Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

APPLICATION OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Kuznetsova E.G. 1
1 Kazan State Medical University
This article discusses the main and additional forms of organizing the educational process using distance learning technologies, presents the goals and objectives that a university teacher sets for himself when organizing classes in Russian as a foreign language with foreign students in a remote format. Educational websites, university Internet platforms, special educational programs, chats, forums, audio and video applications, web conferences and olympiads serve as means of educational communication and obtaining information. A special role in organizing work using distance technologies is assigned to the teacher – he does not only select the necessary educational material, adapt it, conduct an examination, test, but also predicts the result that will be obtained when the student accesses a particular Internet resource. The article also provides a classification of distance learning technologies according to their origin and adaptability. The author conducted Internet surveys and independent testing of students and teachers. The test results showed that the development of all types of speech activity with the help of remote technologies has a high level of motivation among foreign students. They are most effective in developing reading and listening skills.
distance learning technologies
distance learning format
educational resource
Russian as a foreign language
types of speech activity

Увеличение объема учебной информации, ограниченность времени для ее поиска, получения и усвоения, а также невозможность (по разным причинам) посещения учебного заведения – все это создает предпосылки для разработки и активного применения дистанционных технологий во всех типах учебных заведений [1, с. 215]. Кроме того, их использование позволяет расширить границы информационного поля и предоставляет возможность применять аутентичные информационные ресурсы.

В ст. 15, 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.01.2022) «Об образовании в Российской Федерации» понятия «дистанционная форма обучения» и «электронная форма обучения» получили законодательный статус [2].

Электронное обучение (ЭО) – это вид образовательной деятельности, использующий информацию, содержащуюся в специализированных базах данных, с возможностью их применения в образовательном процессе, а также в дистанционном обучении посредством компьютерных сетей с выходом в Интернет.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализация которых возможна «в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [2, ст. 16].

Цель настоящего исследования – рассмотреть особенности применения дистанционных образовательных технологий в обучении русскому языку как иностранному.

Материалы и методы исследования

Материалом послужили собственные наблюдения, а также результаты опросов и тестирования преподавателей и студентов; методы исследования – наблюдение, оценка, анализ и описание.

Результаты исследования и их обсуждение. Преимуществом дистанционных образовательных технологий является возможность визуализировать изучаемый материал, динамически представлять процесс объяснения, обрабатывать значительные объемы информации (при подготовке к занятию и проверке выполненных заданий), интенсифицировать учебный процесс.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий включает все основные формы стандартной организации учебного процесса:

– обучающие (как правило, под руководством преподавателя): лекции, практические, семинарские занятия, учебная практика, консультации;

– самостоятельная работа студентов: подготовка к занятиям, к выступлениям на семинарах, выполнение заданий, проектов;

– контролирующие (текущий, промежуточный контроль, итоговая аттестация);

– научная работа (исследовательские проекты, гранты).

К дополнительным формам организации образовательного процесса в дистанционном формате можно отнести:

– факультативы (развивающие занятия, урок-игра, кружок);

– виртуальные музей или экскурсия;

– соревновательные мероприятия (олимпиады, конкурсы).

Применение всех этих форм делает обучение «открытым, технологичным, ориентированным на формирование компетентности обучающихся» [1, с. 216].

В течение семестра соотношение основных и дополнительных форм организации учебного процесса в дистанционном формате выглядит следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение основных и дополнительных форм организации учебного процесса в дистанционном формате

Применение дистанционных технологий в обучении русскому языку как иностранному позволяет решать следующие задачи: получать новые знания, формировать навыки чтения, совершенствовать умения письменной речи, пополнять словарный запас, приобретать устойчивую мотивацию к изучению языка.

Дистанционные технологии включают способы или средства взаимодействия преподавателя и обучающегося и собственно информационный ресурс, который используется в процессе обучения.

Средством коммуникации могут быть электронная почта, всевозможные чаты, форумы, видеовстречи и веб-конференции, организованные на различных интернет-платформах; информационные ресурсы – это текстовые, аудио- и визуальные материалы на русском языке, специально подобранные преподавателем к конкретной теме или предполагающие выполнение задания.

Степень информативности, точность, целесообразность и адекватность – важные составляющие при выборе преподавателем информационного ресурса, используемого в обучении. Это может быть некий источник информации, полезной для занятий по русскому языку как иностранному, например справочные каталоги, онлайн-словари и энциклопедии; банк тестовых заданий, целью которых является формирование навыков речевой деятельности (грамматические и лексические тесты, открытые и закрытые, проверяющие уровень владения языком или подготавливающие к сдаче экзаменов). Облегчить процесс изучения языка могут специальные онлайн-программы для проверки грамотности, синтеза речи, для конвертации текста в транскрипцию, а также ресурсы для формирования навыков речевой деятельности.

При изучении русского языка как иностранного применение дистанционных технологий позволяет разнообразить виды учебной деятельности и значительно расширяет возможности получения знаний, приобретения навыков и закрепления умений, формирует основные виды иноязычной речевой деятельности.

Чтобы сформировать все виды речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо), можно использовать самые разнообразные интернет-ресурсы и материалы, в том числе аутентичные.

Так, чтобы приобрести навыки чтения, обучающийся может обратиться к специальным сайтам, справочным каталогам, поисковым системам.

Для формирования навыков аудирования будут полезны подкасты по русскому языку как иностранному, аудио- и видеоматериалы на интернет-платформах, видеоконтенты в социальных сетях, всевозможные приложения к учебникам и пособиям по изучаемой дисциплине, теле- и видеотрансляции, прослушивание и обсуждение темы в формате видеоконференции.

Навыки говорения отрабатываются обучающимся на специальных платформах, в том числе учебных, в аудиочатах и т.п.

Письму можно научиться, создавая собственные публикации (например, домашнюю страничку в соцсети), используя поисковые системы, разговор с помощью письма (чаты, электронная почта).

Опрос преподавателей университета, применявших дистанционные технологии в обучении русскому языку как иностранному в 2020–2021 гг., показал, что они наиболее эффективны при формировании навыков чтения и аудирования (табл. 1).

Таблица 1

Эффективность ДОТ при формировании речевой деятельности

Навыки

Чтение

Говорение

Аудирование

Письмо

2020 г.

82%

71%

79%

75%

2021 г.

89%

76%

82%

79%

Как показывает опыт последних лет, отработка всех этих навыков с применением дистанционных технологий под руководством преподавателя или самостоятельно имеет высокий уровень мотивации, поскольку страх сделать ошибку или получить плохую оценку сводится к минимуму, обучающийся раскрепощен, и это стимулирует его к более глубокому изучению языка.

Кроме приобретения навыков иноязычной речевой деятельности, ресурсы Интернета предоставляют свободный, неограниченный доступ к источникам знаний о культуре страны изучаемого языка в виде электронных справочников, энциклопедий, каталогов, образцов музыкальной, театральной культуры, виртуальных музеев, онлайн-экскурсий по достопримечательностям [3, с. 196] и т.д.

Аутентичность таких материалов имеет особое значение, так как создает дополнительную информационно-предметную среду обучения, уникальные условия для ознакомления студентов с культурным разнообразием стран изучаемого языка, что способствует повышению уровня социально-культурной компетенции студентов.

По источнику (происхождению) учебного материала дистанционные образовательные технологии можно разделить на следующие группы:

а) университетские сайты, которые отличаются от других источников тем, что все ресурсы, размещенные здесь, выполнены высококвалифицированными специалистами, ориентированы на рабочие программы дисциплин, прошли соответствующую экспертизу;

б) индивидуальные разработки преподавателей – также могут быть размещены на образовательных платформах вузов, но использоваться на усмотрение преподавателя как дополнительный материал, или на других платформах (неуниверситетских) в личных кабинетах для личного пользования или с открытым доступом;

в) общедоступные материалы по дисциплине в сети Интернет (например, сюда можно отнести интернет-курсы по русскому языку как иностранному, всевозможные учебные и справочные материалы в разных форматах);

г) аутентичные материалы, которые подбирает и предлагает студенту преподаватель (эти материалы, как правило, не адаптированы).

Все эти ресурсы могут быть использованы при изучении языка под руководством преподавателя или самостоятельно.

В обучении с применением дистанционных образовательных технологий преподавателю отводится значительная роль. Он должен четко организовать ход работы в сети, определить конкретные действия и шаги обучающихся.

Однако информационная интернет-среда также требует от обучающегося самоконтроля, знания последовательности действий, внимания, в том числе при выполнении поставленных задач.

Самостоятельность студентов при использовании интернет-ресурсов повышает их мотивацию, заинтересованность, что обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению.

Несомненными преимуществами применения дистанционных технологий в обучении языку являются аутентичность (как материалов, которые размещены в сети Интернет, так и аутентичность коммуникации, осуществляемой посредством Интернета), доступность (по сравнению с другими аутентичными материалами), грамотность (компьютерная грамотность, умение работать с интернет-ресурсами), высокая информативность, ускорение межнациональной коммуникации (с помощью различных форм телекоммуникации) [4, с. 199].

Кроме того, расширяются рамки взаимодействия (Интернет дает возможность общаться с людьми по всему миру, в том числе с носителями языка), обучение становится персонализированным, появляются новые возможности (самостоятельное совершенствование уровня владения языком с помощью интернет-ресурсов).

В группах иностранных студентов, изучающих русский язык, в 2019–2021 гг. были проведены интернет-опросы – им необходимо было оценить эффективность дистанционных технологий в обучении языку по шкале от 0 до 10 баллов. Оценка проводилась по следующим критериям:

– частота обращения к образовательным сайтам;

– уровень доступности необходимых учебных материалов;

– информативность источника;

– аутентичность ресурса;

– скорость взаимодействия с преподавателем и с группой.

Проведенный опрос показал, что в 2021 г. уровень эффективности применения интернет-технологий значительно повысился по сравнению с 2019 и 2020 гг. (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение уровней эффективности применения интернет-технологий

Однако при всех положительных тенденциях применение дистанционных образовательных технологий имеет как достоинства, так и недостатки.

Во-первых, проблемой может стать недостаточный уровень языковой компетенции обучающегося, поскольку эффективность использования образовательного ресурса предполагает наличие необходимых языковых навыков и умений.

Во-вторых, требуется критическая оценка преподавателем предлагаемого им учебного материала. Содержание, формат, лексическое наполнение, целесообразность использования – все это должно тщательно проверяться и тестироваться. Чтобы ресурс стал эффективным средством обучения русскому языку как иностранному, преподаватель должен уметь отбирать и адаптировать извлеченную информацию.

Кроме того, предлагаемый материал должен органично вплетаться в процесс обучения языку, т.е. использование веб-ресурса на занятии не должно стать самоцелью, оно должно служить решению конкретных дидактических задач, формированию навыков и развитию умений студентов [5, с. 12].

Заключение

Обобщая опыт применения дистанционных образовательных ресурсов при организации учебного процесса по дисциплине «Русский язык как иностранный», можно отметить, что современные интернет-технологии и уровень образовательных ресурсов и материалов, размещенных на специальных платформах, позволяют значительно повысить эффективность обучения, гарантируют необходимые условия для получения полноценного образования, значительно расширяют возможности получения знаний, приобретения умений и навыков, создают благоприятные условия для интеграции российской системы образования в мировое образовательное сообщество.