Проблема злоупотребления молодежью психоактивными веществами (ПАВ) продолжает сохранять свою актуальность, в том числе для России. Темпы распространения наркомании, характерные для нашей страны в период 1990-х – начала 2000-х гг., несколько стабилизировались [1]. Однако в современной картине наркотического потребления имеются свои особенности, такие как сдвиг экспериментирования с психоактивными веществами в младшую возрастную популяцию, распространение новых видов ПАВ (спайсы, снюсы) и их относительная доступность, пивной алкоголизм среди подростков [2]. Обращение в подростковом возрасте к психоактивным веществам ассоциировано с повышенным риском развития различных расстройств физического и психического здоровья в зрелом периоде, которые, в свою очередь, влекут за собой ощутимые социальные и экономические издержки для государства. Поэтому в современных реалиях первоочередная деятельность государства по предотвращению употребления ПАВ направлена на молодежь, а школьные образовательные учреждения в силу охвата большого количества детей и подростков стали основным местом внедрения программ антинаркотического воспитания учащихся.
Исследователям при изучении результатов реализованных программ удалось аккумулировать определенные знания, свидетельствующие о том, что положительный исход чаще соотносится с такими характеристиками, как интерактивность и многокомпонентность программы, акцент на обучение навыкам и повышение личной и социальной компетентности личности [3–5].
За последние годы в нашей стране отмечается переход от простого копирования зарубежных программ к их грамотной адаптации, а также к разработке отечественными авторами оригинальных программ. Вместе с тем задача определения точных характеристик, позволяющих достоверно предвидеть успех той или иной программы антинаркотического воспитания, на сегодняшний день не решена. Поиск наиболее эффективной модели предупреждения детской и подростковой наркомании продолжается, в том числе через обращение, изучение и переосмысление передового зарубежного опыта.
Цель исследования заключается в том, чтобы провести структурно-содержательный анализ программы антинаркотического воспитания учащихся «School Health and Alcohol Harm Reduction Project», реализуемой в Великобритании, и выявить положительные черты программы, определяющие ее эффективность.
Материал и методы исследования. Проведено теоретическое исследование, в процессе которого автор обратился к методам теоретического анализа социологической, психолого-педагогической и методической литературы по теме, периодической печати разных лет. Были применены общенаучные методы обобщения и сравнения основных подходов к антинаркотическому воспитанию учащихся.
Результаты исследования и их обсуждение. «School Health and Alcohol Harm Reduction Project» (в переводе с английского языка «Школьная программа поддержания здоровья и снижения вреда алкоголя», далее сокращенно SHAHRP) представляет собой специализированную школьную программу, направленную на антинаркотическое, а именно антиалкогольное, воспитание учащихся.
Оригинальный проект программы был разработан австралийскими специалистами в начале 2000-х гг. Первые результаты его апробации на учащихся среднего школьного возраста (13–14 лет) в рамках двух последовательных этапов позволили авторам сделать вывод о том, что данная программа эффективна в отношении снижения вредных последствий, ассоциированных с употреблением алкоголя. При оценивании эффективности SHAHRP были приняты во внимание следующие критерии: уровень осведомленности подростков об алкоголе и его пагубном воздействии; личная позиция учащихся относительно алкоголя; образцы и социальная ситуация его употребления; риски, связанные с употреблением алкоголя непосредственно учащимися, а также их близким социальным окружением.
К очевидным выявленным в результате реализации пилотного проекта положительным результатам авторы отнесли:
– уменьшение употребления алкоголя на 20%;
– повышение уровня знаний в области антиалкогольного воспитания, в том числе о последствиях, связанных с употреблением алкоголя, – на 10%;
– снижение вреда, связанного с употреблением алкоголя подростками, – на 33%, их окружением – на 10%;
– пролонгированное действие программы (до 1,5 года после ее реализации) [6].
В дальнейшем SHAHRP внедряли в Европе, в частности в Англии, Северной Ирландии и Шотландии. Школьники из Северной Ирландии, которые принимали участие в реализиции программы, также демонстрировали положительные результаты: повысилась осведомленность о вреде алкоголя, произошли положительные изменения в оценке последствий от собственного употребления алкоголя, а также от употребления его близким окружением [7].
На сегодняшний день по адаптированной версии программы SHAHRP ежегодно работают с учащимися в Северной Ирландии и Шотландии. В шотландской версии программы появился дополнительный блок, направленный на привлечение родителей. Его целями являются формирование навыков укрепления семейных взаимоотношений, поддержка родителей в выработке здоровой модели поведения с детьми [8].
SHAHRP включает в себя такие компоненты, как пособие и подготовительный курс для учителя, рабочая тетрадь и видеоматериалы для учащихся, интервьюирование учащихся.
Пособие для учителя представляет собой печатное издание, в котором изложен практический материал: подробные конспекты занятий и информационные материалы по изучаемым темам.
Предварительное обучение учителей и введение их в курс профилактической программы имеет важнейшее значение для ее успешного претворения в жизнь, сравнимое с содержанием программы [9]. Перед первым этапом реализации SHAHRP для педагогов освещают такие ключевые вопросы, как основные понятия в области антинаркотического воспитания; научно-теоретическое обоснование, лежащее в основе программы; возрастные закономерности, обусловливающие поведение подростков; ожидаемые изменения в поведении учащихся; знакомство со стратегиями проектирования интерактивных заданий. Подготовка перед вторым этапом включает краткое изложение материалов первой части обучающего тренинга, а также непосредственное участие учителей в моделировании интерактивных заданий для данного этапа.
Для систематизации и закрепления знаний, приобретенных во время практических занятий по программе SHAHRP, активизации интереса к рассматриваемым темам для учащихся предусмотрена дополнительная работа по тетрадям.
На занятиях в рамках SHAHRP аудиовизуальный материал (видеоролики) построен на наиболее распространенных ситуациях, ассоциируемых с подростковым периодом взросления, и призван побуждать учащихся к дискуссиям.
Интервьюирование происходит на основе создания фокус-группы по гендерному принципу и помогает учителю выявить отношение учащихся к конкретной проблеме, их опыт в этой области и предпочтения. С учетом полученной информации учитель может отобрать наиболее значимый материал и тем самым актуализировать содержание занятий для подростков.
Содержание антинаркотической программы SHARHP представлено 8 последовательными уроками на первом этапе и 7 – на втором. Темы и задачи для каждого из уроков представлены ниже (табл. 1).
Таблица 1
Содержание программы «School Health and Alcohol Harm Reduction Project»
Тема урока |
Задачи |
1-й этап |
|
1. 1. Обзор программы
|
– введение учащихся в программу; – анализ статистических данных об употребления алкоголя и его последствий |
2.Почемулюди употребляют алкоголь
|
– выявление причин употребления алкоголя или отказа от него; – определение факторов, влияющих на данный выбор |
3.Алкоголь и организм
|
– определение влияния, оказываемого алкоголем на организм; – изучение распространенных стереотипов об алкоголе |
4.Из чего состоит алкогольный напиток?
|
– дифференциация различных алкогольных напитков; – знакомство с термином «содержание алкоголя в крови»; – изучение закона о вождении и алкоголе; – определение последствий длительного употребления алкоголя |
5.Определение вреда и стратегий
|
– определение вреда для учащихся в результате их собственного употребления алкоголя или его употребления окружающими; – прогнозирование ситуаций, в которых этот вред наиболее вероятен; – выявление связи между воздействиями, оказываемыми алкоголем, и уровнем его употребления |
6.Восприятие СМИ
|
– повышение уровня знаний учащихся о рекламе, ориентированной на молодежный рынок; – критический анализ методов, используемых производителями для манипулирования выбором молодых людей; – разработка привлекательной для молодежи рекламы, способствующей распространению информации о минимизации вреда от употребления алкоголя |
7.Решения
|
– прогнозирование возможных последствий выбора в отношении алкоголя; – применение своих знаний о подходе минимизации вреда |
8.Снижение вреда
|
– разработка стратегий уменьшения вреда в ситуациях, связанных с употреблением алкоголя; – определение способов, с помощью которых учащиеся могли бы обратиться за помощью сами или направить нуждающегося друга |
2-й этап |
|
9.Стандартные напитки
|
– обсуждение последствий употребления алкоголя для молодежи; – повторение и закрепление информации о факторах, влияющих на содержание алкоголя в крови |
10.Вечеринка
|
– определение краткосрочных негативных последствий для учащихся в процессе употребления алкоголя; – планирование стратегий по снижению или предотвращению причинения вреда себе или другим в социальных ситуациях, связанных с употреблением алкоголя |
11.Уязвимость
|
– определение сексуальной уязвимости в нетрезвом виде или в компании нетрезвых людей и иных опасных последствий, связанных с алкоголем |
12.Борьба с вредом
|
– изучение способов поддержания личных убеждений и ценностей подростка, когда он находится в компании людей с отличными убеждениями и стандартами поведения |
13.Ранжирование рисков
|
– прогнозирование ситуаций, характеризуемых разной степенью риска |
14. Диалог
|
– отработка защитного поведения; – прогноз и планирование разрешения конфликтов, переговоры |
15. Помощь другу
|
– идентификация реалистичных и адекватных стратегий для молодых людей в отношении вреда, ассоциированного с употреблением алкоголя |
Содержательный анализ программы SHAHRP позволил установить, что она включает разнообразные стратегии сотрудничества участников, такие как информирование, индивидуальная работа и работа в небольших группах, учебные групповые дискуссии, ролевые игры, анализ кейсов, мозговой штурм, отработка и закрепление полезных навыков. При этом подавляющая часть занятий (две трети) носит интерактивный характер и подразумевает высокую степень взаимодействия учащихся, что положительным образом сказывается на налаживании социальных связей.
Исследователи выделяют три критических периода в развитии детей и подростков, в течение которых значение антинаркотического воспитания является решающим: до начала первой пробы, период начального употребления психоактивных веществ и период так называемой поздней актуальности. Для последнего характерны возрастающее употребление психоактивных веществ и изменяющийся контекст их использования [10]. В этом отношении SHAHRP носит упреждающий характер, поскольку первый этап программы реализуется с учащимися до момента, когда большая часть из них успеет приобрести первый опыт употребления алкоголя (13 лет). Подростки получают возможность не только повысить свою осведомленность о негативных физических и социальных последствиях употребления алкоголя, но и заблаговременно овладеть навыками критического анализа, освоить возможные стратегии уменьшения вреда от употребления алкоголя в потенциальной перспективе принятия новой для себя модели поведения. Второй этап программы дополняет и подкрепляет знания и сформированные полезные навыки именно в тот возрастной период, когда многие учащиеся уже имеют первый опыт употребления алкоголя. Подростки подвержены более высокому риску, в том числе из-за неосведомленности об изменениях, которые они и их социальное окружение могут претерпевать в результате обращения к алкоголю.
Теоретическим обоснованием анализируемой программы авторами заявлен подход минимизации вреда. Он является относительно новым в области превентологии и оспаривает классическую парадигму антинаркотического воспитания, которая базируется на идее абсолютного отказа от употребления психоактивных веществ. В противопоставление полному воздержанию в SHAHRP можно наблюдать попытку создателей программы найти баланс запретного и допустимого посредством стимулирования у учащихся положительных поведенческих изменений в результате осознания ими всего спектра пагубных последствий употребления алкоголя. Ответственность, навыки эффективного решения проблем, социальные навыки, независимость – это те основополагающие характеристики сопротивляемости, которые программа SHAHRP стремится развить у участников.
Следует отметить, что многие современные исследователи склонны соглашаться с вариативностью конечной цели антинаркотического воспитания. Так, она может заключаться в отсрочке начала экспериментирования с психоактивными веществами, предупреждении перехода эпизодического употребления психоактивных веществ в зависимость, полном отказе от употребления психоактивных веществ и др. Возможно, вселяющие надежду результаты работы с учащимися по программе SHAHRP в определенной степени связаны с пересмотром конечной цели профилактической работы с учащимися и сменой традиционной парадигмы на альтернативную.
Заключение
Несмотря на заявленный подход минимизации вреда, лежащий в основе программы SHAHRP, анализ тем и целей каждого занятия позволяет утверждать, что программа включает в себя также элементы других подходов. Так, предоставление актуальной информации детям и подросткам позволяет не только донести до них риски и последствия, связанные с употреблением ПАВ, но также скорректировать часто ошибочное мнение о широкой распространенности употребления алкоголя сверстниками и его социальной приемлимости, тем самым снизив нормативные ожидания учащихся. Занятия, посвященные развитию умения определять оказываемое давление со стороны средств массовой информации, сверстников, формируют у учащихся навыки сопротивления давлению, что является приоритетной задачей подхода социального научения.
SHAHRP развивает социальные навыки: целеполагание, анализ проблемной ситуации, определение последствий каждого из возможных сценариев ее решения. Одновременно у учащихся формируются навыки эффективной межличностной коммуникации. Таким образом, в программе находит отражение частично и подход повышения социально-личностной компетентности.
Исследователи подчеркивают тот факт, что программы антинаркотического воспитания, построенные с использованием элементов подхода социального научения и повышения социально-личностной компетентности, обладают большим положительным эффектом. Таким образом, сущность SHAHRP отражает современное понимание содержания антинаркотического воспитания учащихся, так как сочетает в себе несколько подходов одновременно, что определяет ее эффективность.
Библиографическая ссылка
Гизятова Л.А. ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА В ШКОЛАХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОГРАММЫ «SCHOOL HEALTH AND ALCOHOL HARM REDUCTION PROJECT») // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31472 (дата обращения: 03.12.2024).