Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF CHANGES IN THE ATTITUDE OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS TO PHYSICAL EDUCATION AFTER DISTANCE LEARNING

Kuznetsova N.A. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Shadrinsk State Pedagogical University
The relevance of the article is due to the need for pedagogical university students to form not only competencies in a certain profession, but also supra-professional skills that are in demand in today's competitive and changing world as never before. Their important component is the ability to take care of their health, the development of their body, the education of physical qualities and the formation of motor skills, the ability to organize active leisure and lead a healthy lifestyle. However, students do not always understand the importance of these skills in their lives, do not underestimate the role of physical education in their formation. As a rule, awareness of the need to take care of their health and maintain good physical shape comes later, when young people first encounter problems with their body. However, in the conditions of forced self-isolation and distance learning caused by the coronavirus pandemic, students were able to feel a particularly acute lack of motor activity, face the negative consequences of physical inactivity and reconsider their views on the importance of physical education. The purpose of the study is to analyze the change in the attitude of students to physical education in the pedagogical university, which occurred after a long distance learning format in the conditions of the covid-19 pandemic. Using the questionnaire method, a survey was conducted of students of the Humanities Institute of Shadrinsky State Pedagogical University, which gave a picture of their attitude to physical education at the university before and after a long period of distance learning in the conditions of the coronavirus pandemic. One hundred students of the Humanitarian Institute of SHSPU took part in the survey. Using the methods of comparison and analysis, conclusions were drawn based on the results of the survey. The scientific novelty of the study lies in the fact that a change in the attitude of pedagogical university students to physical education has been revealed after a long period of distance learning, it has become more valuable and motivated. The practical significance of the study lies in the fact that on the basis of the conclusions formulated as a result of the questionnaire, recommendations were determined in order to optimize the process of physical education in the pedagogical university.
physical education
pedagogical university students
physical culture and sports
attitude to physical education

Как известно, как школьники, так и студенты зачастую не любят занятия по физической культуре. Многим не нравится, что они отвлекают от учёбы, особенно в старших классах, когда активно идёт подготовка к ЕГЭ. В вузах также на неспортивных факультетах многих студентов не устраивает то, что занятия по физической культуре занимают время, необходимое для освоения более нужных, на их взгляд, предметов.

Часто недовольство вызывает то, что в середине учебного времени приходится заниматься физической активностью, а потом, не имея возможностей удовлетворить свои гигиенические нужды, ещё продолжать обучение (в большинстве школ и вузов нет возможности после занятий физической культурой принять душ). Негативное отношение из школ к урокам физической культуры часто переходит и на вузовские занятия по физвоспитанию (даже если вуз создаёт материальные условия для более комфортного пребывания студентов – оборудует душевые, удобные раздевалки, выделяет время для гигиенических процедур после занятий в спортзале или на стадионе).

Проблеме отношения студентов к занятиям физвоспитанием посвящено много исследований. В частности, Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В., Усатов А.Н., Скруг Д.А., рассматривая отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза, выявляют, что 70% студентов ходят на занятия физической культуры исключительно, чтобы получить зачёт (экзамен); 20% – чтобы отвлечься от аудиторных занятий; 7% – чтобы «убить» время; и лишь 3% – чтобы повысить уровень физической подготовленности [1].

Борисова М.В., Соколова Э.Ю., исследуя отношение к физической культуре студентов экономических вузов, отмечают, что 83% опрошенных ссылаются на нехватку свободного времени для занятий физвоспитанием, причем чем выше курс, тем больше дефицит времени [2]. Келбинская А.А. и Шевцова А.Е., исследуя отношение к физической культуре студентов технических вузов, также отмечают, что от первого к третьему курсу оно ухудшается [3].

Однако пандемия COVID-19 и длительный дистанционный формат обучения, в котором долгое время находились студенты вузов, и в том числе Шадринского государственного педагогического университета (с марта 2020 до сентября 2020 г. и с октября 2020 по февраль 2021 г.), значительно повлияли на отношение студентов к занятиям по физвоспитанию.

Цель исследования – провести анализ изменения отношения студентов к физическому воспитанию в педвузе, который произошёл после длительного дистанционного формата обучения в условиях пандемии COVID-19.

Материал и методы исследования

Базой для проведения исследования стал ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» в г. Шадринск Курганской области.

Нами были проведены опросы студентов педвуза гуманитарного института ШГПУ ещё до пандемии COVID-19 (в октябре 2019 г.) на предмет их отношения к физвоспитанию.

После выхода на офлайн-обучение после длительного периода дистанционных занятий (в июне 2021 г.) нами было вновь проведено анкетирование студентов гуманитарного института ШГПУ.

В ШГПУ всего на очном отделении обучается 3652 человека. Как указывает Л.И. Лубышева, «при определении объёма выборочной совокупности величина выборки, с одной стороны, должна быть статистически значимой, а с другой – экономной» [4, с. 253], т.е. оптимальной. «Для пробных опросов достаточно сделать выборку в 100-250 человек» [4, с. 253]. Поэтому, чтобы результаты анкетирования были статистически достоверны и верно отражали в целом отношение студентов педвуза к физвоспитанию, в нашем анкетировании приняли участие сто студентов гуманитарного института ШГПУ.

Кроме эмпирических методов (анкетирования), при проведении исследования использовались теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение научной литературы и результатов исследования.

По результатам проведённого анкетирования были сформулированы выводы и рекомендации по оптимизации физического воспитания в вузе.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе проведённого опроса студентов педвуза гуманитарного института в октябре 2019 г. на предмет отношения их к организации физического воспитания в университете были получены следующие данные.

На первый вопрос - «Нравятся ли вам занятия по физвоспитанию в вузе?» -большинство студентов дали положительные ответы – 72%; 14% дали отрицательный ответ; 14% - затруднились ответить.

На второй вопрос анкеты - «Считаете ли вы занятия по физвоспитанию необходимыми в учебном плане вуза?» - «да» - ответили 65% студентов; «нет» - 19% студентов; затруднились ответить - 16%.

На третий вопрос - «Считаете ли вы количество занятий по физвоспитанию достаточным в учебном плане вуза (1 пара в неделю)?» - положительно ответили 63%; «нет, нужно больше» - ответили 23%; «нет, нужно меньше» - ответили 24%.

Ответы на четвёртый (открытый) вопрос - «Какое значение для вас как будущего педагога имеют занятия по физической культуре в вузе?» - мы обобщили и сгруппировали по смыслу в следующие варианты:

- чтобы быть здоровым – 75%;

- чтобы эффективно выполнять свои профессиональные обязанности в будущем – 64%;

- чтобы уметь бороться с утомлением – 53%;

- чтобы организовывать работу по физическому воспитанию с обучающимися (проведение физкультминуток на уроках, работа классного руководителя, турпоходы и т.п.) – 34%;

- не вижу значения – 10%.

На пятый вопрос - «Какое значение лично для вас на сегодняшний день имеют занятия по физвоспитанию?» - были получены такие варианты:

- чтобы быть здоровым и в хорошей форме – 64%;

- для профилактики утомления – 55%;

- для получения оценки (зачёта) по предмету – 14%;

- не имеют значения – 11%.

На шестой вопрос - «Кроме занятий в вузе, посещаете ли вы дополнительные занятия по физвоспитанию или занимаетесь физической культурой сами?» - положительно ответили 43% студентов; «нет» ответили 57%.

Обобщив по смыслу ответы студентов на седьмой вопрос - «Что вам не нравится в организации и проведении занятий по физвоспитанию в университете?», мы выделили следующие варианты:

- неудобное время проведения занятий (когда стоят в середине учебного дня) – 63%;

- нет возможности за короткую перемену привести себя в порядок после занятий – 42%;

- нет возможности принять душ – 27%;

- неинтересно содержание занятий по физвоспитанию – 24%;

- не нравится сдавать нормативы – 20%;

- слишком большая нагрузка – 9%;

- занимаюсь самостоятельно спортом (фитнесом и др.), поэтому не вижу смысла в посещении занятий по физвоспитанию – 24%.

На восьмой вопрос - «Устраивает ли вас организация спортивно-массовой работы в вузе?» - положительно ответили 66% студентов; отрицательно – 15%; затруднились ответить – 19%.

Однако пандемия COVID-19 и длительный дистанционный формат обучения очень повлияли на отношение студентов к занятиям по физвоспитанию.

В июне 2021 г., после выхода студентов ШГПУ на офлайн-учёбу, нами было вновь проведено анкетирование студентов гуманитарного института, в результате которого количество положительных ответов на вопрос «Нравятся ли вам занятия по физвоспитанию в вузе?» увеличилось с 72% до 85%; количество отрицательных ответов уменьшилось с 14% до 8%; 7% - затруднились ответить.

На вопрос «Считаете ли вы занятия по физвоспитанию необходимыми в учебном плане вуза?» количество ответов «да» возросло с 65% до 87%; количество ответов «нет» уменьшилось с 19% до 5%; затруднились ответить 8% студентов.

На вопрос «Считаете ли вы количество занятий по физвоспитанию достаточным в учебном плане вуза (1 пара в неделю)?» положительно ответили 70% (в первом анкетировании было 63%); «нет, нужно больше» - ответили 25% (было 23%); «нет, нужно меньше» - ответили 5% (было 24%).

На открытый вопрос «Какое значение для вас как будущего педагога имеют занятия по физической культуре в вузе?» были получены следующие варианты:

- чтобы быть здоровым – 88%;

- чтобы эффективно выполнять свои профессиональные обязанности в будущем – 75%;

- чтобы уметь бороться с утомлением – 67%;

- чтобы организовывать работу по физическому воспитанию с обучающимися – 58%;

- не вижу значения – 4%.

Кроме этих вариантов, которые уже присутствовали среди ответов на первую анкету, добавились ещё такие, как:

- чтобы уметь организовывать активно свой досуг в свободное от работы время, а также досуг своей семьи – 34%;

- чтобы подавать пример своим ученикам (заботы о своём здоровье, ведения здорового образа жизни и т.п.) – 25%.

На вопрос «Какое значение лично для вас на сегодняшний день имеют занятия по физвоспитанию?» были получены такие варианты:

- чтобы быть здоровым и в хорошей форме – 90%;

- для профилактики утомления – 82%;

- для получения оценки по предмету – 5% (было 14%);

- не имеют значения – 3% (было 11%).

На вопрос «Кроме занятий в вузе, посещаете ли вы дополнительные занятия по физвоспитанию или занимаетесь физической культурой сами?» положительно ответили 51% студентов (было 43%); «нет» ответили 49% (было 57%).

На вопрос «Что вам не нравится в организации и проведении занятий по физвоспитанию в университете?» получены такие результаты:

- неудобное время проведения занятий (когда стоят в середине учебного дня) – 55% (было 63%);

- нет возможности за короткую перемену привести себя в порядок после занятий – 34% (было 42%);

- нет возможности принять душ – 20% (было 27%);

- неинтересно содержание занятий по физвоспитанию – 15% (было 24%);

- не нравится сдавать нормативы – 14% (было 20%);

- слишком большая нагрузка – 4% (было 9%);

- занимаюсь самостоятельно спортом (фитнесом и др.), поэтому не вижу смысла в посещении занятий по физвоспитанию – 16% (было 24%).

На вопрос «Устраивает ли вас организация спортивно-массовой работы в вузе?» положительно ответили 82% студентов (было 66%); отрицательно – 4% (было 15%); затруднились ответить – 14% (было 19%).

Проанализировав полученные ответы, можно сделать следующие выводы.

Длительный период дистанционного обучения в Курганской области, обусловленный пандемией коронавируса, значительно повлиял на отношение студентов неспортивных факультетов педвуза к физическому воспитанию.

Увеличилось количество студентов, которые положительно оценивают значение физического воспитания в вузе для них в настоящее время, а также для их будущей профессиональной деятельности.

Возросло количество обучающихся, которые стали, помимо занятий в вузе, посещать дополнительные занятия по физвоспитанию или самостоятельно заниматься физической активностью.

Повысился интерес и потребность студентов в занятиях физической культурой в вузе, несмотря на некоторые проблемы организационно-гигиенического плана и на то, что самостоятельно занимаются физической культурой и спортом.

Студенты стали более высоко оценивать организацию спортивно-массовой работы в педвузе.

Заключение

Как мы видим, после длительной самоизоляции и дистанционного обучения отношение студентов гуманитарного института к занятиям физической культурой значительно изменилось. Они поняли ценность двигательной активности, реально увидели и осознали, к чему приводит длительное пребывание в условиях ограниченности движения, какие негативные явления в организме и самочувствии оно вызывает.

Поэтому можно сказать, что у многих студентов появилось понимание необходимости занятий физвоспитанием, желание вернуть свою утраченную за время дистанта физическую форму, осознание ценности двигательной активности для здоровья, хорошего самочувствия и гармоничного развития организма, а также увеличилось понимание роли этих занятий для будущей профессиональной деятельности.

В целом результаты анкетирования позволяют сформулировать следующие рекомендации, которым желательно следовать при организации физвоспитания в вузе:

- стараться разнообразить занятия по физвоспитанию, активнее внедрять в педагогический процесс интересные студентам элементы занятий (например, пилатес, шейпинг, атлетическую гимнастику, йогу и др.);

- уделять внимание материальному обеспечению комфортного пребывания студентов в вузе, в том числе обеспечению гигиенических нужд после занятий физической подготовкой и спортом;

- выделять время после занятий физической культурой для принятия душа студентами;

- по возможности ставить занятия физической культурой в конце учебного дня;

- вести разъяснительную работу со студентами, объясняя значение занятий физвоспитанием для них в настоящем и будущем;

- учитывать при планировании спортивно-массовой работы пожелания и интересы студентов;

- поощрять инициативу студентов при планировании и организации мероприятий по физическому воспитанию в вузе;

- опираясь на положительные результаты исследования Наскалова В.М. [5] по внедрению рейтинговой системы оценивания студентов на занятиях физическим воспитанием, активнее перенимать подобный опыт и внедрять в практику работы со студентами педагогических вузов;

- разрабатывать новые формы дистанционной работы со студентами по физическому воспитанию (более интересные и эффективные), при необходимости вновь перейти на дистанционный формат обучения.