Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Тома Ж.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
В статье рассмотрено проблемное поле профессионального воспитания студентов, сформировавшееся к настоящему времени в стихийный процесс, который управляется законами экономики, социальной ситуацией и образованностью. Представлены подходы к пониманию природы профессионального воспитания студентов с целью разработки характеристик-факторов данного процесса, служащих направлениями для разработки инструментальных методов воспитательного воздействия. Рассмотрены различные точки зрения авторов, занимающихся вопросами воспитания, и в частности профессионального воспитания молодежи. Дана оценка сложности профессионального воспитания как процесса, среды, явления, условия и т.д. Намечены интеграционные основания профессионального воспитания, дающие представление о многомерности явлений, процессов, сред, условий, формирующих его. Доказана необходимость профессионального воспитания студентов как будущих профессионалов и специалистов на основе собранных данных о снижающемся потенциале профессиональной подготовки студентов в вузе и формирование в дальнейшем профессионала. Сформированы ключевые положения концепции профессионального воспитания студентов в период обучения в вузе через конкретизацию содержания профессионального воспитания, разработанного на основе изучения понятий «Профессиональное воспитание» и обозначенной цели формирования профессионалов в будущем как знакового показателя повышения профессионализма среди специалистов.
высшая школа
профессиональное воспитание
профессиональное самоопределение
профессиональная адаптация
профессиональная позиция
профессионализм
1. Гречухина Т.И. Профессиональное воспитание современного специалиста в вузе // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования XVIII: материалы международной конференции памяти проф. Л.Н. Когана (г. Екатеринбург, 19-20 марта 2015 г.). Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2015. С. 875-880.
2. Белов В.И. Профессиональное воспитание в открытом социально-профессиональном пространстве // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2016. № 20 (3). С. 68-71.
3. Бондаренко Е.В. Профессиональное воспитание и формирование профессионально-субъектной позиции у студента // Волгоградский научно-медицинский журнал. 2010. № 4. С. 63-65.
4. Тимонин А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. № 1-1. С. 55-58.
5. Баранов А.Е. Профессиональное воспитание педагога: к проблеме определения содержания // Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2016. № 26. С. 251-254.
6. Огольцова Е.Г., Тлеугабылова К.С., Воронина К.А., Рахматуллина Д.Т., Каримова Л.Д. Проблема профессионального воспитания в системе подготовки специалистов // Успехи современного естествознания. 2014. № 5-2. С. 150-155.
7. Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И. Целевые приоритеты реализации стратегии развития воспитания в контексте профессионально-педагогической культуры учителя // Вестник Белгородского института развития образования. 2016. № 1. С.7-13.
8. Никитина О.Э. Особенности профессионального воспитания в системе высшего педагогического образования // Studia Humanitatis. 2017. № 3. С. 8.
9. Алексеенко О.И., Даниленко Т.В., Кирий Е.В. Проблемы обучения и воспитания студентов в современном вузе // Современное педагогическое образование. 2018. № 3. С. 3-5.
10. Мутырова А.С. Профессиональное самоопределение: принципы и актуальность проблемы // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 3. С. 126-129.

Новое поколение студентов, новые реалии жизни диктуют необходимость разработки и внедрения в процесс образования теоретических и практических образовательных откликов на подготовку студентов исключительно в духе современного мира. Однако вузовская среда одна из самых консервативных. Возможно, в этом и состоит ее устойчивость и надежность. Однако как бы она ни была консервативна, вуз, являясь частью социально-экономической системы страны, должен активно сохранять традиции и также активно внедрять новинки образования. Это дает возможность вузу оперативно реагировать на запросы экономики страны и, учитывая интересы и стремления молодого поколения и ориентацию их родителей на качественное классическое образование, оперативно встраиваться в систему вузов с качественной подготовкой. В этом отношении вузу сложно. Это означает, что каждый элемент, обеспечивающий современное высшее образование, должен находиться в положении активного самосовершенствования и обновления. Это относится и к профессиональному воспитанию, встроенному в систему воспитательной и учебной работы вуза.

Внимание к профессиональному воспитанию за последние годы оказалось настолько снижено, что будущие специалисты в большинстве своем с трудом воспринимают свою профессию, свои профессиональные цели и задачи, свои профессиональные обязанности, и, главное, утрачивается сам смысл профессиональной подготовки, подкрепленный еще и тем, что большинство вузов страны утратили своё право называться образовательным учреждением высшего профессионального образования. Но изменения в формулировках не должны мешать следовать целям профессионального образования, и поэтому предстоит большая работа по формированию сообщества студентов в одну из самых мощных групп под названием «Профессионалы».

Целью нашего исследования стало выявление особенностей профессионального воспитания через его определение как процесса, системы, среды, условия и фактора.

Материал и методы исследования

В качестве методов выступили анализ, обобщение и систематизация научной литературы по организации профессионального воспитания студентов в вузе.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научной литературы показал, что общая тенденция указывает на глубокие и застойные кризисные явления в профессиональном воспитании студентов, которые исследователи предлагают решать с помощью различных подходов, форм работы, принципов воспитания и т.д. Это дало нам возможность рассмотреть профессиональное воспитание как явление, как процесс, как ценность, как среду, как условие и выявить общие точки соприкосновения для выявления взаимосвязей [1], а также это позволяет учитывать личностные особенности студентов и строить среду профессионального воспитания на основе гуманистического подхода. Изучение профессионального воспитания через указанные выше «подходы» помогает выявить характеристики и сильные/слабые стороны профессионального воспитания при его оценке. Чаще всего решение задач профессионального воспитания студентов многими исследователями рассматривается через отношение к студенту как к субъекту учебно-воспитательного процесса. Вследствие этого профессиональное воспитание может быть рассмотрено как формирование готовности к жизненному (профессиональному) самоопределению и связано с потребностью личности занять определенное место в обществе. Белов В.И. рассматривает это как профессионально-субъективную позицию у студента. Эта позиция понимается как система ценностно-смысловых отношений специалиста к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности [2]. С точки зрения психолого-педагогического анализа эта позиция раскрывается через самопонимание, самореализацию, самоутверждение, саморазвитие и самооценку. Указанные «самости» тесным образом переплетают формируемую профессионально-субъектную позицию студента с процессом профессионального воспитания. Формирование профессионально-субъективной позиции обеспечивает возможность профессионального самоосознания студентом. В этой связи возможен уход от набора профессиональных знаний и умений к развитию профессиональных качеств, которые в большей степени соотносятся с личностью профессионала. Профессионально-субъективная позиция основана на интеграции профессиональных знаний и умений, а также профессионально-личностных качеств. Исследователи отмечают: на этом этапе профессионализм отождествляется с образом жизни [3]. В создании профессионализма как образа жизни, образа будущего профессионала лежит психологическая сущность процесса профессионального самоопределения. При этом надо понимать, что формирующее представление о смысле жизни (образ жизни) в профессии становится основанием развития личности профессионала и его результатом [2].

Ряд исследователей обращает внимание на социальную природу профессионального воспитания и определяет его как социальное воспитание. Социальный аспект профессионального воспитания предполагает взаимодействие разнообразных социальных институтов (семья, вуз, место практики, управление профориентации, работодатели, преподаватели). В процессе профессионального воспитания происходит осознание социального и личного значения профессиональной деятельности и формируются основы ответственности перед обществом и собой [4].

В рамках анализа профессионального воспитания как одного из аспектов социального воспитания рассматривается субъектная профессионально-личностная позиция студента, схожая с профессионально-субъектной позицией, однако носящая в себе личностную окраску. Социально-профессиональная адаптация сопряжена с процессами личностного и профессионального самоопределения. Данная позиция предполагает формирование системы ценностно-смысловых отношений специалиста к своей деятельности и профессии, к себе как профессионалу и к социальной значимости профессионально выполняемой деятельности. Система профессионального воспитания ведет к повышению социально-профессиональной ответственности [4]. Субъектная профессионально-личностная позиция студента отражает определённый уровень профессиональной культуры и отношение к профессионализму.

Выбор профессии, ее освоение студентом сопровождаются поиском смысла своего существования (образа жизни), где значительное место отводится работе [2]. Здесь следует сказать об обращении к Идеалу Педагога, который сочетает в себе личностные качества, профессиональные способности, собственную личностно-профессиональную позицию, личностно-творческий потенциал, установки на личное самосовершенствование – формирование профессионала [5]. Это способствует развитию профессионального сознания и самосознания будущего работника – нынешнего студента. При этом формируется отношение к профессии как культурной ценности, выступающей в будущем частью образа жизни [2]. Профессиональное воспитание тесным образом связано с образовательной средой, где происходит образование будущего профессионала и которую можно охарактеризовать как социальную, профессиональную, субъектную и личностную среду.

В рамках профессионального воспитания студентов происходит профессионализация как процесс воспитания специалиста [2; 3]. Это процесс воспитания личности профессионала, то есть человека, в совершенстве владеющего навыками, знаниями, умениями, необходимыми для определенного вида деятельности, обладающего личностными способностями профессионала, адаптирующегося к разным условиям труда, мотивацией труда и интересами профессионала. Профессиональное воспитание дает возможность успешно пройти первый этап профессионализации студента как будущего специалиста.

По мнению Белова В.И., процессы адаптации личности, профессионализации и социализации выступают как основные характеристики содержания профессионального воспитания [2].

Изучая понятие «Профессиональное воспитание» через субъектный подход к человеку, мы обратили внимание на то, сколько механизмов «запускает» процесс профессионального воспитания студента. Если отнести профессиональное воспитание к категории явлений, мы видим, что оно есть неотъемлемый элемент профессионального образования. И в этом контексте развивается идея, что профессиональное воспитание можно считать образовательным процессом, что не совсем верно. Подобное отношение к профессиональному воспитанию лишает его глубокого смысла, заключенного в формировании личности профессионала через воспитание в период обучения в вузе [6]. Но это же создает новый потенциал воспитательных воздействий через средства и методы обучения студентов вузе. Ряд исследователей результатами профессионального воспитания видят компетенции, которые содержат признаки, характеризующие личность студента или выпускника вуза как профессиональную. Если рассмотреть структуру компетенции, то она включает в себя категории «Знать», «Уметь», «Владеть» и совершенно не описывает проявление личностных профессиональных характеристик.

Изучение проблемы профессионального воспитания через набор усваиваемых профессиональных компетентностей позволяет рассмотреть эффективность обучающих методов и средств в реализации процесса профессионального воспитания. Многие исследователи, в том числе и Байчукова Н.Х., указывают на первичность профессионального воспитания в образовательном процессе, т.е. в процессе формирования профессиональной компетентности [6]. Формирование профессиональных знаний и навыков без значимого отношения к ним через восприятие себя как профессионала «делает» знания не только обезличенными, но и невостребованными: не осознано место знаний в профессии - не воспитана культура профессионализма. С точки зрения Репринцева А.В., отсутствие профессионального воспитания, и как результат профессиональной воспитанности, ведет к отсутствию ответственности, роста обученности, мобильности психических процессов, совершенствования индивидуальных качеств, социальной активности и готовности к нравственно-эстетической деятельности [6]. Профессиональное воспитание служит основой в дальнейшем для формирования профессионализма как ценности. Например, И.Ф. Исаев один из компонентов профессионально-педагогической культуры определяет как аксиологический [7].

Более близким определением для профессионального воспитания можно выбрать профессиональную культуру. Профессиональная культура рассматривается как высоконравственное личностное проявление, нашедшее отражение в высокопрофессиональной деятельности человека. Уровень сформированности профессиональной культуры обеспечивает нравственный и профессиональный выбор в соответствии с «кодексом» профессионализма.

Рассмотрение профессионального воспитания как явления предполагает его связь с социальной средой и процессом образования. Оно как часть социальной жизни и студенческой жизни является их неотъемлемым компонентом, и значит стихийно происходящим, под воздействием различных факторов. Но профессиональное воспитание должно быть управляемым, т.к. оно позволяет формировать профессиональные установки, которые в современном обществе среди молодежи начинают восприниматься как необходимые качества для профессионала.

В рамках категории «процесс» определение «Профессиональное воспитание» предполагает реализацию запланированного алгоритма, лежащего в основе модели и технологии. Профессиональное воспитание как «процесс» дает возможность рассмотреть его с точки зрения педагогической технологии и в условиях развитости технологического подхода к вопросам воспитания, в том числе и профессионального, не позволяет блуждать в поисках эффективных методик, а создает основу для совершенствования процесса и роста результатов профессионального воспитания студентов.

Таким образом, изучение понятия «Профессиональное воспитание» позволило выявить ключевые характеристики его как явления, процесса, условия, среды и фактора. Играя или ключевую роль, или второстепенную, профессиональное воспитание является обязательным компонентом профессионального образования студентов, не заменяемое процессом обучения, а происходящее одновременно. Занимаясь этим же вопросом, Никитина О.Э. в своей статье конкретизировала признаки профессионального воспитания. Она определила профессиональное образование как систему, указала на субъективность профессионального воспитания, обозначила важность самореализации студента в ходе самостоятельной деятельности, выделила необходимость овладения профессиональной культурой и профессиональными компетенциями, конкретизировала достижение профессионального самоопределения [8].

Если рассмотреть профессиональное воспитание через отношение студента к своему профессиональному выбору как долгу, призванию, необходимости и учитывать другие мотивирующие факторы, движущие его по пути образования, то, возможно, это позволит систематизировать результаты многих исследователей по данному вопросу и выработать общую концепцию профессионального воспитания. Здесь можно учесть проблемы с трудоустройством по конкретной специальности, приоритетом получения документа о высшем образовании перед знаниями, слабым развитием профессионального долга у студентов перед сами собой, своей семьей, государством и перед страной. Нельзя забывать, что профессиональное воспитание, прежде всего, ориентирует молодого человека на поведение как профессионала в любых условиях, на любой работе. Профессиональное воспитание не должно ограничиваться только подготовкой в рамках выбранной специальности. По мнению Гущиной Г.А., в современных условиях высокой мобильности и трудовой миграции профессиональное воспитание способно заложить базу для эффективной работы студента в будущем в любых условиях и любых смежных профессиях. Это обеспечивается за счет понимания, что такое «профессионал», «профессиональные качества», «профессиональная ответственность» [9]. К сожалению, не всегда выбранная профессия желанна и интересна, в результате студент после окончания вуза, находясь в поиске профессионального самоопределения (чаще: где можно больше заработать), начинает усваивать важные качества профессионала в реальности: решая производственные задачи, неся полную ответственность, работая в коллективе. Здесь воспитательная работа в рамках профессионального образования сталкивается с задачей утверждения силы духа, сохранения человеческих качеств и профессиональной ориентацией [6]. Формирование понимания студентом, что он может «сделать себя» путем самообразования, саморазвития, самоусовершенствования, быть психологически готовым к любому виду выбранной после вуза профессиональной деятельности, проявлять необходимую активность, уметь самореализоваться [10]. Так или иначе студенты столкнутся с таким понятием, как «карьерный рост», который часто ассоциируется только с конкретными профессиями и должностями. Поэтому карьерный рост не всегда выступает мотивом для профессионального развития и освоения норм, формируемых в рамках профессионального воспитания в вузе.

В настоящее время насаждаемый образ «легких», но высокооплачиваемых профессий или смежных видов деятельности может привести к развитию чувства неизменной, неуправляемой и заданной извне деятельности, лишенной всяческого успеха и смысла для личности студента. В этом отношении большая роль может быть отведена профессиональному воспитанию, которое позволяет открыть пути внутреннего, а соответственно, и внешнего развития для такого студента. Важно сказать, что среда профессионального воспитания вуза, дающая такие возможности для развития студента-профессионала, реализуется преподавателями, которые в своей массе несут большой положительный или отрицательный заряд.

Заключение

Область профессионального воспитания студентов кажется и понятной, и сложной одновременно. Вся особенность профессионального воспитания заключена в его кажущейся простоте, лежащей на поверхности бытия и жизнедеятельности, но его сложность основана на человеческой и социальной природе. Молодое поколение в силу своей «чистоты», наивности, благородных устремлений и надежд может быть успешно интегрировано в современные экономические условия в результате профессионального воспитания, но на основе комбинаторной модели системы профессионального воспитания, которая бы учитывала его как процесс, среду, явление, социализацию, условие и т.д. В этом раскрывается не только понимание профессионального воспитания, но и открывается его системность и многофакторность. Изменившаяся реальность, требования жизни, мировоззрение, подход к жизни, копирование или непринятие образа жизни родителей ведет молодых людей не тем путем, который нам кажется верным. Возможно, необходимо перестроить профессиональное воспитание молодежи, учесть их взгляды на свою жизнь и будущее. Поэтому важен поиск и разработка научно обоснованной системы профессионального воспитания молодежи, обучающейся в вузе. Надо отметить, что формируется огромный пласт знаний, касающихся профессионального воспитания студентов, который интегрируется, сливается, разбивается и постепенно складывается в формирующуюся систему.


Библиографическая ссылка

Тома Ж.В. К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31382 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674