Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODOLOGICAL APPROACHES FOR INVESTIGATING THE PROBLEM OF GETTING UNIVERSITY STUDENTS READY FOR CROSS-CULTURAL SCIENTIFIC COMMUNICATION

Elsakova R.Z. 1
1 FGAOU VO "South Ural State University (National Research University)"
The article presents a set of methodological approaches that are used to investigate the process of getting university students ready for cross-cultural scientific communication. Regarding the fact that the process under study is a complex phenomenon, it is necessary to use several methodological approaches that complement each other to study it. For this purpose, the system, information and communicative-cultural approaches are chosen. The systema approach is used in the status of a general scientific basis for research: to structure the concept of "student's readiness for cross-cultural scientific communication" and to develop an educational model. The information approach is used at the particular scientific level of methodology as a theoretical and methodological strategy: to identify characteristics of cross-cultural scientific communication and develop an information model. The communicative-cultural approach is used at the technological level of the methodology as a practice-oriented tactic: when developing the content of education, choosing teaching technologies and pedagogical conditions. Methodological approaches are a set of strategic directions designed to develop a theoretical framework for research. On a practical level, principles will play the role of such a guide. The author highlights and considers the following principles: parity (as equality of rights for each of the participants in education), interdisciplinarity (strengthening the ties of the "Foreign language" discipline with professional disciplines), dialogicity (organizing scientific communication as the dialogue of cultures in the spirit of equality of its subjects).
methodological approaches
system approach
information approach
communicative-cultural approach
the principle of parity
the principle of dialogicity
the principle of interdisciplinarity

Проблема подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации является актуальной для педагогической науки, однако слабо разработанной как в теоретическом, так и в практическом планах. В теоретическом плане – ввиду отсутствия разработанных методологических оснований к ее исследованию, отсутствия теоретической модели и педагогических условий, отображающих особенности организации процесса. В практическом плане – ввиду отсутствия технологической модели, отсутствия грамотно подобранных и систематизированных методов, форм и средств, которые преподаватель может использовать на занятиях со студентами в учреждениях высшего образования. К данному заключению мы пришли, изучив нормативно-правовую документацию, научную литературу, электронные источники, а также основываясь на личном опыте преподавательской деятельности.

Недостаточная степень теоретической и практической разработанности проблемы позволили сформулировать цель ˗ выбрать и теоретически обосновать методологические подходы к исследованию проблемы подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации.

Материалы и методы исследования

Достижение данной цели осуществляется с помощью теоретических методов (методологический и системный анализ, индукция, сравнение, формализация, синтез, обобщение) через решение следующих задач: 1) изучение вопроса, что такое «подход» в педагогической науке; 2) изучение возможностей системного подхода к исследованию; 3) изучение потенциала информационного подхода к исследованию; 4) изучение возможностей коммуникативно-культурологического подхода к исследованию; 5) выбор принципов, обеспечивающих реализацию процесса.

Результаты исследования и их обсуждение

С педагогической точки зрения «подход» позволяет исследовать явление в определенном аспекте, выявить новые для науки свойства и описать их в терминах, соответствующих выбранному аспекту [1, с. 29].

Ввиду того что подготовка студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации ˗ сложный процесс, использование одного методологического подхода будет недостаточно (рис. 1). Поэтому нами были выбраны совокупность системного, информационного и коммуникативно-культурологического подходов.

Рис. 1. Методологические подходы к изучению проблемы подготовки магистрантов к кросскультурной научной коммуникации

Применение системного подхода к изучению подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации предполагает его рассмотрение как системы. Причем эта система, возникшая в ответ на социальный заказ общества, имеет особую организацию и выполняет функцию повышения уровня готовности студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации.

Использование системного подхода позволяет представить процесс подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации в виде образовательной модели и изучить ее компонентный состав.

Теоретико-методологический анализ процесса подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации позволил выявить тот факт, что он обладает блочной структурой и состоит из блоков оснований, содержательно-организационного, виртуального обучения, критериально-оценочного.

Таким образом, системный подход представляет собой общенаучную основу исследования и используется:

· во-первых, для характеристики ключевого понятия «готовность студента к кросскультурной научной коммуникации», структурирования и выделения его составляющих компонентов;

· во-вторых, он позволяет спроектировать образовательную модель, определить блоки модели и их функции.

Вотличие от системного информационный подход не так часто используем в педагогике. Он появился из теории информации и был адаптирован российскими учеными для решения образовательных задач.

Анализ литературы не выявил исследований по проблеме подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации, где в качестве методологической основы использовался информационный подход. Однако он обладает большим потенциалом для изучения самых разных вопросов. Так, применение информационного подхода:

· позволяет исследовать процесс подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации как систему, способную передавать информацию;

· рассмотреть особенности циркуляции информации в системе;

· построить информационную модель.

«Поскольку наука есть, прежде всего, знание, а понятие "культура" охватывает собой все то, что создано умом и руками человека, постольку знание вообще, и научное знание в особенности, является неотъемлемой частью всякой культуры – любого ее исторического типа и любой ее этнической формы» [2, с. 62]. Значит, необходимо дополнить методологические основания подходом, который позволит учесть культурный аспект в процессе коммуникации. Для этого применим положения коммуникативно-культурологического подхода к проблеме исследования.

Для начала рассмотрим каждый подход по отдельности, а затем его интегрированную форму.

Использование культурологического подхода в исследовании ставит во главу угла подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации необходимость прививать студентам образцы и нормы поведения, принятые научным сообществом. Данный факт нацеливает на разработку траектории освоения студентами культурно обусловленных форм взаимодействия. Этот путь начинается с ознакомления с культурными ценностями, общепризнанными в научной среде и соблюдаемыми ее представителями. Далее происходит «примерка» культурных ценностей научного сообщества студентами и их соотнесение с собственными представлениями и собственной картиной мира. Если данное соотнесение не сталкивается ни с какими внутриличностными конфликтами и находит отклик у студента, то образец усваивается по мере решения учебно-профессиональных ситуаций. А сам студент становится носителем ценностей кросскультурной научной коммуникации.

Такая траектория овладения общенаучными нормативно-ценностными установками нацеливает не только на специальный отбор содержания образования и наполнение его информацией социокультурного характера, но объяснение базовых научных явлений и процессов в контексте культуры.

Таким образом, использование культурологического подхода в нашем исследовании позволяет:

· во-первых, выстроить траекторию овладения общенаучными нормативно-ценностными установками: от осознания значимости кросскультурной научной коммуникации в профессиональной деятельности к овладению студентами ее ценностных ориентаций;

· во-вторых, нацеливает на отбор информации социокультурной направленности для включения в содержательный компонент образования.

Коммуникативный подход является динамично развивающимся подходом в педагогической науке и практике, который направлен на развитие коммуникативных умений участников образования для успешного выполнения ими различных видов деятельности.

Коммуникативный подход в процессе подготовки студентов к кросскультурной научной коммуникации нацеливает нас на стимулирование коммуникативных способностей студентов, их ориентацию на активное взаимодействие с партнерами по кросскультурной научной коммуникации. Это требует особой организации условий образования и выбора соответствующих технологий, которые будут формировать умение общаться в научном контексте с представителями других культур. В этой связи нам необходимо отдавать предпочтение коммуникативно ориентированным технологиям обучения, таким как интерактивное, проблемное, контекстное, смешанное обучение.

А поскольку кросскультурная научная коммуникация осуществляется в двух плоскостях взаимодействия - непосредственного и опосредованного, при организации педагогических условий важно учитывать и этот аспект. Соответственно, нам необходима среда, в которой будет происходить формирование компетенций непосредственного общения ˗ коммуникативно ориентированная образовательная среда при иноязычной подготовке студентов, и среда, в которой будет осуществляться формирование компетенций опосредованного общения ˗ электронная среда виртуального обучения студентов.

Таким образом, использование коммуникативного подхода в нашем исследовании ориентирует преподавателя на отбор коммуникативно ориентированных технологий обучения (интерактивное, проблемное, контекстное, смешанное обучение), а также на выбор педагогических условий, нацеленных на формирование компетенций опосредованного и непосредственного общения.

Коммуникативно-культурологический подход представляет собой форму интеграции двух взаимообусловленных подходов: коммуникативного и культурологического.

В контексте исследования проблемы подготовки студентов к кросскультурной научной коммуникации коммуникативно-культурологический подход будет использоваться нами на технологическом уровне методологии как практико-ориентированная тактика, которая предполагает:

1) наполнение содержания информацией социокультурной направленности и присвоение опыта коммуникативной деятельности в контексте культуры и на основе «диалога культур»;

2) организацию процесса подготовки с опорой на коммуникативно ориентированные технологии обучения (интерактивное, проблемное, контекстное, смешанное обучение), направленные на активное вовлечение студентов в процесс научной коммуникации и отработку языковых навыков;

3) внедрение педагогических условий, стимулирующих формирование компетенций кросскультурной научной коммуникации в среде непосредственного взаимодействия и в системе электронного обучения.

Подводя итог, подчеркнем роль каждого методологического подхода в исследовании: системный подход используется в статусе общенаучной основы исследования (для структурирования понятия «готовность студента к кросскультурной научной коммуникации» и разработки образовательной модели комплекса), информационный подход ˗ на частно-научном уровне методологии как теоретико-методологическая стратегия (для выявления признаков кросскультурной научной коммуникации и разработки информационной модели), коммуникативно-культурологический подход ˗ на технологическом уровне методологии как практико-ориентированная тактика (при разработке содержания образования, выборе технологий обучения и педагогических условий).

Методологические подходы представляют собой комплекс стратегических направлений, предназначенный для разработки теоретической основы исследования. На практическом уровне роль такого ориентира будут играть принципы. Их значение состоит в формулировке положений, которые должны учитываться при реализации педагогического процесса.

Выделение принципов организации подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации осуществлялось нами исходя из требований к отбору специфических принципов, а именно: направленность на достижение общей цели, отсутствие абсолютных границ и свойства аддитивности, способность определять способы действий субъекта при реализации исследуемого процесса, а также с опорой на гуманно ориентированную концепцию непрерывного образования (Г.Н. Сериков, И.О. Котлярова [3-5]), особенности образовательного процесса в вузе и специфику кросскультурной научной коммуникации.

Принцип паритетности соблюдается во взаимоотношениях участников образования и проявляется в равноправном взаимодействии друг с другом.

Принцип междисциплинарности предполагает целенаправленное усиление связей дисциплины «Иностранный язык» с профессиональными дисциплинами через согласованное изучение содержания образования и создание учебных ситуаций, предполагающих применение усвоенных знаний и умений [6].

Принцип диалогичности актуализирует диалог в самом широком смысле этого слова: организует научное общение по типу диалога культур в духе равенства его субъектов, развивает умение слушать и слышать своего собеседника и вести конструктивный диалог с партнерами по общению в различных формах межличностного и межгруппового взаимодействия.

Выводы

Таким образом, методологической основой исследования проблемы подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации является системный, информационный и коммуникативно-культурологический подходы. Указанные принципы регламентируют деятельность субъектов процесса и раскрывают процедуру реализации комплекса моделей в образовательной практике.