Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОГО ПРИНЦИПА ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Быкова Н.И. 1
1 ФГБОУ «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
Современная система высшего образования переживает сложный и многоступенчатый этап переосмысления достигнутых результатов, постановки новых задач, поиска путей кардинально иных подходов и актуализации имеющихся положений. Одним из самых значимых компонентов, регламентирующих модернизацию образовательных стандартов и образовательных программ, является законодательная база. Федеральный закон от 26.05.2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”» в настоящее время становится основой научных мыслей и практических шагов в направлении корректировки процесса реализации основных профессиональных образовательных программ. В этом отношении актуально проанализировать различные проекты, предлагающие возможности модульного принципа построения учебных планов, ориентированных на индивидуальную образовательную траекторию. Автором используется метод описания собственного опыта, основанный на практике работы факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. В качестве материала для анализа предложено несколько модулей по трем направлениям подготовки и специальностям: 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников, профиль подготовки «Театрализованные представления и праздники»; 51.03.02 Народная художественная культура, профиль подготовки «Руководство студией кино-, фото-, видеотворчества»; 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, специализация «Режиссер мультимедиа».
образовательный процесс
учебный план
модульный принцип
индивидуальная образовательная траектория
факультет культуры и искусств
1. Евстропов Д.А., Кондаков А.В., Проничев Д.В. Структура модульной образовательной программы, ее пример и этапы внедрения // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/88PDMN119.pdf (дата обращения: 21.11.2021).
2. О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 26.05.2021 г. № 144-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384894/ (дата обращения: 05.12.2021).
3. Быкова Н.И. К вопросу об индикаторах достижения компетенций для УГСН 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты» // Современное образование. 2021. № 3. С. 21 33. DOI: 10.25136/2409-8736.2021.3.34541.
4. Бондарева О.А. Нормативно-правовая база и методическое обеспечение формирования профессиональных компетенций бакалавра в условиях реализации ФГОС // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 299 303.
5. Худолей Г.С., Стебеняева Т.В. Модульные технологии обучения как инновационные составляющие современных педагогических технологий // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 2-4 (44). С. 53 56.
6. Худолей Г.С., Ларин С.Н. Структурные характеристики обучающего модуля // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 3-1 (57). С. 64-66.

Современные научные деятели в области развития система высшего образования в России активно обсуждают различные процессы, связанные с механизмами реализации образовательных стандартов на более высоком качественном уровне. Научные дискуссии затрагивают многие актуальные вопросы, в том числе вопрос модульного принципа построения учебных планов.

«В современных условиях, в сфере высшего образования, все большую популярность набирает система образовательных программ обучения с равными возможностями для обучающихся. Наиболее подходящей организацией учебного процесса для этого… становится модульная система обучения, основанная на формировании компетенций» [1].

Вопрос об использовании модулей в образовательном процессе обсуждается много лет, при этом под понятиями «модуль» и «модульная система обучения» порой понимаются различные процессы и аспекты.

Актуализация интереса к вопросам модульного принципа построения учебных планов вызвана принятием Федерального закона от 26.05.2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”». Данный Закон знакомит нас с изменениями и дополнениями, регламентирующими образовательную деятельность в Российской Федерации. В частности, в рамках рассматриваемого вопроса важным представляется дополнение к п. 8 ст. 12. Федеральный закон дополнен п. 8.1. в следующей редакции: «Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций» [2, с. 2–3].

Намечающиеся тенденции приводят к тому, что и на уровне законодательной базы, и на уровне федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования прослеживается следующая динамика развития: «...от желания запрограммировать как можно большее количество формируемых компетенций до их минимального уменьшения и стремления определить уровни и качество сформированных компетенций. То есть намечается процесс ориентирования, в первую очередь, на результат» [3]. Именно ориентирование на результат процесса обучения и предполагает предоставление возможностей получения нескольких квалификаций.

Цель исследования. Предусмотренная данным Федеральным законом возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций вызвала в системе высшего образования поиск путей реализации обозначенной тенденции. В этом контексте модульный принцип реализации образовательных программ, предусматривающий возможность освоения как программы в целом, так и ее отдельных модулей, позволяет стать инструментом реализации возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций и в то же время быть инструментом, обеспечивающим построение индивидуальных образовательных траекторий.

В настоящий момент важнейшей целью и научной мысли, и педагогической практики становится поиск оптимальных путей реального воплощения в образовательном процессе возможностей изучения и внедрения как разнонаправленных, так и дополняющих друг друга модулей.

Материал и методы исследования. На этапе принятия ФГОС ВПО начинает активно обсуждаться вопрос о модулях в системе образования. О.А. Бондарева в 2012 г. подчеркивала мысль о том, что «образовательные программы, нацеленные на формирование компетенций, имеют модульную структуру и представляют собой не просто перечни теоретических дисциплин и практических курсов, но сопоставимые по объему (трудозатратам студентов на их освоение) группы модулей. По определению, данному в ФГОС ВПО нового поколения, модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения, то есть отвечающая за выработку той или иной компетенции или группы компетенций» [4, с. 301].

Отношение к пониманию и трактовке модуля меняется на протяжении последних лет. Изменения, которые внесены в этот ФЗ, предполагают, что несколько модулей могут реализовываться в рамках одного направления подготовки или в рамках совершенно другого направления подготовки. Следовательно, в рамках формирования индивидуальной образовательной траектории возможно изучение дополнительного профессионального модуля, который может выбрать студент.

Акцент переносится на индивидуальную образовательную траекторию. Г.С. Худолей и Т.В. Стебеняева в статье «Модульные технологии обучения как инновационные составляющие современных педагогических технологий» акцентируют внимание исследователей как раз на развитии индивидуальной образовательной траектории. «Продвижение специалиста по индивидуальной образовательной траектории – это трудный эволюционный процесс, заключающийся в постепенной выработке тех или иных навыков, необходимых ему в дальнейшей трудовой деятельности. Он связан как с личностными особенностями конкретного специалиста, так и с особенностями практической реализации профессиональных программ обучения» при помощи модульных технологий обучения как инновационной составляющей современных педагогических технологий [5, с. 55].

«Основная цель структуризации образовательных дисциплин на модули заключается в разделении дидактического контента предметной области на отдельные тематические единицы в зависимости от решаемых ими педагогических и профессиональных задач, выборе для каждой тематической единицы наиболее эффективных форм и технологий ее изучения, а также согласовании изучения тематических единиц по временным периодам и их объединении в модульных программах для изучения образовательных дисциплин. На этом основании можно считать, что модуль представляет собой интегративную форму разных видов обучения в рамках дидактического контента предметной области той или иной образовательной дисциплины» [6, с. 65].

Основными методами исследования являются анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, в частности государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ; и метод описания собственного опыта, основанный на практике работы факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью обеспечения возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского разрабатывает проекты формирования модульного принципа обучения. В основу современного понимания модульного принципа положена возможность формирования индивидуальной образовательной траектории, которая позволила бы расширить перспективы обучающихся, предоставить им потенциальные возможности приобретения дополнительных квалификаций как универсального, так и узконаправленного характера.

На этапе проектирования инновационного подхода к модульному принципу построения учебных планов разрабатывается технология формирования двух типов модулей. Один модуль может формироваться внутри каждой укрупненной группы специальностей и направлений подготовки как универсальный, второй и третий модули могут строиться внутри одного направления подготовки как возможность формирования индивидуальной траектории – углубленного изучения определенного блока дисциплин.

Как отмечают исследователи, «пределы модуля зависят от включенного в него объема дидактического контента предметной области образовательной дисциплины, а также установленного при его формировании комплекса теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых обучаемым в будущей профессиональной деятельности» [6, с. 65].

Г.С. Худолей и С.Н. Ларин в статье «Структурные характеристики обучающего модуля» подчеркивают мысль о том, что «...в модуле дидактический контент должен быть четко структурирован, а сам модуль – логически завершенным. Это значит, что в модуле как отдельном элементе модульной программы обучения должны быть четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения его дидактического контента, определены получаемые в результате обучения навыки и умения» [6, с. 65].

Такой принцип построения учебного плана предполагает возможность получения дополнительных знаний и как результат – дополнительной квалификации или приобретение определенного объема знаний и умений, позволяющих сформировать дополнительные навыки профессиональной деятельности или расширить содержание профессиональных компетенций.

Факультеты культуры и искусств, которые находятся в структуре классических университетов, как правило, очень отличаются друг от друга по реализуемым образовательным программам, так как наличие таких программ определяется потребностями регионов. Факультет культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского представляет собой серьезную многоплановую структуру, в которой реализуется более 15 специальностей и направлений подготовки.

В рамках поставленной Министерством РФ задачи расширить диапазон возможностей обучающихся факультет культуры и искусств, как и многие образовательные учреждения сегодня, находится в стадии постоянного поиска новых технологий, новых возможностей, новых стратегий обучения. Разработчики образовательных программ и педагоги пытаются найти наиболее эффективные и оптимальные возможности построения образовательного процесса, в том числе потенциально ориентированного на одновременное получение обучающимися нескольких квалификаций и создание возможностей для более гибкой траектории процесса обучения.

Построение образовательных программ и учебных планов, использующих модульный принцип, и ранее внедрялось разработчиками многих образовательных программ факультета. Однако модули строились, как правило, по принципу объединения учебного материала в зависимости от тематики и содержания контента и дидактических единиц. Такие модули не ставили задачи ориентирования на дополнительные профессиональные возможности и, как правило, кроме дисциплин вариативной части, не предполагали получение дополнительных квалификаций и разработку индивидуальных образовательных траекторий.

Факультет культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского занимается в настоящий момент разработкой новых проектов модульного принципа построения учебных планов. В частности, кафедра режиссуры и хореографии предлагает несколько таких модулей. Кафедра реализует обучение по различным направлениям подготовки и специальностям, среди них 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников; 51.03.02 Народная художественная культура, профиль подготовки «Руководство студией кино-, фото-, видеотворчества»; 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, специализация «Режиссер мультимедиа».

В качестве универсального модуля для факультета культуры и искусств разработчиками образовательных программ предложен модуль «Основы креативного предпринимательства» (табл. 1).

Таблица 1

Универсальный модуль

Наименование модуля

Наименование дисциплин, реализуемых в рамках модуля

Основы креативного предпринимательства

Предпринимательство в социально-культурной сфере

Продюсирование в сфере культуры

Основы социокультурного проектирования

 

Факультет культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского реализует образовательный процесс по разноплановым специальностям и направлениям подготовки, которые входят в несколько укрупненных групп специальностей и направлений. Универсальный модуль «Основы креативного предпринимательства» предполагает дополнительные возможности изучения предпринимательства в социально-культурной сфере, основ продюсирования и социокультурного проектирования.

В качестве примера модульного построения учебных планов внутри основной профессиональной образовательной программы можно привести несколько конкретных примеров. В направлении подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников модули предлагается сформировать на основе акцентирования внимания и углубленного изучения двух ведущих составляющих компонентов, необходимых для профессиональной подготовки в области театрализованных представлений: «Современные тенденции развития режиссуры театрализованных представлений и праздников» и «Организационное обеспечение художественно-творческого процесса» (табл. 2).

Таблица 2

Режиссура театрализованных представлений и праздников

Наименование модуля

Наименование дисциплин, реализуемых в рамках модуля

1

Современные тенденции развития режиссуры театрализованных представлений и праздников

Инновационные методы в режиссуре театрализованных представлений и праздников

Современные технологии режиссерского искусства

Режиссура мультимедиа в театрализованных представлениях

2

Организационное обеспечение художественно-творческого процесса в режиссуре театрализованных представлений и праздников

Организационные основы художественно-творческого процесса

PR в деятельности режиссера

Информационное обеспечение и продюсирование массовых зрелищных мероприятий

 

В направлении подготовки 51.03.02 Народная художественная культура, профиль подготовки «Руководство студией кино-, фото-, видеотворчества» модули предлагается сформировать по принципу ориентирования на две стороны профессиональной деятельности по данному направлению подготовки. С одной стороны, в процессе обучения формируются универсальные и профессиональные компетенции в области народной художественной культуры, с другой – приобретаются навыки руководства студией кино-, фото-, видеотворчества. В этом случае есть достаточно много возможностей выстраивания индивидуальной образовательной траектории для обучающихся (табл. 3).

Таблица 3

Профиль «Руководство студией кино-, фото-, видеотворчества»

Наименование модуля

Наименование дисциплин, реализуемых в рамках модуля

1

Основы фотомастерства

Фототворчество

Фотокомпозиция

Фотография и фоторепортаж

2

Основы современной педагогики народного художественного творчества

Педагогика народного художественного творчества

Методика работы с творческим коллективом

Профессиональная этика

 

По специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, специализация «Режиссер мультимедиа» предлагается иной принцип подбора учебных дисциплин в модуль. Специализация предполагает достаточно большое количество возможностей реализации индивидуальной образовательной траектории. В данном проекте предусматривается в одном модуле формирование преимущественно универсальных компетенций, направленных на философские и эстетические составляющие. Во втором модуле акцент переносится на формирование профессиональных компетенций режиссера мультимедиа (табл. 4).

Таблица 4

Режиссура кино и телевидения, специализация «Режиссер мультимедиа»

Наименование модуля

Наименование дисциплин, реализуемых в рамках модуля

1

Современные философские и эстетические тенденции в экранных видах искусств

Философия русской музыки

Музыка в кино и на телевидении

Литературные сюжеты в искусстве

2

Основы режиссуры и технологии создания интерактивных медиа

Режиссура интерактивных медиа

Основы драматургии интерактивных медиа

Мультимедийное сопровождение концертных программ

Выводы. Размышляя о дальнейших перспективах развития системы высшего образования в России и проблемах модернизации образовательных стандартов и образовательных программ, следует отметить, что намечаются тенденции актуализации наиболее значимых достижений. В этом аспекте вопрос реализации модульного принципа построения учебных планов, особенно по направлениям подготовки в сфере культуры и искусств, – один из наиболее актуальных. Сфера культуры и искусств представляет собой очень широкую область применения полученных знаний и сформированных компетенций, и возможность получения обучающимися нескольких квалификаций в образовательном процессе может стать достаточно востребованной в профессиональном сообществе.


Библиографическая ссылка

Быкова Н.И. К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОГО ПРИНЦИПА ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31348 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674