Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PREVENTION OF ADOLESCENT ALCOHOL ABUSE IN SCHOOLS OF THE UNITED KINGDOM (BASED ON THE PROGRAM «SCHOOL HEALTH AND ALCOHOL HARM REDUCTION PROJECT»)

Gizyatova L.A. 1
1 Kazan (Volga region) Federal University
In the context of solving the problem of drug education of children and adolescents, along with the development of domestic programs, it is of importance to study positive foreign experience. The article is devoted to the analysis of the specialized school program «School Health and Alcohol Harm Reduction Project», which has an alcohol harm reduction focus. The author considers the main components of the program and thoroughly analyzes its content from such positions as the topic and goal of the classes, forms and methods of program implementation, theoretical justification, skills developed. The author comes to the conclusion that in addition to the harm minimization approach stated in the basis of the program, the components of other approaches to drug education of students are also reflected in its content. Among these, normative education and teaching skills to resist pressure as defining features of the social learning approach; the formation of personal and social skills as an indicator of the approach to social and personal competence. Thus, the nature of the program under consideration reflects the modern understanding of the content of drug education, as it combines several approaches at the same time. In addition, the program is characterized by high degree of interactivity and multi-component nature. All of the above together determine its effectiveness.
drug education
student
school
drug
prevention

Проблема злоупотребления молодежью психоактивными веществами (ПАВ) продолжает сохранять свою актуальность, в том числе для России. Темпы распространения наркомании, характерные для нашей страны в период 1990-х – начала 2000-х гг., несколько стабилизировались [1]. Однако в современной картине наркотического потребления имеются свои особенности, такие как сдвиг экспериментирования с психоактивными веществами в младшую возрастную популяцию, распространение новых видов ПАВ (спайсы, снюсы) и их относительная доступность, пивной алкоголизм среди подростков [2]. Обращение в подростковом возрасте к психоактивным веществам ассоциировано с повышенным риском развития различных расстройств физического и психического здоровья в зрелом периоде, которые, в свою очередь, влекут за собой ощутимые социальные и экономические издержки для государства. Поэтому в современных реалиях первоочередная деятельность государства по предотвращению употребления ПАВ направлена на молодежь, а школьные образовательные учреждения в силу охвата большого количества детей и подростков стали основным местом внедрения программ антинаркотического воспитания учащихся.

Исследователям при изучении результатов реализованных программ удалось аккумулировать определенные знания, свидетельствующие о том, что положительный исход чаще соотносится с такими характеристиками, как интерактивность и многокомпонентность программы, акцент на обучение навыкам и повышение личной и социальной компетентности личности [3–5].

За последние годы в нашей стране отмечается переход от простого копирования зарубежных программ к их грамотной адаптации, а также к разработке отечественными авторами оригинальных программ. Вместе с тем задача определения точных характеристик, позволяющих достоверно предвидеть успех той или иной программы антинаркотического воспитания, на сегодняшний день не решена. Поиск наиболее эффективной модели предупреждения детской и подростковой наркомании продолжается, в том числе через обращение, изучение и переосмысление передового зарубежного опыта.

Цель исследования заключается в том, чтобы провести структурно-содержательный анализ программы антинаркотического воспитания учащихся «School Health and Alcohol Harm Reduction Project», реализуемой в Великобритании, и выявить положительные черты программы, определяющие ее эффективность.

Материал и методы исследования. Проведено теоретическое исследование, в процессе которого автор обратился к методам теоретического анализа социологической, психолого-педагогической и методической литературы по теме, периодической печати разных лет. Были применены общенаучные методы обобщения и сравнения основных подходов к антинаркотическому воспитанию учащихся.

Результаты исследования и их обсуждение. «School Health and Alcohol Harm Reduction Project» (в переводе с английского языка «Школьная программа поддержания здоровья и снижения вреда алкоголя», далее сокращенно SHAHRP) представляет собой специализированную школьную программу, направленную на антинаркотическое, а именно антиалкогольное, воспитание учащихся.

Оригинальный проект программы был разработан австралийскими специалистами в начале 2000-х гг. Первые результаты его апробации на учащихся среднего школьного возраста (13–14 лет) в рамках двух последовательных этапов позволили авторам сделать вывод о том, что данная программа эффективна в отношении снижения вредных последствий, ассоциированных с употреблением алкоголя. При оценивании эффективности SHAHRP были приняты во внимание следующие критерии: уровень осведомленности подростков об алкоголе и его пагубном воздействии; личная позиция учащихся относительно алкоголя; образцы и социальная ситуация его употребления; риски, связанные с употреблением алкоголя непосредственно учащимися, а также их близким социальным окружением.

К очевидным выявленным в результате реализации пилотного проекта положительным результатам авторы отнесли:

– уменьшение употребления алкоголя на 20%;

– повышение уровня знаний в области антиалкогольного воспитания, в том числе о последствиях, связанных с употреблением алкоголя, – на 10%;

– снижение вреда, связанного с употреблением алкоголя подростками, – на 33%, их окружением – на 10%;

– пролонгированное действие программы (до 1,5 года после ее реализации) [6].

В дальнейшем SHAHRP внедряли в Европе, в частности в Англии, Северной Ирландии и Шотландии. Школьники из Северной Ирландии, которые принимали участие в реализиции программы, также демонстрировали положительные результаты: повысилась осведомленность о вреде алкоголя, произошли положительные изменения в оценке последствий от собственного употребления алкоголя, а также от употребления его близким окружением [7].

На сегодняшний день по адаптированной версии программы SHAHRP ежегодно работают с учащимися в Северной Ирландии и Шотландии. В шотландской версии программы появился дополнительный блок, направленный на привлечение родителей. Его целями являются формирование навыков укрепления семейных взаимоотношений, поддержка родителей в выработке здоровой модели поведения с детьми [8].

SHAHRP включает в себя такие компоненты, как пособие и подготовительный курс для учителя, рабочая тетрадь и видеоматериалы для учащихся, интервьюирование учащихся.

Пособие для учителя представляет собой печатное издание, в котором изложен практический материал: подробные конспекты занятий и информационные материалы по изучаемым темам.

Предварительное обучение учителей и введение их в курс профилактической программы имеет важнейшее значение для ее успешного претворения в жизнь, сравнимое с содержанием программы [9]. Перед первым этапом реализации SHAHRP для педагогов освещают такие ключевые вопросы, как основные понятия в области антинаркотического воспитания; научно-теоретическое обоснование, лежащее в основе программы; возрастные закономерности, обусловливающие поведение подростков; ожидаемые изменения в поведении учащихся; знакомство со стратегиями проектирования интерактивных заданий. Подготовка перед вторым этапом включает краткое изложение материалов первой части обучающего тренинга, а также непосредственное участие учителей в моделировании интерактивных заданий для данного этапа.

Для систематизации и закрепления знаний, приобретенных во время практических занятий по программе SHAHRP, активизации интереса к рассматриваемым темам для учащихся предусмотрена дополнительная работа по тетрадям.

На занятиях в рамках SHAHRP аудиовизуальный материал (видеоролики) построен на наиболее распространенных ситуациях, ассоциируемых с подростковым периодом взросления, и призван побуждать учащихся к дискуссиям.

Интервьюирование происходит на основе создания фокус-группы по гендерному принципу и помогает учителю выявить отношение учащихся к конкретной проблеме, их опыт в этой области и предпочтения. С учетом полученной информации учитель может отобрать наиболее значимый материал и тем самым актуализировать содержание занятий для подростков.

Содержание антинаркотической программы SHARHP представлено 8 последовательными уроками на первом этапе и 7 – на втором. Темы и задачи для каждого из уроков представлены ниже (табл. 1).

Таблица 1

Содержание программы «School Health and Alcohol Harm Reduction Project»

Тема урока

Задачи

1-й этап

1. 1. Обзор программы

 

– введение учащихся в программу;

– анализ статистических данных об употребления алкоголя и его последствий

2.Почемулюди употребляют алкоголь

 

– выявление причин употребления алкоголя или отказа от него;

– определение факторов, влияющих на данный выбор

3.Алкоголь и организм

 

– определение влияния, оказываемого алкоголем на организм;

– изучение распространенных стереотипов об алкоголе

4.Из чего состоит алкогольный напиток?

 

– дифференциация различных алкогольных напитков;

– знакомство с термином «содержание алкоголя в крови»;

– изучение закона о вождении и алкоголе;

– определение последствий длительного употребления алкоголя

5.Определение вреда и стратегий

 

– определение вреда для учащихся в результате их собственного употребления алкоголя или его употребления окружающими;

– прогнозирование ситуаций, в которых этот вред наиболее вероятен;

– выявление связи между воздействиями, оказываемыми алкоголем, и уровнем его употребления

6.Восприятие СМИ

 

– повышение уровня знаний учащихся о рекламе, ориентированной на молодежный рынок;

– критический анализ методов, используемых производителями для манипулирования выбором молодых людей;

– разработка привлекательной для молодежи рекламы, способствующей распространению информации о минимизации вреда от употребления алкоголя

7.Решения

 

– прогнозирование возможных последствий выбора в отношении алкоголя;

– применение своих знаний о подходе минимизации вреда

8.Снижение вреда

 

– разработка стратегий уменьшения вреда в ситуациях, связанных с употреблением алкоголя;

– определение способов, с помощью которых учащиеся могли бы обратиться за помощью сами или направить нуждающегося друга

2-й этап

9.Стандартные напитки

 

– обсуждение последствий употребления алкоголя для молодежи;

– повторение и закрепление информации о факторах, влияющих на содержание алкоголя в крови

10.Вечеринка

 

– определение краткосрочных негативных последствий для учащихся в процессе употребления алкоголя;

– планирование стратегий по снижению или предотвращению причинения вреда себе или другим в социальных ситуациях, связанных с употреблением алкоголя

11.Уязвимость

 

– определение сексуальной уязвимости в нетрезвом виде или в компании нетрезвых людей и иных опасных последствий, связанных с алкоголем

12.Борьба с вредом

 

– изучение способов поддержания личных убеждений и ценностей подростка, когда он находится в компании людей с отличными убеждениями и стандартами поведения

13.Ранжирование рисков

 

– прогнозирование ситуаций, характеризуемых разной степенью риска

14. Диалог

 

– отработка защитного поведения;

– прогноз и планирование разрешения конфликтов, переговоры

15. Помощь другу

 

– идентификация реалистичных и адекватных стратегий для молодых людей в отношении вреда, ассоциированного с употреблением алкоголя

Содержательный анализ программы SHAHRP позволил установить, что она включает разнообразные стратегии сотрудничества участников, такие как информирование, индивидуальная работа и работа в небольших группах, учебные групповые дискуссии, ролевые игры, анализ кейсов, мозговой штурм, отработка и закрепление полезных навыков. При этом подавляющая часть занятий (две трети) носит интерактивный характер и подразумевает высокую степень взаимодействия учащихся, что положительным образом сказывается на налаживании социальных связей.

Исследователи выделяют три критических периода в развитии детей и подростков, в течение которых значение антинаркотического воспитания является решающим: до начала первой пробы, период начального употребления психоактивных веществ и период так называемой поздней актуальности. Для последнего характерны возрастающее употребление психоактивных веществ и изменяющийся контекст их использования [10]. В этом отношении SHAHRP носит упреждающий характер, поскольку первый этап программы реализуется с учащимися до момента, когда большая часть из них успеет приобрести первый опыт употребления алкоголя (13 лет). Подростки получают возможность не только повысить свою осведомленность о негативных физических и социальных последствиях употребления алкоголя, но и заблаговременно овладеть навыками критического анализа, освоить возможные стратегии уменьшения вреда от употребления алкоголя в потенциальной перспективе принятия новой для себя модели поведения. Второй этап программы дополняет и подкрепляет знания и сформированные полезные навыки именно в тот возрастной период, когда многие учащиеся уже имеют первый опыт употребления алкоголя. Подростки подвержены более высокому риску, в том числе из-за неосведомленности об изменениях, которые они и их социальное окружение могут претерпевать в результате обращения к алкоголю.

Теоретическим обоснованием анализируемой программы авторами заявлен подход минимизации вреда. Он является относительно новым в области превентологии и оспаривает классическую парадигму антинаркотического воспитания, которая базируется на идее абсолютного отказа от употребления психоактивных веществ. В противопоставление полному воздержанию в SHAHRP можно наблюдать попытку создателей программы найти баланс запретного и допустимого посредством стимулирования у учащихся положительных поведенческих изменений в результате осознания ими всего спектра пагубных последствий употребления алкоголя. Ответственность, навыки эффективного решения проблем, социальные навыки, независимость – это те основополагающие характеристики сопротивляемости, которые программа SHAHRP стремится развить у участников.

Следует отметить, что многие современные исследователи склонны соглашаться с вариативностью конечной цели антинаркотического воспитания. Так, она может заключаться в отсрочке начала экспериментирования с психоактивными веществами, предупреждении перехода эпизодического употребления психоактивных веществ в зависимость, полном отказе от употребления психоактивных веществ и др. Возможно, вселяющие надежду результаты работы с учащимися по программе SHAHRP в определенной степени связаны с пересмотром конечной цели профилактической работы с учащимися и сменой традиционной парадигмы на альтернативную.

Заключение

Несмотря на заявленный подход минимизации вреда, лежащий в основе программы SHAHRP, анализ тем и целей каждого занятия позволяет утверждать, что программа включает в себя также элементы других подходов. Так, предоставление актуальной информации детям и подросткам позволяет не только донести до них риски и последствия, связанные с употреблением ПАВ, но также скорректировать часто ошибочное мнение о широкой распространенности употребления алкоголя сверстниками и его социальной приемлимости, тем самым снизив нормативные ожидания учащихся. Занятия, посвященные развитию умения определять оказываемое давление со стороны средств массовой информации, сверстников, формируют у учащихся навыки сопротивления давлению, что является приоритетной задачей подхода социального научения.

SHAHRP развивает социальные навыки: целеполагание, анализ проблемной ситуации, определение последствий каждого из возможных сценариев ее решения. Одновременно у учащихся формируются навыки эффективной межличностной коммуникации. Таким образом, в программе находит отражение частично и подход повышения социально-личностной компетентности.

Исследователи подчеркивают тот факт, что программы антинаркотического воспитания, построенные с использованием элементов подхода социального научения и повышения социально-личностной компетентности, обладают большим положительным эффектом. Таким образом, сущность SHAHRP отражает современное понимание содержания антинаркотического воспитания учащихся, так как сочетает в себе несколько подходов одновременно, что определяет ее эффективность.