Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DESIGNING THE WEEKEND CLUB PROGRAM "ELEMENTARY SCHOOL IS MY PERSPECTIVE" AS ONE OF THE WAYS TO POPULARIZE THE PROFESSION OF PRIMARY SCHOOL TEACHER

Milovanova L.A. 1 Razlivinskikh I.N. 1 Sterkhova N.S. 1
1 Shadrinsk State Pedagogical University
In the presented article, the problem of popularizing the profession of a primary school teacher is actualized. One of the ways to solve this issue is to design a professionally oriented weekend club program, which is necessary to guide students in grades 9–10 of a general education school to master this profession. Attracting students to participate in the work of the said Club already in the 9th grade allows them to make a confident choice of the humanitarian profile in the 10th grade. The procedure for designing this program is presented by the authors in the form of an algorithm that ensures the creation of a quality product aimed at developing the readiness of students in grades 9–10 to choose the profession of a primary school teacher, on the one hand, and popularizing the profession of a primary school teacher, on the other hand. The presented algorithm, according to the materials of this study, can be implemented in three stages: the first stage - organizational – involves modeling a holistic image of the Program; the second – operational – includes the development of the content of the core of this program – its organizational and activity component; the third – the final stage – technological – involves designing the prospects for the implementation of this program. Each of these stages begins after the completion of the previous one and contains a corresponding set of design activities.
algorithm
design
professionally oriented program
weekend club
Primary school teacher
students of grades 9-10

Проект программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива» разработан на основе использования возможностей организации досуговой деятельности обучающихся 9–10-х классов общеобразовательной школы, ориентированной вузом на популяризацию профессии учителя начальных классов.

На фоне современных социально-экономических условий развития общества обучающихся 9–10-х классов общеобразовательной школы важно вовремя и грамотно сориентировать на получение востребованной профессии, показав, что успешность ее получения во многом зависит от уровня подготовленности обучающегося к поступлению в вуз. Наиболее эффективной формой организации досуговой деятельности обучающихся 9–10-х классов общеобразовательной школы на базе педагогического университета является клуб выходного дня, проектирование программы работы которого позволит расширить возможности профориентационной работы и популяризировать профессию учителя начальных классов.

Цель исследования. Социальный заказ общества на повышение престижа профессии учителя начальных классов, с одной стороны, и возможности досуговой деятельности обучающихся 9–10-х классов общеобразовательной школы – с другой, позволили определить цель данного исследования – разработка алгоритма проектирования профессионально ориентированной программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива».

Материалы и методы исследования. Прежде чем приступить к характеристике процесса проектирования предлагаемой программы, рассмотрим ключевые понятия исследования. Итак, алгоритм – точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих к решению любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу) [1, с. 15]. В свою очередь, алгоритм проектирования представляет собой совокупность предписаний, необходимых для выполнения проектирования [2]. Применительно к проектированию программного обеспечения алгоритм проектирования программ можно представить как процесс создания проекта программного обеспечения [3].

С учетом содержания представленных выше понятий, а также с опорой на результаты исследований в области педагогического проектирования [4, 5] алгоритм проектирования программы, с нашей точки зрения, представляет не что иное, как совокупность предписаний, необходимых для выполнения проектирования программы конкретного типа в рамках четкой последовательности, гарантирующей получение результата – данной программы.

Проектирование профессионально ориентированной программы клуба выходного дня (ПОП КВД) «Начальная школа – моя перспектива» в нашем исследовании включает три последовательно реализуемых этапа: 1) организационный; 2) основной (операционный); 3) технологический.

Итак, первый этап – организационный – предполагает: 1) определение нормативно-методических и методологических оснований осуществления данного процесса; 2) формулировку цели и задач программы; 3) обоснование типа, вида и структуры программы; 4) планирование ресурсного обеспечения программы [6, с. 12–13]. Содержание данного этапа выступает своеобразным переходом от теории к практике – основному этапу проектирования программы.

Второй этап проектирования программы – основной – разработка содержания ядра данной программы – ее операционной составляющей. Данный этап связан с разработкой регулятивов, с помощью которых будет достигнута цель данного исследования. В качестве подобных регулятивов в методологии программно-целевого подхода выступает формирование функциональной системы действий (функциональных – отражающих содержание намечаемых мер, и адресных – определяющих исполнителей программных мероприятий). Применительно к педагогике содержание намечаемых мер выступает как подбор программного материала и операционный компонент педагогического процесса, включающий методы, средства и формы деятельности, ориентированные на достижение поставленной цели.

Третьим, заключительным этапом проектирования ПОП КВД «Начальная школа – моя перспектива» в нашем исследовании является технологический этап – проектирование перспектив реализации данной программы – определение действий каждого этапа реализации программы.

Результаты исследования и их обсуждение. Характеризуя первый этап проектирования ПОП КВД «Начальная школа – моя перспектива», осветим следующие аспекты. Определение нормативно-методических оснований программы (НМОП) – важный шаг проектирования программы. К сожалению, рамки данного исследования не позволяют перечислить все документы по выделенным уровням, поэтому останавливаться на характеристике этого аспекта исследования мы не станем, но отметим, что данный шаг реализуется в трех направлениях: 1) определение НМОП федерального уровня; 2) определение НМОП регионального уровня; 3) определение НМОП локального уровня.

Опираясь на результаты исследований М.П. Нечаева, Н.В. Ипполитовой и иных [7–9], проектирование предлагаемой программы мы выстроили на основе методологических подходов, указанных в таблице 1.

Таблица 1

Методологические основания проектирования программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива»

Название методологического подхода

Основные положения методологического подхода

Основания, которые дает подход для проектирования программы

Средовой подход

Образовательная среда: 1) рассматривается относительно субъекта образования и тех изменений, которые происходят в культурных механизмах образовательной деятельности;

2) непрерывно взаимодействует с субъектом образования, что выражается в социальном конструировании субъектами самой среды и в построении практики взаимодействия со средой; 3) имеет подвижные границы, не определяющиеся предметностью, но зависящие от способности субъектов образования выстраивать коммуникативные связи и отношения, ориентированные на развитие себя и образовательной среды

1) подготовительная вузовская среда – один из существенных факторов успешной адаптации обучающихся к условиям обучения в вузе;

2) образовательная среда – средство, влияющее на преобразование, на изменение качественных характеристик обучающихся, норм и ценностей, обусловливающих их поведение и взаимоотношения с окружающими. Применительно к нашему исследованию образовательная среда вуза выступает средством формирования готовности обучающихся к выбору профессии учителя начальных классов

Интегративно-деятельностный подход

Рассматривает явления и процессы как сложные системы, целостность которых достигается на основе интеграции составляющих их элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии. Характеристика деятельности и подготовка к ней с позиций этого подхода предполагают рассмотрение первой в качестве основного средства достижения цели второй

1) включение в содержание программы множества видов деятельности (учебной, коммуникативной, досуговой, художественно-творческой, исследовательской и т.д.), обеспечивающих разностороннее развитие обучающихся 9–10-х классов;

2) включение обучающихся 9–10-х классов в разнообразную по видам и содержанию совместную с профессорско-преподавательским составом деятельность, способствующее интеграции получаемых знаний и субъектного их опыта, создающее основу развития позитивной мотивации к предстоящей учебной деятельности в педагогическом университете

Программно-целевой подход

Предполагает рассмотрение решения проблемы с позиции «цели программы – пути их достижения – необходимые средства»; определение мер решения проблем, их взаимную увязку и привязку к исполнителям; определение вида количества необходимых ресурсов

1) ориентированность программы на решение конкретной проблемы – популяризацию профессии УНК; 2) выбор целевого типа образовательной программы; 3) определение необходимых ресурсов программы; 4) планирование мероприятий и их исполнителей и т.д.

Таким образом, учитывая основные положения каждого из рассмотренных методологических подходов, мы получили основания для проектирования ПОП КВД «Начальная школа – моя перспектива».

Главной целью программы является развитие готовности обучающихся 9–10-х классов к выбору профессии учителя начальных классов. Конкретизация цели осуществляется в следующих задачах: 1) формирование у обучающихся 9–10-х классов знаний, необходимых для успешного поступления на соответствующую программу бакалавриата; 2) развитие элементарных профессионально-педагогических навыков и умений, необходимых для успешного поступления на соответствующую программу бакалавриата; 3) воспитание устойчивой позитивной мотивации к предстоящему получению профессии учителя начальных классов в вузе. Для реализации указанных цели и задач необходимо 2 года. Занятия клуба должны быть организованы 2 раза в месяц по субботам. Длительность каждого мероприятия  – 2 астрономических часа.

Тип ПОП КВД «Начальная школа – моя перспектива» – целевой, поскольку программа нацелена на решение конкретной проблемы (популяризацию профессии учителя начальных классов) с помощью комплекса специально подобранных мероприятий, для реализации которых необходимы ресурсы, которыми обладает вуз. Вид программы – профессионально ориентированный, долгосрочный.

Исходя из специфики типа и вида программы ее структура будет выстроена следующим образом:

1) целевой блок (социальный заказ, цели и задачи программы, целевая группа);

2) ресурсный блок (возможности, средства, необходимые для оснащения процесса реализации программы);

3) содержательный блок (методологические основания, направления реализации программы, соответствующие разным видам профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов);

4) операциональный блок включает мероприятия, направленные на развитие готовности обучающихся 9–10-х классов к выбору профессии учителя начальных классов и круг ответственных за реализацию данных мероприятий (формы организации деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающихся 9–10-х классов);

5) результативный блок (оценка уровней сформированности готовности обучающихся 9–10-х классов к выбору профессии учителя начальных классов; внесение коррективов в работу клуба; выбор учащимися 9–10-х классов профессии учителя начальных классов).

Для реализации проекта программы необходимы соответствующие ресурсы, в качестве которых мы предлагаем использовать возможности, выступающие средствами ее реализации: предметно-пространственный, социально-коммуникативный, информационный и т.д. (табл. 2).

Таблица 2

Ресурсное обеспечение реализации проекта программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива»

Название ресурса

Краткая характеристика ресурса

Предметно-пространственный ресурс

Архитектурно-пространственная среда и ландшафт города, предметно-пространственное наполнение вуза (аудиторный фонд, мебель, лаборатории, центры, обучающее оборудование, эстетическая организация предметно-пространственного наполнения вуза и т.д.), материально-техническое оснащение вуза и студенческих общежитий, базы практик и т.д.

Социально-коммуникативный ресурс

Общение внутри студенческой среды и с профессорско-преподавательским составом; интерактивы с педагогами-профессионалами, известными выпускниками вуза; посещение общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования т.д.

Информационный ресурс

Использование электронных источников получения информации (электронных энциклопедий, справочников, системы Интернет, программных средств, телеконференций, электронных библиотек, вирту­альных школ, тематических и учрежденческих сайтов и т.п.); доступ к социально-культурным ценностям города, области, региона и т.д. – посещение виртуальных музеев, присутствие на культурных мероприятиях, транслируемых через Интернет; информационное оснащение работы клуба и пр.

Из таблицы 2 видно, что сочетание предметно-пространственного, социально-коммуникативного и информационного ресурсов доступно для вуза в рамках реализации проекта данной программы.

Характеризуя второй этап проектирования ПОП КВД «Начальная школа – моя перспектива», отметим, что его целью является освещение плана намеченных в рамках работы клуба мероприятий и лиц, ответственных за реализацию данных мероприятий. Результаты работы на данном этапе проектирования мы представили в таблице 3.

Таблица 3

Мероприятия реализации профессионально ориентированной программы работы клуба «Начальная школа – моя перспектива» и ответственные за их реализацию

Мероприятия общепедагогической направленности / ответственные

Мероприятия методической направленности / ответственные

Мероприятия специальной направленности / ответственные

Экскурсии по факультету / ППС, студенты

 

Педагогические квесты / ППС, студенты

 

Мастер-классы учителей начальных классов / завкафедрой, ППС

Педагогический лекторий / ППС

 

Педагогические десанты / ППС, студенты, обучающиеся 9–10-х классов

Творческие педагогические мастерские / ППС, студенты

Встречи с педагогами-профессионалами / Декан, завкафедрой, ППС

Коллективная творческая деятельность / ППС, студенты

 

Workshop / ППС, студенты

 

Интерактивы с известными выпускниками вуза / Декан, завкафедрой, ППС

Педагогический дайвинг / ППС, студенты, обучающиеся 9–10-х классов

 

Мастер-классы для младших школьников / обучающиеся 9–10-х классов

Просмотр видеофильма о факультете с последующим обсуждением / ППС

Мастер-классы профессорско-преподавательского состава / ППС

Отчетный концерт / замдекана по воспитательной работе,  ППС, студенты

Из таблицы 3 видно, что к реализации мероприятий программы привлекаются декан факультета, заместитель декана по воспитательной работе, заведующий кафедрой, все преподаватели, реализующие образовательную программу, а также студенты факультета.

Осветив план намеченных в рамках работы клуба мероприятий и определив круг лиц, ответственных за реализацию данных мероприятий, приступим к характеристике третьего, заключительного этапа проектирования программы – проектирования перспектив реализации данной программы. Содержание данного этапа представлено наборами проектировочных действий: 1) оформление профессионально ориентированной программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива» в соответствии с необходимыми требованиями; составление аннотации на данную программу; предоставление материалов программы внешним экспертам для процедуры независимого оценивания; 2) корректировка структуры и содержания программы с учетом оценок внешних экспертов: корректировка недостатков программы, устранение замечаний независимых экспертов; получение положительных заключений независимых экспертов; 3) включение «финишной версии» программы в систему профориентационной работы вуза: рассмотрение «финишной версии» программы на профориентационном совете вуза; внедрение программы в профориентационную работу на уровне старшего звена средних общеобразовательных школ; 4) трансляция результатов реализации программы в профориентационную работу факультета: публикация статей в рецензируемых изданиях, освещение результатов применения программы участниками ее реализации на научно-практических мероприятиях, выступления на школьных родительских собраниях и т.д.

Выводы. Популяризация профессии учителя начальных классов является частью государственного заказа и требует от вузов активизации профориентационной деятельности. Большими возможностями в удовлетворении госзаказа, с одной стороны, и удовлетворении потребности обучающихся старших классов общеобразовательной школы в успешном поступлении и дальнейшем получении профессии учителя начальных классов – с другой, обладает клуб выходного дня. Грамотная и эффективная организация данной профессионально ориентированной формы досуговой деятельности школьников требует конкретной программы.

Алгоритм проектирования профессионально ориентированной программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива» характеризуется рядом черт:

1) представляет собой не что иное, как совокупность предписаний, необходимых для выполнения проектирования программы конкретного типа, точно регламентирующих, как и в какой последовательности получить результат – данную программу;

2) включает три этапа: организационный (моделирование целостного образа программы); операциональный (разработка содержания ядра данной программы – ее организационно-деятельностной составляющей); технологический (проектирование перспектив реализации данной программы);

3) обеспечивает успешность достижения конечной цели проведенной процедуры проектирования профессионально ориентированной программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива», заключающейся в создании качественного продукта, ориентированного на популяризацию профессии учителя начальных классов.