Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Шалина Д.С. 1 Тихонов В.А. 1 Степанова Н.Р. 1
1 Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина
Использование цифровых инструментов в нашей привычной жизни является нормой. На образование цифровые технологии также оказывают влияние, но не все готовы их принять. Изменение традиционного обучения есть серьезный, но необходимый шаг для университетов. Триггером данного изменения является не только цифровизация, но и сами студенты. Современные студенты относятся к поколению Z. Основная характерная черта данного поколения – это «клиповое мышление», то есть восприятие информации через визуальные фрагменты. Благодаря данному мышлению поколение Z способно быстро воспринимать большой информационный поток, работать в условиях многозадачности и быстро переключаться с одного объекта на другой. Сформировавшееся мышление требует внимания при построении учебного процесса. Одним из инструментов, который соответствует мышлению поколения Z, являются социальные сети. В процессе обучения в современном формате обучающимся не хватает использования социальных сетей, хотя бы для большей успешности к мотивации в освоении дисциплины. Это обусловило важность исследования. В статье предлагается использовать социальные сети как элемент взаимодействия в образовании. Сети могут выступать инструментом общения, командной работы, а также площадкой для выполнения проектов. Результаты опросов среди студентов и преподавателей доказывают возможность эффективно и грамотно применять социальные сети в образовательном процессе, что позволяет достичь повышения мотивации студентов при освоении образовательных онлайн-курсов и завершить их прохождение успешно.
студенты
коммуникации
мотивация
образование
социальные сети
1. Быков А.С. Педагогический потенциал социальных сетей // Педагогический ИМИДЖ. 2017. № 3 (36). С. 36-44.
2. Ефанова Л.Д., Полякова В.Л. Использование социальных сетей при изучении иностранных языков в вузе // Вестник университета. 2019. № 3. С. 158-162.
3. Джаллатова Д. УрФУ начнет учебный год в гибридном формате // Информационное агентство URA.RU. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://ura.news/news/1052522811 (дата обращения: 20.03.2022).
4. Гуторова Н.А. Особенности общения преподавателя и студента в социальных сетях: этический аспект // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 2 (32). С. 7-16.
5. Yawson D., Yamoah F. Understanding satisfaction essentials of E-learning in higher education: A multi-generational cohort perspective. Heliyon. 2020. № 6. DOI: 10.1016/j.heliyon.2020.e05519.
6. Бухарбаева А.Р., Сергеева Л.В. Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2020. № 25 (4). С. 787-796.
7. Зеер Э.Ф., Церковникова Н.Г., Третьякова В.С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. № 23 (6). С. 153-184.
8. Ambika S., Radhin V., Nithin K., Noel B., Arun M. Effect of pandemic based online education on teaching and learning system. International Journal of Educational Development. 2021. № 85. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2021.102444.
9. Iivari N., Sharma S., Ventä-Olkkonen L. Digital transformation of everyday life – How COVID-19 pandemic transformed the basic education of the young generation and why information management research should care? International Journal of Information Management. 2020. № 55. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2020.102183.
10. Muller C., Mildenberger T. Facilitating flexible learning by replacing classroom time with an online learning environment: A systematic review of blended learning in higher education. Educational Research Review. 2021. № 34. DOI: 10.1016/j.edurev.2021.100394.
11. Панченко И.М. Социальные сети как новая форма коммуникации: польза или опасность для общества? // Социология науки и технологий. 2018. № 9 (2). С. 86-94. DOI: 10.24411/2079-0910-2018-10006.
12. Чёрный В. Социальные сети в России: цифры и тренды // Brands Analytics. 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2021/ (дата обращения: 20.03.2022).
13. Дневная аудитория "ВКонтакте" превысила 50 миллионов пользователей. РИА Новости. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20220314/vkontakte-1778115605.html (дата обращения: 20.03.2022).

Быстро развивающийся мир требует постоянного изменения существующей среды системы образования для поддержания ее качества, эффективности, результативности и востребованности [1]. Эпоха цифровых технологий позволяет находить все новые способы эффективного обучения [2]. Цифровизация есть процесс перевода информации в цифровую форму. Наиболее востребованным и результативным на сегодня является гибридный формат обучения, т.е. сочетание онлайн- и офлайн-форм [3].

Постоянные трансформации и обновления требуют от аудитории быстрой адаптации. Однако процесс адаптации у разных поколений происходит по-разному. Согласно теории поколений, поколение Y долгое время находилось в нецифровой медиасреде. Мышление его представителей отличается от мышления представителей поколения Z процессами коммуникации и потребления информации [4, 5]. Представители поколения Z обладают «клиповым мышлением», т.е. восприятие информации и окружающей реальности происходит через короткие и яркие образы или фрагменты [6, 7]. У молодых людей существует насущная потребность в коммуникации, обсуждении, одобрении и наглядности любого процесса, в том числе и обучения, посредством применения социальных сетей [4, 6, 7]. Именно социальные сети как важная часть современного медиапространства предоставляют цифровой контент в разнообразных формах.

Перевод в онлайн-пространство ускорил процесс изменения образовательной среды. Социальные сети приобрели новое значение для всех участников образовательного процесса [8]. Традиционное обучение, нацеленное на поколение Y, не способно удовлетворить студентов системой образования [5, 9]. Для современной молодежи социальные сети – это часть привычной жизни. Эффективное восприятие информации из социальных сетей обусловлено визуальными интерфейсами, которые интуитивно понятны каждому пользователю [1].

Актуальность представленной работы обусловлена глобальной цифровизацией и цифровой трансформацией, массовым «клиповым мышлением» студентов и распространенным онлайн-образованием. Объектом исследования является образовательный процесс. Предметом служит использование социальных сетей в образовательном процессе для его улучшения. Исследование направлено на обоснование применения социальных сетей в образовании для повышения его эффективности, качества и мотивации обучающихся.

Научная гипотеза состоит в том, что социальные сети, которые соответствуют «клиповому мышлению» обучающихся студентов, могут эффективно использоваться в образовательной деятельности как один из элементов системы обучения, мотивирующих к успешному освоению программы и ее завершению.

Задачами исследования являются следующие:

- изучить особенности мышления нового поколения, в том числе студентов;

- проанализировать способы изменения образовательного процесса в соответствии с мышлением современных студентов;

- обосновать причины использования социальных сетей в образовательном процессе;

- провести опрос и проанализировать результаты;

- предложить использовать социальные сети как неотъемлемую часть образовательного процесса обучения современных студентов.

В качестве литературного обзора были изучены различные источники [1, 2, 3] и выявлены причины, по которым использование социальных сетей в учебном процессе является эффективным:

– социальные сети представляют информацию фрагментами, что и соответствует «клиповому мышлению». Она запоминается лучше, так как представлена визуально и кратко;

– студенты постоянно пользуются социальными сетями и отлично знают их возможности. Они адаптированы к виртуальному пространству и быстро переключают внимание;

- облегчается совместная работа студентов и преподавателей благодаря быстрому обмену информации и виртуальному общению. Студенты предпочитают виртуальное общение;

- социальные сети способствуют непрерывному учебному процессу даже в период локдауна. Социальные сети дают возможность вести обычный образ жизни при болезни или реабилитации;

- получение обучающего контента в социальных сетях намного интереснее для современного поколения, чем традиционное обучение;

- при использовании социальных сетей увеличиваются независимость и самоконтроль обучаемого как элементов обучения;

- возможно создание виртуальной среды без географических и коммуникационных рамок.

Основной трудностью использования социальных сетей в образовании является стереотип о развлекательной направленности социальных сетей. Однако социальные сети могут поспособствовать коллективной работе распределенной учебной группы, долгосрочной проектной деятельности, международному обмену, мобильному непрерывному образованию и самообразованию, сетевой работе людей, находящихся в разных странах. Так появляется возможность управления «клиповым мышлением» через его положительные характеристики для формирования эффективных учебных программ с применением актуальных онлайн- и офлайн-технологий.

При таких изменениях выполняется основная задача современных вузов, т.е. подготовка профессионалов, которые обладают гибкостью, вариативностью решений и скоростью реагирования на происходящие цифровые изменения [6]. Учебные программы будут адаптированы к большей гибкости и индивидуализации [10].

Социальные сети – это онлайн-сервисы, которые содержат разнообразные инструменты для обмена информацией через Интернет. Образование также входит в перечень функций социальных сетей. В большинстве случаев оно представлено общением студентов друг с другом или с преподавателями [2, 11]. Указанный канал коммуникации востребован, так как он отличается скоростью и действенностью.

Наиболее популярными социальными сетями в России являются Одноклассники, ВКонтакте и YouTube. При этом в 2020 г. из-за пандемии число пользователей социальных сетей возросло на 30%. А уже в 2021 г. рост был не таким значительным [12]. Резкий скачок пользователей сети ВКонтакте произошел в марте 2022 г. [13].

Для организации эффективного обучения студентов в настоящее время необходимо изучить цифровую жизнь молодежи как самого массового потребителя образовательных услуг [9].

Молодое поколение характеризуется клиповым типом мышления. Имея свои преимущества и недостатки, оно содержит для поколения Z и возможности, и наряду с этим – угрозы (табл. 1).

Таблица 1

Возможности и угрозы «клипового мышления» [6, 7]

Предпосылки «клипового мышления»

Возможности

Угрозы

Массовость информации, приходящей извне

Избирательное потребление информационных потоков, экономия времени

Рост интеллектуально-психической зависимости от компьютерных гаджетов

Потребность в актуализации поступающей с огромной скоростью информации

Приспосабливаемость к быстрым изменениям информационно-коммуникационного пространства

Отсутствие глубины знаний, низкие аналитические и критические навыки при работе с информацией

Разноплановость данных

Фокусирование внимания на ярких, порой кричащих заголовках и визуальных образах

Трудности с концентрацией

Необходимость совершать одновременно множество действий

Умение быстро переключаться, многозадачность

Быстрая утомляемость, прокрастинация

Обладая новым типом мышления, современные студенты не могут усваивать информацию так же эффективно, как предыдущее поколения Y и X [6]. Современное поколение усваивает информацию через образы. При этом оно обладает мобильностью, многозадачностью, гибкостью мышления и активностью [5, 7]. Поэтому необходимы изменения непосредственно образовательного процесса, а не самих студентов [6]. Преподаватели должны учитывать психологические особенности поколения Z.

В рассмотренных научных исследованиях [5, 6] авторы предлагают улучшить учебный процесс, используя способность молодых людей быстро переключаться с одной информации на другую, быстроту реакции молодого поколения на любые перемены, высокую степень адаптивности и быстрое принятие инноваций в области информационных технологий. В основном новый учебный процесс представляется в виде решения практико-ориентированных кейсов, где возможна работа в условиях многозадачности, а также необходимы активные действия и креативность. Так исключается однообразие учебного процесса.

Мы предлагаем не ограничиваться только кейсами, а начать применять привычное для современных студентов медиапространство – популярные социальные сети, настроив сервисы взаимодействия. Например, можно создавать параллельно с основным учебным процессом учебные группы по предметам в такой востребованной сети в России, как ВКонтакте. Авторы на своем опыте протестировали такой формат работы. Здесь обучающиеся могут оперативно видеть новости, делиться сообщениями, общаться в форуме, использовать файловые хранилища и др.

Кроме того, мы предлагаем обучающимся в своих группах в социальных сетях использовать такой вид активности, как создание и размещение коротких роликов по темам изучаемой дисциплины. Указанный вид активности воспринимается студентами как дополнительная добровольная инициативность и возможность выразить свою креативность через творческий потенциал. Он побуждает к продолжению познания, но уже с реакцией потребителей обучающего контента в лице однокурсников. Готовый продукт выставляется на обозрение и оценку среди своих же сокурсников, что позволяет расширить визуальное восприятие рассматриваемой темы ролика и, возможно, способствует большей заинтересованности в освоении предмета изучения через нестандартную подачу и мотивационную составляющую, причем как для исполнителей, так и для потребителей контента.

В исследовании применялись теоретические, эмпирические и аналитические методы, в том числе метод включенного наблюдения. Для подробного изучения особенностей поколения Z, цифровых инструментов и социальных сетей использовались сбор данных и материалов из различных источников, качественный и количественный анализ. Для подтверждения гипотезы были проведены опросы студентов и преподавателей (как эмпирический метод исследования) и выполнен анализ полученных данных.

Выборка респондентов включала студентов и преподавателей из Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург). Всего опрос прошли 100 человек, из них 90 – студенты 1–4-го курсов бакалавриата. Опрос был составлен в Google-форме. Рассылка вопросов осуществлялась через мессенджеры и электронную почту.

Опрос 1. Уровень использования социальных сетей в учебном процессе до и после пандемии. Выберите, как Вы использовали социальные сети до и после пандемии? (результаты представлены в таблице 2):

- оперативное решение организационных вопросов;

- оповещение студентов, общение со студентами;

- консультирование по учебной дисциплине и прием заданий;

- организация научно-исследовательской деятельности;

- реализация на базе социальных сетей студенческих проектов.

Опрос 2. Выберите наиболее предпочтительный для вас вариант (визуальный выбор) (результаты показаны на рисунке):

- проведение занятий: онлайн или офлайн;

- изучение учебного материала: в Интернете или в книге;

- выполнение проектов: видеоролик или документ Word;

- выбор лучшего учебного проекта: голосование ВКонтакте или через бюллетени.

Опрос 3. Мнение респондентов об использовании социальных сетей в образовании (результаты представлены в таблице 3):

- какой экономический эффект будет получен с использованием социальных сетей в образовании?

- как социальные сети могут способствовать формированию ценностей студентов и профессиональному самоопределению?

- как социальные сети влияют на молодежь при использовании их в образовательном процессе?

- насколько этично использовать социальные сети в образовательном процессе?

На основе результатов проведенного опроса 1 была составлена таблица 2, в которой показано сравнение использования социальных сетей до и после пандемии.

Таблица 2

Уровень использования социальных сетей в учебном процессе до и после пандемии

Варианты использования социальных сетей в учебном процессе

До пандемии, %

После пандемии, %

Оперативное решение организационных вопросов

72

84

Оповещение студентов

76

80

Общение со студентами, в том числе и по вопросам, не касающимся учебы

80

80

Консультирование по учебной дисциплине и прием заданий

36

88

Организация научно-исследовательской деятельности

28

96

Реализация на базе социальных сетей студенческих проектов

4

84

Результаты исследования показывают, что после пандемии возрос уровень использования социальных сетей для большинства учебных целей. Социальные сети при пандемии коронавируса стали важным инструментом поддержания коммуникаций и обеспечения непрерывного обучения.

Опрос 2 показал, что студентам намного интереснее новые форматы обучения: больше визуализации, больше гибкости и разнообразия (рис.).

Результаты опроса выбора предпочтений

Результаты опроса также подтверждают наличие у студентов «клипового мышления». Мнение по поводу проведения занятий разделилось, хотя большинство студентов выступают за онлайн-обучение. Традиционное образование не отвечает новым требованиям времени. Студентам интереснее изучать учебный материал в Интернете, а лучший учебный проект выбирать через ВКонтакте. Однако предложение использовать социальные сети в образовании спорно. Студенты пока не готовы выполнять учебные проекты в виде видеороликов. Данное предложение надо рассматривать как дополнительный вид активности для студентов – по желанию, только в добровольном порядке, но не как не обязательный.

Для подробного изучения роли социальных сетей в учебном процессе нами были выделены 4 базовых аспекта – экономический, социальный, психологический и этический. Далее представлены результаты опроса 3, где респонденты ответили на открытые вопросы (табл. 3).

Таблица 3

Социальные сети в образовании через разные аспекты

Аспекты

Вопросы

Ответы

Экономический

Какой экономический эффект будет получен с использованием социальных сетей в образовании?

Рост возможности продвижения университета, однако возможно снижение эффективности обучения.

Социальные сети в учебном процессе не повлияют на мотивацию студентов

Социальный

Как социальные сети могут способствовать формированию ценностей студентов и профессиональному самоопределению?

Увеличение эффективности взаимодействия.

Рост возможности получения информации о наиболее интересных возможностях трудоустройства.

Отсутствие влияния или усиление влияния на сопровождение научно-исследовательской деятельности.

Увеличение частоты прохождения узконаправленных онлайн-курсов

Психологический

Как социальные сети влияют на молодежь при использовании их в образовательном процессе?

Возрастание интереса к дисциплине.

Усиление вовлеченности студентов в учебный процесс.

Усиление развития креативности.

Рост гибкости и эффективности выполнения заданий в условиях многозадачности

Этический

Насколько этично использовать социальные сети в образовательном процессе?

Социальные сети могут усилить распространение информации, нарушающей нравственные нормы.

Возрастает критика интересов или мнений других пользователей.

Происходит слияние личного и учебного аспектов

Анализ проведенного нами опроса мнений студентов и преподавателей по поводу использования социальных сетей в образовании показал следующее:

- пандемия усилила использование социальных сетей в образовании. Они стали связующим звеном между людьми во время карантина. Теперь это не просто общение, а обсуждение, алгоритмы решения и проверка ответов на заданные вопросы;

- студентам интересно использование социальных сетей в образовании для оперативной и действенной настройки сервисов взаимодействия в группе обучения и усиления мотивации к освоению изучаемых дисциплин. Социальные сети способны увеличить эффективность обучения и вовлеченность студентов в учебный процесс;

- сопутствующие учебе направления более доступны в социальных сетях. Этим обусловлена уникальная возможность пройти необходимый онлайн-курс, получить анонс по интересующей стажировке или работать в команде, в том числе удаленно;

- имеются некоторые недостатки использования социальных сетей в обучении в виде нравственных норм, а также слияния учебного и личного аспектов. Данные проблемы требуют дальнейшего решения, так как использование социальных сетей в образовании будет усиливаться.

В ответ на цифровизацию и цифровую трансформацию через изменение мышления нового поколения необходимо актуализировать учебный процесс, используя различные виды деятельностной активности обучающихся. Современный мир предоставляет нам много возможностей и инструментов для этого. В данном исследовании рассматривалось применение социальных сетей в учебном процессе через создание групп по дисциплинам как дополнительного канала коммуникации. Таким образом, использование социальных сетей как одного из инструментов обучения обосновано, возможно и полезно. Данное медиапространство предоставляет большое количество возможностей для разнообразия учебного процесса, что позволяет сделать его увлекательнее, интереснее и креативнее при сохранении постоянного интереса к предмету освоения.


Библиографическая ссылка

Шалина Д.С., Тихонов В.А., Степанова Н.Р. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31666 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674