Увеличение объема учебной информации, ограниченность времени для ее поиска, получения и усвоения, а также невозможность (по разным причинам) посещения учебного заведения – все это создает предпосылки для разработки и активного применения дистанционных технологий во всех типах учебных заведений [1, с. 215]. Кроме того, их использование позволяет расширить границы информационного поля и предоставляет возможность применять аутентичные информационные ресурсы.
В ст. 15, 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.01.2022) «Об образовании в Российской Федерации» понятия «дистанционная форма обучения» и «электронная форма обучения» получили законодательный статус [2].
Электронное обучение (ЭО) – это вид образовательной деятельности, использующий информацию, содержащуюся в специализированных базах данных, с возможностью их применения в образовательном процессе, а также в дистанционном обучении посредством компьютерных сетей с выходом в Интернет.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализация которых возможна «в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [2, ст. 16].
Цель настоящего исследования – рассмотреть особенности применения дистанционных образовательных технологий в обучении русскому языку как иностранному.
Материалы и методы исследования
Материалом послужили собственные наблюдения, а также результаты опросов и тестирования преподавателей и студентов; методы исследования – наблюдение, оценка, анализ и описание.
Результаты исследования и их обсуждение. Преимуществом дистанционных образовательных технологий является возможность визуализировать изучаемый материал, динамически представлять процесс объяснения, обрабатывать значительные объемы информации (при подготовке к занятию и проверке выполненных заданий), интенсифицировать учебный процесс.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий включает все основные формы стандартной организации учебного процесса:
– обучающие (как правило, под руководством преподавателя): лекции, практические, семинарские занятия, учебная практика, консультации;
– самостоятельная работа студентов: подготовка к занятиям, к выступлениям на семинарах, выполнение заданий, проектов;
– контролирующие (текущий, промежуточный контроль, итоговая аттестация);
– научная работа (исследовательские проекты, гранты).
К дополнительным формам организации образовательного процесса в дистанционном формате можно отнести:
– факультативы (развивающие занятия, урок-игра, кружок);
– виртуальные музей или экскурсия;
– соревновательные мероприятия (олимпиады, конкурсы).
Применение всех этих форм делает обучение «открытым, технологичным, ориентированным на формирование компетентности обучающихся» [1, с. 216].
В течение семестра соотношение основных и дополнительных форм организации учебного процесса в дистанционном формате выглядит следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение основных и дополнительных форм организации учебного процесса в дистанционном формате
Применение дистанционных технологий в обучении русскому языку как иностранному позволяет решать следующие задачи: получать новые знания, формировать навыки чтения, совершенствовать умения письменной речи, пополнять словарный запас, приобретать устойчивую мотивацию к изучению языка.
Дистанционные технологии включают способы или средства взаимодействия преподавателя и обучающегося и собственно информационный ресурс, который используется в процессе обучения.
Средством коммуникации могут быть электронная почта, всевозможные чаты, форумы, видеовстречи и веб-конференции, организованные на различных интернет-платформах; информационные ресурсы – это текстовые, аудио- и визуальные материалы на русском языке, специально подобранные преподавателем к конкретной теме или предполагающие выполнение задания.
Степень информативности, точность, целесообразность и адекватность – важные составляющие при выборе преподавателем информационного ресурса, используемого в обучении. Это может быть некий источник информации, полезной для занятий по русскому языку как иностранному, например справочные каталоги, онлайн-словари и энциклопедии; банк тестовых заданий, целью которых является формирование навыков речевой деятельности (грамматические и лексические тесты, открытые и закрытые, проверяющие уровень владения языком или подготавливающие к сдаче экзаменов). Облегчить процесс изучения языка могут специальные онлайн-программы для проверки грамотности, синтеза речи, для конвертации текста в транскрипцию, а также ресурсы для формирования навыков речевой деятельности.
При изучении русского языка как иностранного применение дистанционных технологий позволяет разнообразить виды учебной деятельности и значительно расширяет возможности получения знаний, приобретения навыков и закрепления умений, формирует основные виды иноязычной речевой деятельности.
Чтобы сформировать все виды речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо), можно использовать самые разнообразные интернет-ресурсы и материалы, в том числе аутентичные.
Так, чтобы приобрести навыки чтения, обучающийся может обратиться к специальным сайтам, справочным каталогам, поисковым системам.
Для формирования навыков аудирования будут полезны подкасты по русскому языку как иностранному, аудио- и видеоматериалы на интернет-платформах, видеоконтенты в социальных сетях, всевозможные приложения к учебникам и пособиям по изучаемой дисциплине, теле- и видеотрансляции, прослушивание и обсуждение темы в формате видеоконференции.
Навыки говорения отрабатываются обучающимся на специальных платформах, в том числе учебных, в аудиочатах и т.п.
Письму можно научиться, создавая собственные публикации (например, домашнюю страничку в соцсети), используя поисковые системы, разговор с помощью письма (чаты, электронная почта).
Опрос преподавателей университета, применявших дистанционные технологии в обучении русскому языку как иностранному в 2020–2021 гг., показал, что они наиболее эффективны при формировании навыков чтения и аудирования (табл. 1).
Таблица 1
Эффективность ДОТ при формировании речевой деятельности
Навыки |
Чтение |
Говорение |
Аудирование |
Письмо |
2020 г. |
82% |
71% |
79% |
75% |
2021 г. |
89% |
76% |
82% |
79% |
Как показывает опыт последних лет, отработка всех этих навыков с применением дистанционных технологий под руководством преподавателя или самостоятельно имеет высокий уровень мотивации, поскольку страх сделать ошибку или получить плохую оценку сводится к минимуму, обучающийся раскрепощен, и это стимулирует его к более глубокому изучению языка.
Кроме приобретения навыков иноязычной речевой деятельности, ресурсы Интернета предоставляют свободный, неограниченный доступ к источникам знаний о культуре страны изучаемого языка в виде электронных справочников, энциклопедий, каталогов, образцов музыкальной, театральной культуры, виртуальных музеев, онлайн-экскурсий по достопримечательностям [3, с. 196] и т.д.
Аутентичность таких материалов имеет особое значение, так как создает дополнительную информационно-предметную среду обучения, уникальные условия для ознакомления студентов с культурным разнообразием стран изучаемого языка, что способствует повышению уровня социально-культурной компетенции студентов.
По источнику (происхождению) учебного материала дистанционные образовательные технологии можно разделить на следующие группы:
а) университетские сайты, которые отличаются от других источников тем, что все ресурсы, размещенные здесь, выполнены высококвалифицированными специалистами, ориентированы на рабочие программы дисциплин, прошли соответствующую экспертизу;
б) индивидуальные разработки преподавателей – также могут быть размещены на образовательных платформах вузов, но использоваться на усмотрение преподавателя как дополнительный материал, или на других платформах (неуниверситетских) в личных кабинетах для личного пользования или с открытым доступом;
в) общедоступные материалы по дисциплине в сети Интернет (например, сюда можно отнести интернет-курсы по русскому языку как иностранному, всевозможные учебные и справочные материалы в разных форматах);
г) аутентичные материалы, которые подбирает и предлагает студенту преподаватель (эти материалы, как правило, не адаптированы).
Все эти ресурсы могут быть использованы при изучении языка под руководством преподавателя или самостоятельно.
В обучении с применением дистанционных образовательных технологий преподавателю отводится значительная роль. Он должен четко организовать ход работы в сети, определить конкретные действия и шаги обучающихся.
Однако информационная интернет-среда также требует от обучающегося самоконтроля, знания последовательности действий, внимания, в том числе при выполнении поставленных задач.
Самостоятельность студентов при использовании интернет-ресурсов повышает их мотивацию, заинтересованность, что обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению.
Несомненными преимуществами применения дистанционных технологий в обучении языку являются аутентичность (как материалов, которые размещены в сети Интернет, так и аутентичность коммуникации, осуществляемой посредством Интернета), доступность (по сравнению с другими аутентичными материалами), грамотность (компьютерная грамотность, умение работать с интернет-ресурсами), высокая информативность, ускорение межнациональной коммуникации (с помощью различных форм телекоммуникации) [4, с. 199].
Кроме того, расширяются рамки взаимодействия (Интернет дает возможность общаться с людьми по всему миру, в том числе с носителями языка), обучение становится персонализированным, появляются новые возможности (самостоятельное совершенствование уровня владения языком с помощью интернет-ресурсов).
В группах иностранных студентов, изучающих русский язык, в 2019–2021 гг. были проведены интернет-опросы – им необходимо было оценить эффективность дистанционных технологий в обучении языку по шкале от 0 до 10 баллов. Оценка проводилась по следующим критериям:
– частота обращения к образовательным сайтам;
– уровень доступности необходимых учебных материалов;
– информативность источника;
– аутентичность ресурса;
– скорость взаимодействия с преподавателем и с группой.
Проведенный опрос показал, что в 2021 г. уровень эффективности применения интернет-технологий значительно повысился по сравнению с 2019 и 2020 гг. (рис. 2).
Рис. 2. Сравнение уровней эффективности применения интернет-технологий
Однако при всех положительных тенденциях применение дистанционных образовательных технологий имеет как достоинства, так и недостатки.
Во-первых, проблемой может стать недостаточный уровень языковой компетенции обучающегося, поскольку эффективность использования образовательного ресурса предполагает наличие необходимых языковых навыков и умений.
Во-вторых, требуется критическая оценка преподавателем предлагаемого им учебного материала. Содержание, формат, лексическое наполнение, целесообразность использования – все это должно тщательно проверяться и тестироваться. Чтобы ресурс стал эффективным средством обучения русскому языку как иностранному, преподаватель должен уметь отбирать и адаптировать извлеченную информацию.
Кроме того, предлагаемый материал должен органично вплетаться в процесс обучения языку, т.е. использование веб-ресурса на занятии не должно стать самоцелью, оно должно служить решению конкретных дидактических задач, формированию навыков и развитию умений студентов [5, с. 12].
Заключение
Обобщая опыт применения дистанционных образовательных ресурсов при организации учебного процесса по дисциплине «Русский язык как иностранный», можно отметить, что современные интернет-технологии и уровень образовательных ресурсов и материалов, размещенных на специальных платформах, позволяют значительно повысить эффективность обучения, гарантируют необходимые условия для получения полноценного образования, значительно расширяют возможности получения знаний, приобретения умений и навыков, создают благоприятные условия для интеграции российской системы образования в мировое образовательное сообщество.