Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE QUESTION ABOUT THE CONTENT OF THE CONCEPT OF "PROFESSIONAL EDUCATION"

Toma Z.V. 1
1 Penza State University Medical Institute
The article examines the problematic field of professional education of students, which has formed by now into a spontaneous process, which is governed by the laws of economics, social situation and education. Approaches to understanding the nature of professional education of students are presented in order to develop characteristics-factors of this process, which serve as directions for the development of instrumental methods of educational influence. Various points of view of authors dealing with issues of education, and, in particular, professional education of young people, are considered. An assessment of the complexity of professional education as a process, environment, phenomenon, conditions, etc. is given. The integration foundations of professional education are outlined, giving an idea of the multidimensionality of phenomena, processes, environments, conditions that form it. The necessity of professional education of students as future professionals and specialists is proved on the basis of the collected data on the declining potential of professional training of students at the university and the formation of a professional in the future. The key provisions of the concept of professional education of students during the period of study at a university have been formed through the specification of the content of professional education, developed on the basis of studying the concepts of "Professional education" and the designated goal of forming professionals in the future as a landmark indicator of increasing professionalism among specialists.
higher school
professional education
professional self-determination
professional adaptation
professional position
professionalism

Новое поколение студентов, новые реалии жизни диктуют необходимость разработки и внедрения в процесс образования теоретических и практических образовательных откликов на подготовку студентов исключительно в духе современного мира. Однако вузовская среда одна из самых консервативных. Возможно, в этом и состоит ее устойчивость и надежность. Однако как бы она ни была консервативна, вуз, являясь частью социально-экономической системы страны, должен активно сохранять традиции и также активно внедрять новинки образования. Это дает возможность вузу оперативно реагировать на запросы экономики страны и, учитывая интересы и стремления молодого поколения и ориентацию их родителей на качественное классическое образование, оперативно встраиваться в систему вузов с качественной подготовкой. В этом отношении вузу сложно. Это означает, что каждый элемент, обеспечивающий современное высшее образование, должен находиться в положении активного самосовершенствования и обновления. Это относится и к профессиональному воспитанию, встроенному в систему воспитательной и учебной работы вуза.

Внимание к профессиональному воспитанию за последние годы оказалось настолько снижено, что будущие специалисты в большинстве своем с трудом воспринимают свою профессию, свои профессиональные цели и задачи, свои профессиональные обязанности, и, главное, утрачивается сам смысл профессиональной подготовки, подкрепленный еще и тем, что большинство вузов страны утратили своё право называться образовательным учреждением высшего профессионального образования. Но изменения в формулировках не должны мешать следовать целям профессионального образования, и поэтому предстоит большая работа по формированию сообщества студентов в одну из самых мощных групп под названием «Профессионалы».

Целью нашего исследования стало выявление особенностей профессионального воспитания через его определение как процесса, системы, среды, условия и фактора.

Материал и методы исследования

В качестве методов выступили анализ, обобщение и систематизация научной литературы по организации профессионального воспитания студентов в вузе.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научной литературы показал, что общая тенденция указывает на глубокие и застойные кризисные явления в профессиональном воспитании студентов, которые исследователи предлагают решать с помощью различных подходов, форм работы, принципов воспитания и т.д. Это дало нам возможность рассмотреть профессиональное воспитание как явление, как процесс, как ценность, как среду, как условие и выявить общие точки соприкосновения для выявления взаимосвязей [1], а также это позволяет учитывать личностные особенности студентов и строить среду профессионального воспитания на основе гуманистического подхода. Изучение профессионального воспитания через указанные выше «подходы» помогает выявить характеристики и сильные/слабые стороны профессионального воспитания при его оценке. Чаще всего решение задач профессионального воспитания студентов многими исследователями рассматривается через отношение к студенту как к субъекту учебно-воспитательного процесса. Вследствие этого профессиональное воспитание может быть рассмотрено как формирование готовности к жизненному (профессиональному) самоопределению и связано с потребностью личности занять определенное место в обществе. Белов В.И. рассматривает это как профессионально-субъективную позицию у студента. Эта позиция понимается как система ценностно-смысловых отношений специалиста к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности [2]. С точки зрения психолого-педагогического анализа эта позиция раскрывается через самопонимание, самореализацию, самоутверждение, саморазвитие и самооценку. Указанные «самости» тесным образом переплетают формируемую профессионально-субъектную позицию студента с процессом профессионального воспитания. Формирование профессионально-субъективной позиции обеспечивает возможность профессионального самоосознания студентом. В этой связи возможен уход от набора профессиональных знаний и умений к развитию профессиональных качеств, которые в большей степени соотносятся с личностью профессионала. Профессионально-субъективная позиция основана на интеграции профессиональных знаний и умений, а также профессионально-личностных качеств. Исследователи отмечают: на этом этапе профессионализм отождествляется с образом жизни [3]. В создании профессионализма как образа жизни, образа будущего профессионала лежит психологическая сущность процесса профессионального самоопределения. При этом надо понимать, что формирующее представление о смысле жизни (образ жизни) в профессии становится основанием развития личности профессионала и его результатом [2].

Ряд исследователей обращает внимание на социальную природу профессионального воспитания и определяет его как социальное воспитание. Социальный аспект профессионального воспитания предполагает взаимодействие разнообразных социальных институтов (семья, вуз, место практики, управление профориентации, работодатели, преподаватели). В процессе профессионального воспитания происходит осознание социального и личного значения профессиональной деятельности и формируются основы ответственности перед обществом и собой [4].

В рамках анализа профессионального воспитания как одного из аспектов социального воспитания рассматривается субъектная профессионально-личностная позиция студента, схожая с профессионально-субъектной позицией, однако носящая в себе личностную окраску. Социально-профессиональная адаптация сопряжена с процессами личностного и профессионального самоопределения. Данная позиция предполагает формирование системы ценностно-смысловых отношений специалиста к своей деятельности и профессии, к себе как профессионалу и к социальной значимости профессионально выполняемой деятельности. Система профессионального воспитания ведет к повышению социально-профессиональной ответственности [4]. Субъектная профессионально-личностная позиция студента отражает определённый уровень профессиональной культуры и отношение к профессионализму.

Выбор профессии, ее освоение студентом сопровождаются поиском смысла своего существования (образа жизни), где значительное место отводится работе [2]. Здесь следует сказать об обращении к Идеалу Педагога, который сочетает в себе личностные качества, профессиональные способности, собственную личностно-профессиональную позицию, личностно-творческий потенциал, установки на личное самосовершенствование – формирование профессионала [5]. Это способствует развитию профессионального сознания и самосознания будущего работника – нынешнего студента. При этом формируется отношение к профессии как культурной ценности, выступающей в будущем частью образа жизни [2]. Профессиональное воспитание тесным образом связано с образовательной средой, где происходит образование будущего профессионала и которую можно охарактеризовать как социальную, профессиональную, субъектную и личностную среду.

В рамках профессионального воспитания студентов происходит профессионализация как процесс воспитания специалиста [2; 3]. Это процесс воспитания личности профессионала, то есть человека, в совершенстве владеющего навыками, знаниями, умениями, необходимыми для определенного вида деятельности, обладающего личностными способностями профессионала, адаптирующегося к разным условиям труда, мотивацией труда и интересами профессионала. Профессиональное воспитание дает возможность успешно пройти первый этап профессионализации студента как будущего специалиста.

По мнению Белова В.И., процессы адаптации личности, профессионализации и социализации выступают как основные характеристики содержания профессионального воспитания [2].

Изучая понятие «Профессиональное воспитание» через субъектный подход к человеку, мы обратили внимание на то, сколько механизмов «запускает» процесс профессионального воспитания студента. Если отнести профессиональное воспитание к категории явлений, мы видим, что оно есть неотъемлемый элемент профессионального образования. И в этом контексте развивается идея, что профессиональное воспитание можно считать образовательным процессом, что не совсем верно. Подобное отношение к профессиональному воспитанию лишает его глубокого смысла, заключенного в формировании личности профессионала через воспитание в период обучения в вузе [6]. Но это же создает новый потенциал воспитательных воздействий через средства и методы обучения студентов вузе. Ряд исследователей результатами профессионального воспитания видят компетенции, которые содержат признаки, характеризующие личность студента или выпускника вуза как профессиональную. Если рассмотреть структуру компетенции, то она включает в себя категории «Знать», «Уметь», «Владеть» и совершенно не описывает проявление личностных профессиональных характеристик.

Изучение проблемы профессионального воспитания через набор усваиваемых профессиональных компетентностей позволяет рассмотреть эффективность обучающих методов и средств в реализации процесса профессионального воспитания. Многие исследователи, в том числе и Байчукова Н.Х., указывают на первичность профессионального воспитания в образовательном процессе, т.е. в процессе формирования профессиональной компетентности [6]. Формирование профессиональных знаний и навыков без значимого отношения к ним через восприятие себя как профессионала «делает» знания не только обезличенными, но и невостребованными: не осознано место знаний в профессии - не воспитана культура профессионализма. С точки зрения Репринцева А.В., отсутствие профессионального воспитания, и как результат профессиональной воспитанности, ведет к отсутствию ответственности, роста обученности, мобильности психических процессов, совершенствования индивидуальных качеств, социальной активности и готовности к нравственно-эстетической деятельности [6]. Профессиональное воспитание служит основой в дальнейшем для формирования профессионализма как ценности. Например, И.Ф. Исаев один из компонентов профессионально-педагогической культуры определяет как аксиологический [7].

Более близким определением для профессионального воспитания можно выбрать профессиональную культуру. Профессиональная культура рассматривается как высоконравственное личностное проявление, нашедшее отражение в высокопрофессиональной деятельности человека. Уровень сформированности профессиональной культуры обеспечивает нравственный и профессиональный выбор в соответствии с «кодексом» профессионализма.

Рассмотрение профессионального воспитания как явления предполагает его связь с социальной средой и процессом образования. Оно как часть социальной жизни и студенческой жизни является их неотъемлемым компонентом, и значит стихийно происходящим, под воздействием различных факторов. Но профессиональное воспитание должно быть управляемым, т.к. оно позволяет формировать профессиональные установки, которые в современном обществе среди молодежи начинают восприниматься как необходимые качества для профессионала.

В рамках категории «процесс» определение «Профессиональное воспитание» предполагает реализацию запланированного алгоритма, лежащего в основе модели и технологии. Профессиональное воспитание как «процесс» дает возможность рассмотреть его с точки зрения педагогической технологии и в условиях развитости технологического подхода к вопросам воспитания, в том числе и профессионального, не позволяет блуждать в поисках эффективных методик, а создает основу для совершенствования процесса и роста результатов профессионального воспитания студентов.

Таким образом, изучение понятия «Профессиональное воспитание» позволило выявить ключевые характеристики его как явления, процесса, условия, среды и фактора. Играя или ключевую роль, или второстепенную, профессиональное воспитание является обязательным компонентом профессионального образования студентов, не заменяемое процессом обучения, а происходящее одновременно. Занимаясь этим же вопросом, Никитина О.Э. в своей статье конкретизировала признаки профессионального воспитания. Она определила профессиональное образование как систему, указала на субъективность профессионального воспитания, обозначила важность самореализации студента в ходе самостоятельной деятельности, выделила необходимость овладения профессиональной культурой и профессиональными компетенциями, конкретизировала достижение профессионального самоопределения [8].

Если рассмотреть профессиональное воспитание через отношение студента к своему профессиональному выбору как долгу, призванию, необходимости и учитывать другие мотивирующие факторы, движущие его по пути образования, то, возможно, это позволит систематизировать результаты многих исследователей по данному вопросу и выработать общую концепцию профессионального воспитания. Здесь можно учесть проблемы с трудоустройством по конкретной специальности, приоритетом получения документа о высшем образовании перед знаниями, слабым развитием профессионального долга у студентов перед сами собой, своей семьей, государством и перед страной. Нельзя забывать, что профессиональное воспитание, прежде всего, ориентирует молодого человека на поведение как профессионала в любых условиях, на любой работе. Профессиональное воспитание не должно ограничиваться только подготовкой в рамках выбранной специальности. По мнению Гущиной Г.А., в современных условиях высокой мобильности и трудовой миграции профессиональное воспитание способно заложить базу для эффективной работы студента в будущем в любых условиях и любых смежных профессиях. Это обеспечивается за счет понимания, что такое «профессионал», «профессиональные качества», «профессиональная ответственность» [9]. К сожалению, не всегда выбранная профессия желанна и интересна, в результате студент после окончания вуза, находясь в поиске профессионального самоопределения (чаще: где можно больше заработать), начинает усваивать важные качества профессионала в реальности: решая производственные задачи, неся полную ответственность, работая в коллективе. Здесь воспитательная работа в рамках профессионального образования сталкивается с задачей утверждения силы духа, сохранения человеческих качеств и профессиональной ориентацией [6]. Формирование понимания студентом, что он может «сделать себя» путем самообразования, саморазвития, самоусовершенствования, быть психологически готовым к любому виду выбранной после вуза профессиональной деятельности, проявлять необходимую активность, уметь самореализоваться [10]. Так или иначе студенты столкнутся с таким понятием, как «карьерный рост», который часто ассоциируется только с конкретными профессиями и должностями. Поэтому карьерный рост не всегда выступает мотивом для профессионального развития и освоения норм, формируемых в рамках профессионального воспитания в вузе.

В настоящее время насаждаемый образ «легких», но высокооплачиваемых профессий или смежных видов деятельности может привести к развитию чувства неизменной, неуправляемой и заданной извне деятельности, лишенной всяческого успеха и смысла для личности студента. В этом отношении большая роль может быть отведена профессиональному воспитанию, которое позволяет открыть пути внутреннего, а соответственно, и внешнего развития для такого студента. Важно сказать, что среда профессионального воспитания вуза, дающая такие возможности для развития студента-профессионала, реализуется преподавателями, которые в своей массе несут большой положительный или отрицательный заряд.

Заключение

Область профессионального воспитания студентов кажется и понятной, и сложной одновременно. Вся особенность профессионального воспитания заключена в его кажущейся простоте, лежащей на поверхности бытия и жизнедеятельности, но его сложность основана на человеческой и социальной природе. Молодое поколение в силу своей «чистоты», наивности, благородных устремлений и надежд может быть успешно интегрировано в современные экономические условия в результате профессионального воспитания, но на основе комбинаторной модели системы профессионального воспитания, которая бы учитывала его как процесс, среду, явление, социализацию, условие и т.д. В этом раскрывается не только понимание профессионального воспитания, но и открывается его системность и многофакторность. Изменившаяся реальность, требования жизни, мировоззрение, подход к жизни, копирование или непринятие образа жизни родителей ведет молодых людей не тем путем, который нам кажется верным. Возможно, необходимо перестроить профессиональное воспитание молодежи, учесть их взгляды на свою жизнь и будущее. Поэтому важен поиск и разработка научно обоснованной системы профессионального воспитания молодежи, обучающейся в вузе. Надо отметить, что формируется огромный пласт знаний, касающихся профессионального воспитания студентов, который интегрируется, сливается, разбивается и постепенно складывается в формирующуюся систему.