Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Артюхина А.И. 1 Танкабекян Н.А. 1 Даниленко Е.Е. 1 Зейналлы Р.Р. 1 Жогло Е.Н. 1
1 Волгоградский государственный медицинский университет
Во все времена была потребность в людях, имеющих нестандартный взгляд на решение проблем и задач, но особенно остро эта потребность стоит в настоящее время, когда требуются новые специалисты в новейших отраслях. Стране нужны творческие люди, способные двигать ее вперед, развивать и совершенствовать методы производства и сами достижения во всех областях, в том числе медицине. ФГОС ВО предполагает деятельность преподавателей по созданию условий для воспитания творческих личностей, обладающих креативностью, творческим мышлением, способностью мыслить нестандартно. Цель исследования - разработка и апробация системы развития креативного мышления в образовательном процессе высшей школы. Система развития креативного мышления включает в себя комбинацию приёмов и методов проблемного обучения. На основе модели Дж.П. Гилфорда и Э. Торренса авторами статьи проанализированы основные характеристики креативного мышления у студентов контрольной и экспериментальной групп (всего 107 обучающихся) Института общественного здоровья Волгоградского государственного медицинского университета. Результаты апробации свидетельствуют, что творческие практические занятия, проведенные на базе кафедры экономики и менеджмента улучшают навыки креативного мышления обучающихся в образовательном процессе. Выявлена положительная динамика развития креативного мышления у студентов. Творческий потенциал студентов проявляется в их понимании темы, способности анализировать новую информацию и находить нестандартные решения.
образование
развитие
проблемное обучение
навыки
нестандартные решения
сравнение
характеристики креативного мышления
1. Полякова И.В., Карякина Е.С. Некоторые подходы к формированию профессионального мышления будущих врачей на занятиях по иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30767 (дата обращения: 26.05.2022).
2. Ростовцева В.М., Козловская Е.В. Роль развития креативно-коммуникативной личности в контексте формирования креативно-коммуникативной компетенции // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17319 (дата обращения: 26.05.2022).
3. Романова Г.В. Подходы к развитию креативности у студентов инженерных вузов // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30223 (дата обращения: 26.05.2022).
4. Аренко А.А. К вопросу о креативности и способах ее изучения и измерения // Отечественная и зарубежная литература. 2020. № 3. С. 93-103.
5. Щетинина Е.А. Дизайн-мышление в бизнес-стратегиях корпораций // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2020. № 1. С. 85-93.
6. Брель А.К., Артюхина А.И., Танкабекян Н.А. Повышение мотивации – ключ к улучшению качества образования // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 4-1. С. 9-12.
7. Бурухина Е.В. Использование опыта ТРИЗ-педагогики в процессе развития креативности подростков // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2012. № 3. С. 46-150.

В настоящее время общепризнанно, что университеты являются важным инструментом в развитии современной экономики, основанной на знаниях. Поскольку большая часть знаний разрабатывается в университетах и ​​государственных научно-исследовательских учреждениях, они рассматриваются как важные катализаторы регионального экономического и социального развития за счет создания новых инновационных предприятий, которые добавляют ценность знаний.

Образовательные структуры имеют как регулятивные, так и культурные аспекты, связанные с различными характеристиками, такими как управление, институциональное разнообразие, доступ, концепции учебных программ, связи с рынком труда и финансирование обучения. На самом деле распространенным ответом на спрос заинтересованных сторон является стратегия, направленная на поощрение предпринимательского духа, реформирующая учебные программы, чтобы сделать студентов творческими. В этом восприятии академическому выпускнику требуются навыки, связанные с обработкой знаний в профессиональной сфере, готовностью к изменениям, междисциплинарностью, тайм-менеджментом, социальным интеллектом и конкурентоспособностью.

В быстро меняющемся мире более ценными навыками являются умение адаптироваться к новым условиям, способность находить новые перспективы и создавать инновации.

Опираясь на различные научные публикации [1-3], можно сказать, что креативность является одним из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей является необходимым фактором для достижения эффективного и высокого уровня обучения. Креативность определялась как результат, возникающий под влиянием контекста и опыта, как личностная черта человеческой природы при разных подходах к ее изучению.

Важную роль играет креативное мышление, так как оно стимулирует новые идеи, поощряет обучение и создает безопасное пространство для экспериментов и рисков. Креативность является частью того, что помогает создать атмосферу, способствующую поиску и апробации быстрых и эффективных решений.

Навыки креативного мышления бывают разного характера: от абстрактного мышления и рассказывания историй до поиска способов радикального планирования проектов или распознавания организационных моделей.

Все навыки креативного мышления связаны с переосмыслением взглядов и новым способом поиска альтернативных подходов, одним из способов для развития которого является добавление в свой подход набора правил, ограничений или рамок, чтобы вызвать более глубокую творческую работу и подключение к мышлению, направленному на решение проблем.

Развитие навыков креативного мышления подразумевает, что новизна должна включать в себя определенный уровень оригинальности, а качество - определенный уровень адекватности в конкретном социальном контексте.

Цель работы: разработка и апробация методики развития креативного мышления в образовательном процессе высшей школы.

Объект исследования: креативное обучение.

Предмет исследования: оценка эффективности внедрения системы новых образовательных приемов с целью развития креативного мышления.

Материал и методы исследования

Эмпирической базой исследования выступил Институт общественного здоровья Волгоградского государственного медицинского университета. Общая выборка составила 107 студентов четырех курсов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика и менеджмент». Состав контрольной группы (традиционное обучение) – 53 студента, экспериментальной – 54 студента. Основные характеристики креативного мышления у респондентов экспериментальной и контрольной групп проанализированы на основе модели Дж.П. Гилфорда и Э. Торренса [4]. По совокупности решения кейсов, не имеющих стандартных ответов, и устным ответам студентов на семинаре по соответствующей тематике определяли следующие характеристики креативного мышления: оригинальность, гибкость ответов, умение/желание визуализировать, гибкость мышления. Длительность экспериментального обучения составляет семестр. В эксперименте используется сочетание двух приемов обучения: ТРИЗ педагогики и мозгового штурма.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим дизайн-мышление как инструмент, необходимый преподавателю для проектирования образовательного процесса с целью развития креативного мышления.

Дизайн-мышление - это процесс, который многократно переформулирует проблему, чтобы найти ее суть, а затем анализирует возможные решения, чтобы найти наиболее благоприятное, что позволяет формировать «творческие мосты» между проблемами и решениями [5]. Таким образом, как аналитическое мышление, так и дивергентное творческое мышление являются ключевыми для процессов проектирования; представляло интерес работать с пятью основными навыками дизайн-мышления, представленными на рисунке 1.

 
 

Рис. 1. Основные навыки дизайн-мышления

Для генерации идей используется мозговой штурм, с целью выявления умений синтеза и анализа – тестирование, на этапе прототипирования проверяется жизнеспособность идей.

Проанализируем некоторые примеры навыков креативного мышления.

1. Эксперимент

Ключевым навыком является способность экспериментировать и пробовать что-то новое, будь то в личной практике или закрытой среде. Критические суждения или чрезмерное обдумывание мешают реализовать новые идеи или творческие проекты. Хороший экспериментатор - это инициативный человек, который принимает обоснованные решения для запуска проектов и проверки гипотез.

Экспериментируя, можно попробовать вещи, которые могут оказаться полезными.

2. Непредубежденность

Непредубежденность - важнейший элемент творчества и один из лучших навыков креативного мышления, которые можно попытаться развить, если вы новичок в этой практике. Быть непредубежденным означает быть восприимчивым к новым идеям, различным способам мышления, которые не являются вашими собственными.

Быть непредубежденным означает активно участвовать в том, что представлено, и воздерживаться от формирования суждений.

Непредубежденность - попытка понять первоначальную точку зрения, что позволяет вести диалог, поощрять творчество и двигаться вперед как команда.

Это не означает принимать каждую новую идею и полностью соглашаться с любым другим мнением. «Слышать, видеть, уважать» - это отличный метод, который можно попробовать, когда вы учитесь быть непредубежденными.

3. Нестандартное мышление

Латеральное мышление - яркий пример того, как мы можем творчески решать проблемы реального мира измеримым и простым для понимания образом. Развертывание латерального мышления означает использование рассуждений или нетрадиционной логики для поиска непрямого или нестандартного подхода к решению проблемы.

В широком смысле латеральное мышление часто означает отступление и рассмотрение решений или подходов, выходящих за рамки очевидного.

4. Глубокое и активное слушание

Умение слушать - это навык креативного мышления. Он требует, чтобы человек не только пытался понять, что говорится, но и участвовал в разговоре, чтобы переформулировать предшествующее мышление и увидеть вещи с новой точки зрения.

Глубокое слушание - активное стремление интерпретировать намерения собеседника, понять его позицию и создать позитивное пространство для дальнейшего общения. Этот акт взаимодействия и понимания приводит к творческим и динамичным результатам.

5. Бережливая организация

Бережливая организация означает рассмотрение потребностей команды, проекта и творческое мышление.

6. Интерпретация и анализ

Навыки интерпретации могут быть разными, хотя в контексте творческого мышления это означает способность успешно анализировать идею, решение, набор данных или разговор и делать эффективные выводы.

Один из способов, с помощью которого креативное мышление может улучшить интерпретацию, заключается в том, чтобы сделать вызов предположениям или первоначальным прочтениям данных.

Ключевым моментом здесь является интерпретация данных с разных точек зрения, а затем сопоставление их с другими источниками для формирования точной и репрезентативной интерпретации, а не исходное предположение.

7. Визуальное мышление

Визуальное мышление - это метод обработки, изучения и представления информации и понятий с помощью визуальных ресурсов, таких как изображения.

Визуальное мышление часто ассоциируется с креативным мышлением из-за потребления и создания образов на его основе.

Применение этого навыка креативного мышления означает способность интерпретировать визуальную информацию, представлять концепции в простой визуальной манере и общаться более понятным для всех способом.

Визуальные подходы к решению проблем могут способствовать общему пониманию и помогают людям быть более краткими или творческими в своих идеях.

8. Абстрактное мышление

Абстракция или абстрактное мышление - это искусство вырывать вещи из их обычного контекста и представлять их в радикально новом свете. В то время как большинство навыков креативного мышления используют абстракцию в той или иной форме, стоит отметить, что активная попытка взять идею из одного контекста и поместить ее в другой является творческим подходом.

Ключевым вопросом в развитии креативности, связанной с образовательным контентом, является мотивация. Внутренняя мотивация особенно актуальна на ранних стадиях генерации идей или на ранних стадиях творчества, а внешняя мотивация особенно актуальна на этапе разработки этих первоначальных идей, когда продукт необходимо разработать в деталях [6]. В свою очередь, авторами ранее было выявлено, что внешняя мотивация может стимулировать творчество, если она не превышает внутреннюю мотивацию, и оба вида мотивации должны сочетаться синергическим, аддитивным и взаимодополняющим образом. Авторы полагают, что для развития креативности у студентов оптимальным будет вариант, когда внутренняя мотивация превышает внешнюю.

Хотелось отметить необходимость продвижения образовательных мероприятий и процессов, вовлекающих преподавателей в развитие креативного мышления студентов, основанных на методах обучения, позволяющих генерировать знания и реагировать на социальные, научные и технологические проблемы.

Авторами предложена стратегия развития креативности у студентов с применением комбинации методов и приемов проблемного обучения, которая характеризуются гибкостью в планировании, контекстуальной адаптацией, созданием непринужденной и полезной атмосферы, участием и интерактивными ролями среди студентов, а также между студентами и преподавателями, продуктивностью или личными достижениями, высокой степенью удовлетворенности и осознания самообучения. Предложенная стратегия направлена на развитие способностей и навыков формирования идей, взаимодействия, проработки, коммуникативной компетентности, аргументации для выражения и защиты собственной точки зрения, совместной работы и ролевых игр.

Реализация предложенной стратегии развития креативности у студентов осуществляется путём последовательной организации действий для достижения желаемой цели. В первую очередь обсудили со студентами важность развития у них креативности с позиции общего развития личности и профессиональных требований.

В начале изучения дисциплины «Тайм-менеджмент», которая была задействована в эксперименте, студентам предлагалось выявить главную проблему, определить, что уже известно в науке и практике в ходе выполнения индивидуального задания для самостоятельной внеаудиторной работы. На практических занятиях проводилось обсуждение выявленных студентами проблем, выстраивание их иерархии, определение главной проблемы и подпроблем с позиций значимости для изучения и будущей практической профессиональной деятельности, а также значимости в научном плане. Самостоятельная работа студентов контрольной группы была организована с использованием интеллектуальных карт для визуального изображения информации вместо классических конспектов.

Основным элементом в адаптивной процедуре развития креативного мышления является мозговой штурм. Его цель состоит в том, чтобы получить как можно больше идей, предложений, действительных альтернатив и оригинальных идей. Авторы использовали модификацию мозгового штурма как метода проблемного обучения, представленную несколькими этапами:

- на первом этапе каждый участник готовит свой собственный список идей, а затем делится ими с другими студентами;

- на втором этапе студенты работают в парах;

- на третьем этапе активно ведется групповая работа с помощью интеллектуальных игр и дебатов.

В ходе эксперимента использовались также приемы ТРИЗ-педагогики для последовательного анализа поставленной проблемы [7]. В конечном итоге необходимо оценить все альтернативы решения проблемы и выбрать лучшую альтернативу. В ходе эксперимента предложены примеры и контрпримеры, составлены списки атрибутов к определенным вопросам.

Креативность студентов проявляется в их способности вести содержательные дискуссии с оригинальными ответами, в их способности спорить или критиковать тему со своими однокурсниками. Студенты были в состоянии привести достойные аргументы в ходе дебатов, рассмотреть связь между утверждением и мотивом, а также между утверждением и доказательством.

Кроме того, креативность проявляется в способности обучающегося анализировать и понимать концепцию, запоминать простые идеи, оригинально реализовывать данные и различать концепции, чтобы критически определять сходства и различия. На рисунке 2 отражено, что больше половины опрошенных проявили гибкость мышления в ходе инновационных занятий, подавляющее большинство студентов отличались оригинальными ответами. Сравнительный график основных характеристик креативного мышления отражает корреляционную взаимосвязь между проблемным обучением и сформированностью креативного мышления в результате процесса развития данного феномена. Для оценки гибкости мышления и гибкости ответов учитывались такие критерии, как адаптация студента к новым условиям, способность разбивать сложные задачи на мелкие, импровизация и применение различных стратегий в зависимости от поставленных проблем.

Рис. 2. Сравнительный график основных характеристик креативного мышления по двум группам: контрольная и экспериментальная

Выводы

Развитие навыков креативного мышления необходимо для превращения творческого потенциала в творческую деятельность. То есть при сознательном и добровольном развитии творческих способностей каждый сможет преобразовать свой творческий потенциал в творческое поведение. В этом отношении развитие творческих способностей должно быть личным и добровольным, но оно также должно стимулироваться образовательным контекстом.

Человеческое мышление разнообразно, сложно и многогранно и требует координации множества когнитивных процессов. По этой причине мы подчеркиваем важность развития навыков мышления более высокого порядка, в частности тех, которые оказались наиболее эффективными в процессах преподавания и обучения, а именно навыков критического, креативного и метакогнитивного мышления. Традиционно в образовании больше внимания уделялось развитию навыков критического, аналитического или формального мышления. По этой причине именно творческие способности выдвигаются на первый план в качестве объекта развития и изучения.

Творчество представляет собой сложную и многомерную конструкцию, что затрудняет его точное и согласованное определение. Однако можно утверждать, что различные существующие подходы к изучению креативности обеспечивают взаимодополняющее видение и проливают свет на будущие исследования, которые послужат раскрытию различных процессов и механизмов, задействованных в творческом мышлении.

В ходе исследования авторы:

1. Разработали методику развития креативного мышления у студентов, включающую в себя комбинацию методов и приёмов проблемного обучения.

2. Апробировали методику развития креативного мышления у обучающихся направления подготовки «Менеджмент» профиля «Управление в здравоохранении». Результаты апробации свидетельствуют о положительной динамике развития креативного мышления у студентов. Не выявлено влияния гендерных различий на результаты развития креативного мышления студентов. Для получения статистически значимых результатов планируется расширить применение предлагаемой методики в образовательном процессе студентов других направлений подготовки. Полученные результаты не закрывают всего рассматриваемого проблемного поля, а лишь открывают новые возможности для дальнейших исследований. По предложенной методике будет продолжено обучение первокурсников – участников апробации с анализом результатов формирования креативного мышления.


Библиографическая ссылка

Артюхина А.И., Танкабекян Н.А., Даниленко Е.Е., Зейналлы Р.Р., Жогло Е.Н. МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31784 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674