Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К КРОССКУЛЬТУРНОЙ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Елсакова Р.З. 1
1 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
В статье представлена совокупность методологических подходов, которые используются для исследования процесса подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации. Ввиду того что изучаемый процесс ˗ явление сложное, для его изучения необходимо использовать несколько методологических подходов, дополняющих друг друга. Для этой цели были выбраны системный, информационный и коммуникативно-культурологический подходы. Системный подход используется в статусе общенаучной основы исследования: для структурирования понятия «готовность студента к кросскультурной научной коммуникации» и разработки образовательной модели. Информационный подход применяется на частно-научном уровне методологии как теоретико-методологическая стратегия: для выявления признаков кросскультурной научной коммуникации и разработки информационной модели. Коммуникативно-культурологический подход используется на технологическом уровне методологии как практико-ориентированная тактика: при разработке содержания образования, выборе технологий обучения и педагогических условий. Методологические подходы представляют собой комплекс стратегических направлений, предназначенный для разработки теоретической основы исследования. На практическом уровне роль такого ориентира будут играть принципы. Автором выделены следующие принципы: паритетности (как равные отношения участников образования), междисциплинарности (усиление связей дисциплины «Иностранный язык» с профессиональными дисциплинами), диалогичности (организует научное общение по типу диалога культур в духе равенства его субъектов).
методологические подходы
системный подход
информационный подход
коммуникативно-культурологический подход
принцип паритетности
принцип диалогичности
принцип междисцилинарности
1. Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Диссертация как результат педагогического исследования. – Краснодар: Издательство Краснодарского государственного института культуры, 2019. 304 с.
2. Федотов Е.В., Назаров Ю.Н. Наука как часть культуры // Успехи современного естествознания. 2012. №4. С. 62.
3. Сериков Г.Н. Постановка и решение проблем непрерывного образования: обзор достижений научной школы // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2020. Т. 12, № 3. С. 34–51.
4. Сериков С.Г., Сериков Г.Н. Гуманно ориентированная интерпретация системы качества образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2. С. 22-24.
5. Котлярова И.О. Исследование проблем гуманно ориентированного управления образованием // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2020. Т. 12. № 2. C. 6-18.
6. Султанбекова Р.З. К проблеме формирования профессиональной культуры будущих менеджеров в вузе на основе междисцлинарной интеграции // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 3. С. 157-159.

Проблема подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации является актуальной для педагогической науки, однако слабо разработанной как в теоретическом, так и в практическом планах. В теоретическом плане – ввиду отсутствия разработанных методологических оснований к ее исследованию, отсутствия теоретической модели и педагогических условий, отображающих особенности организации процесса. В практическом плане – ввиду отсутствия технологической модели, отсутствия грамотно подобранных и систематизированных методов, форм и средств, которые преподаватель может использовать на занятиях со студентами в учреждениях высшего образования. К данному заключению мы пришли, изучив нормативно-правовую документацию, научную литературу, электронные источники, а также основываясь на личном опыте преподавательской деятельности.

Недостаточная степень теоретической и практической разработанности проблемы позволили сформулировать цель ˗ выбрать и теоретически обосновать методологические подходы к исследованию проблемы подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации.

Материалы и методы исследования

Достижение данной цели осуществляется с помощью теоретических методов (методологический и системный анализ, индукция, сравнение, формализация, синтез, обобщение) через решение следующих задач: 1) изучение вопроса, что такое «подход» в педагогической науке; 2) изучение возможностей системного подхода к исследованию; 3) изучение потенциала информационного подхода к исследованию; 4) изучение возможностей коммуникативно-культурологического подхода к исследованию; 5) выбор принципов, обеспечивающих реализацию процесса.

Результаты исследования и их обсуждение

С педагогической точки зрения «подход» позволяет исследовать явление в определенном аспекте, выявить новые для науки свойства и описать их в терминах, соответствующих выбранному аспекту [1, с. 29].

Ввиду того что подготовка студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации ˗ сложный процесс, использование одного методологического подхода будет недостаточно (рис. 1). Поэтому нами были выбраны совокупность системного, информационного и коммуникативно-культурологического подходов.

Рис. 1. Методологические подходы к изучению проблемы подготовки магистрантов к кросскультурной научной коммуникации

Применение системного подхода к изучению подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации предполагает его рассмотрение как системы. Причем эта система, возникшая в ответ на социальный заказ общества, имеет особую организацию и выполняет функцию повышения уровня готовности студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации.

Использование системного подхода позволяет представить процесс подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации в виде образовательной модели и изучить ее компонентный состав.

Теоретико-методологический анализ процесса подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации позволил выявить тот факт, что он обладает блочной структурой и состоит из блоков оснований, содержательно-организационного, виртуального обучения, критериально-оценочного.

Таким образом, системный подход представляет собой общенаучную основу исследования и используется:

· во-первых, для характеристики ключевого понятия «готовность студента к кросскультурной научной коммуникации», структурирования и выделения его составляющих компонентов;

· во-вторых, он позволяет спроектировать образовательную модель, определить блоки модели и их функции.

Вотличие от системного информационный подход не так часто используем в педагогике. Он появился из теории информации и был адаптирован российскими учеными для решения образовательных задач.

Анализ литературы не выявил исследований по проблеме подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации, где в качестве методологической основы использовался информационный подход. Однако он обладает большим потенциалом для изучения самых разных вопросов. Так, применение информационного подхода:

· позволяет исследовать процесс подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации как систему, способную передавать информацию;

· рассмотреть особенности циркуляции информации в системе;

· построить информационную модель.

«Поскольку наука есть, прежде всего, знание, а понятие "культура" охватывает собой все то, что создано умом и руками человека, постольку знание вообще, и научное знание в особенности, является неотъемлемой частью всякой культуры – любого ее исторического типа и любой ее этнической формы» [2, с. 62]. Значит, необходимо дополнить методологические основания подходом, который позволит учесть культурный аспект в процессе коммуникации. Для этого применим положения коммуникативно-культурологического подхода к проблеме исследования.

Для начала рассмотрим каждый подход по отдельности, а затем его интегрированную форму.

Использование культурологического подхода в исследовании ставит во главу угла подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации необходимость прививать студентам образцы и нормы поведения, принятые научным сообществом. Данный факт нацеливает на разработку траектории освоения студентами культурно обусловленных форм взаимодействия. Этот путь начинается с ознакомления с культурными ценностями, общепризнанными в научной среде и соблюдаемыми ее представителями. Далее происходит «примерка» культурных ценностей научного сообщества студентами и их соотнесение с собственными представлениями и собственной картиной мира. Если данное соотнесение не сталкивается ни с какими внутриличностными конфликтами и находит отклик у студента, то образец усваивается по мере решения учебно-профессиональных ситуаций. А сам студент становится носителем ценностей кросскультурной научной коммуникации.

Такая траектория овладения общенаучными нормативно-ценностными установками нацеливает не только на специальный отбор содержания образования и наполнение его информацией социокультурного характера, но объяснение базовых научных явлений и процессов в контексте культуры.

Таким образом, использование культурологического подхода в нашем исследовании позволяет:

· во-первых, выстроить траекторию овладения общенаучными нормативно-ценностными установками: от осознания значимости кросскультурной научной коммуникации в профессиональной деятельности к овладению студентами ее ценностных ориентаций;

· во-вторых, нацеливает на отбор информации социокультурной направленности для включения в содержательный компонент образования.

Коммуникативный подход является динамично развивающимся подходом в педагогической науке и практике, который направлен на развитие коммуникативных умений участников образования для успешного выполнения ими различных видов деятельности.

Коммуникативный подход в процессе подготовки студентов к кросскультурной научной коммуникации нацеливает нас на стимулирование коммуникативных способностей студентов, их ориентацию на активное взаимодействие с партнерами по кросскультурной научной коммуникации. Это требует особой организации условий образования и выбора соответствующих технологий, которые будут формировать умение общаться в научном контексте с представителями других культур. В этой связи нам необходимо отдавать предпочтение коммуникативно ориентированным технологиям обучения, таким как интерактивное, проблемное, контекстное, смешанное обучение.

А поскольку кросскультурная научная коммуникация осуществляется в двух плоскостях взаимодействия - непосредственного и опосредованного, при организации педагогических условий важно учитывать и этот аспект. Соответственно, нам необходима среда, в которой будет происходить формирование компетенций непосредственного общения ˗ коммуникативно ориентированная образовательная среда при иноязычной подготовке студентов, и среда, в которой будет осуществляться формирование компетенций опосредованного общения ˗ электронная среда виртуального обучения студентов.

Таким образом, использование коммуникативного подхода в нашем исследовании ориентирует преподавателя на отбор коммуникативно ориентированных технологий обучения (интерактивное, проблемное, контекстное, смешанное обучение), а также на выбор педагогических условий, нацеленных на формирование компетенций опосредованного и непосредственного общения.

Коммуникативно-культурологический подход представляет собой форму интеграции двух взаимообусловленных подходов: коммуникативного и культурологического.

В контексте исследования проблемы подготовки студентов к кросскультурной научной коммуникации коммуникативно-культурологический подход будет использоваться нами на технологическом уровне методологии как практико-ориентированная тактика, которая предполагает:

1) наполнение содержания информацией социокультурной направленности и присвоение опыта коммуникативной деятельности в контексте культуры и на основе «диалога культур»;

2) организацию процесса подготовки с опорой на коммуникативно ориентированные технологии обучения (интерактивное, проблемное, контекстное, смешанное обучение), направленные на активное вовлечение студентов в процесс научной коммуникации и отработку языковых навыков;

3) внедрение педагогических условий, стимулирующих формирование компетенций кросскультурной научной коммуникации в среде непосредственного взаимодействия и в системе электронного обучения.

Подводя итог, подчеркнем роль каждого методологического подхода в исследовании: системный подход используется в статусе общенаучной основы исследования (для структурирования понятия «готовность студента к кросскультурной научной коммуникации» и разработки образовательной модели комплекса), информационный подход ˗ на частно-научном уровне методологии как теоретико-методологическая стратегия (для выявления признаков кросскультурной научной коммуникации и разработки информационной модели), коммуникативно-культурологический подход ˗ на технологическом уровне методологии как практико-ориентированная тактика (при разработке содержания образования, выборе технологий обучения и педагогических условий).

Методологические подходы представляют собой комплекс стратегических направлений, предназначенный для разработки теоретической основы исследования. На практическом уровне роль такого ориентира будут играть принципы. Их значение состоит в формулировке положений, которые должны учитываться при реализации педагогического процесса.

Выделение принципов организации подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации осуществлялось нами исходя из требований к отбору специфических принципов, а именно: направленность на достижение общей цели, отсутствие абсолютных границ и свойства аддитивности, способность определять способы действий субъекта при реализации исследуемого процесса, а также с опорой на гуманно ориентированную концепцию непрерывного образования (Г.Н. Сериков, И.О. Котлярова [3-5]), особенности образовательного процесса в вузе и специфику кросскультурной научной коммуникации.

Принцип паритетности соблюдается во взаимоотношениях участников образования и проявляется в равноправном взаимодействии друг с другом.

Принцип междисциплинарности предполагает целенаправленное усиление связей дисциплины «Иностранный язык» с профессиональными дисциплинами через согласованное изучение содержания образования и создание учебных ситуаций, предполагающих применение усвоенных знаний и умений [6].

Принцип диалогичности актуализирует диалог в самом широком смысле этого слова: организует научное общение по типу диалога культур в духе равенства его субъектов, развивает умение слушать и слышать своего собеседника и вести конструктивный диалог с партнерами по общению в различных формах межличностного и межгруппового взаимодействия.

Выводы

Таким образом, методологической основой исследования проблемы подготовки студентов вузов к кросскультурной научной коммуникации является системный, информационный и коммуникативно-культурологический подходы. Указанные принципы регламентируют деятельность субъектов процесса и раскрывают процедуру реализации комплекса моделей в образовательной практике.


Библиографическая ссылка

Елсакова Р.З. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К КРОССКУЛЬТУРНОЙ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31401 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674