В современных условиях задачи, стоящие перед Министерством внутренних дел, значительно расширяются и усложняются, что обусловливает необходимость повышения качественного уровня обучения в ведомственных образовательных организациях.
Нормативные правовые акты, регламентирующие служебную деятельность сотрудников ОВД и их профессиональную подготовку, а также новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) высшего образования определяют требования к профессиональным качествам полицейских икконечным результатам их обучения [1]. С принятием новых ФГОС поколения 3++ значительно расширился перечень профессиональных компетенций, формируемых у обучающихся образовательных организаций МВД России по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность. Для обеспечения их формирования в рамках изучения дисциплин (модулей) специализации необходимо максимально приблизить условия обучения к практической деятельности сотрудников полиции.
Непрекращающиеся организационно-штатные изменения Министерства внутренних дел России, необходимость реализации мероприятий, предусмотренных программными документами, предъявляют к подразделениям полиции требования по решению широкого спектра задач силами высококвалифицированных сотрудников с привлечением всех доступных ресурсов. Перед образовательными организациями МВД России на первое место встает задача обеспечения практической направленности образовательного процесса [2].
Рассматривая особенности образования в системе МВД России, необходимо отметить его практическую ориентированность, в основе которой лежит компетентностный подход, имеющий ключевую направленность на результат обучения [3].
Следует согласиться с утверждением о том, что при подготовке кадров в ведомственных вузах необходимо формирование компетенций, которые определены потребностями рынка труда и стратегическими перспективами развития общества [4]. При этом в настоящее время от руководителей территориальных органов МВД России поступают запросы о повышении уровня сформированности именно профессиональных компетенций выпускников ведомственных образовательных организаций системы МВД России.
Особую роль в формировании профессиональных компетенций играют организация и проведение практической подготовки обучающихся при освоении образовательной программы в условиях выполнения ими определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы [5].
Вне всяких сомнений, весомый вклад в достижение обозначенных целей вносит проведение учебных занятий, а также учебной и производственной, в том числе преддипломной, практики обучающихся в профильных подразделениях органов внутренних дел по специальности обучения. При этом исходя из пожеланий и рекомендаций руководителей территориальных органов МВД России по совершенствованию подготовки специалистов в институте большое внимание уделяется моделированию практических действий, максимально приближенных к предстоящей деятельности специалистов.
Однако актуализация, углубление и закрепление полученных обучающимся теоретических знаний, совершенствование практических умений и навыков, развитие интереса к избранной профессии невозможны без непосредственного участия в оперативно-служебной деятельности структурных подразделений Госавтоинспекции сразу же после посещения лекционных занятий и работы на групповых занятиях с преподавателем.
Цели исследования: оценка влияния привлечения обучающихся к работе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД на уровень сформированности профессиональных компетенций.
Материал и методы исследования
В целях повышения качества подготовки кадров для органов внутренних дел, организации углубленного изучения обучающимися четвертого курса дисциплин специализации, формирования практических навыков работы по предполагаемым к замещению выпускниками института должностей, а также ускорения их адаптации к предстоящей практической деятельности в Орловском юридическом институтеМВДРоссии имениВ.В. Лукьянова (далее – Институт) организована работа филиала кафедры организации деятельности ГИБДД (далее кафедра) на базе УГИБДД УМВД России по Орловской области.
В институте с 2014 г. на основании утвержденного совместным приказом с УМВД России по Орловской области от 30 декабря 2013 г. № 732/592 Положения о филиалах кафедр института на базе структурных подразделений УМВД России по Орловской области из числа профессорско-преподавательского состава кафедры и сотрудников УГИБДД УМВД России по Орловской области назначаются лица, ответственные за организацию и координацию работы филиала.
Перед началом учебного года руководителем Института утверждается список курсантов четвертых курсов, демонстрирующих наибольшую теоретическую подготовленность и склонность к научно-исследовательской деятельности, для привлечения к работе филиала кафедры ОД ГИБДД на базе УГИБДД УМВД России по Орловской области.
В приказе, издаваемом перед каждым учебным годом, содержатся перечень обучающихся, привлекаемых к работе филиала кафедры, и согласованный с практическими сотрудниками Госавтоинспекции график посещения филиала кафедры (как правило, в понедельник, среду и пятницу).
Направление курсантов в подразделения Госавтоинспекции в соответствии с графиком обеспечивается руководством факультета и курса в количестве не менее 3 обучающихся.
Время прибытия курсантов в Госавтоинспекцию – 14 ч 50 мин. Время нахождения на базе филиала – до 17.00 часов
По результатам работы в рамках филиала кафедры организации деятельности ГИБДД за день обучающимися готовится рапорт с указанием выполненной работы. Рапорт согласуется с сотрудником Госавтоинспекции, в чьем распоряжении находились обучающиеся.
Основные задачи, которые ставятся профессорско-преподавательским составом кафедры ОД ГИБДД перед группой обучающихся:
– приобретение практических навыков по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции в вопросах предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения, участие в оформлении материалов, находящихся в производстве у сотрудников Госавтоинспекции;
– углубление и закрепление теоретических знаний, полученных обучающимися при изучении дисциплин специализации;
– приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков по правильному толкованию и применению норм административного и иных отраслей права в конкретных алгоритмах исполнения государственной функции, складывающихся в процессе обеспечения безопасности дорожного движения, и составление административно-процессуальных, служебных и иных документов;
– уяснение организационных и тактических аспектов осуществления подразделениями Госавтоинспекции конкретных видов административно-служебной деятельности;
– анализ организации деятельности подразделений Госавтоинспекции по всем направлениям (дорожного надзора, несения дорожно-патрульной службы, регистрации транспортных средств, экзаменационной деятельности, организационно-аналитической работы, производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, пропаганды безопасности дорожного движения).
Приобретение, развитие и совершенствование необходимых профессиональных умений и навыков в рамках филиала кафедры организации деятельности ГИБДД достигаются путем непосредственного участия обучающихся в оперативно-служебных мероприятиях, проводимых сотрудниками подразделений Госавтоинспекции.
Привлечение курсантов к работе практических сотрудников Госавтоинспекции позволяет выстроить образовательный процесс, дающий возможность апробировать обучающимися полученные теоретические знания в условиях будущей профессиональной деятельности, стрессовых ситуациях. У курсантов имеется возможность визуализировать осуществление сотрудниками Госавтоинспекции федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения, принять участие в исполнении государственных функций и административных процедур.
По результатам работы филиала кафедры у обучающихся формируется представление о нормативах, определяющих деятельность Госавтоинспекции, о сложной и разветвленной системе ее подразделений, существование которой обусловлено исключительно широтой и надведомственным характером контрольно-надзорных и разрешительных полномочий Госавтоинспекции.
Результаты исследования и их обсуждение
Для оценки эффективности работы филиала кафедры организации деятельности ГИБДД на базе УГИБДД УМВД России по Орловской области был проведен опрос курсантов и слушателей Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. Изучалось влияние привлечения курсантов к работе в филиале кафедры на получение практических навыков и формирование профессиональных компетенций. Опрос приводился среди привлекаемых к работе филиала кафедры курсантов и слушателей Института в 2020–2021 и 2021–2022 учебных годах. Всего в опросе принимали участие 30 обучающихся. В опросный лист вошли 4 вопроса. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты опроса обучающихся, привлекаемых к работе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД
Считаете ли Вы эффективным привлечение к работе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД?
|
Да – 23 человека (76,66 %) Нет – 3 человека (10%) Затрудняюсь ответить – 4 человека (13,34%) |
Как Вы считаете, привлечение к работе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД способствует получению необходимых практических навыков и формированию профессиональных компетенций, необходимых в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности? |
Да – 25 человек (83,33%) Нет – 2 человека (6,67 %) Затрудняюсь ответить – 3 человека (10%) |
Возрастает ли у Вас интерес к будущей профессиональной деятельности при привлечении к работе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД? |
Да – 25 человек (83,33%) Нет – 5 человек (16,67%) Затрудняюсь ответить – 0 человек |
Оцените (по пятибалльной шкале) уровень влияния привлечения к работе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД на формирование Ваших профессиональных компетенций (где 5 – наивысшая оценка, 1 – минимальная оценка) |
5 – 11 человек (36,66%) 4 – 14 человек (46,66%) 3 – 5 человек (16,67%) 2 – 0 человек 1 – 0 человек |
Анализ результатов проведенного опроса показал, что опыт привлечения курсантов к работе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД в высокой степени влияет на уровень формирования профессиональных компетенций у обучающихся. При этом среди респондентов отмечается повышенный интерес к профессиональной деятельности при привлечении к работе филиала кафедры.
Действенность указанной методики преподавания дисциплин специализации подтверждается показателями качества подготовки выпускников Института.
Курсанты, задействованные в работе филиала кафедры ОД ГИБДД, демонстрируют более высокий уровень теоретической и практической подготовки по дисциплинам специализации в период промежуточной аттестации и на государственной итоговой аттестации, проводимой с участием руководства Госавтоинспекции области и Научного центра БДДМВД России. Данное утверждение подтверждается анализом показателей государственной итоговой аттестации выпускников за 4 года (табл. 2).
Таблица 2
Анализ результатов итоговой государственной аттестации выпускников, проходивших практическую подготовку на базе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД
Год выпуска |
Общее количество выпускников по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», специализация Административная деятельность полиции (Деятельность сотрудника подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения) |
Количество выпускников, проходивших практическую подготовку на базе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД
|
Общий средний балл государственной итоговой аттестации |
Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников, проходивших практическую подготовку на базе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД
|
2018 |
116 |
25 |
3,87 |
4,32 |
2019 |
113 |
34 |
4,32 |
4,35 |
2020 |
127 |
37 |
4,34 |
4,43 |
2021 |
25 |
15 |
4,3 |
4,53 |
Необходимо обратить внимание на положительные отзывы практических органов о выпускниках Института. Практическая подготовка к профессиональной деятельности (сформированность умений и навыков) выпускников по специальности «Правоохранительная деятельность» в отзывах, поступивших в Институт, в основном оценена на «отлично» и «хорошо».
Пять выпускников Института 2020 и 2021 годов выпуска по специальности «Правоохранительная деятельность», проходивших практическую подготовку на базе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД, были приглашены для дальнейшего прохождения службы в Научном центре безопасности дорожного движения МВД России, некоторые из них проходят обучение в адъюнктуре.
Выводы
На основании изложенного выше полагаем, что филиал кафедры на базе территориального органа внутренних дел играет весомую роль в:
- формировании профессиональных компетенций обучающихся путем закрепления в рамках практической подготовки теоретических знаний и практических умений и навыков, полученных в ходе групповых занятий;
- предоставлении возможности осуществления обучающимися научно- исследовательской деятельности путем апробации полученных знаний на практике, выявлении проблемы правоприменительной и оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел;
- развитии комплексного взгляда на будущую профессиональную деятельность.
Создание и развитие филиалов кафедр вузов на базе структурных подразделений органов внутренних дел МВД России является перспективным направлением деятельности образовательных организаций системы МВД России во взаимодействии с территориальными органами внутренних дел. Это дает возможность расширить образовательную среду вуза, формирует условия для использования практического опыта в учебном процессе, создает предпосылки для включения обучающихся, а впоследствии – выпускников, в оперативно-служебную деятельность территориальных органов без дополнительных временных затрат после окончания вуза.