В современном спорте проблема мотивации к спортивной деятельности стоит очень остро на всех этапах тренировочной деятельности.
Мотивация является важной составляющей успеха в любой деятельности, а в основе любой деятельности находится потребность. Это может быть потребность в активности, в физическом совершенствовании или потребность в сохранении и улучшении здоровья – все это составляет психологические основы занятий физической культурой и спортом.
Значимость мотивации и результативности спортивной деятельности рассматривается в трудах Н.Б. Стамбуловой (1998), Е.Н. Гогунова (2005), А.Г. Барабанова (2006), Н.Л. Ильиной (2019) и многих других.
А.Г. Барабанов (2006), В.А. Баркалов (2019) определяют мотив как совокупность разнообразных мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом. Следует отметить, что авторы выделяют ряд факторов в мотивации физкультурно-спортивной деятельности, которые изменяются в своем содержании в течение всей спортивной карьеры [1, 2].
Е.Е. Хвацкая, (1997), Н.Л. Ильина, (1998), Е.Н. Гогунов (2005), Е.А. Адильбекова, М.Е. Кусмиденов (2019) полагают, что на начальном этапе спортивной деятельности мотивация определяется разнообразием интересов к различным дисциплинам. Часто выбор новой спортивной секции объясняется случайными факторами: желанием начать заниматься за компанию с другом, оптимальностью местонахождения спортивной базы, подражанием популярному спортсмену и т.п. [3-6].
Н.Б. Стамбулова (1988), А.С. Гранько (2015) отмечают, что на этапе специализации у занимающегося появляется познавательный мотив к своему виду спорта, к его техническим и тактическим основам. Следовательно, он по-настоящему заинтересован процессом деятельности, а не просто мотивирован внешней симпатией к виду спорта, также особую роль могут играть взаимоотношения с педагогом, тренером [7, 8].
Однако, как отмечают С.Н. Кривсун, А.А. Тащиян (2018), А.М. Хаметова (2018), М.В. Чередниченко, В.А. Мартынова (2021), «на этапе спортивного мастерства ключевыми мотивационными обстоятельствами являются желание поддерживать и развивать возможности своего организма, приумножить достижения и рекорды в своей спортивной карьере, помочь популяризации своего избранного вида спорта, а также обеспечить себя финансовыми благами» [9-11].
Л.А. Чумаченко (2019), В.В. Костина (2021) утверждают в своих работах, что становление спортсмена невозможно без целенаправленного формирования мотивов спортивной деятельности. Важными составляющими спортивного успеха в становлении спортсмена как личности являются такие особенности, как: характерные особенности личности, психические реакции, эмоции в спортивной деятельности [12, 13].
Цель исследования - рассмотреть мотивацию к спортивно-тренировочной деятельности легкоатлетов различной квалификации.
Материал и методы исследования
При проведении эксперимента применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетный опрос; математическая статистика.
Исследования проводились на платформе Google Forms, что позволило охватить большое количество респондентов различной квалификации (100 спортсменов различной квалификации).
Результаты исследования и их обсуждение
Нами проанализированы анкеты респондентов различных субъектов Российской Федерации, опрошенные были разделены на группы с учетом уровня квалификации легкоатлетов. Данные представлены в таблице 1. Следует отметить, что уровень квалификации зависит от возраста спортсмена и продолжительности спортивной карьеры.
Таблица 1
Характеристика легкоатлетов, принимавших участие в анкетирование (M±m)
Показатели |
Мастер спорта (n=6) |
Кандидат в мастера спорта (n=22) |
I спортивный разряд (n=17) |
II спортивный разряд (n=8) |
III спортивный разряд (n=9) |
Возраст |
25,16±0,74 |
20,50±0,65 |
19,81±1,03 |
19,87±1,07 |
18,44±1,48 |
Начало спортивной карьеры |
10,50±0,71 |
11,27±0,75 |
12,70±0,69 |
10,50±1,38 |
13,33±1,13 |
Продолжительность спортивной карьеры |
14,16±0,98 |
8,95±0,95 |
6,35±0,60 |
7,00±1,65 |
5,77±1,38 |
При изучении мотивации к учебно-тренировочной деятельности первый вопрос, который был поставлен легкоатлетам различной квалификации: «Кто вас мотивировал начать заниматься спортом?» Данные опроса представлены на рисунке 1.
Более подробно хотелось бы остановиться на ответах спортсменов, имеющих звания Мастер спорта России. Примерно 85% будущих Мастеров спорта России привели заниматься в секцию родители. Во многих статьях о спортивной мотивации утверждается, что родители – бывшие спортсмены, приводя своих детей в спортивные секции, отдают предпочтение тому виду, которым занимались сами. Зная все трудности и специфические моменты «своего» вида спорта, они лучше понимают и поддерживают юных спортсменов. Остальные 15% познакомились с легкой атлетикой благодаря первому детскому тренеру, который мотивировал их заняться легкой атлетикой.
Рис. 1. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Кто вас мотивировал начать заниматься спортом?»
У спортсменов со званием КМС мотивы различны, но преобладает ответ: «По собственному желанию» – 40%, также наибольший процент набрали такие ответы, как «Пригласил тренер» – 25 % и «Привели родственники» – 17%.
У занимающихся, имеющих первый спортивный разряд, в тройку наиболее популярных ответов входят: «Привели родственники» – 32%, «Пригласили друзья» и «Пригласил тренер» – 25%.
Более 55% спортсменов, имеющих второй спортивный разряд, пришли в легкую атлетику по собственному желанию в среднем в 11,8 года, как и кандидаты в мастера спорта, средний возраст начала занятий которых равен 11,2 года. Можно предположить, что у занимающихся в возрасте 11–12 лет уже есть некие цели и мотивы, связанные со спортивной деятельностью.
Спортсмены, имеющие третий спортивный разряд, в основном пришли по собственному желанию – 32%. Интересно заметить, что ответ: «По совету врача» выбрали единицы.
На вопрос о мотивах, которые вызвали интерес к занятиям легкой атлетикой, наибольшее количество респондентов выбрали ответ: «Желание стать физически развитым». На рисунке 2 можно увидеть, что 40% обладателей третьего спортивного разряда были озабочены своей физической формой и хотели ее улучшить. Это объясняется тем, что в возрасте 13–14 лет подростки начинают более тесно общаться друг с другом, социализироваться, обращать внимание на внешний вид, способности друг друга, общаются с противоположным полом.
Спортсмены, имеющие второй спортивный разряд, в основном выбрали такие мотивы, как: «Стать физически развитым» – 35%, «Улучшить здоровье» – 30% и «Воспитать силу воли» – 25%.
Спортсмены с первым спортивным разрядом преобладающими мотивами выбрали силу воли, физическое развитие и совет старших – 25%, наименьший процент проголосовавших, а именно менее 5% респондентов, выбрали улучшение здоровье как мотив к занятиям спортом.
Кандидаты в мастера спорта выбрали те же мотивы, что и спортсмены с первым спортивным разрядом, однако некоторые анкетируемые (14%) упомянули ответ «Желание славы» как фактор, который их мотивирует двигаться вперед.
Легкоатлеты со званием МС в 20% ответов выбрали «возможность посмотреть мир», «желание стать физически развитыми» – 25%.
Рис. 2. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Выберите основные мотивы, побудившие вас к занятиям спортом»
Условные обозначения: 1 – желание стать физически развитым; 2 – улучшение здоровья; 3 – возможность посмотреть мир; 4 – совет старших; 5 – потребность в общении; 6 – желание славы; 7 – воспитать силу воли; 8 – материальное благополучие
На вопрос: «Как занятия спортом влияют на ваш образ жизни?» – спортсмены всех квалификаций отметили рост уверенности в себе, дисциплинированность и увеличение круга общения в результате занятий легкой атлетикой.
На рисунке 2 видно, что 30% Мастеров спорта России выбрали ответ, что увеличили круг общения, 25% респондентов МС стали увереннее и повысили свое положение в обществе.
30% кандидатов в мастера спорта выбрали ответы, касающиеся дисциплины и уверенности в себе, 25% отметили, что увеличили количество своих знакомых в спортивной среде.
Спортсмены первого, второго и третьего спортивных разрядов также отмечают повышение дисциплины, расширение социальных контактов, рост уверенности в себе.
100% спортсменов второго спортивного разряда на вопрос о значении мотивации в спорте ответили, что мотивация занимает важное место в процессе спортивной подготовки. Результаты респондентов остальных квалификаций варьируются от 67% до 83%.
На вопрос о мотивах, которые заставляют спортсменов различных квалификаций каждый день продолжать свою спортивную деятельность («Как вы считаете, является мотивация одним из важнейших процессов в спортивной деятельности?»), были предложены несколько вариантов ответов. Спортсмены со званием Мастер спорта России отдают предпочтение трем мотивам: общение с друзьями, финансовая поддержка и желание достичь максимального результата – по 18% респондентов. Ни один спортсмен МС не выбрал ответ: «Не хочу бросать и подводить команду, тренера» потому что, имея такую высокую квалификацию, спортсмен понимает: все, чего он уже добился и чего добьется в будущем, – это, в первую очередь, результат его деятельности, и только потом уже тренера и коллектива. Данные представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Что мотивирует вас заниматься спортом в настоящее время?»
Условные обозначения: 1 – общение с друзьями, коллегами; 2 – финансовая поддержка; 3 – желание достичь максимального результата; 4 – возможность побывать в других городах, странах; 5 – желание стать известным; 6 – не вижу себя нигде, кроме спорта; 7– не хочу бросать и подводить команду, тренера; 8 – желание достичь конкретного результата
Легкоатлеты с квалификацией Кандидат в мастера спорта в основном выбрали следующие ответы: «Желание добиться максимального результата» – 30%, «Желание добиться конкретного результата» – 20%, «Общение с друзьями, коллегами» – 18%. И КМС, и спортсмен, который занял второе место, испытывают одинаковую обиду: «Почему не первое место?» или «Оставалась пара сотых секунды до звания Мастер спорта». Эта обида перерастает в очень большую мотивацию – занять то заветное первое место или пробежать быстрее. Поэтому у респондентов-КМС преобладают мотивы о достижении спортивных результатов, а не, например, финансовая составляющая.
Спортсмены первого, второго, третьего разрядов ответили на данный вопрос примерно одинаково. Большую часть мотивирует достижение результатов – от 20% до 31,5%. Интересно заметить, что обладатели спортивных разрядов выбрали мотивом для продолжения своей спортивной карьеры «Возможность побывать в других городах, странах» – 12–15%. Частые выезды спортсменов высокой квалификации на всероссийские и международные соревнования, тренировочные сборы на горной местности, на побережьях и иные привлекают спортсменов более низкой квалификации.
Следует отметить, что анализ мотивации к спортивно-тренировочной деятельности легкоатлетов различной квалификации имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.
Выводы
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: мотивация является важной составляющей успеха в любой деятельности, а в основе любой деятельности стоит потребность. Это может быть потребность в активности, в физическом совершенствовании или потребность в сохранении и улучшении здоровья – все это составляет психологические основы занятий физической культурой и спортом.
Анализ мотивации к спортивно-тренировочной деятельности легкоатлетов различной квалификации показал:
– спортсмены имеют уровень Мастера спорта при условии отбора в секцию с 9–10 лет, наивысший результат достигается в 14–20 лет;
– основную роль в мотивации играют тренер и родители; следует отметить, что, чем выше квалификация, тем более «физическими» становятся мотивы; так, спортсмены со званиями КМС и МС выбирают финансовое вознаграждение как стимул к высоким результатам, спортсмены первого и второго спортивных разрядов предпочитают как мотивирующий фактор поддержку команды, конкуренцию, соперничество, тренера. Спортсмены третьего спортивного разряда выбрали в большей степени поддержку в лице команды, тренера, родителей, друзей.