условиям, способность находить новые перспективы и создавать инновации.
Опираясь на различные научные публикации [1-3], можно сказать, что креативность является одним из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей является необходимым фактором для достижения эффективного и высокого уровня обучения. Креативность определялась как результат, возникающий под влиянием контекста и опыта, как личностная черта человеческой природы при разных подходах к ее изучению.
Важную роль играет креативное мышление, так как оно стимулирует новые идеи, поощряет обучение и создает безопасное пространство для экспериментов и рисков. Креативность является частью того, что помогает создать атмосферу, способствующую поиску и апробации быстрых и эффективных решений.
Навыки креативного мышления бывают разного характера: от абстрактного мышления и рассказывания историй до поиска способов радикального планирования проектов или распознавания организационных моделей.
Все навыки креативного мышления связаны с переосмыслением взглядов и новым способом поиска альтернативных подходов, одним из способов для развития которого является добавление в свой подход набора правил, ограничений или рамок, чтобы вызвать более глубокую творческую работу и подключение к мышлению, направленному на решение проблем.
Развитие навыков креативного мышления подразумевает, что новизна должна включать в себя определенный уровень оригинальности, а качество - определенный уровень адекватности в конкретном социальном контексте.
Цель работы: разработка и апробация методики развития креативного мышления в образовательном процессе высшей школы.
Объект исследования: креативное обучение.
Предмет исследования: оценка эффективности внедрения системы новых образовательных приемов с целью развития креативного мышления.
Материал и методы исследования
Эмпирической базой исследования выступил Институт общественного здоровья Волгоградского государственного медицинского университета. Общая выборка составила 107 студентов четырех курсов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика и менеджмент». Состав контрольной группы (традиционное обучение) – 53 студента, экспериментальной – 54 студента. Основные характеристики креативного мышления у респондентов экспериментальной и контрольной групп проанализированы на основе модели Дж.П. Гилфорда и Э. Торренса [4]. По совокупности решения кейсов, не имеющих стандартных ответов, и устным ответам студентов на семинаре по соответствующей тематике определяли следующие характеристики креативного мышления: оригинальность, гибкость ответов, умение/желание визуализировать, гибкость мышления. Длительность экспериментального обучения составляет семестр. В эксперименте используется сочетание двух приемов обучения: ТРИЗ педагогики и мозгового штурма.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим дизайн-мышление как инструмент, необходимый преподавателю для проектирования образовательного процесса с целью развития креативного мышления.
Дизайн-мышление - это процесс, который многократно переформулирует проблему, чтобы найти ее суть, а затем анализирует возможные решения, чтобы найти наиболее благоприятное, что позволяет формировать «творческие мосты» между проблемами и решениями [5]. Таким образом, как аналитическое мышление, так и дивергентное творческое мышление являются ключевыми для процессов проектирования; представляло интерес работать с пятью основными навыками дизайн-мышления, представленными на рисунке 1.
Рис. 1. Основные навыки дизайн-мышления
Для генерации идей используется мозговой штурм, с целью выявления умений синтеза и анализа – тестирование, на этапе прототипирования проверяется жизнеспособность идей.
Проанализируем некоторые примеры навыков креативного мышления.
1. Эксперимент
Ключевым навыком является способность экспериментировать и пробовать что-то новое, будь то в личной практике или закрытой среде. Критические суждения или чрезмерное обдумывание мешают реализовать новые идеи или творческие проекты. Хороший экспериментатор - это инициативный человек, который принимает обоснованные решения для запуска проектов и проверки гипотез.
Экспериментируя, можно попробовать вещи, которые могут оказаться полезными.
2. Непредубежденность
Непредубежденность - важнейший элемент творчества и один из лучших навыков креативного мышления, которые можно попытаться развить, если вы новичок в этой практике. Быть непредубежденным означает быть восприимчивым к новым идеям, различным способам мышления, которые не являются вашими собственными.
Быть непредубежденным означает активно участвовать в том, что представлено, и воздерживаться от формирования суждений.
Непредубежденность - попытка понять первоначальную точку зрения, что позволяет вести диалог, поощрять творчество и двигаться вперед как команда.
Это не означает принимать каждую новую идею и полностью соглашаться с любым другим мнением. «Слышать, видеть, уважать» - это отличный метод, который можно попробовать, когда вы учитесь быть непредубежденными.
3. Нестандартное мышление
Латеральное мышление - яркий пример того, как мы можем творчески решать проблемы реального мира измеримым и простым для понимания образом. Развертывание латерального мышления означает использование рассуждений или нетрадиционной логики для поиска непрямого или нестандартного подхода к решению проблемы.
В широком смысле латеральное мышление часто означает отступление и рассмотрение решений или подходов, выходящих за рамки очевидного.
4. Глубокое и активное слушание
Умение слушать - это навык креативного мышления. Он требует, чтобы человек не только пытался понять, что говорится, но и участвовал в разговоре, чтобы переформулировать предшествующее мышление и увидеть вещи с новой точки зрения.
Глубокое слушание - активное стремление интерпретировать намерения собеседника, понять его позицию и создать позитивное пространство для дальнейшего общения. Этот акт взаимодействия и понимания приводит к творческим и динамичным результатам.
5. Бережливая организация
Бережливая организация означает рассмотрение потребностей команды, проекта и творческое мышление.
6. Интерпретация и анализ
Навыки интерпретации могут быть разными, хотя в контексте творческого мышления это означает способность успешно анализировать идею, решение, набор данных или разговор и делать эффективные выводы.
Один из способов, с помощью которого креативное мышление может улучшить интерпретацию, заключается в том, чтобы сделать вызов предположениям или первоначальным прочтениям данных.
Ключевым моментом здесь является интерпретация данных с разных точек зрения, а затем сопоставление их с другими источниками для формирования точной и репрезентативной интерпретации, а не исходное предположение.
7. Визуальное мышление
Визуальное мышление - это метод обработки, изучения и представления информации и понятий с помощью визуальных ресурсов, таких как изображения.
Визуальное мышление часто ассоциируется с креативным мышлением из-за потребления и создания образов на его основе.
Применение этого навыка креативного мышления означает способность интерпретировать визуальную информацию, представлять концепции в простой визуальной манере и общаться более понятным для всех способом.
Визуальные подходы к решению проблем могут способствовать общему пониманию и помогают людям быть более краткими или творческими в своих идеях.
8. Абстрактное мышление
Абстракция или абстрактное мышление - это искусство вырывать вещи из их обычного контекста и представлять их в радикально новом свете. В то время как большинство навыков креативного мышления используют абстракцию в той или иной форме, стоит отметить, что активная попытка взять идею из одного контекста и поместить ее в другой является творческим подходом.
Ключевым вопросом в развитии креативности, связанной с образовательным контентом, является мотивация. Внутренняя мотивация особенно актуальна на ранних стадиях генерации идей или на ранних стадиях творчества, а внешняя мотивация особенно актуальна на этапе разработки этих первоначальных идей, когда продукт необходимо разработать в деталях [6]. В свою очередь, авторами ранее было выявлено, что внешняя мотивация может стимулировать творчество, если она не превышает внутреннюю мотивацию, и оба вида мотивации должны сочетаться синергическим, аддитивным и взаимодополняющим образом. Авторы полагают, что для развития креативности у студентов оптимальным будет вариант, когда внутренняя мотивация превышает внешнюю.
Хотелось отметить необходимость продвижения образовательных мероприятий и процессов, вовлекающих преподавателей в развитие креативного мышления студентов, основанных на методах обучения, позволяющих генерировать знания и реагировать на социальные, научные и технологические проблемы.
Авторами предложена стратегия развития креативности у студентов с применением комбинации методов и приемов проблемного обучения, которая характеризуются гибкостью в планировании, контекстуальной адаптацией, созданием непринужденной и полезной атмосферы, участием и интерактивными ролями среди студентов, а также между студентами и преподавателями, продуктивностью или личными достижениями, высокой степенью удовлетворенности и осознания самообучения. Предложенная стратегия направлена на развитие способностей и навыков формирования идей, взаимодействия, проработки, коммуникативной компетентности, аргументации для выражения и защиты собственной точки зрения, совместной работы и ролевых игр.
Реализация предложенной стратегии развития креативности у студентов осуществляется путём последовательной организации действий для достижения желаемой цели. В первую очередь обсудили со студентами важность развития у них креативности с позиции общего развития личности и профессиональных требований.
В начале изучения дисциплины «Тайм-менеджмент», которая была задействована в эксперименте, студентам предлагалось выявить главную проблему, определить, что уже известно в науке и практике в ходе выполнения индивидуального задания для самостоятельной внеаудиторной работы. На практических занятиях проводилось обсуждение выявленных студентами проблем, выстраивание их иерархии, определение главной проблемы и подпроблем с позиций значимости для изучения и будущей практической профессиональной деятельности, а также значимости в научном плане. Самостоятельная работа студентов контрольной группы была организована с использованием интеллектуальных карт для визуального изображения информации вместо классических конспектов.
Основным элементом в адаптивной процедуре развития креативного мышления является мозговой штурм. Его цель состоит в том, чтобы получить как можно больше идей, предложений, действительных альтернатив и оригинальных идей. Авторы использовали модификацию мозгового штурма как метода проблемного обучения, представленную несколькими этапами:
- на первом этапе каждый участник готовит свой собственный список идей, а затем делится ими с другими студентами;
- на втором этапе студенты работают в парах;
- на третьем этапе активно ведется групповая работа с помощью интеллектуальных игр и дебатов.
В ходе эксперимента использовались также приемы ТРИЗ-педагогики для последовательного анализа поставленной проблемы [7]. В конечном итоге необходимо оценить все альтернативы решения проблемы и выбрать лучшую альтернативу. В ходе эксперимента предложены примеры и контрпримеры, составлены списки атрибутов к определенным вопросам.
Креативность студентов проявляется в их способности вести содержательные дискуссии с оригинальными ответами, в их способности спорить или критиковать тему со своими однокурсниками. Студенты были в состоянии привести достойные аргументы в ходе дебатов, рассмотреть связь между утверждением и мотивом, а также между утверждением и доказательством.
Кроме того, креативность проявляется в способности обучающегося анализировать и понимать концепцию, запоминать простые идеи, оригинально реализовывать данные и различать концепции, чтобы критически определять сходства и различия. На рисунке 2 отражено, что больше половины опрошенных проявили гибкость мышления в ходе инновационных занятий, подавляющее большинство студентов отличались оригинальными ответами. Сравнительный график основных характеристик креативного мышления отражает корреляционную взаимосвязь между проблемным обучением и сформированностью креативного мышления в результате процесса развития данного феномена. Для оценки гибкости мышления и гибкости ответов учитывались такие критерии, как адаптация студента к новым условиям, способность разбивать сложные задачи на мелкие, импровизация и применение различных стратегий в зависимости от поставленных проблем.
Рис. 2. Сравнительный график основных характеристик креативного мышления по двум группам: контрольная и экспериментальная
Выводы
Развитие навыков креативного мышления необходимо для превращения творческого потенциала в творческую деятельность. То есть при сознательном и добровольном развитии творческих способностей каждый сможет преобразовать свой творческий потенциал в творческое поведение. В этом отношении развитие творческих способностей должно быть личным и добровольным, но оно также должно стимулироваться образовательным контекстом.
Человеческое мышление разнообразно, сложно и многогранно и требует координации множества когнитивных процессов. По этой причине мы подчеркиваем важность развития навыков мышления более высокого порядка, в частности тех, которые оказались наиболее эффективными в процессах преподавания и обучения, а именно навыков критического, креативного и метакогнитивного мышления. Традиционно в образовании больше внимания уделялось развитию навыков критического, аналитического или формального мышления. По этой причине именно творческие способности выдвигаются на первый план в качестве объекта развития и изучения.
Творчество представляет собой сложную и многомерную конструкцию, что затрудняет его точное и согласованное определение. Однако можно утверждать, что различные существующие подходы к изучению креативности обеспечивают взаимодополняющее видение и проливают свет на будущие исследования, которые послужат раскрытию различных процессов и механизмов, задействованных в творческом мышлении.
В ходе исследования авторы:
1. Разработали методику развития креативного мышления у студентов, включающую в себя комбинацию методов и приёмов проблемного обучения.
2. Апробировали методику развития креативного мышления у обучающихся направления подготовки «Менеджмент» профиля «Управление в здравоохранении». Результаты апробации свидетельствуют о положительной динамике развития креативного мышления у студентов. Не выявлено влияния гендерных различий на результаты развития креативного мышления студентов. Для получения статистически значимых результатов планируется расширить применение предлагаемой методики в образовательном процессе студентов других направлений подготовки. Полученные результаты не закрывают всего рассматриваемого проблемного поля, а лишь открывают новые возможности для дальнейших исследований. По предложенной методике будет продолжено обучение первокурсников – участников апробации с анализом результатов формирования креативного мышления.