Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА УРОВЕНЬ ВОССОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ОПЫТА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Серых Л.В. 1 Богачева Е.А. 1 Волошина Л.Н. 2 Бучек А.А. 1
1 Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования»
2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Воссоздание и развитие игрового опыта старших дошкольников являются условием их позитивной социализации. Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления потенциала технологии социализации дошкольников в обогащении игрового опыта. Использование технологии социализации в образовательном процессе в детских садах способствует комплексному воздействию на детей, развитию их физического, социального, коммуникативного и личностного потенциалов и в целом позволяет ребенку успешно воссоздавать свой игровой опыт. Целью наших исследований на данном этапе стало выявление влияния технологии социализации детей 5–7 лет в двигательно-игровой деятельности на уровень воссоздания игрового опыта. Анализ результатов исследования показал, что в процессе реализации технологии социализации дошкольников 95% детей, участвовавших в эксперименте, успешно используют игровой опыт в и показывают оптимальный и достаточный уровень его воссоздания. Результаты экспериментальной группы достоверно (p≤0,05) превзошли результаты контрольной группы по всем исследуемым критериям и показателям. В исследовании получены данные о позитивном влиянии технологии социализации дошкольников на формирование социальных ценностей, успешную адаптацию и самореализацию ребенка в игровой деятельности, повышение самостоятельности и активности детей. У детей на 43% возросла ориентированность на социальные нормы поведения в общении со сверстниками, расширился спектр игр, игровых заданий и упражнений в процессе в двигательно-игрового взаимодействия.
дошкольники
игровой опыт
технология социализации
уровни воссоздания
1. Батенова Ю.В., Горелова Г.Г. Психическое развитие и информационная грамотность дошкольников в условиях компьютерной игровой деятельности // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. 2018. № 11 (165). С. 406-412.
2. Кочетков Н.В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. №1. С. 27 54. DOI: 10.17759/sps.2020110103.
3. Marker С., Gnambs T., Appel M. Active on Facebook and Failing at School? Meta– Analytic Findings on the Relationship Between Online Social Networking Activities and Academic Achievement. Educational Psychology Review. September 2018. Vol. 30. Is. 3. P. 651-677.
4. Фельдштейн Д.И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). М.: МПСУ: Воронеж: МОДЭК, 2013. 336 с.
5. Баскаев Б.А., Бузоев А.С., Хубецов А.М. Двигательная активность детей старшего дошкольного возраста как фактор их успешного физического развития // Nauka-rastudent.ru. 2015. No. 10 (22). [Электронный ресурс] URL: http://nauka-rastudent.ru/22/2980/ (дата обращения: 05.11.2021).
6. Серых Л.В., Кондаков В.Л., Бучек А.А., Волошина Л.Н. Технология социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности: учебно-методическое пособие. Белгород: Эпицентр, 2020. 120 с.
7. Вотинова Е.Г., Качан Л.Г. Культурные практики как средство социализации дошкольников // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сборник научных статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред. С.В. Кривых, А.Д. Абашина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 136-139.
8. Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие / Волошина Н. и др. Воронеж: Издат-Черноземье, 2017. 52 с.

Разрушение игрового пространства детства – одна из актуальных проблем современного дошкольного образования. Психологическая зависимость от теле- и компьютерного экрана отчуждает детей и взрослых, разрушает сферу «живого» общения, ограничивает сферу совместной деятельности. Эти факты отмечаются в ряде отечественных и зарубежных исследований [1–3]. Ю.В. Батенова, Г.Г. Горелова констатируют, что 60% дошкольников в возрасте 6–7 лет не только играют в компьютерные игры, но и имеют в своем распоряжении личные гаджеты (смартфоны, планшеты) и технические устройства родителей [1]. В исследовании Н.В. Кочеткова отмечаются как эффекты использования компьютерных игр (развитие практического мышления, повышение эффективности перцептивных действий), так и их негативное влияние на ребенка-дошкольника (потеря внешнеречевого этапа формирования умственных действий, обследование предмета без поддержки руки) [2]. По мнению известного отечественного психолога Д.И. Фельдштейна, нынешнее поколение детей обладает многими новыми способностями, однако за последнее десятилетие снизились их энергичность (физическая и интеллектуальная), активность и желание сотрудничать со сверстниками и взрослыми [4].

Мы полагаем, что на развитие детской инициативы и активности оказывают отрицательное влияние современные тенденции создания полностью укомплектованной разными игровыми комплектами предметно-развивающей среды, нацеленной на длительное «усаживание» ребенка. Новые игровые практики не создают предпосылок к развитию творчества, фантазии, разрушают межпоколенные связи.

Как показали наши беседы с детьми, круг их представлений о подвижных играх весьма ограничен. А когда-то наши городские и сельские дворы отличались шумными, играющими в «казаков-разбойников», прыгающими со скакалками, осваивающими «классики» и «выбивного» детскими сообществами. Одной из причин разрушения игрового пространства детства является отсутствие у детей игрового опыта.

Для того чтобы стать полноценным членом общества, ребенку необходимо приобрести социальный опыт. Как отмечают специалисты [5], для успешной социализации ребенка, формирования его игрового опыта в двигательной деятельности необходимо применять разнообразный спектр универсальных средств, выбор которых определяется требованиями современного общества, социального слоя и возраста. В качестве таких средств нами избрана технология социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности.

Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных организаций № 17, 42, г. Белгорода, № 15 поселка Разумное Белгородского района Белгородской области. В исследовании приняли участие 120 детей старшего дошкольного возраста.

Целью нашего исследования на данном этапе стало выявление влияния технологии социализации детей 5–7 лет в двигательно-игровой деятельности на уровень воссоздания игрового опыта.

Материал и методы исследования. Теоретические: анализ, синтез, обобщение; эмпирические: наблюдение и оценка самостоятельной двигательной деятельности детей (по В.А. Шишкиной, М.Н. Дедулевич), диагностическая методика «Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения» (по Г.А. Урунтаевой), методика определения уровня взаимодействия в игровых ситуациях (по Л.Н. Волошиной); методы математической статистики: t-критерий Вилкоксона.

Результаты исследования и их обсуждение

Технология социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности ориентирована на создание психолого-педагогических условий адаптации и самореализации ребенка в двигательно-игровой деятельности, способствующих повышению самостоятельности и активности детей.

Содержание технологии базируется на таких средствах, как игровые задания и упражнения, подвижные и спортивные игры, ситуации выбора, проблемно-поисковые ситуации, добровольческие акции, направленные на формирование у детей позитивного поведения и общения.

Эти средства обеспечивали интеграцию игровой, познавательной, коммуникативной, двигательной деятельности дошкольников, разновозрастное взаимодействие детей в двигательно-игровой деятельности.

Безусловно, важно было осуществить отбор средств развития культуры поведения в условиях коллективного взаимодействия. Методы педагогической поддержки реализовывались в заданиях и упражнениях в игровой форме, играх-драматизациях, поручениях. Были использованы показ образцов, примеры, создание ситуации успеха, демонстрация достигнутых умений родителям. Развернутая характеристика технологии представлена в учебно-методическом пособии [6].

Алгоритм реализации технологии социализации дошкольников в двигательно-игровой деятельности включает четыре взаимосвязанных модуля.

В первом модуле «Организация двигательно-игровой деятельности дошкольников в режиме дня» решаются задачи, связанные с обогащением двигательно-игрового опыта детей подвижными играми на основе дидактических и сюжетно-ролевых игр. С целью формирования оптимальных взаимоотношений со сверстниками и младшими дошкольниками используются подвижные и спортивные игры. Все формы двигательной активности можно реализовать в любое время дня: во время утреннего приема детей, на прогулках в первой и во второй половине дня, в свободное время.

Второй модуль «Двигательно-игровая деятельность в организованном образовательном процессе» направлен на физическое развитие и воспитание дошкольников на физкультурных занятиях. Интеграция двигательной, игровой, коммуникативной, познавательной деятельности на занятиях способствует развитию у дошкольников двигательной активности и физических качеств, воспитанию доброжелательного отношения и общения у сверстников, формированию социальных норм поведения. Отметим, что в Белгородской области 64% дошкольных образовательных организаций используют в образовательном процессе парциальную программу физического развития дошкольников «Выходи играть во двор» [7], разработанную на основе игровых программ и технологий. Такие модули программы, как «Любимые игры бабушек и дедушек», «Городки – игра народная», «Шишки, желуди, каштаны», «Игры родного края», «Летающий воланчик», «Прыгалки, скакалки», направлены на проявление ребенком самостоятельности и инициативности в индивидуальных и коллективных подвижных играх, соблюдение правил в игре, проявление ребенком волевых усилий в достижении результата и формирование социальных норм поведения в период игры. В ходе бесед с педагогами дошкольных образовательных организаций отмечалось, что использование такого игрового взаимодействия способствует повышению уровня воссоздания игрового опыта дошкольников.

Задачи третьего модуля «Организация самостоятельной двигательно-игровой деятельности детей» включают осознание ребенком себя как субъекта деятельности по накоплению социального и игрового опыта, развитие инициативы, поиск способов разновозрастного игрового взаимодействия. Используются разнообразные формы (подвижные и народные игры, игровые упражнения с мячами, обручами, скакалками, резинками) во время утреннего приема, между занятиями, на прогулках и во второй половине дня.

В настоящее время в дошкольном образовании получили широкое распространение культурные практики как эффективный путь социализации и гибкой индивидуализации дошкольников в образовательном пространстве детского сада [8]. Наши исследования показывают, что игровой опыт и нормы социального поведения закрепляются в практиках повседневного взаимодействия детей в двигательно-игровой деятельности. Ребенок, включенный в игровые культурные практики, проявляет личную инициативу, осмысливает двигательно-игровой опыт, который накапливается во время взаимодействия со сверстниками и младшими детьми. В культурных практиках «Мы хоккеисты», «Для зимы привычны санки», «Как мы “брызгалку” нашли» дети действуют активно, уверенно, свободно, высказывают свое мнение, дают оценку ситуации или результатам игры. Разнообразный выбор культурных практик, непосредственно связанных с двигательно-игровой деятельностью, направлен на обогащение двигательно-игрового опыта, добрых чувств и радостных эмоций, формирование самостоятельного поведения, в целом на социализацию дошкольников.

Четвертый модуль «Взаимодействие с семьями воспитанников в организации двигательно-игровой деятельности» направлен на формирование педагогической компетенции родителей в сфере социализации дошкольников посредством двигательно-игровой деятельности, развитие взаимодействия с семьями воспитанников, проведение спортивных, подвижных и народных игр во время активного отдыха членов семьи. Использование проектов, квестов, развлечений, игр-путешествий выходного дня позволяет вовлечь несколько поколений семьи воспитанников в разновозрастное взаимодействие, способствует передаче двигательного и игрового опыта от старших к младшим, установлению прочных межпоколенных связей.

Использование модульного принципа позволяет строить образовательный процесс на основе интеграции разнообразных видов деятельности дошкольников, различных форм работы, направленных на конструктивное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса; обеспечивает качество содержательного и процессуального компонентов модели; способствует эффективности освоения технологии социализации педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации.

Технология реализовывалась в экспериментальных группах детей (120 детей старшего дошкольного возраста) в течение 10 месяцев: с сентября 2020 г. по июнь 2021 г. В каждом детском саду методом рандомизации были сформированы контрольные и экспериментальные группы. Диагностическая модель исследования представлена нами в ранее опубликованных работах [6].

Обратимся к сравнительному анализу полученных результатов по воссозданию игрового опыта дошкольников в экспериментальных и контрольных группах. В экспериментальной группе его оптимальный уровень возрос на 26,67%, допустимый уровень увеличился на 15%, недостаточный уменьшился на 41,67%. Проверка полученных результатов по t-критерию Вилкоксона свидетельствует о достоверности прироста показателей в экспериментальной группе по окончании опытно-экспериментальной работы.

В контрольной группе также произошли позитивные сдвиги. Возросло число детей, имеющих оптимальный уровень социализации, на 6,7%, допустимый уровень – на 6,67%, недостаточный уровень снизился на 13,33%. Однако результаты экспериментальной группы достоверно (p≤0,05) превзошли результаты контрольной группы по всем исследуемым критериям и показателям.

Уровни воспроизведения игрового опыта дошкольников в экспериментальной и контрольной группах представлены на рисунке 1.

Рис.1. Сравнение результатов исследования уровня воссоздания игрового опыта дошкольников экспериментальной и контрольной групп

Таким образом, 95% детей экспериментальных групп демонстрируют допустимый уровень воссоздания игрового опыта. В ходе свободной самостоятельной деятельности дошкольники активно взаимодействовали с другими детьми, объединяясь в микрогруппы в играх с мячом. В основном отмечено адекватное понимание смысла ситуаций взаимодействия. Эмоциональное состояние участников было позитивное, дети в основном были ориентированы на выполнение правил поведения в двигательной деятельности и игровом взаимодействии со сверстниками. Они показывали свои умения придерживаться социальных норм поведения, понимали и соблюдали правила игры

Достаточно осмысленно дошкольники выполняли движения, использовали разнообразные предметы (мячи, обручи, скакалки). У 40% дошкольников движения достаточно точные, отличаются уверенностью выполнения. В целом можно отметить, что дошкольники экспериментальных групп освоили культурные нормы социального поведения в соответствии с возрастными возможностями, активно проявляют их в двигательной деятельности, соотносят их с игровыми ситуациями.

Однако 55% детей из экспериментальных групп не способны к продолжительной свободной деятельности с другими детьми и включались в такую деятельность эпизодически.

Дошкольники придерживались игровых ролей в двигательной деятельности, но не всегда соблюдали правила взаимодействия. Дети испытывали затруднения в оценке поведения, допускали незначительные недочеты при выполнении отдельных движений.

Дети знают культурные нормы и правила социального поведения, но далеко не всегда соотносят их с игровыми ситуациями; могут объективно оценить простую ситуацию, но не всегда справляются со сложными ситуациями в ходе игры.

В контрольных группах оптимального и допустимого уровня сформированности игрового опыта достигли 68,33% детей.

В экспериментальных группах 5% детей продемонстрировали недостаточный уровень воссоздания игрового опыта, в контрольных группах – 31,67% дошкольников. Им требовалась помощь взрослого или сверстников. Игровые действия таких ребят однообразные, игровые правила не соблюдаются, логика игры легко нарушается. Движения выполнялись неуверенно, без интереса. Дети проявляли невнимательность, малоактивность в общении, относились к сверстникам равнодушно.

Выводы

Использование технологии социализации и представленных в ней педагогических средств способствовало обогащению игрового опыта детей. Оптимальный и допустимый уровень в экспериментальных группах возросли на 26,67% и 15% соответственно и достоверно превышают показатели контрольной группы.

Наблюдения позволили нам отметить позитивное влияние технологии социализации на развитие игрового опыта дошкольников, расширение игрового пространства детства в связи с использованием в образовательной деятельности и в свободное время более 200 подвижных игр. 87% старших дошкольников экспериментальных групп демонстрировали готовность выполнять игровые правила на протяжении всей игры, двигательную активность, уважение к мнению сверстников, потребность обсуждать итоги игрового взаимодействия.

Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 20-013-00752 «Технология социализации детей дошкольного возраста в двигательно-игровой деятельности»


Библиографическая ссылка

Серых Л.В., Богачева Е.А., Волошина Л.Н., Бучек А.А. ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА УРОВЕНЬ ВОССОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ОПЫТА У ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31283 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674