Проект программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива» разработан на основе использования возможностей организации досуговой деятельности обучающихся 9–10-х классов общеобразовательной школы, ориентированной вузом на популяризацию профессии учителя начальных классов.
На фоне современных социально-экономических условий развития общества обучающихся 9–10-х классов общеобразовательной школы важно вовремя и грамотно сориентировать на получение востребованной профессии, показав, что успешность ее получения во многом зависит от уровня подготовленности обучающегося к поступлению в вуз. Наиболее эффективной формой организации досуговой деятельности обучающихся 9–10-х классов общеобразовательной школы на базе педагогического университета является клуб выходного дня, проектирование программы работы которого позволит расширить возможности профориентационной работы и популяризировать профессию учителя начальных классов.
Цель исследования. Социальный заказ общества на повышение престижа профессии учителя начальных классов, с одной стороны, и возможности досуговой деятельности обучающихся 9–10-х классов общеобразовательной школы – с другой, позволили определить цель данного исследования – разработка алгоритма проектирования профессионально ориентированной программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива».
Материалы и методы исследования. Прежде чем приступить к характеристике процесса проектирования предлагаемой программы, рассмотрим ключевые понятия исследования. Итак, алгоритм – точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих к решению любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу) [1, с. 15]. В свою очередь, алгоритм проектирования представляет собой совокупность предписаний, необходимых для выполнения проектирования [2]. Применительно к проектированию программного обеспечения алгоритм проектирования программ можно представить как процесс создания проекта программного обеспечения [3].
С учетом содержания представленных выше понятий, а также с опорой на результаты исследований в области педагогического проектирования [4, 5] алгоритм проектирования программы, с нашей точки зрения, представляет не что иное, как совокупность предписаний, необходимых для выполнения проектирования программы конкретного типа в рамках четкой последовательности, гарантирующей получение результата – данной программы.
Проектирование профессионально ориентированной программы клуба выходного дня (ПОП КВД) «Начальная школа – моя перспектива» в нашем исследовании включает три последовательно реализуемых этапа: 1) организационный; 2) основной (операционный); 3) технологический.
Итак, первый этап – организационный – предполагает: 1) определение нормативно-методических и методологических оснований осуществления данного процесса; 2) формулировку цели и задач программы; 3) обоснование типа, вида и структуры программы; 4) планирование ресурсного обеспечения программы [6, с. 12–13]. Содержание данного этапа выступает своеобразным переходом от теории к практике – основному этапу проектирования программы.
Второй этап проектирования программы – основной – разработка содержания ядра данной программы – ее операционной составляющей. Данный этап связан с разработкой регулятивов, с помощью которых будет достигнута цель данного исследования. В качестве подобных регулятивов в методологии программно-целевого подхода выступает формирование функциональной системы действий (функциональных – отражающих содержание намечаемых мер, и адресных – определяющих исполнителей программных мероприятий). Применительно к педагогике содержание намечаемых мер выступает как подбор программного материала и операционный компонент педагогического процесса, включающий методы, средства и формы деятельности, ориентированные на достижение поставленной цели.
Третьим, заключительным этапом проектирования ПОП КВД «Начальная школа – моя перспектива» в нашем исследовании является технологический этап – проектирование перспектив реализации данной программы – определение действий каждого этапа реализации программы.
Результаты исследования и их обсуждение. Характеризуя первый этап проектирования ПОП КВД «Начальная школа – моя перспектива», осветим следующие аспекты. Определение нормативно-методических оснований программы (НМОП) – важный шаг проектирования программы. К сожалению, рамки данного исследования не позволяют перечислить все документы по выделенным уровням, поэтому останавливаться на характеристике этого аспекта исследования мы не станем, но отметим, что данный шаг реализуется в трех направлениях: 1) определение НМОП федерального уровня; 2) определение НМОП регионального уровня; 3) определение НМОП локального уровня.
Опираясь на результаты исследований М.П. Нечаева, Н.В. Ипполитовой и иных [7–9], проектирование предлагаемой программы мы выстроили на основе методологических подходов, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Методологические основания проектирования программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива»
Название методологического подхода |
Основные положения методологического подхода |
Основания, которые дает подход для проектирования программы |
Средовой подход |
Образовательная среда: 1) рассматривается относительно субъекта образования и тех изменений, которые происходят в культурных механизмах образовательной деятельности; 2) непрерывно взаимодействует с субъектом образования, что выражается в социальном конструировании субъектами самой среды и в построении практики взаимодействия со средой; 3) имеет подвижные границы, не определяющиеся предметностью, но зависящие от способности субъектов образования выстраивать коммуникативные связи и отношения, ориентированные на развитие себя и образовательной среды |
1) подготовительная вузовская среда – один из существенных факторов успешной адаптации обучающихся к условиям обучения в вузе; 2) образовательная среда – средство, влияющее на преобразование, на изменение качественных характеристик обучающихся, норм и ценностей, обусловливающих их поведение и взаимоотношения с окружающими. Применительно к нашему исследованию образовательная среда вуза выступает средством формирования готовности обучающихся к выбору профессии учителя начальных классов |
Интегративно-деятельностный подход |
Рассматривает явления и процессы как сложные системы, целостность которых достигается на основе интеграции составляющих их элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии. Характеристика деятельности и подготовка к ней с позиций этого подхода предполагают рассмотрение первой в качестве основного средства достижения цели второй |
1) включение в содержание программы множества видов деятельности (учебной, коммуникативной, досуговой, художественно-творческой, исследовательской и т.д.), обеспечивающих разностороннее развитие обучающихся 9–10-х классов; 2) включение обучающихся 9–10-х классов в разнообразную по видам и содержанию совместную с профессорско-преподавательским составом деятельность, способствующее интеграции получаемых знаний и субъектного их опыта, создающее основу развития позитивной мотивации к предстоящей учебной деятельности в педагогическом университете |
Программно-целевой подход |
Предполагает рассмотрение решения проблемы с позиции «цели программы – пути их достижения – необходимые средства»; определение мер решения проблем, их взаимную увязку и привязку к исполнителям; определение вида количества необходимых ресурсов |
1) ориентированность программы на решение конкретной проблемы – популяризацию профессии УНК; 2) выбор целевого типа образовательной программы; 3) определение необходимых ресурсов программы; 4) планирование мероприятий и их исполнителей и т.д. |
Таким образом, учитывая основные положения каждого из рассмотренных методологических подходов, мы получили основания для проектирования ПОП КВД «Начальная школа – моя перспектива».
Главной целью программы является развитие готовности обучающихся 9–10-х классов к выбору профессии учителя начальных классов. Конкретизация цели осуществляется в следующих задачах: 1) формирование у обучающихся 9–10-х классов знаний, необходимых для успешного поступления на соответствующую программу бакалавриата; 2) развитие элементарных профессионально-педагогических навыков и умений, необходимых для успешного поступления на соответствующую программу бакалавриата; 3) воспитание устойчивой позитивной мотивации к предстоящему получению профессии учителя начальных классов в вузе. Для реализации указанных цели и задач необходимо 2 года. Занятия клуба должны быть организованы 2 раза в месяц по субботам. Длительность каждого мероприятия – 2 астрономических часа.
Тип ПОП КВД «Начальная школа – моя перспектива» – целевой, поскольку программа нацелена на решение конкретной проблемы (популяризацию профессии учителя начальных классов) с помощью комплекса специально подобранных мероприятий, для реализации которых необходимы ресурсы, которыми обладает вуз. Вид программы – профессионально ориентированный, долгосрочный.
Исходя из специфики типа и вида программы ее структура будет выстроена следующим образом:
1) целевой блок (социальный заказ, цели и задачи программы, целевая группа);
2) ресурсный блок (возможности, средства, необходимые для оснащения процесса реализации программы);
3) содержательный блок (методологические основания, направления реализации программы, соответствующие разным видам профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов);
4) операциональный блок включает мероприятия, направленные на развитие готовности обучающихся 9–10-х классов к выбору профессии учителя начальных классов и круг ответственных за реализацию данных мероприятий (формы организации деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающихся 9–10-х классов);
5) результативный блок (оценка уровней сформированности готовности обучающихся 9–10-х классов к выбору профессии учителя начальных классов; внесение коррективов в работу клуба; выбор учащимися 9–10-х классов профессии учителя начальных классов).
Для реализации проекта программы необходимы соответствующие ресурсы, в качестве которых мы предлагаем использовать возможности, выступающие средствами ее реализации: предметно-пространственный, социально-коммуникативный, информационный и т.д. (табл. 2).
Таблица 2
Ресурсное обеспечение реализации проекта программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива»
Название ресурса |
Краткая характеристика ресурса |
Предметно-пространственный ресурс |
Архитектурно-пространственная среда и ландшафт города, предметно-пространственное наполнение вуза (аудиторный фонд, мебель, лаборатории, центры, обучающее оборудование, эстетическая организация предметно-пространственного наполнения вуза и т.д.), материально-техническое оснащение вуза и студенческих общежитий, базы практик и т.д. |
Социально-коммуникативный ресурс |
Общение внутри студенческой среды и с профессорско-преподавательским составом; интерактивы с педагогами-профессионалами, известными выпускниками вуза; посещение общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования т.д. |
Информационный ресурс |
Использование электронных источников получения информации (электронных энциклопедий, справочников, системы Интернет, программных средств, телеконференций, электронных библиотек, виртуальных школ, тематических и учрежденческих сайтов и т.п.); доступ к социально-культурным ценностям города, области, региона и т.д. – посещение виртуальных музеев, присутствие на культурных мероприятиях, транслируемых через Интернет; информационное оснащение работы клуба и пр. |
Из таблицы 2 видно, что сочетание предметно-пространственного, социально-коммуникативного и информационного ресурсов доступно для вуза в рамках реализации проекта данной программы.
Характеризуя второй этап проектирования ПОП КВД «Начальная школа – моя перспектива», отметим, что его целью является освещение плана намеченных в рамках работы клуба мероприятий и лиц, ответственных за реализацию данных мероприятий. Результаты работы на данном этапе проектирования мы представили в таблице 3.
Таблица 3
Мероприятия реализации профессионально ориентированной программы работы клуба «Начальная школа – моя перспектива» и ответственные за их реализацию
Мероприятия общепедагогической направленности / ответственные |
Мероприятия методической направленности / ответственные |
Мероприятия специальной направленности / ответственные |
Экскурсии по факультету / ППС, студенты
|
Педагогические квесты / ППС, студенты
|
Мастер-классы учителей начальных классов / завкафедрой, ППС |
Педагогический лекторий / ППС
|
Педагогические десанты / ППС, студенты, обучающиеся 9–10-х классов |
Творческие педагогические мастерские / ППС, студенты |
Встречи с педагогами-профессионалами / Декан, завкафедрой, ППС |
Коллективная творческая деятельность / ППС, студенты
|
Workshop / ППС, студенты
|
Интерактивы с известными выпускниками вуза / Декан, завкафедрой, ППС |
Педагогический дайвинг / ППС, студенты, обучающиеся 9–10-х классов
|
Мастер-классы для младших школьников / обучающиеся 9–10-х классов |
Просмотр видеофильма о факультете с последующим обсуждением / ППС |
Мастер-классы профессорско-преподавательского состава / ППС |
Отчетный концерт / замдекана по воспитательной работе, ППС, студенты |
Из таблицы 3 видно, что к реализации мероприятий программы привлекаются декан факультета, заместитель декана по воспитательной работе, заведующий кафедрой, все преподаватели, реализующие образовательную программу, а также студенты факультета.
Осветив план намеченных в рамках работы клуба мероприятий и определив круг лиц, ответственных за реализацию данных мероприятий, приступим к характеристике третьего, заключительного этапа проектирования программы – проектирования перспектив реализации данной программы. Содержание данного этапа представлено наборами проектировочных действий: 1) оформление профессионально ориентированной программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива» в соответствии с необходимыми требованиями; составление аннотации на данную программу; предоставление материалов программы внешним экспертам для процедуры независимого оценивания; 2) корректировка структуры и содержания программы с учетом оценок внешних экспертов: корректировка недостатков программы, устранение замечаний независимых экспертов; получение положительных заключений независимых экспертов; 3) включение «финишной версии» программы в систему профориентационной работы вуза: рассмотрение «финишной версии» программы на профориентационном совете вуза; внедрение программы в профориентационную работу на уровне старшего звена средних общеобразовательных школ; 4) трансляция результатов реализации программы в профориентационную работу факультета: публикация статей в рецензируемых изданиях, освещение результатов применения программы участниками ее реализации на научно-практических мероприятиях, выступления на школьных родительских собраниях и т.д.
Выводы. Популяризация профессии учителя начальных классов является частью государственного заказа и требует от вузов активизации профориентационной деятельности. Большими возможностями в удовлетворении госзаказа, с одной стороны, и удовлетворении потребности обучающихся старших классов общеобразовательной школы в успешном поступлении и дальнейшем получении профессии учителя начальных классов – с другой, обладает клуб выходного дня. Грамотная и эффективная организация данной профессионально ориентированной формы досуговой деятельности школьников требует конкретной программы.
Алгоритм проектирования профессионально ориентированной программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива» характеризуется рядом черт:
1) представляет собой не что иное, как совокупность предписаний, необходимых для выполнения проектирования программы конкретного типа, точно регламентирующих, как и в какой последовательности получить результат – данную программу;
2) включает три этапа: организационный (моделирование целостного образа программы); операциональный (разработка содержания ядра данной программы – ее организационно-деятельностной составляющей); технологический (проектирование перспектив реализации данной программы);
3) обеспечивает успешность достижения конечной цели проведенной процедуры проектирования профессионально ориентированной программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива», заключающейся в создании качественного продукта, ориентированного на популяризацию профессии учителя начальных классов.
Библиографическая ссылка
Милованова Л.А., Разливинских И.Н., Стерхова Н.С. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КЛУБА ВЫХОДНОГО ДНЯ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – МОЯ ПЕРСПЕКТИВА» КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31255 (дата обращения: 05.10.2024).