Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF SEMANTIC READING STRATEGIES

Maslennikova O.V. 1
1 Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky
In the work considered the main organizational and pedagogical conditions conducive to the formation of strategies of a rational reading in modern schoolchildren: personnel, creation of a variable educational environment, conformity of the content of education, Continuity in the formulation of reading strategies at all levels of education, effective organization of methodological work. The content of each of the groups of conditions was presented, and an analysis was made of the entrance and intermediate diagnostics of pupils in language and general education schools. Consideration was given to the list of tasks to be carried out in introducing organizational and pedagogical conditions into the educational process of these groups. The staffing conditions show the importance not only of direct staffing, but also of continuous self-study of the teacher. The relevance of the subject to different groups of students is clear: with different motivations, different abilities and different social status. Emphasis is placed on the need to involve all participants in educational relations: pupils, parents, teaching staff and social partners. The material presented is directly related to the practical activities of the teacher. It shows the importance of introducing meaning-reading strategies in all subjects of the curriculum, not just humanitarian subjects; the unity of the educational process: the integration of work at the level and beyond, education and training.
semantic reading
organizational and pedagogical conditions
variability of the educational environment
planned results
formation

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование грамотного читателя. Какими же качествами должен обладать выпускник школы, являющийся грамотным читателем? Грамотный читатель умеет работать с информацией (не важно какого формата: аудио-, видео-, печатной информацией). Но, к сожалению, в современной школе недостаточно времени уделяют формированию стратегий смыслового чтения учащихся. С одной стороны, педагоги осознают значимость компетентностного подхода и осознанного чтения, но, с другой стороны, в деятельности педагогов имеется недостаточно практических разработок способов формирования стратегий смыслового чтения в учебном процессе. Отсюда следует, что есть необходимость оптимизировать организационно-педагогические условия по реализации данного процесса.

Цель исследования: изучение организационно-педагогических условий формирования стратегий смыслового чтения старшеклассников.

Задачи:

‑ уточнить понятие «смысловое чтение»;

‑ разработать модель формирования стратегий смыслового чтения старшеклассников;

‑ определить компоненты, критерии, показатели модели формирования стратегий смыслового чтения старшеклассников;

‑ выявить, теоретически обосновать и практически апробировать организационно-педагогические условия формирования стратегий смыслового чтения старшеклассников;

‑ разработать практические рекомендации по формированию стратегий смыслового чтения старшеклассников.

Материал и методы исследования

Чтобы решить поставленные задачи, были использованы следующие группы методов.

1. Теоретические:

- сравнительно-сопоставительный анализ ФГОС, программ урочной и внеурочной деятельности, научной литературы российских и зарубежных авторов;

- исторический, позволяющий изучить становление понятия «смысловое чтение».

2. Эмпирические:

- анкетирование всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей, учащихся);

- наблюдение;

- моделирование образовательного процесса и внедрение полученной модели в практику.

- Аналитические: анализ (качественный и количественный) результатов внедрения полученной модели в образовательный процесс.

Понятие «педагогические условия» включает в себя все составляющие процесса обучения и воспитания: это цели, планируемые результаты, содержание образования и воспитания, методы, формы и средства организации учебного процесса.

Педагогические условия ‑ это, прежде всего, совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности. В.И. Андреев считает, что педагогические условия ‑ это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1].

Мы под организационно-педагогическими условиями понимаем систему взаимозависимых друг от друга факторов, которые являются обязательными для эффективного формирования у школьников необходимых умений и навыков (в нашем случае ‑ для формирования стратегий смыслового чтения), а также качеств, которые будут нужны будущему выпускнику для успешной социализации и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

На данном этапе исследования мы выделили 5 организационно-педагогических условий, которые способствуют результативному формированию стратегий смыслового чтения.

1. Кадровые: кадровое обеспечение и профессиональная компетентность учителя, выраженная в его готовности внедрять стратегии смыслового чтения в учебный процесс, полученная за счет организации системы не только непрерывной, но и специальной подготовки педагогов (курсы повышения квалификации, связанные с продуктивным и смысловым чтением и возможностью использовать стратегии смыслового чтения на предметах любой направленности, а не только гуманитарной).

2. Возможность создания в образовательной организации индивидуального (дифференцированного) образовательного маршрута, который позволит каждому обучающемуся индивидуально в соответствии со своими физическими, интеллектуальными, творческими особенностями продвигаться вперед в освоении стратегий смыслового чтения.

Контингент современной школы ‑ пестрый и разнообразный. Школьники, обучающиеся внутри стен одного образовательного учреждения, могут отличаться по успешности в учебе, социальному статусу, по группе здоровья и т.д. Вместе с тем ко всем обучающимся предъявляются идентичные требования в освоении основной образовательной программы (если только, конечно, речь не идет об адаптированной образовательной программе). За годы своей педагогической деятельности я на протяжении 9 лет отработала в школе, где ряд предметов гуманитарного цикла изучался углубленно, в настоящее время работаю в общеобразовательной школе.

Школы значительно отличаются по контингенту, но каждая из них, как и другие образовательные организации страны, в той или иной мере реализует программу поддержки детского и юношеского чтения в РФ (концепция утверждена 03.06.2017 г. распоряжением Правительства РФ №1155-р) [2]. Школе № 10 г. Калуги также был присвоен статус региональной инновационной площадки по теме «Роль смыслового чтения в достижении метапредметных результатов в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО» (приказ Министерства образования и науки Калужской области от 29.08.2014 г.) [3]. В образовательной организации была проведена стартовая и промежуточная диагностика по определению уровней читательской грамотности у обучающихся 5‑7-х классов. Акцент диагностики направлен на следующие этапы работы с информацией: «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание», включающие в себя психические процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения [4].

В период стартовой диагностики (апрель 2016 г.) мы получили следующие результаты (рис. 1).

Рис. 1. Распределение уровней читательской грамотности среди учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Калуги

Еще в начале деятельности региональной инновационной площадки педагогический коллектив прошел обучение по программе ГАОУ ДПО «КГИРО», «Технология продуктивного чтения на предметах негуманитарного цикла». Часть педагогов школы внедрили в свою урочную и внеурочную деятельность стратегии смыслового чтения. В работе педагогов использовались также задания по системе PIRLS, PISA. В мае 2018 г. педагогическим коллективом была проведена промежуточная диагностика (табл. 1).

Таблица 1

Распределение уровней читательской грамотности среди учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Калуги

Кол-во респондентов

Уровень грамотности чтения

1

2

3

4

5

252

55

78

60

36

23

Полученные результаты продемонстрировали явную положительную динамику. Но есть одно НО: улучшили свои результаты обучающиеся классов с углубленным изучением немецкого языка (школьники, изучающие в неделю 5 ч немецкий язык и 2 ч английский), а школьники традиционных классов продвинулись немного. И это объяснимо: дети-«лингвисты» привыкли работать с большим объемом сплошных текстов и перерабатывать их.

Сейчас я работаю в школе, где учится достаточное количество детей-мигрантов. И здесь к уже имеющимся проблемам добавляется еще одна: как быть ребенку-мигранту, который, не владея в достаточной мере русским языком и стратегиями чтения, должен на уровне с российскими обучающимися достичь планируемых результатов в полном объеме? Данная проблема для современной школы весьма актуальна, ведь число детей-мигрантов (как правило, инофонов) в российских образовательных организациях увеличивается с каждым днем. И таким школьникам наряду с общеучебными трудностями при обучении в общеобразовательном классе приходится сталкиваться и с другими, такими как: социальная адаптация к традициям русского общества, к среде российских подростков; слабое знание или абсолютное незнание языка, что неизбежно ведет к появлению проблем не только в успеваемости по различным предметам, но и во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами из-за возникновения, в первую очередь, языковых барьеров [5]; рассчитывать на помощь со стороны родителей приходится далеко не всегда, ведь они приехали в чужую страну взрослыми и ее языком, к сожалению, либо вообще не владеют, либо владеют на крайне низком уровне.

На наш взгляд, в таком случае необходимо не только сделать акцент на занятия по русскому языку сверх установленных программой нормы, но и параллельно целенаправленно обучать данную категорию школьников стратегиям смыслового чтения. Ведь в основной и, тем более, в средней школе поток учебной информации огромный. И вычленить в этом потоке самую важную, нужную предметную информацию, а потом ее еще и переработать школьнику, плохо знающему русский язык, очень нелегко. И в этом направлении необходимо работать не только в рамках урока, но и за его пределами. Рука об руку ведет учитель такого ученика, незримой нитью связаны должны быть письмо и чтение, начиная с малого. Имея опыт работы с детьми, для которых русский язык является иностранным, автор считает, что на первых порах учебы учителю необходимо сделать акцент при подготовке на те моменты, которые впоследствии приведут к достижению планируемых результатов: освоение знаний о русском языке, его нормах и правилах; обогащение словарного запаса, особенно на предметах технической направленности; овладение разными способами деятельности с учетом языкового продвижения; дружба и толерантное отношение к детям разных национальностей. В разделе «Чтение», согласно сертификационным требованиям по РКИ (русский как иностранный), освещен основной список умений и задач: иностранец должен уметь: читать текст с установкой на общий охват его содержания; изменять стратегию чтения в зависимости от установки (при встрече с информацией, требующей изучающего чтения); определить тему текста; понять его основную идею; понять как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте, с достаточной полнотой, точностью и глубиной. Применение стратегий смыслового чтения при обучении детей-инофонов является неотъемлемой частью образовательного процесса. Очевидно, что, несмотря на разный уровень подготовки учащихся и их индивидуальную скорость чтения в силу разных обстоятельств, выделяется ряд общих проблем: неумение в полной мере интерпретировать, рефлексировать и использовать в жизни полученную в учебном процессе (и не только) информацию. Важнейшая задача современного педагога ‑ подобрать такие формы и методы, внедрение которых обеспечило бы достижение планируемых результатов всеми, такими разными, участниками образовательного процесса.

3. Наличие в образовательной организации материально-технического и учебно-методического оснащения.

Безусловно, в любой образовательной организации необходимо наличие современной научно-методической литературы по всем направлениям деятельности, включая обсуждаемый вопрос. Без книги говорить о формировании стратегий смыслового чтения просто невозможно. Обучающая литература (учебники, учебные пособия, учебно-наглядные пособия, сборники нормативных документов) и вспомогательная литература (справочники, энциклопедии, словари т.д.), дидактические материалы ‑ знаковые при формировании грамотного читателя. Но также в век стремительно развивающихся технологий нельзя сбрасывать со счетов цифровые образовательные ресурсы, используемые в образовательном пространстве посредством компьютерных обучающих программ, тренажеров, электронных изданий и т.д. Ведь недаром в современном обществе существуют такие понятия, как «чтение с листа», «чтение на слух», «чтение с экрана». За реализацию данной группы условий несет ответственность администрация образовательного учреждения.

4. Соответствие содержания образования. Преемственность формирования стратегий чтения на всех уровнях образования.

При переходе школьника из начальной школы в основную, а затем в среднюю ценность формирования читательской компетентности возрастает пропорционально растущему объему учебной информации. Педагог должен качественно организовать процесс формирования стратегий смыслового чтения независимо от дисциплины, которую он преподает, и активно, системно и обдуманно внедрять в свою деятельность приемы смыслового чтения. При переходе в общеобразовательной школе с уровня на уровень в связи с увеличением объема содержания школьного образования и его углублением учащиеся с низкой читательской компетентностью не могут успешно освоить программу, а впоследствии, как правило, начинают испытывать трудности и в предстоящей профессиональной деятельности. В федеральных государственных образовательных стандартах на всех уровнях образования (начального общего, основного общего и среднего общего) четко прослеживается возрастающая значимость смыслового чтения, оно не только входит в состав предметных планируемых результатов по русскому языку и литературе; родному языку и родной литературе, но и, самое важное, является метапредметным результатом [6]. Умение (а в идеале навык) читать осмысленно ‑ необходимый элемент школьного образования на предметах любой направленности [7]. Наличие у обучающегося высокого уровня читательской грамотности, владение в совершенстве читательскими компетенциями ‑ залог успеха современного школьника, который умело ориентируется в огромных потоках информации, всесторонне анализирует эти потоки и правильно трактует полученные в них данные. Мы не можем не согласиться с президентом Российской ассоциации чтения Н.Н. Сметанниковой, которая совершенно справедливо указывает: «Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса» [8].

5. Эффективная организация методической работы

Важная задача, которая стоит перед методической службой школы, ‑ сформировать в каждом ученике стремление самостоятельно развивать свою читательскую компетентность. В задачи методической службы входят:

‑ анализ и корректировка содержания рабочих программ по предметам, внесение необходимых изменений;

‑ внедрение новых форм, методов, технологий и средств обучения при освоении текстов обучающимися, в том числе интеграция урочной и внеурочной деятельности;

‑ подбор комплекса оценочных материалов;

‑ создание базы методических и дидактических материалов, направленных на формирование стратегий смыслового чтения школьников;

‑ разработка методических разработок по данной теме;

‑ разработка методических материалов по формированию стратегий смыслового чтения школьников;

‑ диссеминация педагогического опыта.

Заключение

Применение различных стратегий смыслового чтения дает возможность развивать и творческий, и интеллектуальный потенциал ученика, но для этого очень важно систематическое и целенаправленное использование данного направления в учебном процессе. Чтобы реализовать данное направление в учебном процессе в полном объеме, необходимо применять системный подход при внедрении организационно-педагогических условий в пространство школы; консолидировать усилия педагогического коллектива, партнеров образовательной организации, родителей в деле повышения престижа чтения, в том числе развивать семейное чтение.