Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОСЛЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кузнецова Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования у студентов педвуза не только компетенций в определенной профессии, но и надпрофессиональных навыков, которые востребованы в современном конкурентном и изменяющемся мире как никогда прежде. Их важной составляющей выступают умения заботиться о своём здоровье, развитии своего организма, воспитании физических качеств и формировании двигательных умений, способность организовывать активный досуг и вести здоровый образ жизни. Однако студенты не всегда понимают значимость этих умений в своей жизни, недооценивают роль физического воспитания в их формировании. Как правило, осознание необходимости заботы о своём здоровье, поддержании хорошей физической формы приходит позже, когда молодые люди впервые сталкиваются с проблемами со своим организмом. Однако в условиях вынужденной самоизоляции и дистанционного обучения, обусловленных пандемией коронавируса, студенты смогли особо остро почувствовать недостаток двигательной активности, столкнуться с негативными последствиями гиподинамии и пересмотреть свои взгляды на значение физического воспитания. Цель исследования - провести анализ изменения отношения студентов к физическому воспитанию в педвузе, который произошёл после длительного дистанционного формата обучения в условиях пандемии COVID-19. Используя метод анкетирования, провели опрос студентов гуманитарного института Шадринского государственного педагогического университета, давший картину их отношения к физическому воспитанию в вузе до и после длительного периода дистанционного обучения в условиях пандемии коронавируса. В анкетировании приняли участие сто студентов гуманитарного института ШГПУ. Используя методы сравнения и анализа, сделали выводы по результатам анкетирования. Научная новизна исследования заключается в том, что выявлено изменение отношения студентов педвуза к физвоспитанию после длительного периода дистанционного обучения, оно стало более ценностным и мотивированным. Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе сформулированных в результате анкетирования выводов определены рекомендации для того, чтобы оптимизировать процесс физического воспитания в педвузе.
физическое воспитание
студенты педвуза
физическая культура и спорт
отношение к физическому воспитанию
1. Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В., Усатов А.Н., Скруг Д.А. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18861 (дата обращения: 26.11.2021).
2. Борисова М.В., Соколова Э.Ю. Физкультурно-спортивная активность студентов экономического вуза и определяющие её факторы // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 1. С. 5.
3. Келбинская А.А., Шевцова А.Е. Физическая культура в образовательной системе студентов // Международный научный журнал «Символ науки». Санкт-Петербург. СПБГАСУ. 2016 № 12-2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-kultura-v-obrazovatelnoy-sisteme-studentov-tehnicheskogo-vuza (дата обращения: 26.11.2021).
4. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. М.: Академия, 2011. 270 с.
5. Наскалов В.М. Оптимизация управления физическим воспитанием студентов вузов // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Вып. 1. С. 71-77.

Как известно, как школьники, так и студенты зачастую не любят занятия по физической культуре. Многим не нравится, что они отвлекают от учёбы, особенно в старших классах, когда активно идёт подготовка к ЕГЭ. В вузах также на неспортивных факультетах многих студентов не устраивает то, что занятия по физической культуре занимают время, необходимое для освоения более нужных, на их взгляд, предметов.

Часто недовольство вызывает то, что в середине учебного времени приходится заниматься физической активностью, а потом, не имея возможностей удовлетворить свои гигиенические нужды, ещё продолжать обучение (в большинстве школ и вузов нет возможности после занятий физической культурой принять душ). Негативное отношение из школ к урокам физической культуры часто переходит и на вузовские занятия по физвоспитанию (даже если вуз создаёт материальные условия для более комфортного пребывания студентов – оборудует душевые, удобные раздевалки, выделяет время для гигиенических процедур после занятий в спортзале или на стадионе).

Проблеме отношения студентов к занятиям физвоспитанием посвящено много исследований. В частности, Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В., Усатов А.Н., Скруг Д.А., рассматривая отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза, выявляют, что 70% студентов ходят на занятия физической культуры исключительно, чтобы получить зачёт (экзамен); 20% – чтобы отвлечься от аудиторных занятий; 7% – чтобы «убить» время; и лишь 3% – чтобы повысить уровень физической подготовленности [1].

Борисова М.В., Соколова Э.Ю., исследуя отношение к физической культуре студентов экономических вузов, отмечают, что 83% опрошенных ссылаются на нехватку свободного времени для занятий физвоспитанием, причем чем выше курс, тем больше дефицит времени [2]. Келбинская А.А. и Шевцова А.Е., исследуя отношение к физической культуре студентов технических вузов, также отмечают, что от первого к третьему курсу оно ухудшается [3].

Однако пандемия COVID-19 и длительный дистанционный формат обучения, в котором долгое время находились студенты вузов, и в том числе Шадринского государственного педагогического университета (с марта 2020 до сентября 2020 г. и с октября 2020 по февраль 2021 г.), значительно повлияли на отношение студентов к занятиям по физвоспитанию.

Цель исследования – провести анализ изменения отношения студентов к физическому воспитанию в педвузе, который произошёл после длительного дистанционного формата обучения в условиях пандемии COVID-19.

Материал и методы исследования

Базой для проведения исследования стал ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» в г. Шадринск Курганской области.

Нами были проведены опросы студентов педвуза гуманитарного института ШГПУ ещё до пандемии COVID-19 (в октябре 2019 г.) на предмет их отношения к физвоспитанию.

После выхода на офлайн-обучение после длительного периода дистанционных занятий (в июне 2021 г.) нами было вновь проведено анкетирование студентов гуманитарного института ШГПУ.

В ШГПУ всего на очном отделении обучается 3652 человека. Как указывает Л.И. Лубышева, «при определении объёма выборочной совокупности величина выборки, с одной стороны, должна быть статистически значимой, а с другой – экономной» [4, с. 253], т.е. оптимальной. «Для пробных опросов достаточно сделать выборку в 100-250 человек» [4, с. 253]. Поэтому, чтобы результаты анкетирования были статистически достоверны и верно отражали в целом отношение студентов педвуза к физвоспитанию, в нашем анкетировании приняли участие сто студентов гуманитарного института ШГПУ.

Кроме эмпирических методов (анкетирования), при проведении исследования использовались теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение научной литературы и результатов исследования.

По результатам проведённого анкетирования были сформулированы выводы и рекомендации по оптимизации физического воспитания в вузе.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе проведённого опроса студентов педвуза гуманитарного института в октябре 2019 г. на предмет отношения их к организации физического воспитания в университете были получены следующие данные.

На первый вопрос - «Нравятся ли вам занятия по физвоспитанию в вузе?» -большинство студентов дали положительные ответы – 72%; 14% дали отрицательный ответ; 14% - затруднились ответить.

На второй вопрос анкеты - «Считаете ли вы занятия по физвоспитанию необходимыми в учебном плане вуза?» - «да» - ответили 65% студентов; «нет» - 19% студентов; затруднились ответить - 16%.

На третий вопрос - «Считаете ли вы количество занятий по физвоспитанию достаточным в учебном плане вуза (1 пара в неделю)?» - положительно ответили 63%; «нет, нужно больше» - ответили 23%; «нет, нужно меньше» - ответили 24%.

Ответы на четвёртый (открытый) вопрос - «Какое значение для вас как будущего педагога имеют занятия по физической культуре в вузе?» - мы обобщили и сгруппировали по смыслу в следующие варианты:

- чтобы быть здоровым – 75%;

- чтобы эффективно выполнять свои профессиональные обязанности в будущем – 64%;

- чтобы уметь бороться с утомлением – 53%;

- чтобы организовывать работу по физическому воспитанию с обучающимися (проведение физкультминуток на уроках, работа классного руководителя, турпоходы и т.п.) – 34%;

- не вижу значения – 10%.

На пятый вопрос - «Какое значение лично для вас на сегодняшний день имеют занятия по физвоспитанию?» - были получены такие варианты:

- чтобы быть здоровым и в хорошей форме – 64%;

- для профилактики утомления – 55%;

- для получения оценки (зачёта) по предмету – 14%;

- не имеют значения – 11%.

На шестой вопрос - «Кроме занятий в вузе, посещаете ли вы дополнительные занятия по физвоспитанию или занимаетесь физической культурой сами?» - положительно ответили 43% студентов; «нет» ответили 57%.

Обобщив по смыслу ответы студентов на седьмой вопрос - «Что вам не нравится в организации и проведении занятий по физвоспитанию в университете?», мы выделили следующие варианты:

- неудобное время проведения занятий (когда стоят в середине учебного дня) – 63%;

- нет возможности за короткую перемену привести себя в порядок после занятий – 42%;

- нет возможности принять душ – 27%;

- неинтересно содержание занятий по физвоспитанию – 24%;

- не нравится сдавать нормативы – 20%;

- слишком большая нагрузка – 9%;

- занимаюсь самостоятельно спортом (фитнесом и др.), поэтому не вижу смысла в посещении занятий по физвоспитанию – 24%.

На восьмой вопрос - «Устраивает ли вас организация спортивно-массовой работы в вузе?» - положительно ответили 66% студентов; отрицательно – 15%; затруднились ответить – 19%.

Однако пандемия COVID-19 и длительный дистанционный формат обучения очень повлияли на отношение студентов к занятиям по физвоспитанию.

В июне 2021 г., после выхода студентов ШГПУ на офлайн-учёбу, нами было вновь проведено анкетирование студентов гуманитарного института, в результате которого количество положительных ответов на вопрос «Нравятся ли вам занятия по физвоспитанию в вузе?» увеличилось с 72% до 85%; количество отрицательных ответов уменьшилось с 14% до 8%; 7% - затруднились ответить.

На вопрос «Считаете ли вы занятия по физвоспитанию необходимыми в учебном плане вуза?» количество ответов «да» возросло с 65% до 87%; количество ответов «нет» уменьшилось с 19% до 5%; затруднились ответить 8% студентов.

На вопрос «Считаете ли вы количество занятий по физвоспитанию достаточным в учебном плане вуза (1 пара в неделю)?» положительно ответили 70% (в первом анкетировании было 63%); «нет, нужно больше» - ответили 25% (было 23%); «нет, нужно меньше» - ответили 5% (было 24%).

На открытый вопрос «Какое значение для вас как будущего педагога имеют занятия по физической культуре в вузе?» были получены следующие варианты:

- чтобы быть здоровым – 88%;

- чтобы эффективно выполнять свои профессиональные обязанности в будущем – 75%;

- чтобы уметь бороться с утомлением – 67%;

- чтобы организовывать работу по физическому воспитанию с обучающимися – 58%;

- не вижу значения – 4%.

Кроме этих вариантов, которые уже присутствовали среди ответов на первую анкету, добавились ещё такие, как:

- чтобы уметь организовывать активно свой досуг в свободное от работы время, а также досуг своей семьи – 34%;

- чтобы подавать пример своим ученикам (заботы о своём здоровье, ведения здорового образа жизни и т.п.) – 25%.

На вопрос «Какое значение лично для вас на сегодняшний день имеют занятия по физвоспитанию?» были получены такие варианты:

- чтобы быть здоровым и в хорошей форме – 90%;

- для профилактики утомления – 82%;

- для получения оценки по предмету – 5% (было 14%);

- не имеют значения – 3% (было 11%).

На вопрос «Кроме занятий в вузе, посещаете ли вы дополнительные занятия по физвоспитанию или занимаетесь физической культурой сами?» положительно ответили 51% студентов (было 43%); «нет» ответили 49% (было 57%).

На вопрос «Что вам не нравится в организации и проведении занятий по физвоспитанию в университете?» получены такие результаты:

- неудобное время проведения занятий (когда стоят в середине учебного дня) – 55% (было 63%);

- нет возможности за короткую перемену привести себя в порядок после занятий – 34% (было 42%);

- нет возможности принять душ – 20% (было 27%);

- неинтересно содержание занятий по физвоспитанию – 15% (было 24%);

- не нравится сдавать нормативы – 14% (было 20%);

- слишком большая нагрузка – 4% (было 9%);

- занимаюсь самостоятельно спортом (фитнесом и др.), поэтому не вижу смысла в посещении занятий по физвоспитанию – 16% (было 24%).

На вопрос «Устраивает ли вас организация спортивно-массовой работы в вузе?» положительно ответили 82% студентов (было 66%); отрицательно – 4% (было 15%); затруднились ответить – 14% (было 19%).

Проанализировав полученные ответы, можно сделать следующие выводы.

Длительный период дистанционного обучения в Курганской области, обусловленный пандемией коронавируса, значительно повлиял на отношение студентов неспортивных факультетов педвуза к физическому воспитанию.

Увеличилось количество студентов, которые положительно оценивают значение физического воспитания в вузе для них в настоящее время, а также для их будущей профессиональной деятельности.

Возросло количество обучающихся, которые стали, помимо занятий в вузе, посещать дополнительные занятия по физвоспитанию или самостоятельно заниматься физической активностью.

Повысился интерес и потребность студентов в занятиях физической культурой в вузе, несмотря на некоторые проблемы организационно-гигиенического плана и на то, что самостоятельно занимаются физической культурой и спортом.

Студенты стали более высоко оценивать организацию спортивно-массовой работы в педвузе.

Заключение

Как мы видим, после длительной самоизоляции и дистанционного обучения отношение студентов гуманитарного института к занятиям физической культурой значительно изменилось. Они поняли ценность двигательной активности, реально увидели и осознали, к чему приводит длительное пребывание в условиях ограниченности движения, какие негативные явления в организме и самочувствии оно вызывает.

Поэтому можно сказать, что у многих студентов появилось понимание необходимости занятий физвоспитанием, желание вернуть свою утраченную за время дистанта физическую форму, осознание ценности двигательной активности для здоровья, хорошего самочувствия и гармоничного развития организма, а также увеличилось понимание роли этих занятий для будущей профессиональной деятельности.

В целом результаты анкетирования позволяют сформулировать следующие рекомендации, которым желательно следовать при организации физвоспитания в вузе:

- стараться разнообразить занятия по физвоспитанию, активнее внедрять в педагогический процесс интересные студентам элементы занятий (например, пилатес, шейпинг, атлетическую гимнастику, йогу и др.);

- уделять внимание материальному обеспечению комфортного пребывания студентов в вузе, в том числе обеспечению гигиенических нужд после занятий физической подготовкой и спортом;

- выделять время после занятий физической культурой для принятия душа студентами;

- по возможности ставить занятия физической культурой в конце учебного дня;

- вести разъяснительную работу со студентами, объясняя значение занятий физвоспитанием для них в настоящем и будущем;

- учитывать при планировании спортивно-массовой работы пожелания и интересы студентов;

- поощрять инициативу студентов при планировании и организации мероприятий по физическому воспитанию в вузе;

- опираясь на положительные результаты исследования Наскалова В.М. [5] по внедрению рейтинговой системы оценивания студентов на занятиях физическим воспитанием, активнее перенимать подобный опыт и внедрять в практику работы со студентами педагогических вузов;

- разрабатывать новые формы дистанционной работы со студентами по физическому воспитанию (более интересные и эффективные), при необходимости вновь перейти на дистанционный формат обучения.


Библиографическая ссылка

Кузнецова Н.А. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОСЛЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31399 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674