Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В ПАРАДИГМЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

Сабинин А.А. 1
1 ФГКОУ «Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова»
На современном этапе развития общественных отношений перед Министерством внутренних дел Российской Федерации стоит задача формирования компетентного, профессионального кадрового состава. Решение данной задачи, главным образом, возложено на ведомственные образовательные организации системы МВД России. При этом ключевую роль играет качество формирования профессиональных компетенций выпускников, что, в свою очередь, невозможно без усиления практико-ориентированного подхода к обучению. Одним из направлений реализации указанного подхода может выступать практическая подготовка обучающихся в территориальных органах МВД России по специализации в рамках организации работы филиала профильной кафедры. В данной статье приводятся основные организационные элементы работы филиала кафедры организации деятельности ГИБДД на базе управления Госавтоинспекции УМВД России по Орловской области, рассматривается положительный опыт работы с обучающимися в формате постоянного взаимодействия с практическими сотрудниками правоохранительных органов. На основе статистических данных и результатов анкетирования проводится анализ влияния привлечения обучающихся к работе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД на получение необходимых практических умений, навыков и формирование профессиональных компетенции, необходимых в их дальнейшей профессиональной деятельности.
профессиональные компетенции
курсанты
практико-ориентированный подход
практическая подготовка
компетентностный подход
практическая деятельность
1. Русскова Ю.Н., Ульянова И.В. Формирование профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России посредством интерактивных технологий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 65-71.
2. Зейналов Ф.Н. О правовом статусе курсантов и слушателей при обеспечении безопасности дорожного движения в период прохождения практики // Полицейская деятельность. 2021. № 3. С. 24 - 33.
3. Таков А.З., Урусова М.И. Пути реализации компетентностного подхода при подготовке слушателей, обучающихся по основным образовательным программам первоначальной подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30352 (дата обращения: 25.04.2022).
4. Макович Г.В. Необходимость разработки ведомственных стандартов высшего профессионального образования для образовательных организаций МВД России // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29825 (дата обращения: 25.04.2022).
5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 885/390 "О практической подготовке обучающихся" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74626874 (дата обращения: 26.04.2022).

В современных условиях задачи, стоящие перед Министерством внутренних дел, значительно расширяются и усложняются, что обусловливает необходимость повышения качественного уровня обучения в ведомственных образовательных организациях.

Нормативные правовые акты, регламентирующие служебную деятельность сотрудников ОВД и их профессиональную подготовку, а также новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) высшего образования определяют требования к профессиональным качествам полицейских икконечным результатам их обучения [1]. С принятием новых ФГОС поколения 3++ значительно расширился перечень профессиональных компетенций, формируемых у обучающихся образовательных организаций МВД России по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность. Для обеспечения их формирования в рамках изучения дисциплин (модулей) специализации необходимо максимально приблизить условия обучения к практической деятельности сотрудников полиции.

Непрекращающиеся организационно-штатные изменения Министерства внутренних дел России, необходимость реализации мероприятий, предусмотренных программными документами, предъявляют к подразделениям полиции требования по решению широкого спектра задач силами высококвалифицированных сотрудников с привлечением всех доступных ресурсов. Перед образовательными организациями МВД России на первое место встает задача обеспечения практической направленности образовательного процесса [2].

Рассматривая особенности образования в системе МВД России, необходимо отметить его практическую ориентированность, в основе которой лежит компетентностный подход, имеющий ключевую направленность на результат обучения [3].

Следует согласиться с утверждением о том, что при подготовке кадров в ведомственных вузах необходимо формирование компетенций, которые определены потребностями рынка труда и стратегическими перспективами развития общества [4]. При этом в настоящее время от руководителей территориальных органов МВД России поступают запросы о повышении уровня сформированности именно профессиональных компетенций выпускников ведомственных образовательных организаций системы МВД России.

Особую роль в формировании профессиональных компетенций играют организация и проведение практической подготовки обучающихся при освоении образовательной программы в условиях выполнения ими определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы [5].

Вне всяких сомнений, весомый вклад в достижение обозначенных целей вносит проведение учебных занятий, а также учебной и производственной, в том числе преддипломной, практики обучающихся в профильных подразделениях органов внутренних дел по специальности обучения. При этом исходя из пожеланий и рекомендаций руководителей территориальных органов МВД России по совершенствованию подготовки специалистов в институте большое внимание уделяется моделированию практических действий, максимально приближенных к предстоящей деятельности специалистов.

Однако актуализация, углубление и закрепление полученных обучающимся теоретических знаний, совершенствование практических умений и навыков, развитие интереса к избранной профессии невозможны без непосредственного участия в оперативно-служебной деятельности структурных подразделений Госавтоинспекции сразу же после посещения лекционных занятий и работы на групповых занятиях с преподавателем.

Цели исследования: оценка влияния привлечения обучающихся к работе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД на уровень сформированности профессиональных компетенций.

Материал и методы исследования

В целях повышения качества подготовки кадров для органов внутренних дел, организации углубленного изучения обучающимися четвертого курса дисциплин специализации, формирования практических навыков работы по предполагаемым к замещению выпускниками института должностей, а также ускорения их адаптации к предстоящей практической деятельности в Орловском юридическом институтеМВДРоссии имениВ.В. Лукьянова (далее – Институт) организована работа филиала кафедры организации деятельности ГИБДД (далее кафедра) на базе УГИБДД УМВД России по Орловской области.

В институте с 2014 г. на основании утвержденного совместным приказом с УМВД России по Орловской области от 30 декабря 2013 г. № 732/592 Положения о филиалах кафедр института на базе структурных подразделений УМВД России по Орловской области из числа профессорско-преподавательского состава кафедры и сотрудников УГИБДД УМВД России по Орловской области назначаются лица, ответственные за организацию и координацию работы филиала.

Перед началом учебного года руководителем Института утверждается список курсантов четвертых курсов, демонстрирующих наибольшую теоретическую подготовленность и склонность к научно-исследовательской деятельности, для привлечения к работе филиала кафедры ОД ГИБДД на базе УГИБДД УМВД России по Орловской области.

В приказе, издаваемом перед каждым учебным годом, содержатся перечень обучающихся, привлекаемых к работе филиала кафедры, и согласованный с практическими сотрудниками Госавтоинспекции график посещения филиала кафедры (как правило, в понедельник, среду и пятницу).

Направление курсантов в подразделения Госавтоинспекции в соответствии с графиком обеспечивается руководством факультета и курса в количестве не менее 3 обучающихся.

Время прибытия курсантов в Госавтоинспекцию – 14 ч 50 мин. Время нахождения на базе филиала – до 17.00 часов

По результатам работы в рамках филиала кафедры организации деятельности ГИБДД за день обучающимися готовится рапорт с указанием выполненной работы. Рапорт согласуется с сотрудником Госавтоинспекции, в чьем распоряжении находились обучающиеся.

Основные задачи, которые ставятся профессорско-преподавательским составом кафедры ОД ГИБДД перед группой обучающихся:

– приобретение практических навыков по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции в вопросах предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения, участие в оформлении материалов, находящихся в производстве у сотрудников Госавтоинспекции;

– углубление и закрепление теоретических знаний, полученных обучающимися при изучении дисциплин специализации;

– приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков по правильному толкованию и применению норм административного и иных отраслей права в конкретных алгоритмах исполнения государственной функции, складывающихся в процессе обеспечения безопасности дорожного движения, и составление административно-процессуальных, служебных и иных документов;

– уяснение организационных и тактических аспектов осуществления подразделениями Госавтоинспекции конкретных видов административно-служебной деятельности;

– анализ организации деятельности подразделений Госавтоинспекции по всем направлениям (дорожного надзора, несения дорожно-патрульной службы, регистрации транспортных средств, экзаменационной деятельности, организационно-аналитической работы, производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, пропаганды безопасности дорожного движения).

Приобретение, развитие и совершенствование необходимых профессиональных умений и навыков в рамках филиала кафедры организации деятельности ГИБДД достигаются путем непосредственного участия обучающихся в оперативно-служебных мероприятиях, проводимых сотрудниками подразделений Госавтоинспекции.

Привлечение курсантов к работе практических сотрудников Госавтоинспекции позволяет выстроить образовательный процесс, дающий возможность апробировать обучающимися полученные теоретические знания в условиях будущей профессиональной деятельности, стрессовых ситуациях. У курсантов имеется возможность визуализировать осуществление сотрудниками Госавтоинспекции федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения, принять участие в исполнении государственных функций и административных процедур.

По результатам работы филиала кафедры у обучающихся формируется представление о нормативах, определяющих деятельность Госавтоинспекции, о сложной и разветвленной системе ее подразделений, существование которой обусловлено исключительно широтой и надведомственным характером контрольно-надзорных и разрешительных полномочий Госавтоинспекции.

Результаты исследования и их обсуждение

Для оценки эффективности работы филиала кафедры организации деятельности ГИБДД на базе УГИБДД УМВД России по Орловской области был проведен опрос курсантов и слушателей Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. Изучалось влияние привлечения курсантов к работе в филиале кафедры на получение практических навыков и формирование профессиональных компетенций. Опрос приводился среди привлекаемых к работе филиала кафедры курсантов и слушателей Института в 2020–2021 и 2021–2022 учебных годах. Всего в опросе принимали участие 30 обучающихся. В опросный лист вошли 4 вопроса. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты опроса обучающихся, привлекаемых к работе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД

Считаете ли Вы эффективным привлечение к работе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД?

 

Да – 23 человека (76,66 %)

Нет – 3 человека (10%)

Затрудняюсь

ответить – 4

человека (13,34%)

Как Вы считаете, привлечение к работе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД способствует получению необходимых практических навыков и формированию

профессиональных компетенций, необходимых в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности?

Да – 25 человек (83,33%)

Нет – 2 человека (6,67 %)

Затрудняюсь

ответить – 3

человека (10%)

Возрастает ли у Вас интерес к будущей профессиональной деятельности при привлечении к работе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД?

Да – 25 человек (83,33%)

Нет – 5 человек (16,67%)

Затрудняюсь

ответить – 0

человек

Оцените (по пятибалльной шкале) уровень

влияния привлечения к работе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД на формирование Ваших профессиональных компетенций (где 5 – наивысшая оценка, 1 – минимальная оценка)

5 – 11 человек (36,66%)

4 – 14 человек (46,66%)

3 – 5 человек (16,67%)

2 – 0 человек

1 – 0 человек

Анализ результатов проведенного опроса показал, что опыт привлечения курсантов к работе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД в высокой степени влияет на уровень формирования профессиональных компетенций у обучающихся. При этом среди респондентов отмечается повышенный интерес к профессиональной деятельности при привлечении к работе филиала кафедры.

Действенность указанной методики преподавания дисциплин специализации подтверждается показателями качества подготовки выпускников Института.

Курсанты, задействованные в работе филиала кафедры ОД ГИБДД, демонстрируют более высокий уровень теоретической и практической подготовки по дисциплинам специализации в период промежуточной аттестации и на государственной итоговой аттестации, проводимой с участием руководства Госавтоинспекции области и Научного центра БДДМВД России. Данное утверждение подтверждается анализом показателей государственной итоговой аттестации выпускников за 4 года (табл. 2).

Таблица 2

Анализ результатов итоговой государственной аттестации выпускников, проходивших практическую подготовку на базе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД

Год

выпуска

Общее количество выпускников по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», специализация Административная деятельность полиции

(Деятельность сотрудника подразделения

по обеспечению безопасности дорожного движения)

Количество

выпускников, проходивших практическую подготовку на базе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД

 

Общий средний балл государственной итоговой аттестации

Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников, проходивших практическую подготовку на базе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД

 

2018

116

25

3,87

4,32

2019

113

34

4,32

4,35

2020

127

37

4,34

4,43

2021

25

15

4,3

4,53

Необходимо обратить внимание на положительные отзывы практических органов о выпускниках Института. Практическая подготовка к профессиональной деятельности (сформированность умений и навыков) выпускников по специальности «Правоохранительная деятельность» в отзывах, поступивших в Институт, в основном оценена на «отлично» и «хорошо».

Пять выпускников Института 2020 и 2021 годов выпуска по специальности «Правоохранительная деятельность», проходивших практическую подготовку на базе филиала кафедры организации деятельности ГИБДД, были приглашены для дальнейшего прохождения службы в Научном центре безопасности дорожного движения МВД России, некоторые из них проходят обучение в адъюнктуре.

Выводы

На основании изложенного выше полагаем, что филиал кафедры на базе территориального органа внутренних дел играет весомую роль в:

- формировании профессиональных компетенций обучающихся путем закрепления в рамках практической подготовки теоретических знаний и практических умений и навыков, полученных в ходе групповых занятий;

- предоставлении возможности осуществления обучающимися научно- исследовательской деятельности путем апробации полученных знаний на практике, выявлении проблемы правоприменительной и оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел;

- развитии комплексного взгляда на будущую профессиональную деятельность.

Создание и развитие филиалов кафедр вузов на базе структурных подразделений органов внутренних дел МВД России является перспективным направлением деятельности образовательных организаций системы МВД России во взаимодействии с территориальными органами внутренних дел. Это дает возможность расширить образовательную среду вуза, формирует условия для использования практического опыта в учебном процессе, создает предпосылки для включения обучающихся, а впоследствии – выпускников, в оперативно-служебную деятельность территориальных органов без дополнительных временных затрат после окончания вуза.


Библиографическая ссылка

Сабинин А.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В ПАРАДИГМЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31722 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674