Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,120

TO THE QUESTION OF IMPLEMENTATION OF THE MODULAR PRINCIPLE OF CONSTRUCTION OF EDUCATION PLANS IN THE DIRECTIONS OF TRAINING IN THE SPHERE OF CULTURE AND ARTS

Bykova N.I. 1
1 Dostoevsky Omsk State University
The modern system of higher education is going through a complex and multi-stage stage of rethinking the results achieved, setting new tasks, looking for ways to radically different approaches and updating existing provisions. One of the most significant components governing the modernization of educational standards and educational programs is the legislative framework. Federal Law No. 144-FZ of May 26, 2021 «On Amendments to the Federal Law “On Education in the Russian Federation"» is currently becoming the basis for scientific thoughts and practical steps towards adjusting the implementation of basic professional educational programs. In this regard, it is relevant to analyze various projects that offer the possibilities of a modular principle for constructing curricula focused on an individual educational trajectory. The author uses the method of describing his own experience, based on the practice of the Faculty of Culture and Arts of the Omsk State University. F. M. Dostoevsky. As a material for analysis, several modules were proposed in three areas of training and specialties: 51.03.05 Directing theatrical performances and holidays, training profile «Theatrical performances and holidays»; 51.03.02 Folk art culture, training profile «Management of the studio of film, photo, video creation»; 55.05.01 Directing film and television, specialization «Director of multimedia».
educational process
curriculum
modular principle
individual educational trajectory
faculty of culture and arts

Современные научные деятели в области развития система высшего образования в России активно обсуждают различные процессы, связанные с механизмами реализации образовательных стандартов на более высоком качественном уровне. Научные дискуссии затрагивают многие актуальные вопросы, в том числе вопрос модульного принципа построения учебных планов.

«В современных условиях, в сфере высшего образования, все большую популярность набирает система образовательных программ обучения с равными возможностями для обучающихся. Наиболее подходящей организацией учебного процесса для этого… становится модульная система обучения, основанная на формировании компетенций» [1].

Вопрос об использовании модулей в образовательном процессе обсуждается много лет, при этом под понятиями «модуль» и «модульная система обучения» порой понимаются различные процессы и аспекты.

Актуализация интереса к вопросам модульного принципа построения учебных планов вызвана принятием Федерального закона от 26.05.2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”». Данный Закон знакомит нас с изменениями и дополнениями, регламентирующими образовательную деятельность в Российской Федерации. В частности, в рамках рассматриваемого вопроса важным представляется дополнение к п. 8 ст. 12. Федеральный закон дополнен п. 8.1. в следующей редакции: «Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций» [2, с. 2–3].

Намечающиеся тенденции приводят к тому, что и на уровне законодательной базы, и на уровне федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования прослеживается следующая динамика развития: «...от желания запрограммировать как можно большее количество формируемых компетенций до их минимального уменьшения и стремления определить уровни и качество сформированных компетенций. То есть намечается процесс ориентирования, в первую очередь, на результат» [3]. Именно ориентирование на результат процесса обучения и предполагает предоставление возможностей получения нескольких квалификаций.

Цель исследования. Предусмотренная данным Федеральным законом возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций вызвала в системе высшего образования поиск путей реализации обозначенной тенденции. В этом контексте модульный принцип реализации образовательных программ, предусматривающий возможность освоения как программы в целом, так и ее отдельных модулей, позволяет стать инструментом реализации возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций и в то же время быть инструментом, обеспечивающим построение индивидуальных образовательных траекторий.

В настоящий момент важнейшей целью и научной мысли, и педагогической практики становится поиск оптимальных путей реального воплощения в образовательном процессе возможностей изучения и внедрения как разнонаправленных, так и дополняющих друг друга модулей.

Материал и методы исследования. На этапе принятия ФГОС ВПО начинает активно обсуждаться вопрос о модулях в системе образования. О.А. Бондарева в 2012 г. подчеркивала мысль о том, что «образовательные программы, нацеленные на формирование компетенций, имеют модульную структуру и представляют собой не просто перечни теоретических дисциплин и практических курсов, но сопоставимые по объему (трудозатратам студентов на их освоение) группы модулей. По определению, данному в ФГОС ВПО нового поколения, модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения, то есть отвечающая за выработку той или иной компетенции или группы компетенций» [4, с. 301].

Отношение к пониманию и трактовке модуля меняется на протяжении последних лет. Изменения, которые внесены в этот ФЗ, предполагают, что несколько модулей могут реализовываться в рамках одного направления подготовки или в рамках совершенно другого направления подготовки. Следовательно, в рамках формирования индивидуальной образовательной траектории возможно изучение дополнительного профессионального модуля, который может выбрать студент.

Акцент переносится на индивидуальную образовательную траекторию. Г.С. Худолей и Т.В. Стебеняева в статье «Модульные технологии обучения как инновационные составляющие современных педагогических технологий» акцентируют внимание исследователей как раз на развитии индивидуальной образовательной траектории. «Продвижение специалиста по индивидуальной образовательной траектории – это трудный эволюционный процесс, заключающийся в постепенной выработке тех или иных навыков, необходимых ему в дальнейшей трудовой деятельности. Он связан как с личностными особенностями конкретного специалиста, так и с особенностями практической реализации профессиональных программ обучения» при помощи модульных технологий обучения как инновационной составляющей современных педагогических технологий [5, с. 55].

«Основная цель структуризации образовательных дисциплин на модули заключается в разделении дидактического контента предметной области на отдельные тематические единицы в зависимости от решаемых ими педагогических и профессиональных задач, выборе для каждой тематической единицы наиболее эффективных форм и технологий ее изучения, а также согласовании изучения тематических единиц по временным периодам и их объединении в модульных программах для изучения образовательных дисциплин. На этом основании можно считать, что модуль представляет собой интегративную форму разных видов обучения в рамках дидактического контента предметной области той или иной образовательной дисциплины» [6, с. 65].

Основными методами исследования являются анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, в частности государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ; и метод описания собственного опыта, основанный на практике работы факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью обеспечения возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского разрабатывает проекты формирования модульного принципа обучения. В основу современного понимания модульного принципа положена возможность формирования индивидуальной образовательной траектории, которая позволила бы расширить перспективы обучающихся, предоставить им потенциальные возможности приобретения дополнительных квалификаций как универсального, так и узконаправленного характера.

На этапе проектирования инновационного подхода к модульному принципу построения учебных планов разрабатывается технология формирования двух типов модулей. Один модуль может формироваться внутри каждой укрупненной группы специальностей и направлений подготовки как универсальный, второй и третий модули могут строиться внутри одного направления подготовки как возможность формирования индивидуальной траектории – углубленного изучения определенного блока дисциплин.

Как отмечают исследователи, «пределы модуля зависят от включенного в него объема дидактического контента предметной области образовательной дисциплины, а также установленного при его формировании комплекса теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых обучаемым в будущей профессиональной деятельности» [6, с. 65].

Г.С. Худолей и С.Н. Ларин в статье «Структурные характеристики обучающего модуля» подчеркивают мысль о том, что «...в модуле дидактический контент должен быть четко структурирован, а сам модуль – логически завершенным. Это значит, что в модуле как отдельном элементе модульной программы обучения должны быть четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения его дидактического контента, определены получаемые в результате обучения навыки и умения» [6, с. 65].

Такой принцип построения учебного плана предполагает возможность получения дополнительных знаний и как результат – дополнительной квалификации или приобретение определенного объема знаний и умений, позволяющих сформировать дополнительные навыки профессиональной деятельности или расширить содержание профессиональных компетенций.

Факультеты культуры и искусств, которые находятся в структуре классических университетов, как правило, очень отличаются друг от друга по реализуемым образовательным программам, так как наличие таких программ определяется потребностями регионов. Факультет культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского представляет собой серьезную многоплановую структуру, в которой реализуется более 15 специальностей и направлений подготовки.

В рамках поставленной Министерством РФ задачи расширить диапазон возможностей обучающихся факультет культуры и искусств, как и многие образовательные учреждения сегодня, находится в стадии постоянного поиска новых технологий, новых возможностей, новых стратегий обучения. Разработчики образовательных программ и педагоги пытаются найти наиболее эффективные и оптимальные возможности построения образовательного процесса, в том числе потенциально ориентированного на одновременное получение обучающимися нескольких квалификаций и создание возможностей для более гибкой траектории процесса обучения.

Построение образовательных программ и учебных планов, использующих модульный принцип, и ранее внедрялось разработчиками многих образовательных программ факультета. Однако модули строились, как правило, по принципу объединения учебного материала в зависимости от тематики и содержания контента и дидактических единиц. Такие модули не ставили задачи ориентирования на дополнительные профессиональные возможности и, как правило, кроме дисциплин вариативной части, не предполагали получение дополнительных квалификаций и разработку индивидуальных образовательных траекторий.

Факультет культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского занимается в настоящий момент разработкой новых проектов модульного принципа построения учебных планов. В частности, кафедра режиссуры и хореографии предлагает несколько таких модулей. Кафедра реализует обучение по различным направлениям подготовки и специальностям, среди них 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников; 51.03.02 Народная художественная культура, профиль подготовки «Руководство студией кино-, фото-, видеотворчества»; 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, специализация «Режиссер мультимедиа».

В качестве универсального модуля для факультета культуры и искусств разработчиками образовательных программ предложен модуль «Основы креативного предпринимательства» (табл. 1).

Таблица 1

Универсальный модуль

Наименование модуля

Наименование дисциплин, реализуемых в рамках модуля

Основы креативного предпринимательства

Предпринимательство в социально-культурной сфере

Продюсирование в сфере культуры

Основы социокультурного проектирования

 

Факультет культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского реализует образовательный процесс по разноплановым специальностям и направлениям подготовки, которые входят в несколько укрупненных групп специальностей и направлений. Универсальный модуль «Основы креативного предпринимательства» предполагает дополнительные возможности изучения предпринимательства в социально-культурной сфере, основ продюсирования и социокультурного проектирования.

В качестве примера модульного построения учебных планов внутри основной профессиональной образовательной программы можно привести несколько конкретных примеров. В направлении подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников модули предлагается сформировать на основе акцентирования внимания и углубленного изучения двух ведущих составляющих компонентов, необходимых для профессиональной подготовки в области театрализованных представлений: «Современные тенденции развития режиссуры театрализованных представлений и праздников» и «Организационное обеспечение художественно-творческого процесса» (табл. 2).

Таблица 2

Режиссура театрализованных представлений и праздников

Наименование модуля

Наименование дисциплин, реализуемых в рамках модуля

1

Современные тенденции развития режиссуры театрализованных представлений и праздников

Инновационные методы в режиссуре театрализованных представлений и праздников

Современные технологии режиссерского искусства

Режиссура мультимедиа в театрализованных представлениях

2

Организационное обеспечение художественно-творческого процесса в режиссуре театрализованных представлений и праздников

Организационные основы художественно-творческого процесса

PR в деятельности режиссера

Информационное обеспечение и продюсирование массовых зрелищных мероприятий

 

В направлении подготовки 51.03.02 Народная художественная культура, профиль подготовки «Руководство студией кино-, фото-, видеотворчества» модули предлагается сформировать по принципу ориентирования на две стороны профессиональной деятельности по данному направлению подготовки. С одной стороны, в процессе обучения формируются универсальные и профессиональные компетенции в области народной художественной культуры, с другой – приобретаются навыки руководства студией кино-, фото-, видеотворчества. В этом случае есть достаточно много возможностей выстраивания индивидуальной образовательной траектории для обучающихся (табл. 3).

Таблица 3

Профиль «Руководство студией кино-, фото-, видеотворчества»

Наименование модуля

Наименование дисциплин, реализуемых в рамках модуля

1

Основы фотомастерства

Фототворчество

Фотокомпозиция

Фотография и фоторепортаж

2

Основы современной педагогики народного художественного творчества

Педагогика народного художественного творчества

Методика работы с творческим коллективом

Профессиональная этика

 

По специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, специализация «Режиссер мультимедиа» предлагается иной принцип подбора учебных дисциплин в модуль. Специализация предполагает достаточно большое количество возможностей реализации индивидуальной образовательной траектории. В данном проекте предусматривается в одном модуле формирование преимущественно универсальных компетенций, направленных на философские и эстетические составляющие. Во втором модуле акцент переносится на формирование профессиональных компетенций режиссера мультимедиа (табл. 4).

Таблица 4

Режиссура кино и телевидения, специализация «Режиссер мультимедиа»

Наименование модуля

Наименование дисциплин, реализуемых в рамках модуля

1

Современные философские и эстетические тенденции в экранных видах искусств

Философия русской музыки

Музыка в кино и на телевидении

Литературные сюжеты в искусстве

2

Основы режиссуры и технологии создания интерактивных медиа

Режиссура интерактивных медиа

Основы драматургии интерактивных медиа

Мультимедийное сопровождение концертных программ

Выводы. Размышляя о дальнейших перспективах развития системы высшего образования в России и проблемах модернизации образовательных стандартов и образовательных программ, следует отметить, что намечаются тенденции актуализации наиболее значимых достижений. В этом аспекте вопрос реализации модульного принципа построения учебных планов, особенно по направлениям подготовки в сфере культуры и искусств, – один из наиболее актуальных. Сфера культуры и искусств представляет собой очень широкую область применения полученных знаний и сформированных компетенций, и возможность получения обучающимися нескольких квалификаций в образовательном процессе может стать достаточно востребованной в профессиональном сообществе.