Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КЛУБА ВЫХОДНОГО ДНЯ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – МОЯ ПЕРСПЕКТИВА» КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Милованова Л.А. 1 Разливинских И.Н. 1 Стерхова Н.С. 1
1 ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
В представленной статье актуализируется проблема популяризации профессии учителя начальных классов. Одним из путей решения данного вопроса является проектирование профессионально ориентированной программы клуба выходного дня, необходимой для ориентирования учащихся 9–10-х классов общеобразовательной школы на освоение данной профессии. Привлечение обучающихся к участию в работе указанного клуба уже в 9-м классе позволяет им сделать уверенный выбор гуманитарного профиля в 10-м классе. Процедура проектирования указанной программы представлена авторами в виде алгоритма, обеспечивающего создание качественного продукта, нацеленного на развитие готовности обучающихся 9–10-х классов к выбору профессии учителя начальных классов, с одной стороны, и популяризацию профессии учителя начальных классов – с другой. Представленный алгоритм, согласно материалам данного исследования, возможно реализовать в три этапа: первый этап – организационный – предполагает моделирование целостного образа программы; второй – операциональный – включает разработку содержания ядра данной программы – ее организационно-деятельностной составляющей; третий этап, заключительный – технологический – предполагает проектирование перспектив реализации данной программы. Каждый из перечисленных этапов начинается после завершения предыдущего и содержит соответствующий набор проектировочных действий.
алгоритм
проектирование
профессионально ориентированная программа
клуб выходного дня
Учитель начальных классов
обучающиеся 9-10 классов
1. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
2. ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2009. 16 с.
3. Крахоткина Е.В. Методы и средства проектирования информационных систем и технологий: учебное пособие. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. 151 с.
4. Чипышева Л.Н. Проектирование основной образовательной программы среднего общего образования: метод. реком. Челябинск: ЧИППКРО, 2018. 60 с.
5. Полупан К.Л. Особенности и этапы проектирования образовательных программ в вузе (практический аспект) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 11. С. 49-59.
6. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление: учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. 428 с.
7. Нечаев М.П. Теоретико-методологические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды: монография. М.: АСОУ, 2015. 151 с.
8. Ипполитова Н.В. Методологические основания исследования проблем профессиональной педагогики // Методология педагогики: понятийный аспект: монографический сборник научных трудов / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. М.: Издательский центр АНОО «ИЭТ», 2014. Вып. 1. 231 с.
9. Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. Организация исследовательской деятельности обучающихся в аспирантуре: методологический аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN319.pdf (дата обращения: 29.10.2021).

Проект программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива» разработан на основе использования возможностей организации досуговой деятельности обучающихся 9–10-х классов общеобразовательной школы, ориентированной вузом на популяризацию профессии учителя начальных классов.

На фоне современных социально-экономических условий развития общества обучающихся 9–10-х классов общеобразовательной школы важно вовремя и грамотно сориентировать на получение востребованной профессии, показав, что успешность ее получения во многом зависит от уровня подготовленности обучающегося к поступлению в вуз. Наиболее эффективной формой организации досуговой деятельности обучающихся 9–10-х классов общеобразовательной школы на базе педагогического университета является клуб выходного дня, проектирование программы работы которого позволит расширить возможности профориентационной работы и популяризировать профессию учителя начальных классов.

Цель исследования. Социальный заказ общества на повышение престижа профессии учителя начальных классов, с одной стороны, и возможности досуговой деятельности обучающихся 9–10-х классов общеобразовательной школы – с другой, позволили определить цель данного исследования – разработка алгоритма проектирования профессионально ориентированной программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива».

Материалы и методы исследования. Прежде чем приступить к характеристике процесса проектирования предлагаемой программы, рассмотрим ключевые понятия исследования. Итак, алгоритм – точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих к решению любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу) [1, с. 15]. В свою очередь, алгоритм проектирования представляет собой совокупность предписаний, необходимых для выполнения проектирования [2]. Применительно к проектированию программного обеспечения алгоритм проектирования программ можно представить как процесс создания проекта программного обеспечения [3].

С учетом содержания представленных выше понятий, а также с опорой на результаты исследований в области педагогического проектирования [4, 5] алгоритм проектирования программы, с нашей точки зрения, представляет не что иное, как совокупность предписаний, необходимых для выполнения проектирования программы конкретного типа в рамках четкой последовательности, гарантирующей получение результата – данной программы.

Проектирование профессионально ориентированной программы клуба выходного дня (ПОП КВД) «Начальная школа – моя перспектива» в нашем исследовании включает три последовательно реализуемых этапа: 1) организационный; 2) основной (операционный); 3) технологический.

Итак, первый этап – организационный – предполагает: 1) определение нормативно-методических и методологических оснований осуществления данного процесса; 2) формулировку цели и задач программы; 3) обоснование типа, вида и структуры программы; 4) планирование ресурсного обеспечения программы [6, с. 12–13]. Содержание данного этапа выступает своеобразным переходом от теории к практике – основному этапу проектирования программы.

Второй этап проектирования программы – основной – разработка содержания ядра данной программы – ее операционной составляющей. Данный этап связан с разработкой регулятивов, с помощью которых будет достигнута цель данного исследования. В качестве подобных регулятивов в методологии программно-целевого подхода выступает формирование функциональной системы действий (функциональных – отражающих содержание намечаемых мер, и адресных – определяющих исполнителей программных мероприятий). Применительно к педагогике содержание намечаемых мер выступает как подбор программного материала и операционный компонент педагогического процесса, включающий методы, средства и формы деятельности, ориентированные на достижение поставленной цели.

Третьим, заключительным этапом проектирования ПОП КВД «Начальная школа – моя перспектива» в нашем исследовании является технологический этап – проектирование перспектив реализации данной программы – определение действий каждого этапа реализации программы.

Результаты исследования и их обсуждение. Характеризуя первый этап проектирования ПОП КВД «Начальная школа – моя перспектива», осветим следующие аспекты. Определение нормативно-методических оснований программы (НМОП) – важный шаг проектирования программы. К сожалению, рамки данного исследования не позволяют перечислить все документы по выделенным уровням, поэтому останавливаться на характеристике этого аспекта исследования мы не станем, но отметим, что данный шаг реализуется в трех направлениях: 1) определение НМОП федерального уровня; 2) определение НМОП регионального уровня; 3) определение НМОП локального уровня.

Опираясь на результаты исследований М.П. Нечаева, Н.В. Ипполитовой и иных [7–9], проектирование предлагаемой программы мы выстроили на основе методологических подходов, указанных в таблице 1.

Таблица 1

Методологические основания проектирования программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива»

Название методологического подхода

Основные положения методологического подхода

Основания, которые дает подход для проектирования программы

Средовой подход

Образовательная среда: 1) рассматривается относительно субъекта образования и тех изменений, которые происходят в культурных механизмах образовательной деятельности;

2) непрерывно взаимодействует с субъектом образования, что выражается в социальном конструировании субъектами самой среды и в построении практики взаимодействия со средой; 3) имеет подвижные границы, не определяющиеся предметностью, но зависящие от способности субъектов образования выстраивать коммуникативные связи и отношения, ориентированные на развитие себя и образовательной среды

1) подготовительная вузовская среда – один из существенных факторов успешной адаптации обучающихся к условиям обучения в вузе;

2) образовательная среда – средство, влияющее на преобразование, на изменение качественных характеристик обучающихся, норм и ценностей, обусловливающих их поведение и взаимоотношения с окружающими. Применительно к нашему исследованию образовательная среда вуза выступает средством формирования готовности обучающихся к выбору профессии учителя начальных классов

Интегративно-деятельностный подход

Рассматривает явления и процессы как сложные системы, целостность которых достигается на основе интеграции составляющих их элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии. Характеристика деятельности и подготовка к ней с позиций этого подхода предполагают рассмотрение первой в качестве основного средства достижения цели второй

1) включение в содержание программы множества видов деятельности (учебной, коммуникативной, досуговой, художественно-творческой, исследовательской и т.д.), обеспечивающих разностороннее развитие обучающихся 9–10-х классов;

2) включение обучающихся 9–10-х классов в разнообразную по видам и содержанию совместную с профессорско-преподавательским составом деятельность, способствующее интеграции получаемых знаний и субъектного их опыта, создающее основу развития позитивной мотивации к предстоящей учебной деятельности в педагогическом университете

Программно-целевой подход

Предполагает рассмотрение решения проблемы с позиции «цели программы – пути их достижения – необходимые средства»; определение мер решения проблем, их взаимную увязку и привязку к исполнителям; определение вида количества необходимых ресурсов

1) ориентированность программы на решение конкретной проблемы – популяризацию профессии УНК; 2) выбор целевого типа образовательной программы; 3) определение необходимых ресурсов программы; 4) планирование мероприятий и их исполнителей и т.д.

Таким образом, учитывая основные положения каждого из рассмотренных методологических подходов, мы получили основания для проектирования ПОП КВД «Начальная школа – моя перспектива».

Главной целью программы является развитие готовности обучающихся 9–10-х классов к выбору профессии учителя начальных классов. Конкретизация цели осуществляется в следующих задачах: 1) формирование у обучающихся 9–10-х классов знаний, необходимых для успешного поступления на соответствующую программу бакалавриата; 2) развитие элементарных профессионально-педагогических навыков и умений, необходимых для успешного поступления на соответствующую программу бакалавриата; 3) воспитание устойчивой позитивной мотивации к предстоящему получению профессии учителя начальных классов в вузе. Для реализации указанных цели и задач необходимо 2 года. Занятия клуба должны быть организованы 2 раза в месяц по субботам. Длительность каждого мероприятия  – 2 астрономических часа.

Тип ПОП КВД «Начальная школа – моя перспектива» – целевой, поскольку программа нацелена на решение конкретной проблемы (популяризацию профессии учителя начальных классов) с помощью комплекса специально подобранных мероприятий, для реализации которых необходимы ресурсы, которыми обладает вуз. Вид программы – профессионально ориентированный, долгосрочный.

Исходя из специфики типа и вида программы ее структура будет выстроена следующим образом:

1) целевой блок (социальный заказ, цели и задачи программы, целевая группа);

2) ресурсный блок (возможности, средства, необходимые для оснащения процесса реализации программы);

3) содержательный блок (методологические основания, направления реализации программы, соответствующие разным видам профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов);

4) операциональный блок включает мероприятия, направленные на развитие готовности обучающихся 9–10-х классов к выбору профессии учителя начальных классов и круг ответственных за реализацию данных мероприятий (формы организации деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающихся 9–10-х классов);

5) результативный блок (оценка уровней сформированности готовности обучающихся 9–10-х классов к выбору профессии учителя начальных классов; внесение коррективов в работу клуба; выбор учащимися 9–10-х классов профессии учителя начальных классов).

Для реализации проекта программы необходимы соответствующие ресурсы, в качестве которых мы предлагаем использовать возможности, выступающие средствами ее реализации: предметно-пространственный, социально-коммуникативный, информационный и т.д. (табл. 2).

Таблица 2

Ресурсное обеспечение реализации проекта программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива»

Название ресурса

Краткая характеристика ресурса

Предметно-пространственный ресурс

Архитектурно-пространственная среда и ландшафт города, предметно-пространственное наполнение вуза (аудиторный фонд, мебель, лаборатории, центры, обучающее оборудование, эстетическая организация предметно-пространственного наполнения вуза и т.д.), материально-техническое оснащение вуза и студенческих общежитий, базы практик и т.д.

Социально-коммуникативный ресурс

Общение внутри студенческой среды и с профессорско-преподавательским составом; интерактивы с педагогами-профессионалами, известными выпускниками вуза; посещение общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования т.д.

Информационный ресурс

Использование электронных источников получения информации (электронных энциклопедий, справочников, системы Интернет, программных средств, телеконференций, электронных библиотек, вирту­альных школ, тематических и учрежденческих сайтов и т.п.); доступ к социально-культурным ценностям города, области, региона и т.д. – посещение виртуальных музеев, присутствие на культурных мероприятиях, транслируемых через Интернет; информационное оснащение работы клуба и пр.

Из таблицы 2 видно, что сочетание предметно-пространственного, социально-коммуникативного и информационного ресурсов доступно для вуза в рамках реализации проекта данной программы.

Характеризуя второй этап проектирования ПОП КВД «Начальная школа – моя перспектива», отметим, что его целью является освещение плана намеченных в рамках работы клуба мероприятий и лиц, ответственных за реализацию данных мероприятий. Результаты работы на данном этапе проектирования мы представили в таблице 3.

Таблица 3

Мероприятия реализации профессионально ориентированной программы работы клуба «Начальная школа – моя перспектива» и ответственные за их реализацию

Мероприятия общепедагогической направленности / ответственные

Мероприятия методической направленности / ответственные

Мероприятия специальной направленности / ответственные

Экскурсии по факультету / ППС, студенты

 

Педагогические квесты / ППС, студенты

 

Мастер-классы учителей начальных классов / завкафедрой, ППС

Педагогический лекторий / ППС

 

Педагогические десанты / ППС, студенты, обучающиеся 9–10-х классов

Творческие педагогические мастерские / ППС, студенты

Встречи с педагогами-профессионалами / Декан, завкафедрой, ППС

Коллективная творческая деятельность / ППС, студенты

 

Workshop / ППС, студенты

 

Интерактивы с известными выпускниками вуза / Декан, завкафедрой, ППС

Педагогический дайвинг / ППС, студенты, обучающиеся 9–10-х классов

 

Мастер-классы для младших школьников / обучающиеся 9–10-х классов

Просмотр видеофильма о факультете с последующим обсуждением / ППС

Мастер-классы профессорско-преподавательского состава / ППС

Отчетный концерт / замдекана по воспитательной работе,  ППС, студенты

Из таблицы 3 видно, что к реализации мероприятий программы привлекаются декан факультета, заместитель декана по воспитательной работе, заведующий кафедрой, все преподаватели, реализующие образовательную программу, а также студенты факультета.

Осветив план намеченных в рамках работы клуба мероприятий и определив круг лиц, ответственных за реализацию данных мероприятий, приступим к характеристике третьего, заключительного этапа проектирования программы – проектирования перспектив реализации данной программы. Содержание данного этапа представлено наборами проектировочных действий: 1) оформление профессионально ориентированной программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива» в соответствии с необходимыми требованиями; составление аннотации на данную программу; предоставление материалов программы внешним экспертам для процедуры независимого оценивания; 2) корректировка структуры и содержания программы с учетом оценок внешних экспертов: корректировка недостатков программы, устранение замечаний независимых экспертов; получение положительных заключений независимых экспертов; 3) включение «финишной версии» программы в систему профориентационной работы вуза: рассмотрение «финишной версии» программы на профориентационном совете вуза; внедрение программы в профориентационную работу на уровне старшего звена средних общеобразовательных школ; 4) трансляция результатов реализации программы в профориентационную работу факультета: публикация статей в рецензируемых изданиях, освещение результатов применения программы участниками ее реализации на научно-практических мероприятиях, выступления на школьных родительских собраниях и т.д.

Выводы. Популяризация профессии учителя начальных классов является частью государственного заказа и требует от вузов активизации профориентационной деятельности. Большими возможностями в удовлетворении госзаказа, с одной стороны, и удовлетворении потребности обучающихся старших классов общеобразовательной школы в успешном поступлении и дальнейшем получении профессии учителя начальных классов – с другой, обладает клуб выходного дня. Грамотная и эффективная организация данной профессионально ориентированной формы досуговой деятельности школьников требует конкретной программы.

Алгоритм проектирования профессионально ориентированной программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива» характеризуется рядом черт:

1) представляет собой не что иное, как совокупность предписаний, необходимых для выполнения проектирования программы конкретного типа, точно регламентирующих, как и в какой последовательности получить результат – данную программу;

2) включает три этапа: организационный (моделирование целостного образа программы); операциональный (разработка содержания ядра данной программы – ее организационно-деятельностной составляющей); технологический (проектирование перспектив реализации данной программы);

3) обеспечивает успешность достижения конечной цели проведенной процедуры проектирования профессионально ориентированной программы клуба выходного дня «Начальная школа – моя перспектива», заключающейся в создании качественного продукта, ориентированного на популяризацию профессии учителя начальных классов.


Библиографическая ссылка

Милованова Л.А., Разливинских И.Н., Стерхова Н.С. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КЛУБА ВЫХОДНОГО ДНЯ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – МОЯ ПЕРСПЕКТИВА» КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31255 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674