Современные научные деятели в области развития система высшего образования в России активно обсуждают различные процессы, связанные с механизмами реализации образовательных стандартов на более высоком качественном уровне. Научные дискуссии затрагивают многие актуальные вопросы, в том числе вопрос модульного принципа построения учебных планов.
«В современных условиях, в сфере высшего образования, все большую популярность набирает система образовательных программ обучения с равными возможностями для обучающихся. Наиболее подходящей организацией учебного процесса для этого… становится модульная система обучения, основанная на формировании компетенций» [1].
Вопрос об использовании модулей в образовательном процессе обсуждается много лет, при этом под понятиями «модуль» и «модульная система обучения» порой понимаются различные процессы и аспекты.
Актуализация интереса к вопросам модульного принципа построения учебных планов вызвана принятием Федерального закона от 26.05.2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”». Данный Закон знакомит нас с изменениями и дополнениями, регламентирующими образовательную деятельность в Российской Федерации. В частности, в рамках рассматриваемого вопроса важным представляется дополнение к п. 8 ст. 12. Федеральный закон дополнен п. 8.1. в следующей редакции: «Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций» [2, с. 2–3].
Намечающиеся тенденции приводят к тому, что и на уровне законодательной базы, и на уровне федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования прослеживается следующая динамика развития: «...от желания запрограммировать как можно большее количество формируемых компетенций до их минимального уменьшения и стремления определить уровни и качество сформированных компетенций. То есть намечается процесс ориентирования, в первую очередь, на результат» [3]. Именно ориентирование на результат процесса обучения и предполагает предоставление возможностей получения нескольких квалификаций.
Цель исследования. Предусмотренная данным Федеральным законом возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций вызвала в системе высшего образования поиск путей реализации обозначенной тенденции. В этом контексте модульный принцип реализации образовательных программ, предусматривающий возможность освоения как программы в целом, так и ее отдельных модулей, позволяет стать инструментом реализации возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций и в то же время быть инструментом, обеспечивающим построение индивидуальных образовательных траекторий.
В настоящий момент важнейшей целью и научной мысли, и педагогической практики становится поиск оптимальных путей реального воплощения в образовательном процессе возможностей изучения и внедрения как разнонаправленных, так и дополняющих друг друга модулей.
Материал и методы исследования. На этапе принятия ФГОС ВПО начинает активно обсуждаться вопрос о модулях в системе образования. О.А. Бондарева в 2012 г. подчеркивала мысль о том, что «образовательные программы, нацеленные на формирование компетенций, имеют модульную структуру и представляют собой не просто перечни теоретических дисциплин и практических курсов, но сопоставимые по объему (трудозатратам студентов на их освоение) группы модулей. По определению, данному в ФГОС ВПО нового поколения, модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения, то есть отвечающая за выработку той или иной компетенции или группы компетенций» [4, с. 301].
Отношение к пониманию и трактовке модуля меняется на протяжении последних лет. Изменения, которые внесены в этот ФЗ, предполагают, что несколько модулей могут реализовываться в рамках одного направления подготовки или в рамках совершенно другого направления подготовки. Следовательно, в рамках формирования индивидуальной образовательной траектории возможно изучение дополнительного профессионального модуля, который может выбрать студент.
Акцент переносится на индивидуальную образовательную траекторию. Г.С. Худолей и Т.В. Стебеняева в статье «Модульные технологии обучения как инновационные составляющие современных педагогических технологий» акцентируют внимание исследователей как раз на развитии индивидуальной образовательной траектории. «Продвижение специалиста по индивидуальной образовательной траектории – это трудный эволюционный процесс, заключающийся в постепенной выработке тех или иных навыков, необходимых ему в дальнейшей трудовой деятельности. Он связан как с личностными особенностями конкретного специалиста, так и с особенностями практической реализации профессиональных программ обучения» при помощи модульных технологий обучения как инновационной составляющей современных педагогических технологий [5, с. 55].
«Основная цель структуризации образовательных дисциплин на модули заключается в разделении дидактического контента предметной области на отдельные тематические единицы в зависимости от решаемых ими педагогических и профессиональных задач, выборе для каждой тематической единицы наиболее эффективных форм и технологий ее изучения, а также согласовании изучения тематических единиц по временным периодам и их объединении в модульных программах для изучения образовательных дисциплин. На этом основании можно считать, что модуль представляет собой интегративную форму разных видов обучения в рамках дидактического контента предметной области той или иной образовательной дисциплины» [6, с. 65].
Основными методами исследования являются анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, в частности государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ; и метод описания собственного опыта, основанный на практике работы факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.
Результаты исследования и их обсуждение. С целью обеспечения возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского разрабатывает проекты формирования модульного принципа обучения. В основу современного понимания модульного принципа положена возможность формирования индивидуальной образовательной траектории, которая позволила бы расширить перспективы обучающихся, предоставить им потенциальные возможности приобретения дополнительных квалификаций как универсального, так и узконаправленного характера.
На этапе проектирования инновационного подхода к модульному принципу построения учебных планов разрабатывается технология формирования двух типов модулей. Один модуль может формироваться внутри каждой укрупненной группы специальностей и направлений подготовки как универсальный, второй и третий модули могут строиться внутри одного направления подготовки как возможность формирования индивидуальной траектории – углубленного изучения определенного блока дисциплин.
Как отмечают исследователи, «пределы модуля зависят от включенного в него объема дидактического контента предметной области образовательной дисциплины, а также установленного при его формировании комплекса теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых обучаемым в будущей профессиональной деятельности» [6, с. 65].
Г.С. Худолей и С.Н. Ларин в статье «Структурные характеристики обучающего модуля» подчеркивают мысль о том, что «...в модуле дидактический контент должен быть четко структурирован, а сам модуль – логически завершенным. Это значит, что в модуле как отдельном элементе модульной программы обучения должны быть четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения его дидактического контента, определены получаемые в результате обучения навыки и умения» [6, с. 65].
Такой принцип построения учебного плана предполагает возможность получения дополнительных знаний и как результат – дополнительной квалификации или приобретение определенного объема знаний и умений, позволяющих сформировать дополнительные навыки профессиональной деятельности или расширить содержание профессиональных компетенций.
Факультеты культуры и искусств, которые находятся в структуре классических университетов, как правило, очень отличаются друг от друга по реализуемым образовательным программам, так как наличие таких программ определяется потребностями регионов. Факультет культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского представляет собой серьезную многоплановую структуру, в которой реализуется более 15 специальностей и направлений подготовки.
В рамках поставленной Министерством РФ задачи расширить диапазон возможностей обучающихся факультет культуры и искусств, как и многие образовательные учреждения сегодня, находится в стадии постоянного поиска новых технологий, новых возможностей, новых стратегий обучения. Разработчики образовательных программ и педагоги пытаются найти наиболее эффективные и оптимальные возможности построения образовательного процесса, в том числе потенциально ориентированного на одновременное получение обучающимися нескольких квалификаций и создание возможностей для более гибкой траектории процесса обучения.
Построение образовательных программ и учебных планов, использующих модульный принцип, и ранее внедрялось разработчиками многих образовательных программ факультета. Однако модули строились, как правило, по принципу объединения учебного материала в зависимости от тематики и содержания контента и дидактических единиц. Такие модули не ставили задачи ориентирования на дополнительные профессиональные возможности и, как правило, кроме дисциплин вариативной части, не предполагали получение дополнительных квалификаций и разработку индивидуальных образовательных траекторий.
Факультет культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского занимается в настоящий момент разработкой новых проектов модульного принципа построения учебных планов. В частности, кафедра режиссуры и хореографии предлагает несколько таких модулей. Кафедра реализует обучение по различным направлениям подготовки и специальностям, среди них 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников; 51.03.02 Народная художественная культура, профиль подготовки «Руководство студией кино-, фото-, видеотворчества»; 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, специализация «Режиссер мультимедиа».
В качестве универсального модуля для факультета культуры и искусств разработчиками образовательных программ предложен модуль «Основы креативного предпринимательства» (табл. 1).
Таблица 1
Универсальный модуль
Наименование модуля |
Наименование дисциплин, реализуемых в рамках модуля |
Основы креативного предпринимательства |
Предпринимательство в социально-культурной сфере |
Продюсирование в сфере культуры |
|
Основы социокультурного проектирования |
Факультет культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского реализует образовательный процесс по разноплановым специальностям и направлениям подготовки, которые входят в несколько укрупненных групп специальностей и направлений. Универсальный модуль «Основы креативного предпринимательства» предполагает дополнительные возможности изучения предпринимательства в социально-культурной сфере, основ продюсирования и социокультурного проектирования.
В качестве примера модульного построения учебных планов внутри основной профессиональной образовательной программы можно привести несколько конкретных примеров. В направлении подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников модули предлагается сформировать на основе акцентирования внимания и углубленного изучения двух ведущих составляющих компонентов, необходимых для профессиональной подготовки в области театрализованных представлений: «Современные тенденции развития режиссуры театрализованных представлений и праздников» и «Организационное обеспечение художественно-творческого процесса» (табл. 2).
Таблица 2
Режиссура театрализованных представлений и праздников
№ |
Наименование модуля |
Наименование дисциплин, реализуемых в рамках модуля |
1 |
Современные тенденции развития режиссуры театрализованных представлений и праздников |
Инновационные методы в режиссуре театрализованных представлений и праздников |
Современные технологии режиссерского искусства |
||
Режиссура мультимедиа в театрализованных представлениях |
||
2 |
Организационное обеспечение художественно-творческого процесса в режиссуре театрализованных представлений и праздников |
Организационные основы художественно-творческого процесса |
PR в деятельности режиссера |
||
Информационное обеспечение и продюсирование массовых зрелищных мероприятий |
В направлении подготовки 51.03.02 Народная художественная культура, профиль подготовки «Руководство студией кино-, фото-, видеотворчества» модули предлагается сформировать по принципу ориентирования на две стороны профессиональной деятельности по данному направлению подготовки. С одной стороны, в процессе обучения формируются универсальные и профессиональные компетенции в области народной художественной культуры, с другой – приобретаются навыки руководства студией кино-, фото-, видеотворчества. В этом случае есть достаточно много возможностей выстраивания индивидуальной образовательной траектории для обучающихся (табл. 3).
Таблица 3
Профиль «Руководство студией кино-, фото-, видеотворчества»
№ |
Наименование модуля |
Наименование дисциплин, реализуемых в рамках модуля |
1 |
Основы фотомастерства |
Фототворчество |
Фотокомпозиция |
||
Фотография и фоторепортаж |
||
2 |
Основы современной педагогики народного художественного творчества |
Педагогика народного художественного творчества |
Методика работы с творческим коллективом |
||
Профессиональная этика |
По специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, специализация «Режиссер мультимедиа» предлагается иной принцип подбора учебных дисциплин в модуль. Специализация предполагает достаточно большое количество возможностей реализации индивидуальной образовательной траектории. В данном проекте предусматривается в одном модуле формирование преимущественно универсальных компетенций, направленных на философские и эстетические составляющие. Во втором модуле акцент переносится на формирование профессиональных компетенций режиссера мультимедиа (табл. 4).
Таблица 4
Режиссура кино и телевидения, специализация «Режиссер мультимедиа»
№ |
Наименование модуля |
Наименование дисциплин, реализуемых в рамках модуля |
1 |
Современные философские и эстетические тенденции в экранных видах искусств |
Философия русской музыки |
Музыка в кино и на телевидении |
||
Литературные сюжеты в искусстве |
||
2 |
Основы режиссуры и технологии создания интерактивных медиа |
Режиссура интерактивных медиа |
Основы драматургии интерактивных медиа |
||
Мультимедийное сопровождение концертных программ |
Выводы. Размышляя о дальнейших перспективах развития системы высшего образования в России и проблемах модернизации образовательных стандартов и образовательных программ, следует отметить, что намечаются тенденции актуализации наиболее значимых достижений. В этом аспекте вопрос реализации модульного принципа построения учебных планов, особенно по направлениям подготовки в сфере культуры и искусств, – один из наиболее актуальных. Сфера культуры и искусств представляет собой очень широкую область применения полученных знаний и сформированных компетенций, и возможность получения обучающимися нескольких квалификаций в образовательном процессе может стать достаточно востребованной в профессиональном сообществе.