Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОТИВАЦИЯ К СПОРТИВНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Мартынова В.А. 1 Корнев О.А. 2 Корнева А.В. 3
1 ФГАОУВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
2 ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет»
3 МАУ «Спортивная школа олимпийского резерва «ТАСМА»»
В работе проводится анализ мотивации к спортивно-тренировочной деятельности легкоатлетов различной квалификации. Для выявления мотивации к спортивно-тренировочной деятельности нами проведен анализ научно-методической литературы по данной проблеме. Данный анализ показал, что мотивация спортсменов изменяется на протяжении спортивной деятельности. Целью работы является рассмотрение мотивации к спортивно-тренировочной деятельности легкоатлетов различной квалификации. Исследования проводились на платформе Google Forms, что позволило охватить большое количество респондентов различной квалификации. При проведении исследования применялись следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетный опрос студентов; математическая статистика. В процессе опроса нами было выявлено, что большинство легкоатлетов в основном пришли в спорт, чтобы, в первую очередь, улучшить свои физические показатели, основную роль в мотивации играют тренер и родители. Однако мотивы меняются с изменением квалификации спортсменов. Спортсмены высокой квалификации выбирают как стимул к достижению высоких результатов финансовое вознаграждение. Спортсмены спортивных разрядов указывают как мотивирующие факторы поддержку команды, конкуренцию, соперничество, тренера. Спортсмены третьего спортивного разряда выбрали в большей степени поддержку в лице команды, тренера, родителей, друзей.
физическая культура
спорт
легкая атлетика
мотивация
интересы студента
1. Барабанов А.Г. Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2006. № 5. С. 28-29.
2. Баркалов В.А. Психологическая подготовка высококвалифицированных спортсменов // Человек, экономика, общество: грани взаимодействия: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. 2019. С. 188-190.
3. Хвацкая Е.Е., Сальников В.А., Бабушкин Г.Д., Андрущишин И.Ф., Психологическое сопровождение как фактор повышения конкурентоспособности спортивного резерва // в книге: Психологические факторы успешности в спортивной деятельности. Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет. Омск, 2020. С. 261-324.
4. Ильина Н.Л. Иррациональные установки спортсменов высокой спортивной квалификации // Психология спорта: наука, искусство, профессия / Под редакцией К.А. Бочавера, Л.М. Довжик. М., 2019. С. 103-109.
5. Гогунов Е.Н. Профессиональная направленность спортивной деятельности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 4 (42). С. 39-42.
6. Адильбекова Е.А., Қусмиденов М.Е. Психологическая подготовка юных спортсменов к соревнованиям // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы V региональной научной конференции молодых ученых / под редакцией А.Ф. Сыроватской. 2019. С. 8-11.
7. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: автореф. дис. … докт. психол. наук. Москва, 1998. 263 с.
8. Гранько А.С. Психологическая подготовка спортсменов // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. 2015. № 1 (1). С. 23-25.
9. Кривсун С.Н., Тащиян А.А. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 226-230.
10. Хаметова А.М. Психологическая подготовка спортсменов легкоатлетов к соревнованиям // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием / Под ред. И.В. Молдовановой. 2018. С. 141-143.
11. Чередниченко М.В., Мартынова В.А. Факторы реализации тренировочного процесса с учетом индивидуализации специальной подготовки высококвалифицированных легкоатлетов // Современные достижения молодежной науки: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, 2021. С. 80-88.
12. Чумаченко Л.А., Ибрагимова Е.А. Оценка предстартового психологического состояния спортсменов. психологическая подготовка спортсменов в соревновательный период // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2019. № 1 (18). С. 49-51.
13. Костина В.В. Психологическая подготовка спортсменов и ее значение на этапе завершения спортивной карьеры // Спортивный психолог. 2021. № 1 (58). С. 13-15.

В современном спорте проблема мотивации к спортивной деятельности стоит очень остро на всех этапах тренировочной деятельности.

Мотивация является важной составляющей успеха в любой деятельности, а в основе любой деятельности находится потребность. Это может быть потребность в активности, в физическом совершенствовании или потребность в сохранении и улучшении здоровья – все это составляет психологические основы занятий физической культурой и спортом.

Значимость мотивации и результативности спортивной деятельности рассматривается в трудах Н.Б. Стамбуловой (1998), Е.Н. Гогунова (2005), А.Г. Барабанова (2006), Н.Л. Ильиной (2019) и многих других.

А.Г. Барабанов (2006), В.А. Баркалов (2019) определяют мотив как совокупность разнообразных мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом. Следует отметить, что авторы выделяют ряд факторов в мотивации физкультурно-спортивной деятельности, которые изменяются в своем содержании в течение всей спортивной карьеры [1, 2].

Е.Е. Хвацкая, (1997), Н.Л. Ильина, (1998), Е.Н. Гогунов (2005), Е.А. Адильбекова, М.Е. Кусмиденов (2019) полагают, что на начальном этапе спортивной деятельности мотивация определяется разнообразием интересов к различным дисциплинам. Часто выбор новой спортивной секции объясняется случайными факторами: желанием начать заниматься за компанию с другом, оптимальностью местонахождения спортивной базы, подражанием популярному спортсмену и т.п. [3-6].

Н.Б. Стамбулова (1988), А.С. Гранько (2015) отмечают, что на этапе специализации у занимающегося появляется познавательный мотив к своему виду спорта, к его техническим и тактическим основам. Следовательно, он по-настоящему заинтересован процессом деятельности, а не просто мотивирован внешней симпатией к виду спорта, также особую роль могут играть взаимоотношения с педагогом, тренером [7, 8].

Однако, как отмечают С.Н. Кривсун, А.А. Тащиян (2018), А.М. Хаметова (2018), М.В. Чередниченко, В.А. Мартынова (2021), «на этапе спортивного мастерства ключевыми мотивационными обстоятельствами являются желание поддерживать и развивать возможности своего организма, приумножить достижения и рекорды в своей спортивной карьере, помочь популяризации своего избранного вида спорта, а также обеспечить себя финансовыми благами» [9-11].

Л.А. Чумаченко (2019), В.В. Костина (2021) утверждают в своих работах, что становление спортсмена невозможно без целенаправленного формирования мотивов спортивной деятельности. Важными составляющими спортивного успеха в становлении спортсмена как личности являются такие особенности, как: характерные особенности личности, психические реакции, эмоции в спортивной деятельности [12, 13].

Цель исследования - рассмотреть мотивацию к спортивно-тренировочной деятельности легкоатлетов различной квалификации.

Материал и методы исследования

При проведении эксперимента применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетный опрос; математическая статистика.

Исследования проводились на платформе Google Forms, что позволило охватить большое количество респондентов различной квалификации (100 спортсменов различной квалификации).

Результаты исследования и их обсуждение

Нами проанализированы анкеты респондентов различных субъектов Российской Федерации, опрошенные были разделены на группы с учетом уровня квалификации легкоатлетов. Данные представлены в таблице 1. Следует отметить, что уровень квалификации зависит от возраста спортсмена и продолжительности спортивной карьеры.

Таблица 1

Характеристика легкоатлетов, принимавших участие в анкетирование (M±m)

Показатели

Мастер спорта

(n=6)

Кандидат в мастера спорта

(n=22)

I спортивный разряд

(n=17)

II спортивный разряд

(n=8)

III спортивный разряд

(n=9)

Возраст

25,16±0,74

20,50±0,65

19,81±1,03

19,87±1,07

18,44±1,48

Начало спортивной карьеры

10,50±0,71

11,27±0,75

12,70±0,69

10,50±1,38

13,33±1,13

Продолжительность спортивной карьеры

14,16±0,98

8,95±0,95

6,35±0,60

7,00±1,65

5,77±1,38

При изучении мотивации к учебно-тренировочной деятельности первый вопрос, который был поставлен легкоатлетам различной квалификации: «Кто вас мотивировал начать заниматься спортом?» Данные опроса представлены на рисунке 1.

Более подробно хотелось бы остановиться на ответах спортсменов, имеющих звания Мастер спорта России. Примерно 85% будущих Мастеров спорта России привели заниматься в секцию родители. Во многих статьях о спортивной мотивации утверждается, что родители – бывшие спортсмены, приводя своих детей в спортивные секции, отдают предпочтение тому виду, которым занимались сами. Зная все трудности и специфические моменты «своего» вида спорта, они лучше понимают и поддерживают юных спортсменов. Остальные 15% познакомились с легкой атлетикой благодаря первому детскому тренеру, который мотивировал их заняться легкой атлетикой.

 

Рис. 1. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Кто вас мотивировал начать заниматься спортом?»

У спортсменов со званием КМС мотивы различны, но преобладает ответ: «По собственному желанию» – 40%, также наибольший процент набрали такие ответы, как «Пригласил тренер» – 25 % и «Привели родственники» – 17%.

У занимающихся, имеющих первый спортивный разряд, в тройку наиболее популярных ответов входят: «Привели родственники» – 32%, «Пригласили друзья» и «Пригласил тренер» – 25%.

Более 55% спортсменов, имеющих второй спортивный разряд, пришли в легкую атлетику по собственному желанию в среднем в 11,8 года, как и кандидаты в мастера спорта, средний возраст начала занятий которых равен 11,2 года. Можно предположить, что у занимающихся в возрасте 11–12 лет уже есть некие цели и мотивы, связанные со спортивной деятельностью.

Спортсмены, имеющие третий спортивный разряд, в основном пришли по собственному желанию – 32%. Интересно заметить, что ответ: «По совету врача» выбрали единицы.

На вопрос о мотивах, которые вызвали интерес к занятиям легкой атлетикой, наибольшее количество респондентов выбрали ответ: «Желание стать физически развитым». На рисунке 2 можно увидеть, что 40% обладателей третьего спортивного разряда были озабочены своей физической формой и хотели ее улучшить. Это объясняется тем, что в возрасте 13–14 лет подростки начинают более тесно общаться друг с другом, социализироваться, обращать внимание на внешний вид, способности друг друга, общаются с противоположным полом.

Спортсмены, имеющие второй спортивный разряд, в основном выбрали такие мотивы, как: «Стать физически развитым» – 35%, «Улучшить здоровье» – 30% и «Воспитать силу воли» – 25%.

Спортсмены с первым спортивным разрядом преобладающими мотивами выбрали силу воли, физическое развитие и совет старших – 25%, наименьший процент проголосовавших, а именно менее 5% респондентов, выбрали улучшение здоровье как мотив к занятиям спортом.

Кандидаты в мастера спорта выбрали те же мотивы, что и спортсмены с первым спортивным разрядом, однако некоторые анкетируемые (14%) упомянули ответ «Желание славы» как фактор, который их мотивирует двигаться вперед.

Легкоатлеты со званием МС в 20% ответов выбрали «возможность посмотреть мир», «желание стать физически развитыми» – 25%.

Рис. 2. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Выберите основные мотивы, побудившие вас к занятиям спортом»

Условные обозначения: 1 – желание стать физически развитым; 2 – улучшение здоровья; 3 – возможность посмотреть мир; 4 – совет старших; 5 – потребность в общении; 6 – желание славы; 7 – воспитать силу воли; 8 – материальное благополучие

На вопрос: «Как занятия спортом влияют на ваш образ жизни?» – спортсмены всех квалификаций отметили рост уверенности в себе, дисциплинированность и увеличение круга общения в результате занятий легкой атлетикой.

На рисунке 2 видно, что 30% Мастеров спорта России выбрали ответ, что увеличили круг общения, 25% респондентов МС стали увереннее и повысили свое положение в обществе.

30% кандидатов в мастера спорта выбрали ответы, касающиеся дисциплины и уверенности в себе, 25% отметили, что увеличили количество своих знакомых в спортивной среде.

Спортсмены первого, второго и третьего спортивных разрядов также отмечают повышение дисциплины, расширение социальных контактов, рост уверенности в себе.

100% спортсменов второго спортивного разряда на вопрос о значении мотивации в спорте ответили, что мотивация занимает важное место в процессе спортивной подготовки. Результаты респондентов остальных квалификаций варьируются от 67% до 83%.

На вопрос о мотивах, которые заставляют спортсменов различных квалификаций каждый день продолжать свою спортивную деятельность («Как вы считаете, является мотивация одним из важнейших процессов в спортивной деятельности?»), были предложены несколько вариантов ответов. Спортсмены со званием Мастер спорта России отдают предпочтение трем мотивам: общение с друзьями, финансовая поддержка и желание достичь максимального результата – по 18% респондентов. Ни один спортсмен МС не выбрал ответ: «Не хочу бросать и подводить команду, тренера» потому что, имея такую высокую квалификацию, спортсмен понимает: все, чего он уже добился и чего добьется в будущем, – это, в первую очередь, результат его деятельности, и только потом уже тренера и коллектива. Данные представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Что мотивирует вас заниматься спортом в настоящее время?»

Условные обозначения: 1 – общение с друзьями, коллегами; 2 – финансовая поддержка; 3 – желание достичь максимального результата; 4 – возможность побывать в других городах, странах; 5 – желание стать известным; 6 – не вижу себя нигде, кроме спорта; 7– не хочу бросать и подводить команду, тренера; 8 – желание достичь конкретного результата

Легкоатлеты с квалификацией Кандидат в мастера спорта в основном выбрали следующие ответы: «Желание добиться максимального результата» – 30%, «Желание добиться конкретного результата» – 20%, «Общение с друзьями, коллегами» – 18%. И КМС, и спортсмен, который занял второе место, испытывают одинаковую обиду: «Почему не первое место?» или «Оставалась пара сотых секунды до звания Мастер спорта». Эта обида перерастает в очень большую мотивацию – занять то заветное первое место или пробежать быстрее. Поэтому у респондентов-КМС преобладают мотивы о достижении спортивных результатов, а не, например, финансовая составляющая.

Спортсмены первого, второго, третьего разрядов ответили на данный вопрос примерно одинаково. Большую часть мотивирует достижение результатов – от 20% до 31,5%. Интересно заметить, что обладатели спортивных разрядов выбрали мотивом для продолжения своей спортивной карьеры «Возможность побывать в других городах, странах» – 12–15%. Частые выезды спортсменов высокой квалификации на всероссийские и международные соревнования, тренировочные сборы на горной местности, на побережьях и иные привлекают спортсменов более низкой квалификации.

Следует отметить, что анализ мотивации к спортивно-тренировочной деятельности легкоатлетов различной квалификации имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.

Выводы

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: мотивация является важной составляющей успеха в любой деятельности, а в основе любой деятельности стоит потребность. Это может быть потребность в активности, в физическом совершенствовании или потребность в сохранении и улучшении здоровья – все это составляет психологические основы занятий физической культурой и спортом.

Анализ мотивации к спортивно-тренировочной деятельности легкоатлетов различной квалификации показал:

– спортсмены имеют уровень Мастера спорта при условии отбора в секцию с 9–10 лет, наивысший результат достигается в 14–20 лет;

– основную роль в мотивации играют тренер и родители; следует отметить, что, чем выше квалификация, тем более «физическими» становятся мотивы; так, спортсмены со званиями КМС и МС выбирают финансовое вознаграждение как стимул к высоким результатам, спортсмены первого и второго спортивных разрядов предпочитают как мотивирующий фактор поддержку команды, конкуренцию, соперничество, тренера. Спортсмены третьего спортивного разряда выбрали в большей степени поддержку в лице команды, тренера, родителей, друзей.


Библиографическая ссылка

Мартынова В.А., Корнев О.А., Корнева А.В. МОТИВАЦИЯ К СПОРТИВНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31388 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674