Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Кузнецова Е.Г. 1
1 Казанский государственный медицинский университет
В настоящей статье рассматриваются основные и дополнительные формы организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий, приводятся цели и задачи, которые ставит перед собой преподаватель вуза, организуя с иностранными студентами занятия по русскому языку как иностранному в дистанционном формате. Средством учебной коммуникации и получения информации служат образовательные сайты, университетские интернет-платформы, специальные обучающие программы, чаты, форумы, аудио- и видеоприложения, веб-конференции и олимпиады. Особая роль при организации работы с применением дистанционных технологий отводится преподавателю – он не только подбирает необходимый учебный материал, адаптирует его, проводит экспертизу, тестирует, но и прогнозирует результат, который будет получен при обращении обучающегося к тому или иному интернет-ресурсу. В статье также приводится классификация дистанционных образовательных технологий по их происхождению и адаптированности. Автором проведены интернет-опросы и независимое тестирование студентов и преподавателей. Результаты тестов показали, что отработка всех видов речевой деятельности с помощью дистанционных технологий имеет высокий уровень мотивации у иностранных студентов. Наиболее эффективны они при формировании навыков чтения и аудирования.
дистанционные образовательные технологии
дистанционный формат обучения
образовательный ресурс
русский язык как иностранный
виды речевой деятельности
1. Беленкова И.В. Дистанционные образовательные технологии как один из основных видов современной образовательной технологии // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 215–218.
2. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (ред. от 01.01.2022) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.02.2022).
3. Меркулова И.А. Интернет технологии в обучении межкультурной коммуникации (на примере дистанционного обучения немецкому языку) // Вопросы современной лингвистики и методики обучения иностранным языкам в школе и вузе. 2012. С. 192–198.
4. Мещерова Л.Ф. Использование сети интернет в обучении иностранному языку будущих учителей // Вопросы современной лингвистики и методики обучения иностранным языкам в школе и вузе. 2012. С. 198–204.
5. Лучина О.Б. Лингводидактическая адаптация Интернет-ресурсов к обучению английскому языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 12–17.

Увеличение объема учебной информации, ограниченность времени для ее поиска, получения и усвоения, а также невозможность (по разным причинам) посещения учебного заведения – все это создает предпосылки для разработки и активного применения дистанционных технологий во всех типах учебных заведений [1, с. 215]. Кроме того, их использование позволяет расширить границы информационного поля и предоставляет возможность применять аутентичные информационные ресурсы.

В ст. 15, 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.01.2022) «Об образовании в Российской Федерации» понятия «дистанционная форма обучения» и «электронная форма обучения» получили законодательный статус [2].

Электронное обучение (ЭО) – это вид образовательной деятельности, использующий информацию, содержащуюся в специализированных базах данных, с возможностью их применения в образовательном процессе, а также в дистанционном обучении посредством компьютерных сетей с выходом в Интернет.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализация которых возможна «в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [2, ст. 16].

Цель настоящего исследования – рассмотреть особенности применения дистанционных образовательных технологий в обучении русскому языку как иностранному.

Материалы и методы исследования

Материалом послужили собственные наблюдения, а также результаты опросов и тестирования преподавателей и студентов; методы исследования – наблюдение, оценка, анализ и описание.

Результаты исследования и их обсуждение. Преимуществом дистанционных образовательных технологий является возможность визуализировать изучаемый материал, динамически представлять процесс объяснения, обрабатывать значительные объемы информации (при подготовке к занятию и проверке выполненных заданий), интенсифицировать учебный процесс.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий включает все основные формы стандартной организации учебного процесса:

– обучающие (как правило, под руководством преподавателя): лекции, практические, семинарские занятия, учебная практика, консультации;

– самостоятельная работа студентов: подготовка к занятиям, к выступлениям на семинарах, выполнение заданий, проектов;

– контролирующие (текущий, промежуточный контроль, итоговая аттестация);

– научная работа (исследовательские проекты, гранты).

К дополнительным формам организации образовательного процесса в дистанционном формате можно отнести:

– факультативы (развивающие занятия, урок-игра, кружок);

– виртуальные музей или экскурсия;

– соревновательные мероприятия (олимпиады, конкурсы).

Применение всех этих форм делает обучение «открытым, технологичным, ориентированным на формирование компетентности обучающихся» [1, с. 216].

В течение семестра соотношение основных и дополнительных форм организации учебного процесса в дистанционном формате выглядит следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение основных и дополнительных форм организации учебного процесса в дистанционном формате

Применение дистанционных технологий в обучении русскому языку как иностранному позволяет решать следующие задачи: получать новые знания, формировать навыки чтения, совершенствовать умения письменной речи, пополнять словарный запас, приобретать устойчивую мотивацию к изучению языка.

Дистанционные технологии включают способы или средства взаимодействия преподавателя и обучающегося и собственно информационный ресурс, который используется в процессе обучения.

Средством коммуникации могут быть электронная почта, всевозможные чаты, форумы, видеовстречи и веб-конференции, организованные на различных интернет-платформах; информационные ресурсы – это текстовые, аудио- и визуальные материалы на русском языке, специально подобранные преподавателем к конкретной теме или предполагающие выполнение задания.

Степень информативности, точность, целесообразность и адекватность – важные составляющие при выборе преподавателем информационного ресурса, используемого в обучении. Это может быть некий источник информации, полезной для занятий по русскому языку как иностранному, например справочные каталоги, онлайн-словари и энциклопедии; банк тестовых заданий, целью которых является формирование навыков речевой деятельности (грамматические и лексические тесты, открытые и закрытые, проверяющие уровень владения языком или подготавливающие к сдаче экзаменов). Облегчить процесс изучения языка могут специальные онлайн-программы для проверки грамотности, синтеза речи, для конвертации текста в транскрипцию, а также ресурсы для формирования навыков речевой деятельности.

При изучении русского языка как иностранного применение дистанционных технологий позволяет разнообразить виды учебной деятельности и значительно расширяет возможности получения знаний, приобретения навыков и закрепления умений, формирует основные виды иноязычной речевой деятельности.

Чтобы сформировать все виды речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо), можно использовать самые разнообразные интернет-ресурсы и материалы, в том числе аутентичные.

Так, чтобы приобрести навыки чтения, обучающийся может обратиться к специальным сайтам, справочным каталогам, поисковым системам.

Для формирования навыков аудирования будут полезны подкасты по русскому языку как иностранному, аудио- и видеоматериалы на интернет-платформах, видеоконтенты в социальных сетях, всевозможные приложения к учебникам и пособиям по изучаемой дисциплине, теле- и видеотрансляции, прослушивание и обсуждение темы в формате видеоконференции.

Навыки говорения отрабатываются обучающимся на специальных платформах, в том числе учебных, в аудиочатах и т.п.

Письму можно научиться, создавая собственные публикации (например, домашнюю страничку в соцсети), используя поисковые системы, разговор с помощью письма (чаты, электронная почта).

Опрос преподавателей университета, применявших дистанционные технологии в обучении русскому языку как иностранному в 2020–2021 гг., показал, что они наиболее эффективны при формировании навыков чтения и аудирования (табл. 1).

Таблица 1

Эффективность ДОТ при формировании речевой деятельности

Навыки

Чтение

Говорение

Аудирование

Письмо

2020 г.

82%

71%

79%

75%

2021 г.

89%

76%

82%

79%

Как показывает опыт последних лет, отработка всех этих навыков с применением дистанционных технологий под руководством преподавателя или самостоятельно имеет высокий уровень мотивации, поскольку страх сделать ошибку или получить плохую оценку сводится к минимуму, обучающийся раскрепощен, и это стимулирует его к более глубокому изучению языка.

Кроме приобретения навыков иноязычной речевой деятельности, ресурсы Интернета предоставляют свободный, неограниченный доступ к источникам знаний о культуре страны изучаемого языка в виде электронных справочников, энциклопедий, каталогов, образцов музыкальной, театральной культуры, виртуальных музеев, онлайн-экскурсий по достопримечательностям [3, с. 196] и т.д.

Аутентичность таких материалов имеет особое значение, так как создает дополнительную информационно-предметную среду обучения, уникальные условия для ознакомления студентов с культурным разнообразием стран изучаемого языка, что способствует повышению уровня социально-культурной компетенции студентов.

По источнику (происхождению) учебного материала дистанционные образовательные технологии можно разделить на следующие группы:

а) университетские сайты, которые отличаются от других источников тем, что все ресурсы, размещенные здесь, выполнены высококвалифицированными специалистами, ориентированы на рабочие программы дисциплин, прошли соответствующую экспертизу;

б) индивидуальные разработки преподавателей – также могут быть размещены на образовательных платформах вузов, но использоваться на усмотрение преподавателя как дополнительный материал, или на других платформах (неуниверситетских) в личных кабинетах для личного пользования или с открытым доступом;

в) общедоступные материалы по дисциплине в сети Интернет (например, сюда можно отнести интернет-курсы по русскому языку как иностранному, всевозможные учебные и справочные материалы в разных форматах);

г) аутентичные материалы, которые подбирает и предлагает студенту преподаватель (эти материалы, как правило, не адаптированы).

Все эти ресурсы могут быть использованы при изучении языка под руководством преподавателя или самостоятельно.

В обучении с применением дистанционных образовательных технологий преподавателю отводится значительная роль. Он должен четко организовать ход работы в сети, определить конкретные действия и шаги обучающихся.

Однако информационная интернет-среда также требует от обучающегося самоконтроля, знания последовательности действий, внимания, в том числе при выполнении поставленных задач.

Самостоятельность студентов при использовании интернет-ресурсов повышает их мотивацию, заинтересованность, что обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению.

Несомненными преимуществами применения дистанционных технологий в обучении языку являются аутентичность (как материалов, которые размещены в сети Интернет, так и аутентичность коммуникации, осуществляемой посредством Интернета), доступность (по сравнению с другими аутентичными материалами), грамотность (компьютерная грамотность, умение работать с интернет-ресурсами), высокая информативность, ускорение межнациональной коммуникации (с помощью различных форм телекоммуникации) [4, с. 199].

Кроме того, расширяются рамки взаимодействия (Интернет дает возможность общаться с людьми по всему миру, в том числе с носителями языка), обучение становится персонализированным, появляются новые возможности (самостоятельное совершенствование уровня владения языком с помощью интернет-ресурсов).

В группах иностранных студентов, изучающих русский язык, в 2019–2021 гг. были проведены интернет-опросы – им необходимо было оценить эффективность дистанционных технологий в обучении языку по шкале от 0 до 10 баллов. Оценка проводилась по следующим критериям:

– частота обращения к образовательным сайтам;

– уровень доступности необходимых учебных материалов;

– информативность источника;

– аутентичность ресурса;

– скорость взаимодействия с преподавателем и с группой.

Проведенный опрос показал, что в 2021 г. уровень эффективности применения интернет-технологий значительно повысился по сравнению с 2019 и 2020 гг. (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение уровней эффективности применения интернет-технологий

Однако при всех положительных тенденциях применение дистанционных образовательных технологий имеет как достоинства, так и недостатки.

Во-первых, проблемой может стать недостаточный уровень языковой компетенции обучающегося, поскольку эффективность использования образовательного ресурса предполагает наличие необходимых языковых навыков и умений.

Во-вторых, требуется критическая оценка преподавателем предлагаемого им учебного материала. Содержание, формат, лексическое наполнение, целесообразность использования – все это должно тщательно проверяться и тестироваться. Чтобы ресурс стал эффективным средством обучения русскому языку как иностранному, преподаватель должен уметь отбирать и адаптировать извлеченную информацию.

Кроме того, предлагаемый материал должен органично вплетаться в процесс обучения языку, т.е. использование веб-ресурса на занятии не должно стать самоцелью, оно должно служить решению конкретных дидактических задач, формированию навыков и развитию умений студентов [5, с. 12].

Заключение

Обобщая опыт применения дистанционных образовательных ресурсов при организации учебного процесса по дисциплине «Русский язык как иностранный», можно отметить, что современные интернет-технологии и уровень образовательных ресурсов и материалов, размещенных на специальных платформах, позволяют значительно повысить эффективность обучения, гарантируют необходимые условия для получения полноценного образования, значительно расширяют возможности получения знаний, приобретения умений и навыков, создают благоприятные условия для интеграции российской системы образования в мировое образовательное сообщество.


Библиографическая ссылка

Кузнецова Е.Г. ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31514 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674