Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE INFLUENCE OF SOCIALIZATION TECHNOLOGY ON THE LEVEL OF RECREATION OF THE GAME EXPERIENCE OF PRESCHOOL CHILDREN

Serykh L.V. 1 Bogacheva E.A. 1 Voloshina L.N. 2 Buchek A.A. 1
1 Regional State Autonomous Educational Institution of Supplementary Professional Education «Belgorod Institute of Education Development»
2 Federal State Autonomous Educational Institutional of Higher Education "Belgorod National Research University"
Recreating and developing the gaming experience of older preschool children is a condition for their positive socialization. The relevance of the study is due to the need to comprehend the potential of the technology of socialization of preschool children in enriching the gaming experience. The use of socialization technology in the educational process in kindergartens contributes to the complex impact on the child, the development of his physical, social, communicative and personal potentials and, in general, allows the child to successfully recreate his gaming experience. The purpose of our research at this stage was to identify the influence of the technology of socialization of children 5-7 years of age in motor and gaming activities on the level of recreation of gaming experience. Analysis of the results of the study showed that in the process of implementing the technology of socialization of preschool children, 95% of the children who participated in the experiment successfully use the gaming experience in and show an optimal and sufficient level of its recreation. The results of the experimental group significantly (p≤0.05) exceeded the results of the control group in all the studied criteria and indicators. Data on the positive impact of the technology of socialization of preschool children on the formation of social values, successful adaptation and self-realization of the child in play activities, increased independence and activity of children were obtained in the study. Children's orientation to social norms of behavior in communication with peers has increased by 43%, the range of games, game tasks and exercises in the process of motor-game interaction has expanded.
preschool children
gaming experience
socialization technology
levels of recreation

Разрушение игрового пространства детства – одна из актуальных проблем современного дошкольного образования. Психологическая зависимость от теле- и компьютерного экрана отчуждает детей и взрослых, разрушает сферу «живого» общения, ограничивает сферу совместной деятельности. Эти факты отмечаются в ряде отечественных и зарубежных исследований [1–3]. Ю.В. Батенова, Г.Г. Горелова констатируют, что 60% дошкольников в возрасте 6–7 лет не только играют в компьютерные игры, но и имеют в своем распоряжении личные гаджеты (смартфоны, планшеты) и технические устройства родителей [1]. В исследовании Н.В. Кочеткова отмечаются как эффекты использования компьютерных игр (развитие практического мышления, повышение эффективности перцептивных действий), так и их негативное влияние на ребенка-дошкольника (потеря внешнеречевого этапа формирования умственных действий, обследование предмета без поддержки руки) [2]. По мнению известного отечественного психолога Д.И. Фельдштейна, нынешнее поколение детей обладает многими новыми способностями, однако за последнее десятилетие снизились их энергичность (физическая и интеллектуальная), активность и желание сотрудничать со сверстниками и взрослыми [4].

Мы полагаем, что на развитие детской инициативы и активности оказывают отрицательное влияние современные тенденции создания полностью укомплектованной разными игровыми комплектами предметно-развивающей среды, нацеленной на длительное «усаживание» ребенка. Новые игровые практики не создают предпосылок к развитию творчества, фантазии, разрушают межпоколенные связи.

Как показали наши беседы с детьми, круг их представлений о подвижных играх весьма ограничен. А когда-то наши городские и сельские дворы отличались шумными, играющими в «казаков-разбойников», прыгающими со скакалками, осваивающими «классики» и «выбивного» детскими сообществами. Одной из причин разрушения игрового пространства детства является отсутствие у детей игрового опыта.

Для того чтобы стать полноценным членом общества, ребенку необходимо приобрести социальный опыт. Как отмечают специалисты [5], для успешной социализации ребенка, формирования его игрового опыта в двигательной деятельности необходимо применять разнообразный спектр универсальных средств, выбор которых определяется требованиями современного общества, социального слоя и возраста. В качестве таких средств нами избрана технология социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных организаций № 17, 42, г. Белгорода, № 15 поселка Разумное Белгородского района Белгородской области. В исследовании приняли участие 120 детей старшего дошкольного возраста.

Целью нашего исследования на данном этапе стало выявление влияния технологии социализации детей 5–7 лет в двигательно-игровой деятельности на уровень воссоздания игрового опыта.

Материал и методы исследования. Теоретические: анализ, синтез, обобщение; эмпирические: наблюдение и оценка самостоятельной двигательной деятельности детей (по В.А. Шишкиной, М.Н. Дедулевич), диагностическая методика «Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения» (по Г.А. Урунтаевой), методика определения уровня взаимодействия в игровых ситуациях (по Л.Н. Волошиной); методы математической статистики: t-критерий Вилкоксона.

Результаты исследования и их обсуждение

Технология социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности ориентирована на создание психолого-педагогических условий адаптации и самореализации ребенка в двигательно-игровой деятельности, способствующих повышению самостоятельности и активности детей.

Содержание технологии базируется на таких средствах, как игровые задания и упражнения, подвижные и спортивные игры, ситуации выбора, проблемно-поисковые ситуации, добровольческие акции, направленные на формирование у детей позитивного поведения и общения.

Эти средства обеспечивали интеграцию игровой, познавательной, коммуникативной, двигательной деятельности дошкольников, разновозрастное взаимодействие детей в двигательно-игровой деятельности.

Безусловно, важно было осуществить отбор средств развития культуры поведения в условиях коллективного взаимодействия. Методы педагогической поддержки реализовывались в заданиях и упражнениях в игровой форме, играх-драматизациях, поручениях. Были использованы показ образцов, примеры, создание ситуации успеха, демонстрация достигнутых умений родителям. Развернутая характеристика технологии представлена в учебно-методическом пособии [6].

Алгоритм реализации технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности включает четыре взаимосвязанных модуля.

В первом модуле «Организация двигательно-игровой деятельности дошкольников в режиме дня» решаются задачи, связанные с обогащением двигательно-игрового опыта детей подвижными играми на основе дидактических и сюжетно-ролевых игр. С целью формирования оптимальных взаимоотношений со сверстниками и младшими дошкольниками используются подвижные и спортивные игры. Все формы двигательной активности можно реализовать в любое время дня: во время утреннего приема детей, на прогулках в первой и во второй половине дня, в свободное время.

Второй модуль «Двигательно-игровая деятельность в организованном образовательном процессе» направлен на физическое развитие и воспитание дошкольников на физкультурных занятиях. Интеграция двигательной, игровой, коммуникативной, познавательной деятельности на занятиях способствует развитию у дошкольников двигательной активности и физических качеств, воспитанию доброжелательного отношения и общения у сверстников, формированию социальных норм поведения. Отметим, что в Белгородской области 64% дошкольных образовательных организаций используют в образовательном процессе парциальную программу физического развития дошкольников «Выходи играть во двор» [7], разработанную на основе игровых программ и технологий. Такие модули программы, как «Любимые игры бабушек и дедушек», «Городки – игра народная», «Шишки, желуди, каштаны», «Игры родного края», «Летающий воланчик», «Прыгалки, скакалки», направлены на проявление ребенком самостоятельности и инициативности в индивидуальных и коллективных подвижных играх, соблюдение правил в игре, проявление ребенком волевых усилий в достижении результата и формирование социальных норм поведения в период игры. В ходе бесед с педагогами дошкольных образовательных организаций отмечалось, что использование такого игрового взаимодействия способствует повышению уровня воссоздания игрового опыта дошкольников.

Задачи третьего модуля «Организация самостоятельной двигательно-игровой деятельности детей» включают осознание ребенком себя как субъекта деятельности по накоплению социального и игрового опыта, развитие инициативы, поиск способов разновозрастного игрового взаимодействия. Используются разнообразные формы (подвижные и народные игры, игровые упражнения с мячами, обручами, скакалками, резинками) во время утреннего приема, между занятиями, на прогулках и во второй половине дня.

В настоящее время в дошкольном образовании получили широкое распространение культурные практики как эффективный путь социализации и гибкой индивидуализации дошкольников в образовательном пространстве детского сада [8]. Наши исследования показывают, что игровой опыт и нормы социального поведения закрепляются в практиках повседневного взаимодействия детей в двигательно-игровой деятельности. Ребенок, включенный в игровые культурные практики, проявляет личную инициативу, осмысливает двигательно-игровой опыт, который накапливается во время взаимодействия со сверстниками и младшими детьми. В культурных практиках «Мы хоккеисты», «Для зимы привычны санки», «Как мы “брызгалку” нашли» дети действуют активно, уверенно, свободно, высказывают свое мнение, дают оценку ситуации или результатам игры. Разнообразный выбор культурных практик, непосредственно связанных с двигательно-игровой деятельностью, направлен на обогащение двигательно-игрового опыта, добрых чувств и радостных эмоций, формирование самостоятельного поведения, в целом на социализацию дошкольников.

Четвертый модуль «Взаимодействие с семьями воспитанников в организации двигательно-игровой деятельности» направлен на формирование педагогической компетенции родителей в сфере социализации дошкольников посредством двигательно-игровой деятельности, развитие взаимодействия с семьями воспитанников, проведение спортивных, подвижных и народных игр во время активного отдыха членов семьи. Использование проектов, квестов, развлечений, игр-путешествий выходного дня позволяет вовлечь несколько поколений семьи воспитанников в разновозрастное взаимодействие, способствует передаче двигательного и игрового опыта от старших к младшим, установлению прочных межпоколенных связей.

Использование модульного принципа позволяет строить образовательный процесс на основе интеграции разнообразных видов деятельности дошкольников, различных форм работы, направленных на конструктивное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса; обеспечивает качество содержательного и процессуального компонентов модели; способствует эффективности освоения технологии социализации педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации.

Технология реализовывалась в экспериментальных группах детей (120 детей старшего дошкольного возраста) в течение 10 месяцев: с сентября 2020 г. по июнь 2021 г. В каждом детском саду методом рандомизации были сформированы контрольные и экспериментальные группы. Диагностическая модель исследования представлена нами в ранее опубликованных работах [6].

Обратимся к сравнительному анализу полученных результатов по воссозданию игрового опыта дошкольников в экспериментальных и контрольных группах. В экспериментальной группе его оптимальный уровень возрос на 26,67%, допустимый уровень увеличился на 15%, недостаточный уменьшился на 41,67%. Проверка полученных результатов по t-критерию Вилкоксона свидетельствует о достоверности прироста показателей в экспериментальной группе по окончании опытно-экспериментальной работы.

В контрольной группе также произошли позитивные сдвиги. Возросло число детей, имеющих оптимальный уровень социализации, на 6,7%, допустимый уровень – на 6,67%, недостаточный уровень снизился на 13,33%. Однако результаты экспериментальной группы достоверно (p≤0,05) превзошли результаты контрольной группы по всем исследуемым критериям и показателям.

Уровни воспроизведения игрового опыта дошкольников в экспериментальной и контрольной группах представлены на рисунке 1.

Рис.1. Сравнение результатов исследования уровня воссоздания игрового опыта дошкольников экспериментальной и контрольной групп

Таким образом, 95% детей экспериментальных групп демонстрируют допустимый уровень воссоздания игрового опыта. В ходе свободной самостоятельной деятельности дошкольники активно взаимодействовали с другими детьми, объединяясь в микрогруппы в играх с мячом. В основном отмечено адекватное понимание смысла ситуаций взаимодействия. Эмоциональное состояние участников было позитивное, дети в основном были ориентированы на выполнение правил поведения в двигательной деятельности и игровом взаимодействии со сверстниками. Они показывали свои умения придерживаться социальных норм поведения, понимали и соблюдали правила игры

Достаточно осмысленно дошкольники выполняли движения, использовали разнообразные предметы (мячи, обручи, скакалки). У 40% дошкольников движения достаточно точные, отличаются уверенностью выполнения. В целом можно отметить, что дошкольники экспериментальных групп освоили культурные нормы социального поведения в соответствии с возрастными возможностями, активно проявляют их в двигательной деятельности, соотносят их с игровыми ситуациями.

Однако 55% детей из экспериментальных групп не способны к продолжительной свободной деятельности с другими детьми и включались в такую деятельность эпизодически.

Дошкольники придерживались игровых ролей в двигательной деятельности, но не всегда соблюдали правила взаимодействия. Дети испытывали затруднения в оценке поведения, допускали незначительные недочеты при выполнении отдельных движений.

Дети знают культурные нормы и правила социального поведения, но далеко не всегда соотносят их с игровыми ситуациями; могут объективно оценить простую ситуацию, но не всегда справляются со сложными ситуациями в ходе игры.

В контрольных группах оптимального и допустимого уровня сформированности игрового опыта достигли 68,33% детей.

В экспериментальных группах 5% детей продемонстрировали недостаточный уровень воссоздания игрового опыта, в контрольных группах – 31,67% дошкольников. Им требовалась помощь взрослого или сверстников. Игровые действия таких ребят однообразные, игровые правила не соблюдаются, логика игры легко нарушается. Движения выполнялись неуверенно, без интереса. Дети проявляли невнимательность, малоактивность в общении, относились к сверстникам равнодушно.

Выводы

Использование технологии социализации и представленных в ней педагогических средств способствовало обогащению игрового опыта детей. Оптимальный и допустимый уровень в экспериментальных группах возросли на 26,67% и 15% соответственно и достоверно превышают показатели контрольной группы.

Наблюдения позволили нам отметить позитивное влияние технологии социализации на развитие игрового опыта дошкольников, расширение игрового пространства детства в связи с использованием в образовательной деятельности и в свободное время более 200 подвижных игр. 87% старших дошкольников экспериментальных групп демонстрировали готовность выполнять игровые правила на протяжении всей игры, двигательную активность, уважение к мнению сверстников, потребность обсуждать итоги игрового взаимодействия.

Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности»