Быстро развивающийся мир требует постоянного изменения существующей среды системы образования для поддержания ее качества, эффективности, результативности и востребованности [1]. Эпоха цифровых технологий позволяет находить все новые способы эффективного обучения [2]. Цифровизация есть процесс перевода информации в цифровую форму. Наиболее востребованным и результативным на сегодня является гибридный формат обучения, т.е. сочетание онлайн- и офлайн-форм [3].
Постоянные трансформации и обновления требуют от аудитории быстрой адаптации. Однако процесс адаптации у разных поколений происходит по-разному. Согласно теории поколений, поколение Y долгое время находилось в нецифровой медиасреде. Мышление его представителей отличается от мышления представителей поколения Z процессами коммуникации и потребления информации [4, 5]. Представители поколения Z обладают «клиповым мышлением», т.е. восприятие информации и окружающей реальности происходит через короткие и яркие образы или фрагменты [6, 7]. У молодых людей существует насущная потребность в коммуникации, обсуждении, одобрении и наглядности любого процесса, в том числе и обучения, посредством применения социальных сетей [4, 6, 7]. Именно социальные сети как важная часть современного медиапространства предоставляют цифровой контент в разнообразных формах.
Перевод в онлайн-пространство ускорил процесс изменения образовательной среды. Социальные сети приобрели новое значение для всех участников образовательного процесса [8]. Традиционное обучение, нацеленное на поколение Y, не способно удовлетворить студентов системой образования [5, 9]. Для современной молодежи социальные сети – это часть привычной жизни. Эффективное восприятие информации из социальных сетей обусловлено визуальными интерфейсами, которые интуитивно понятны каждому пользователю [1].
Актуальность представленной работы обусловлена глобальной цифровизацией и цифровой трансформацией, массовым «клиповым мышлением» студентов и распространенным онлайн-образованием. Объектом исследования является образовательный процесс. Предметом служит использование социальных сетей в образовательном процессе для его улучшения. Исследование направлено на обоснование применения социальных сетей в образовании для повышения его эффективности, качества и мотивации обучающихся.
Научная гипотеза состоит в том, что социальные сети, которые соответствуют «клиповому мышлению» обучающихся студентов, могут эффективно использоваться в образовательной деятельности как один из элементов системы обучения, мотивирующих к успешному освоению программы и ее завершению.
Задачами исследования являются следующие:
- изучить особенности мышления нового поколения, в том числе студентов;
- проанализировать способы изменения образовательного процесса в соответствии с мышлением современных студентов;
- обосновать причины использования социальных сетей в образовательном процессе;
- провести опрос и проанализировать результаты;
- предложить использовать социальные сети как неотъемлемую часть образовательного процесса обучения современных студентов.
В качестве литературного обзора были изучены различные источники [1, 2, 3] и выявлены причины, по которым использование социальных сетей в учебном процессе является эффективным:
– социальные сети представляют информацию фрагментами, что и соответствует «клиповому мышлению». Она запоминается лучше, так как представлена визуально и кратко;
– студенты постоянно пользуются социальными сетями и отлично знают их возможности. Они адаптированы к виртуальному пространству и быстро переключают внимание;
- облегчается совместная работа студентов и преподавателей благодаря быстрому обмену информации и виртуальному общению. Студенты предпочитают виртуальное общение;
- социальные сети способствуют непрерывному учебному процессу даже в период локдауна. Социальные сети дают возможность вести обычный образ жизни при болезни или реабилитации;
- получение обучающего контента в социальных сетях намного интереснее для современного поколения, чем традиционное обучение;
- при использовании социальных сетей увеличиваются независимость и самоконтроль обучаемого как элементов обучения;
- возможно создание виртуальной среды без географических и коммуникационных рамок.
Основной трудностью использования социальных сетей в образовании является стереотип о развлекательной направленности социальных сетей. Однако социальные сети могут поспособствовать коллективной работе распределенной учебной группы, долгосрочной проектной деятельности, международному обмену, мобильному непрерывному образованию и самообразованию, сетевой работе людей, находящихся в разных странах. Так появляется возможность управления «клиповым мышлением» через его положительные характеристики для формирования эффективных учебных программ с применением актуальных онлайн- и офлайн-технологий.
При таких изменениях выполняется основная задача современных вузов, т.е. подготовка профессионалов, которые обладают гибкостью, вариативностью решений и скоростью реагирования на происходящие цифровые изменения [6]. Учебные программы будут адаптированы к большей гибкости и индивидуализации [10].
Социальные сети – это онлайн-сервисы, которые содержат разнообразные инструменты для обмена информацией через Интернет. Образование также входит в перечень функций социальных сетей. В большинстве случаев оно представлено общением студентов друг с другом или с преподавателями [2, 11]. Указанный канал коммуникации востребован, так как он отличается скоростью и действенностью.
Наиболее популярными социальными сетями в России являются Одноклассники, ВКонтакте и YouTube. При этом в 2020 г. из-за пандемии число пользователей социальных сетей возросло на 30%. А уже в 2021 г. рост был не таким значительным [12]. Резкий скачок пользователей сети ВКонтакте произошел в марте 2022 г. [13].
Для организации эффективного обучения студентов в настоящее время необходимо изучить цифровую жизнь молодежи как самого массового потребителя образовательных услуг [9].
Молодое поколение характеризуется клиповым типом мышления. Имея свои преимущества и недостатки, оно содержит для поколения Z и возможности, и наряду с этим – угрозы (табл. 1).
Таблица 1
Возможности и угрозы «клипового мышления» [6, 7]
Предпосылки «клипового мышления» |
Возможности |
Угрозы |
Массовость информации, приходящей извне |
Избирательное потребление информационных потоков, экономия времени |
Рост интеллектуально-психической зависимости от компьютерных гаджетов |
Потребность в актуализации поступающей с огромной скоростью информации |
Приспосабливаемость к быстрым изменениям информационно-коммуникационного пространства |
Отсутствие глубины знаний, низкие аналитические и критические навыки при работе с информацией |
Разноплановость данных |
Фокусирование внимания на ярких, порой кричащих заголовках и визуальных образах |
Трудности с концентрацией |
Необходимость совершать одновременно множество действий |
Умение быстро переключаться, многозадачность |
Быстрая утомляемость, прокрастинация |
Обладая новым типом мышления, современные студенты не могут усваивать информацию так же эффективно, как предыдущее поколения Y и X [6]. Современное поколение усваивает информацию через образы. При этом оно обладает мобильностью, многозадачностью, гибкостью мышления и активностью [5, 7]. Поэтому необходимы изменения непосредственно образовательного процесса, а не самих студентов [6]. Преподаватели должны учитывать психологические особенности поколения Z.
В рассмотренных научных исследованиях [5, 6] авторы предлагают улучшить учебный процесс, используя способность молодых людей быстро переключаться с одной информации на другую, быстроту реакции молодого поколения на любые перемены, высокую степень адаптивности и быстрое принятие инноваций в области информационных технологий. В основном новый учебный процесс представляется в виде решения практико-ориентированных кейсов, где возможна работа в условиях многозадачности, а также необходимы активные действия и креативность. Так исключается однообразие учебного процесса.
Мы предлагаем не ограничиваться только кейсами, а начать применять привычное для современных студентов медиапространство – популярные социальные сети, настроив сервисы взаимодействия. Например, можно создавать параллельно с основным учебным процессом учебные группы по предметам в такой востребованной сети в России, как ВКонтакте. Авторы на своем опыте протестировали такой формат работы. Здесь обучающиеся могут оперативно видеть новости, делиться сообщениями, общаться в форуме, использовать файловые хранилища и др.
Кроме того, мы предлагаем обучающимся в своих группах в социальных сетях использовать такой вид активности, как создание и размещение коротких роликов по темам изучаемой дисциплины. Указанный вид активности воспринимается студентами как дополнительная добровольная инициативность и возможность выразить свою креативность через творческий потенциал. Он побуждает к продолжению познания, но уже с реакцией потребителей обучающего контента в лице однокурсников. Готовый продукт выставляется на обозрение и оценку среди своих же сокурсников, что позволяет расширить визуальное восприятие рассматриваемой темы ролика и, возможно, способствует большей заинтересованности в освоении предмета изучения через нестандартную подачу и мотивационную составляющую, причем как для исполнителей, так и для потребителей контента.
В исследовании применялись теоретические, эмпирические и аналитические методы, в том числе метод включенного наблюдения. Для подробного изучения особенностей поколения Z, цифровых инструментов и социальных сетей использовались сбор данных и материалов из различных источников, качественный и количественный анализ. Для подтверждения гипотезы были проведены опросы студентов и преподавателей (как эмпирический метод исследования) и выполнен анализ полученных данных.
Выборка респондентов включала студентов и преподавателей из Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург). Всего опрос прошли 100 человек, из них 90 – студенты 1–4-го курсов бакалавриата. Опрос был составлен в Google-форме. Рассылка вопросов осуществлялась через мессенджеры и электронную почту.
Опрос 1. Уровень использования социальных сетей в учебном процессе до и после пандемии. Выберите, как Вы использовали социальные сети до и после пандемии? (результаты представлены в таблице 2):
- оперативное решение организационных вопросов;
- оповещение студентов, общение со студентами;
- консультирование по учебной дисциплине и прием заданий;
- организация научно-исследовательской деятельности;
- реализация на базе социальных сетей студенческих проектов.
Опрос 2. Выберите наиболее предпочтительный для вас вариант (визуальный выбор) (результаты показаны на рисунке):
- проведение занятий: онлайн или офлайн;
- изучение учебного материала: в Интернете или в книге;
- выполнение проектов: видеоролик или документ Word;
- выбор лучшего учебного проекта: голосование ВКонтакте или через бюллетени.
Опрос 3. Мнение респондентов об использовании социальных сетей в образовании (результаты представлены в таблице 3):
- какой экономический эффект будет получен с использованием социальных сетей в образовании?
- как социальные сети могут способствовать формированию ценностей студентов и профессиональному самоопределению?
- как социальные сети влияют на молодежь при использовании их в образовательном процессе?
- насколько этично использовать социальные сети в образовательном процессе?
На основе результатов проведенного опроса 1 была составлена таблица 2, в которой показано сравнение использования социальных сетей до и после пандемии.
Таблица 2
Уровень использования социальных сетей в учебном процессе до и после пандемии
Варианты использования социальных сетей в учебном процессе |
До пандемии, % |
После пандемии, % |
Оперативное решение организационных вопросов |
72 |
84 |
Оповещение студентов |
76 |
80 |
Общение со студентами, в том числе и по вопросам, не касающимся учебы |
80 |
80 |
Консультирование по учебной дисциплине и прием заданий |
36 |
88 |
Организация научно-исследовательской деятельности |
28 |
96 |
Реализация на базе социальных сетей студенческих проектов |
4 |
84 |
Результаты исследования показывают, что после пандемии возрос уровень использования социальных сетей для большинства учебных целей. Социальные сети при пандемии коронавируса стали важным инструментом поддержания коммуникаций и обеспечения непрерывного обучения.
Опрос 2 показал, что студентам намного интереснее новые форматы обучения: больше визуализации, больше гибкости и разнообразия (рис.).
|
|
|
|
Результаты опроса выбора предпочтений
Результаты опроса также подтверждают наличие у студентов «клипового мышления». Мнение по поводу проведения занятий разделилось, хотя большинство студентов выступают за онлайн-обучение. Традиционное образование не отвечает новым требованиям времени. Студентам интереснее изучать учебный материал в Интернете, а лучший учебный проект выбирать через ВКонтакте. Однако предложение использовать социальные сети в образовании спорно. Студенты пока не готовы выполнять учебные проекты в виде видеороликов. Данное предложение надо рассматривать как дополнительный вид активности для студентов – по желанию, только в добровольном порядке, но не как не обязательный.
Для подробного изучения роли социальных сетей в учебном процессе нами были выделены 4 базовых аспекта – экономический, социальный, психологический и этический. Далее представлены результаты опроса 3, где респонденты ответили на открытые вопросы (табл. 3).
Таблица 3
Социальные сети в образовании через разные аспекты
Аспекты |
Вопросы |
Ответы |
Экономический |
Какой экономический эффект будет получен с использованием социальных сетей в образовании? |
Рост возможности продвижения университета, однако возможно снижение эффективности обучения. Социальные сети в учебном процессе не повлияют на мотивацию студентов |
Социальный |
Как социальные сети могут способствовать формированию ценностей студентов и профессиональному самоопределению? |
Увеличение эффективности взаимодействия. Рост возможности получения информации о наиболее интересных возможностях трудоустройства. Отсутствие влияния или усиление влияния на сопровождение научно-исследовательской деятельности. Увеличение частоты прохождения узконаправленных онлайн-курсов |
Психологический |
Как социальные сети влияют на молодежь при использовании их в образовательном процессе? |
Возрастание интереса к дисциплине. Усиление вовлеченности студентов в учебный процесс. Усиление развития креативности. Рост гибкости и эффективности выполнения заданий в условиях многозадачности |
Этический |
Насколько этично использовать социальные сети в образовательном процессе? |
Социальные сети могут усилить распространение информации, нарушающей нравственные нормы. Возрастает критика интересов или мнений других пользователей. Происходит слияние личного и учебного аспектов |
Анализ проведенного нами опроса мнений студентов и преподавателей по поводу использования социальных сетей в образовании показал следующее:
- пандемия усилила использование социальных сетей в образовании. Они стали связующим звеном между людьми во время карантина. Теперь это не просто общение, а обсуждение, алгоритмы решения и проверка ответов на заданные вопросы;
- студентам интересно использование социальных сетей в образовании для оперативной и действенной настройки сервисов взаимодействия в группе обучения и усиления мотивации к освоению изучаемых дисциплин. Социальные сети способны увеличить эффективность обучения и вовлеченность студентов в учебный процесс;
- сопутствующие учебе направления более доступны в социальных сетях. Этим обусловлена уникальная возможность пройти необходимый онлайн-курс, получить анонс по интересующей стажировке или работать в команде, в том числе удаленно;
- имеются некоторые недостатки использования социальных сетей в обучении в виде нравственных норм, а также слияния учебного и личного аспектов. Данные проблемы требуют дальнейшего решения, так как использование социальных сетей в образовании будет усиливаться.
В ответ на цифровизацию и цифровую трансформацию через изменение мышления нового поколения необходимо актуализировать учебный процесс, используя различные виды деятельностной активности обучающихся. Современный мир предоставляет нам много возможностей и инструментов для этого. В данном исследовании рассматривалось применение социальных сетей в учебном процессе через создание групп по дисциплинам как дополнительного канала коммуникации. Таким образом, использование социальных сетей как одного из инструментов обучения обосновано, возможно и полезно. Данное медиапространство предоставляет большое количество возможностей для разнообразия учебного процесса, что позволяет сделать его увлекательнее, интереснее и креативнее при сохранении постоянного интереса к предмету освоения.