Важнейшей задачей современной системы образования является формирование грамотного читателя. Какими же качествами должен обладать выпускник школы, являющийся грамотным читателем? Грамотный читатель умеет работать с информацией (не важно какого формата: аудио-, видео-, печатной информацией). Но, к сожалению, в современной школе недостаточно времени уделяют формированию стратегий смыслового чтения учащихся. С одной стороны, педагоги осознают значимость компетентностного подхода и осознанного чтения, но, с другой стороны, в деятельности педагогов имеется недостаточно практических разработок способов формирования стратегий смыслового чтения в учебном процессе. Отсюда следует, что есть необходимость оптимизировать организационно-педагогические условия по реализации данного процесса.
Цель исследования: изучение организационно-педагогических условий формирования стратегий смыслового чтения старшеклассников.
Задачи:
‑ уточнить понятие «смысловое чтение»;
‑ разработать модель формирования стратегий смыслового чтения старшеклассников;
‑ определить компоненты, критерии, показатели модели формирования стратегий смыслового чтения старшеклассников;
‑ выявить, теоретически обосновать и практически апробировать организационно-педагогические условия формирования стратегий смыслового чтения старшеклассников;
‑ разработать практические рекомендации по формированию стратегий смыслового чтения старшеклассников.
Материал и методы исследования
Чтобы решить поставленные задачи, были использованы следующие группы методов.
1. Теоретические:
- сравнительно-сопоставительный анализ ФГОС, программ урочной и внеурочной деятельности, научной литературы российских и зарубежных авторов;
- исторический, позволяющий изучить становление понятия «смысловое чтение».
2. Эмпирические:
- анкетирование всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей, учащихся);
- наблюдение;
- моделирование образовательного процесса и внедрение полученной модели в практику.
- Аналитические: анализ (качественный и количественный) результатов внедрения полученной модели в образовательный процесс.
Понятие «педагогические условия» включает в себя все составляющие процесса обучения и воспитания: это цели, планируемые результаты, содержание образования и воспитания, методы, формы и средства организации учебного процесса.
Педагогические условия ‑ это, прежде всего, совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности. В.И. Андреев считает, что педагогические условия ‑ это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1].
Мы под организационно-педагогическими условиями понимаем систему взаимозависимых друг от друга факторов, которые являются обязательными для эффективного формирования у школьников необходимых умений и навыков (в нашем случае ‑ для формирования стратегий смыслового чтения), а также качеств, которые будут нужны будущему выпускнику для успешной социализации и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
На данном этапе исследования мы выделили 5 организационно-педагогических условий, которые способствуют результативному формированию стратегий смыслового чтения.
1. Кадровые: кадровое обеспечение и профессиональная компетентность учителя, выраженная в его готовности внедрять стратегии смыслового чтения в учебный процесс, полученная за счет организации системы не только непрерывной, но и специальной подготовки педагогов (курсы повышения квалификации, связанные с продуктивным и смысловым чтением и возможностью использовать стратегии смыслового чтения на предметах любой направленности, а не только гуманитарной).
2. Возможность создания в образовательной организации индивидуального (дифференцированного) образовательного маршрута, который позволит каждому обучающемуся индивидуально в соответствии со своими физическими, интеллектуальными, творческими особенностями продвигаться вперед в освоении стратегий смыслового чтения.
Контингент современной школы ‑ пестрый и разнообразный. Школьники, обучающиеся внутри стен одного образовательного учреждения, могут отличаться по успешности в учебе, социальному статусу, по группе здоровья и т.д. Вместе с тем ко всем обучающимся предъявляются идентичные требования в освоении основной образовательной программы (если только, конечно, речь не идет об адаптированной образовательной программе). За годы своей педагогической деятельности я на протяжении 9 лет отработала в школе, где ряд предметов гуманитарного цикла изучался углубленно, в настоящее время работаю в общеобразовательной школе.
Школы значительно отличаются по контингенту, но каждая из них, как и другие образовательные организации страны, в той или иной мере реализует программу поддержки детского и юношеского чтения в РФ (концепция утверждена 03.06.2017 г. распоряжением Правительства РФ №1155-р) [2]. Школе № 10 г. Калуги также был присвоен статус региональной инновационной площадки по теме «Роль смыслового чтения в достижении метапредметных результатов в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО» (приказ Министерства образования и науки Калужской области от 29.08.2014 г.) [3]. В образовательной организации была проведена стартовая и промежуточная диагностика по определению уровней читательской грамотности у обучающихся 5‑7-х классов. Акцент диагностики направлен на следующие этапы работы с информацией: «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание», включающие в себя психические процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения [4].
В период стартовой диагностики (апрель 2016 г.) мы получили следующие результаты (рис. 1).
Рис. 1. Распределение уровней читательской грамотности среди учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Калуги
Еще в начале деятельности региональной инновационной площадки педагогический коллектив прошел обучение по программе ГАОУ ДПО «КГИРО», «Технология продуктивного чтения на предметах негуманитарного цикла». Часть педагогов школы внедрили в свою урочную и внеурочную деятельность стратегии смыслового чтения. В работе педагогов использовались также задания по системе PIRLS, PISA. В мае 2018 г. педагогическим коллективом была проведена промежуточная диагностика (табл. 1).
Таблица 1
Распределение уровней читательской грамотности среди учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Калуги
Кол-во респондентов |
Уровень грамотности чтения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
252 |
55 |
78 |
60 |
36 |
23 |
Полученные результаты продемонстрировали явную положительную динамику. Но есть одно НО: улучшили свои результаты обучающиеся классов с углубленным изучением немецкого языка (школьники, изучающие в неделю 5 ч немецкий язык и 2 ч английский), а школьники традиционных классов продвинулись немного. И это объяснимо: дети-«лингвисты» привыкли работать с большим объемом сплошных текстов и перерабатывать их.
Сейчас я работаю в школе, где учится достаточное количество детей-мигрантов. И здесь к уже имеющимся проблемам добавляется еще одна: как быть ребенку-мигранту, который, не владея в достаточной мере русским языком и стратегиями чтения, должен на уровне с российскими обучающимися достичь планируемых результатов в полном объеме? Данная проблема для современной школы весьма актуальна, ведь число детей-мигрантов (как правило, инофонов) в российских образовательных организациях увеличивается с каждым днем. И таким школьникам наряду с общеучебными трудностями при обучении в общеобразовательном классе приходится сталкиваться и с другими, такими как: социальная адаптация к традициям русского общества, к среде российских подростков; слабое знание или абсолютное незнание языка, что неизбежно ведет к появлению проблем не только в успеваемости по различным предметам, но и во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами из-за возникновения, в первую очередь, языковых барьеров [5]; рассчитывать на помощь со стороны родителей приходится далеко не всегда, ведь они приехали в чужую страну взрослыми и ее языком, к сожалению, либо вообще не владеют, либо владеют на крайне низком уровне.
На наш взгляд, в таком случае необходимо не только сделать акцент на занятия по русскому языку сверх установленных программой нормы, но и параллельно целенаправленно обучать данную категорию школьников стратегиям смыслового чтения. Ведь в основной и, тем более, в средней школе поток учебной информации огромный. И вычленить в этом потоке самую важную, нужную предметную информацию, а потом ее еще и переработать школьнику, плохо знающему русский язык, очень нелегко. И в этом направлении необходимо работать не только в рамках урока, но и за его пределами. Рука об руку ведет учитель такого ученика, незримой нитью связаны должны быть письмо и чтение, начиная с малого. Имея опыт работы с детьми, для которых русский язык является иностранным, автор считает, что на первых порах учебы учителю необходимо сделать акцент при подготовке на те моменты, которые впоследствии приведут к достижению планируемых результатов: освоение знаний о русском языке, его нормах и правилах; обогащение словарного запаса, особенно на предметах технической направленности; овладение разными способами деятельности с учетом языкового продвижения; дружба и толерантное отношение к детям разных национальностей. В разделе «Чтение», согласно сертификационным требованиям по РКИ (русский как иностранный), освещен основной список умений и задач: иностранец должен уметь: читать текст с установкой на общий охват его содержания; изменять стратегию чтения в зависимости от установки (при встрече с информацией, требующей изучающего чтения); определить тему текста; понять его основную идею; понять как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте, с достаточной полнотой, точностью и глубиной. Применение стратегий смыслового чтения при обучении детей-инофонов является неотъемлемой частью образовательного процесса. Очевидно, что, несмотря на разный уровень подготовки учащихся и их индивидуальную скорость чтения в силу разных обстоятельств, выделяется ряд общих проблем: неумение в полной мере интерпретировать, рефлексировать и использовать в жизни полученную в учебном процессе (и не только) информацию. Важнейшая задача современного педагога ‑ подобрать такие формы и методы, внедрение которых обеспечило бы достижение планируемых результатов всеми, такими разными, участниками образовательного процесса.
3. Наличие в образовательной организации материально-технического и учебно-методического оснащения.
Безусловно, в любой образовательной организации необходимо наличие современной научно-методической литературы по всем направлениям деятельности, включая обсуждаемый вопрос. Без книги говорить о формировании стратегий смыслового чтения просто невозможно. Обучающая литература (учебники, учебные пособия, учебно-наглядные пособия, сборники нормативных документов) и вспомогательная литература (справочники, энциклопедии, словари т.д.), дидактические материалы ‑ знаковые при формировании грамотного читателя. Но также в век стремительно развивающихся технологий нельзя сбрасывать со счетов цифровые образовательные ресурсы, используемые в образовательном пространстве посредством компьютерных обучающих программ, тренажеров, электронных изданий и т.д. Ведь недаром в современном обществе существуют такие понятия, как «чтение с листа», «чтение на слух», «чтение с экрана». За реализацию данной группы условий несет ответственность администрация образовательного учреждения.
4. Соответствие содержания образования. Преемственность формирования стратегий чтения на всех уровнях образования.
При переходе школьника из начальной школы в основную, а затем в среднюю ценность формирования читательской компетентности возрастает пропорционально растущему объему учебной информации. Педагог должен качественно организовать процесс формирования стратегий смыслового чтения независимо от дисциплины, которую он преподает, и активно, системно и обдуманно внедрять в свою деятельность приемы смыслового чтения. При переходе в общеобразовательной школе с уровня на уровень в связи с увеличением объема содержания школьного образования и его углублением учащиеся с низкой читательской компетентностью не могут успешно освоить программу, а впоследствии, как правило, начинают испытывать трудности и в предстоящей профессиональной деятельности. В федеральных государственных образовательных стандартах на всех уровнях образования (начального общего, основного общего и среднего общего) четко прослеживается возрастающая значимость смыслового чтения, оно не только входит в состав предметных планируемых результатов по русскому языку и литературе; родному языку и родной литературе, но и, самое важное, является метапредметным результатом [6]. Умение (а в идеале навык) читать осмысленно ‑ необходимый элемент школьного образования на предметах любой направленности [7]. Наличие у обучающегося высокого уровня читательской грамотности, владение в совершенстве читательскими компетенциями ‑ залог успеха современного школьника, который умело ориентируется в огромных потоках информации, всесторонне анализирует эти потоки и правильно трактует полученные в них данные. Мы не можем не согласиться с президентом Российской ассоциации чтения Н.Н. Сметанниковой, которая совершенно справедливо указывает: «Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса» [8].
5. Эффективная организация методической работы
Важная задача, которая стоит перед методической службой школы, ‑ сформировать в каждом ученике стремление самостоятельно развивать свою читательскую компетентность. В задачи методической службы входят:
‑ анализ и корректировка содержания рабочих программ по предметам, внесение необходимых изменений;
‑ внедрение новых форм, методов, технологий и средств обучения при освоении текстов обучающимися, в том числе интеграция урочной и внеурочной деятельности;
‑ подбор комплекса оценочных материалов;
‑ создание базы методических и дидактических материалов, направленных на формирование стратегий смыслового чтения школьников;
‑ разработка методических разработок по данной теме;
‑ разработка методических материалов по формированию стратегий смыслового чтения школьников;
‑ диссеминация педагогического опыта.
Заключение
Применение различных стратегий смыслового чтения дает возможность развивать и творческий, и интеллектуальный потенциал ученика, но для этого очень важно систематическое и целенаправленное использование данного направления в учебном процессе. Чтобы реализовать данное направление в учебном процессе в полном объеме, необходимо применять системный подход при внедрении организационно-педагогических условий в пространство школы; консолидировать усилия педагогического коллектива, партнеров образовательной организации, родителей в деле повышения престижа чтения, в том числе развивать семейное чтение.
Библиографическая ссылка
Масленникова О.В. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31349 (дата обращения: 15.01.2025).