Научно-технический прогресс, непрерывно и стремительно трансформирующий все сферы общественной и частной жизни в современном мире, имеет и свою оборотную сторону: сделав существование значительной части населения земного шара более удобной и комфортной, инженерная мысль и технологии способствовали смещению акцентов от физического труда к умственному, что коренным образом реорганизовало весь уклад человеческой жизни. Одним из последствий подобной реорганизации жизнедеятельности стала гиподинамия ‑ резкое снижение физической активности, наблюдающееся в текущем тысячелетии в глобальных масштабах [1] независимо от уровня экономического развития конкретного государства [2, 3]. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), свыше 60% населения нашей планеты не достигают минимального уровня физической активности [4, 5], который составляет для людей трудоспособного возраста (18‑64 лет) независимо от гендерной принадлежности 60‑75 мин интенсивной физической нагрузки в неделю или 150 мин умеренной физической нагрузки за аналогичный временной интервал [6, 7]. Результаты опросов показывают, что основные причины «physical education lessons absence» (игнорирования занятий по физической культуре) можно объединить в три основные группы: 1) связанные с культурными традициями семьи; 2) связанные с личностными особенностями конкретных студентов (нехватка времени, занятия в спортивных секциях за пределами учебного заведения) [5]; 3) обусловленные непосредственно ситуацией в конкретном учебном заведении (профессиональная подготовка преподавателей, условия для проведения занятий и пр.) [8]. Парадоксальность ситуации заключается в том, что «c одной стороны, признается необходимость формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, с другой ‑ отсутствует научно-методическое обеспечение подготовки в образовательной деятельности вуза» [1, с. 130].
Целью настоящей работы являлся анализ причин пониженного интереса обучающихся колледжа (на примере колледжа Уральского государственного экономического университета) к посещению занятий по физической культуре, входящей в перечень обязательных для изучения дисциплин в системе среднего профессионального образования.
Реализация цели была связана с решением следующих задач:
1) выяснение отношения студентов к физической культуре и спорту в целом;
2) исследование отношения студентов к посещению обязательных занятий по физической культуре;
3) изучение причин игнорирования студентами занятий по физкультуре в колледже;
4) оценка общей физической активности обучающихся в течение недели.
Материал и методы исследования. Исследование осуществлялось на базе колледжа Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург) в январе ‑ феврале 2021 г. и представляло собой анонимное анкетирование, проведенное среди студентов 1‑3-х курсов очной формы обучения. Опрашиваемым предлагалось ответить на вопросы об отношении к занятиям спортом вообще и применительно к физической культуре в конкретном учебном заведении, о том, насколько часто они посещают занятия по данной дисциплине в рамках выполнения учебной программы, и о причинах отсутствия на занятиях. Вопросы анкетирования носили закрытый характер ‑ к каждому предлагалось несколько вариантов ответов. Всего в опросе приняли участие 653 человека, из которых 143 были студентами 1-го курса (средний возраст составлял 16,7 года), 264 ‑ студентами 2-го курса (средний возраст ‑ 17,9 года) и 246 ‑ студентами 3-го курса (средний возраст которых составлял 18,8 года), выборка была достаточно репрезентативной для конкретного учебного заведения и позволяла оценить исследуемый показатель в динамике.
Кроме того, была проведена оценка средней еженедельной физической активности респондентов с использованием сокращенной версии стандартизированного международного опросника по физической активности ‑ International Physical Activity Questionnaire (IPAQ), разработанного группой экспертов Всемирной организации здравоохранения [9, 10]. Согласно данному опроснику, физическую активность (ФА) в зависимости от степени энергетических затрат можно классифицировать следующим образом:
‑ нулевая ФА ‑ состояние полного покоя;
‑ низкая ФА ‑ выполнение несложной работы по дому или медленная ходьба, не сопровождающаяся учащением сердцебиения;
‑ умеренная ФА ‑ быстрая ходьба, езда на велосипеде или самокате, танцы, подъем по лестнице пешком и пр.;
‑ высокая ФА ‑ бег, плавание, спортивные игры и др.
Для сопоставления и суммирования различных видов ФА использовался показатель МЕТ (метаболический эквивалент) ‑ отношение энергопотребления при любом виде физической активности к энергопотреблению в покое; стандартизированная единица МЕТ соответствует потреблению 3,5 мл молекулярного кислорода в 1 минуту в пересчете на 1 кг массы тела [11, 12]. Обработка результатов исследования производилась по стандартной методике с оценкой средних арифметических значений и среднеквадратических отклонений каждого из показателей по всем выборкам (в качестве которых фигурировал опрашиваемый контингент каждого из курсов), на основании t-критерия оценивалась достоверность различий между выборками.
Результаты исследования и их обсуждение. Как следует из данных опроса, посещаемость студентами колледжа, не имеющими ограничений по состоянию здоровья, занятий по физической культуре является чрезвычайно низкой, причем значения этих показателей имеют тенденцию к постепенному ухудшению от 1-го курса к 3-му курсу. Если среди первокурсников число тех, кто старается регулярно посещать занятия по физической культуре, составляет 15,6% (что уже является тревожным симптомом), то к выпускному курсу данный показатель снижается практически в 3,2 раза (р<0,01). Подобное отношение к общеобразовательным дисциплинам, нацеленным на формирование исключительно общекультурных компетенций, к сожалению, предсказуемо. Тот факт, что большинство студентов всех курсов пропускают от 25% до 50% всех занятий в физкультурно-оздоровительном комплексе университета, невзирая на благоприятные условия для раскрытия спортивного потенциала и любительских тренировок, может свидетельствовать о серьезном кризисе в области преподавания подобного предмета, затрагивающем не только конкретное учебное заведение, но и российскую систему среднего профессионального образования в целом. Очевидно, что нарушена система внутренней мотивации обучающихся к посещению занятий физической культурой, а исключительно внешняя мотивация, опирающаяся на существующую систему оценок за выполнение определенных нормативов из учебной программы и балльно-рейтинговую систему, не справляется с задачей включения максимально возможного количества представителей молодого поколения в число людей, заботящихся о своем здоровье и надлежащей физической форме. Как свидетельствуют результаты опроса, состояние здоровья занимает последнее место по значимости в общем перечне причин для игнорирования занятий, причем никакой корреляции с возрастом (курсом обучения) выявлено не было: достоверных различий между ответами студентов 1-го и 3-го курса не наблюдалось. В то же время по таким показателям, как «нехватка времени для посещения занятий» и «неудобно организованное расписание», были зафиксированы достоверные различия (р<0,05) между первокурсниками и студентами последнего года обучения, причем, если значение первого показателя в глазах обучающихся возрастало, то второго, напротив, снижалось. Очевидно, что ограниченность времени у третьекурсников во многом обусловлена необходимостью совмещать образовательный процесс с работой, что проблематично при очной форме обучения, в то время как у самых младших студентов, как правило, подобная проблема еще не возникает. На рисунках 1 и 2 представлены результаты опроса обучающихся по поводу отношения последних к дисциплине «Физическая культура» (рис. 1) и занятиям спортом как таковым (рис. 2). Как мы видим, отношение к занятиям спортом в целом, в том числе и за пределами учебного заведения, оценивается опрашиваемым контингентом с гораздо большей вариацией мнений: при по-прежнему преобладающем нейтральном отношении число лиц, позитивно оценивающих спортивную составляющую своей жизни, более чем в 9 раз больше число тех, кто относится к занятиям спортом отрицательно. Таким образом, можно предположить, что спорт в целом не вызывает у большинства обучающихся негативных эмоций, а игнорирование физической культуры в учебном процессе не является однозначным показателем низкой физической активности обучаемого контингента.
Рис. 1. Отношение студентов колледжа к учебной дисциплине «Физическая культура»
Рис. 2. Отношение студентов колледжа к занятиям спортом
При опросе учитывалось среднее время суточной и недельной физической активности, затрачиваемое на выполнение того или иного вида деятельности (ходьбы пешком, езды на велосипеде, занятий любительским спортом и пр.). Представленные данные можно интерпретировать таким образом, что по мере взросления студентов происходит снижение ФА, что согласуется с литературными данными [12, 13], причем происходит не только статистически значимое уменьшение ФА от 1-го к 3-му курсу, но и изменяется сама структура этого показателя: если у самых юных участников опроса преобладает умеренная ФА, включая длительную ходьбу пешком, езду на велосипеде или самокате и иное, то для выпускников доминирующей становится низкая ФА, в то время как значение в их жизни умеренной и тем более высокой ФА постепенно снижается. Следует помнить, что именно два последних вида ФА рассматриваются ВОЗ как наиболее значимые для поддержания оптимальной физической формы и здоровья.
Таблица 1
Интерпретация общей физической активности МЕТ у студентов колледжа в соответствии с IPAQ
Физическая активность (по данным опроса) МЕТ |
1-й курс |
2-й курс |
3-й курс |
Р между |
||
1‑2 |
1‑3 |
2‑3 |
||||
Низкая (мин/нед.) |
1127,49±32,72 |
1386,42±42,31 |
1418,63±24,64 |
* |
* |
‑ |
Умеренная (мин/нед.) |
1686,44±60,42 |
1454,32±54,23 |
1327,37±51,81 |
* |
* |
‑ |
Высокая (мин/нед.) |
1336,74±41,22 |
1086,28±22,32 |
925,38±18,57 |
* |
* |
‑ |
Общая физическая активность (мин/нед.) |
4150,67±92,18 |
3927,02±95,35 |
3671,38±91,71 |
− |
* |
‑ |
Примечание: ± ‑ среднеквадратичное отклонение данных; * ‑ статистически достоверное различие между выборками р<0,05; ** ‑ р< 0,01.
Результаты настоящего исследования показывают, что общая ФА обучающихся колледжа Уральского государственного экономического университета постепенно снижается от 1-го курса к 3-му курсу, при этом в структуре этого показателя уменьшается роль высокой и умеренной ФА, а роль низкой ФА, напротив, возрастает. Однако уже на 1-м курсе только 14,2% обучающихся пропускают менее 25% занятий в течение года, в то время как 22,7% пропускают до 75% всех занятий, т.е. не выполняют основную часть учебной программы. Подобные результаты опроса, подтверждаемые записями в электронных журналах посещаемости, контрастируют с аналогичными данными для студентов бакалавриата по физической культуре [3] и посещаемостью занятий по другим общеобразовательным дисциплинам этими же студентами колледжа. При этом достоверных различий между ответами студентов разных курсов по поводу отношения к спорту в целом и физической культуре на занятиях выявлено не было, но наблюдались серьезные расхождения (р<0,05) в отношении той и другой темы опроса. Таким образом, можно заключить, что отношение к спорту в целом (что может подразумевать как восприятие спортивных состязаний в качестве зрителя, так и занятия последним для собственного удовольствия во внеучебное время) у обучающихся гораздо более позитивно, нежели отношение к учебной дисциплине в колледже, что, на первый взгляд, подтверждает тезис о стремлении студенческой молодежи к здоровому образу жизни, но не соответствует приведенным выше данным о низкой ФА значительной части респондентов, т.е. выявляется явное расхождение декларации и реальной деятельности. Кроме того, установлено, что негативное и условно негативное отношение к физической культуре в учебной программе высказывают не более 16% обучающихся 1-го курса, но при этом, как уже отмечалось выше, большинство из них в большей или меньшей степени игнорируют учебные занятия по данному предмету.
Заключение. Проведенное исследование показало, что на фоне существенной девальвации восприятия учебных занятий по физической культуре происходит и общее снижение физической активности студенческой молодежи, усиливающееся по мере взросления обучаемого контингента, что вызывает справедливую тревогу. В сложившейся ситуации необходимо обратить внимание не только на пропаганду здорового образа жизни, одним из компонентов которого является умеренная и высокая физическая активность, но и на реорганизацию образовательного процесса таким образом, чтобы максимально мотивировать студентов к полноценному выполнению учебной программы и вовлекать последних в занятия спортом вне расписания. Поскольку данное исследование продемонстрировало, что в среднем только 10% опрашиваемого контингента занимаются любительским спортом вне учебной программы, то преподавателям физической культуры университета следует уделить большее внимание привлечению студентов колледжа к занятиям в спортивных секциях на базе спортивного комплекса учебного заведения, предоставляющего возможности для реализации потребностей в дополнительной спортивной нагрузке.