Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL PREVENTION OF CYBER RISKS FOR STUDENTS EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION SYSTEMS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Talanova N.V. 1
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya
In order to optimize and improve the preventive work carried out in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the teaching staff, course link, as well as educational services, studied and analyzed the problems of the formation of cyber risks among students studying in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. This article discusses the most relevant cyber risks that modern youth may face, in particular, students of the educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article presents the results of an empirical study that relate to the use of information resources of the Internet by students in their daily and official activities. To analyze the use of the Internet by the students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the time, activity indicators, as well as self-control when using the Network were considered. Based on the results of the study, the author proposed directions for preventive work with students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. These directions, first of all, are focused on the all-round development of the personality of the student, the development of its creative, analytical, cultural components. The author believes that comprehensive pedagogical prevention can provide the necessary conditions for reducing the prerequisites for the emergence and development of cyber risks in the environment of the educational organization of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
cyber risks
internet technologies
internet-addicted behavior
pedagogical preventive work
comprehensive pedagogical prevention

В настоящее время трудно представить человека без Интернета, так как он становится неотъемлемой частью жизни, важным фактором социализации [1]. Широкое использование человеком интернет-технологий в повседневной жизни напрямую влияет на его адаптацию
в социуме. Несмотря на обширный перечень положительных сторон использования Сети (образовательные возможности, организация досуга, возможность осуществлять трудовую деятельность, легкость общения при отсутствии географических барьеров и др.), существуют и негативные стороны использования информационных ресурсов (искусственное навязывание общественного мнения, распространение провокационных и скандальных материалов, пропаганда насилия, жестокости и т.д.). Все вышеперечисленные негативные стороны использования информационных ресурсов мы назовем киберриски.

Цель исследования заключается в формулировании ключевых направлений деятельности по профилактике киберрисков курсантов, а также в выявлении необходимости разработки и проведения комплексной педагогической работы с курсантами образовательной организации МВД России, направленной на снижение предпосылок возникновения и развития киберрисков в образовательной среде.

Материал и методы исследования

В основе представленной научной статьи лежат материалы эмпирического исследования, которое проводилось на базе образовательной организации высшего образования МВД России. В исследовании принимали участие 65 курсантов 1-4 курсов.

Также был проведен теоретический анализ научных статей (Е.В. Ахмадеевой,
А.А. Исаева, И.В. Ульяновой и др.), авторы которых актуализируют проблему киберрисков, которым могут быть подвержены современные подростки и юноши, анализируют чувства
и эмоции молодых людей при использовании компьютера/мобильных гаджетов с функцией выхода в сеть Интернет.

Результаты исследования и их обсуждение

Современный мир трудно представить без открытого доступа к сети Интернет. В Сети можно найти различную информацию, заниматься трудовой и профессиональной деятельностью, получить образование и проводить досуг. Однако существуют и негативные проявления сети Интернет – киберриски.

Содержание киберрисков многообразно и может изменяться в зависимости от ситуации, в которой находится пользователь [2]. Как указывают исследователи, «само определение понятия риска является субъектно-отнесенным: риск зависит от ситуации, в которой может произойти неблагополучный исход, но такой исход будет напрямую зависеть от действий и принятых решений человека» [3].

Ниже будут представлены наиболее актуальные киберриски:

1. Контентные риски – это информационные материалы, которые пропагандируют насилие, агрессию, жестокость, содержат порнографию, эротику, нецензурную лексику и др.

2. Потребительские риски – включают в себя все ситуации, в которых нарушаются права человека (обман потребителя, приобретение в сети Интернет товара ненадлежащего качества, хищение персональной информации пользователя и др.).

3. Коммуникационные – межличностные взаимоотношения пользователей Сети, которые сопровождаются оскорблениями, нападками со стороны онлайн-собеседника и др.

4. Электронные риски – риски, которые подвергают опасности личные данные пользователя (вирусная атака, интернет-мошенничество и др.).

5. Киберзависимость – постоянное неконтролируемое пребывание в сети Интернет, нежелание возвращаться в реальный мир со всеми его трудностями и обязанностями [4].

С перечисленными выше рисками может столкнуться любой пользователь Сети. Однако важно отметить, что наиболее уязвимыми являются подростки и юношество, так как у лиц данных возрастных категорий еще не до конца сформирована психика и жизненные ориентиры, установки [5]. Они доверчивы и внушаемы, поэтому зачастую не могут распознать на просторах Всемирной паутины мошенников, которые, например, пытаются похитить их персональные данные или вовлечь в преступную деятельность [6].

Важно отметить, что распространению киберрисков поспособствовала пандемия коронавируса COVID-19, так как пользователи сети Интернет стали намного чаще обращаться к информационным источникам, интернет-платформам для осуществления трудовой, образовательной деятельности и др. В связи с этим возросли риски формирования киберзависимого поведения.

В данной работе мы рассмотрим такую категорию обучающихся, как курсанты образовательной организации высшего образования МВД России. Поскольку обучение в образовательной организации предусматривает ежедневное использование информационных источников, интернет-пространства (мониторинг ситуации в мире и в стране, изучение новых нормативно-правовых актов и поправок к ним и другое), то, можно сказать, что курсанты в большой степени подвергаются киберрискам разного содержания (угроза деструктивного, разлагающего воздействия, пропаганда девиантного поведения и прочее).

Курсанты образовательных организаций МВД России по своим возрастным психологическим характеристикам схожи с такой возрастной категорией, как юношество, а значит, им присущи все те характеристики поведения и психики, что и молодым людям, не обучающимся в данных образовательных организациях (доверчивость, внушаемость, спутанность ценностных ориентиров и другое).

Сеть Интернет является мощной коммуникативной площадкой и выступает источником сильного информационного воздействия на не до конца сформированную психику молодых людей, а также средством распространения киберугроз.

В связи с этим видится необходимость в проведении педагогической профилактической работы с курсантами по недопущению столкновения молодых людей с киберрисками, в частности возникновения предпосылок интернет-зависимого поведения.

Для конкретизации киберрисков, с которыми сталкиваются курсанты образовательных организаций МВД России, мы провели эмпирическое исследование, в котором проследили закономерности использования сети Интернет, процент вовлеченности курсантов в информационные процессы, мотивы использования интернет-ресурсов, время нахождения в Сети и другое.

Исследование проводилось на базе образовательной организации МВД России. Респондентами являлись курсанты 1-4 курсов. Всего в исследовании приняло участие 65 курсантов в возрасте от 17 до 23 лет.

В качестве методики исследования была разработана анкета, включающая 15 вопросов с выбором респондентами одного или нескольких ответов. За основу был взят тест на определение интернет-зависимости (Янг К., 1995).

По результатам исследования было выявлено, что 75% опрошенных проводят в сети Интернет более трех часов в день (рис. 1).

Рис. 1. Временной показатель использования сети Интернет курсантами 1-4 курсов образовательной организации МВД России

На вопрос анкеты «Я остаюсь в сети Интернет в течение более длительного времени, хотя планировал(а) зайти "на минуточку"» результаты распределились следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Самоконтроль использования сети Интернет курсантами 1-4 курсов образовательной организации МВД России

Из представленной выше диаграммы мы видим, что около половины опрошенных не способны контролировать время, проведенное в Сети.

Данный факт подтверждают результаты, полученные при ответе респондентами на вопрос: «Я контролирую время, проведенное в Сети» (рис. 3).

Рис. 3. Результаты, полученные при ответе курсантами на вопрос анкеты «Я контролирую время, проведенное в Сети»

На вопрос анкеты: «Я стал больше общаться с близкими людьми посредством сети Интернет» 62% опрошенных ответили «ДА» (рис. 4).

Рис. 4. Цифровизация и виртуализация межличностного общения курсантами образовательной организации МВД России

Переход реального общения в виртуальный мир подтверждает и следующая диаграмма (рис. 5).

Рис. 5. Деятельностный показатель использования сети Интернет курсантами образовательной организации МВД России

Из выше представленной диаграммы мы видим, что большая часть опрошенных использует Интернет в качестве коммуникации со своими друзьями (40% респондентов).

Таким образом, исходя из представленных результатов анкетирования, мы можем сказать, что курсанты образовательной организации МВД России подвержены коммуникационным интернет-рискам, а также риску возникновения киберзависимости,
так как курсанты проводят в сети Интернет большое количество времени и не могут самостоятельно контролировать данный процесс.

Для снижения данного рода рисков необходимо проводить планомерную
и комплексную педагогическую профилактику, которая будет включать в себя как работу курсовых офицеров, так и работу профессорско-преподавательского состава, в частности педагогов-кураторов учебных взводов. Необходимо понимать, что данный вид профилактической работы должен проводиться постоянно, затрагивая разные сферы деятельности обучающихся (учебная, досуговая деятельность и др.). Важно отметить, что эффективность профилактики киберрисков курсантов достигается тесным взаимодействием всех субъектов и служб профилактики. Комплексность проводимой профилактической работы обусловлена всеобъемлющим характером деятельности, а также использованием широкого набора методов и средств субъектами профилактики.

Организация проведения педагогической профилактической работы должна включать в себя несколько направлений.

1. Информационно-просветительское направление. Данное направление предусматривает информационную подготовку курсантов, которая заключается в информировании обучающихся о негативных последствиях долгого пребывания в сети Интернет, о возможном развитии зависимого (аддиктивного) поведения. Данное направление является наиболее традиционным при проведении профилактической работы. В рамках данного направления используются различные формы, которые, по своей сути, призваны оказать положительное воздействие на когнитивные процессы личности курсанта. К таким формам можно отнести следующие:

· Лекция (разъяснение обучающимся природы интернет-зависимого поведения, рисков пребывания в сети Интернет).

· Кинолекторий (показ обучающих фильмов, социальных роликов, которые направлены на ознакомление, изучение правил безопасного серфинга в Сети и других киберрисков).

· Беседа-диалог (одна из форм лекционного занятия, предусматривающая активное вовлечение слушателей в процесс разъяснения той или иной темы/проблемы).

· Стендово-просветительская работа (наглядное размещение познавательной, ознакомительной информации, затрагивающей определенную тему/проблему).

2. Здоровье-ориентированное направление. Важное место в процессе развития и самосовершенствования личности сотрудника ОВД занимает культурно-досуговая работа как особое направление в воспитательной работе системы МВД [7]. Данное направление предполагает отвлечение курсантов от сети Интернет с помощью организации досуга курсантов (пропаганда творческой и спортивной деятельности, вовлечение в культурную и спортивную жизнь образовательной организации).

Культурно-досуговая деятельность способствует формированию позитивной мотивации обучающихся в личностном развитии, учебе, социально-бытовых навыках. Также данная деятельность призвана повысить познавательный интерес курсантов, сформировать их духовно-нравственное развитие. Культурно-досуговая деятельность основывается на добровольности, личной инициативе, интересе к коммуникациям и творчеству.

Культурно-досуговая деятельность предполагает вовлечение курсантов в такие виды деятельности, как:

· спортивно-массовые мероприятия (цель: улучшение здоровья и профессиональных качеств курсантов);

· деловые игры (цель: развитие способностей к выработке конструктивных предложений для взаимного сотрудничества членов учебного коллектива);

· культурно-творческая деятельность (цель: воспитание духовно-нравственной личности, патриота государства);

· дискуссии (цель: формирование умения высказывать свою точку зрения перед группой, приобретение нового жизненного опыта).

Несомненно, данные профилактические мероприятия создают благоприятные условия для духовно-нравственного развития личности курсанта; формируют навыки взаимодействия с коллективом; способствуют социализации в обществе; развивают физические и творческие способности каждого курсанта, включенного в совместную деятельность.

3. Личностно ориентированное направление. Данное направление концентрирует внимание субъектов профилактики на личности курсанта, где личность представляет собой систему ценностей с индивидуальным и неповторимым набором физических свойств и духовных качеств. В рамках данного направления подчеркивается индивидуальность каждого обучающегося, осуществляется деятельность по развитию морально-нравственных качеств личности, формированию мотивации к саморазвитию, самовоспитанию и совершенствованию ранее полученных умений и навыков. Личностно ориентированное направление призвано привить курсантам культуру использования сети Интернет. Это позволит сформировать устойчивое и осознанное использование курсантами возможностей интернет-пространства в соответствии с его развитием [8] и не допустить совершения ими по незнанию необдуманных поступков, а также снизить риск формирования кибераддиктивного поведения.

Заключение

Таким образом, мы считаем, что проведение комплексной педагогической профилактики способно обеспечить необходимые условия для сокращения предпосылок возникновения и развития киберрисков в среде образовательной организации высшего образования МВД России. Вместе с тем подобные меры не являются исчерпывающими, что доказывает необходимость проработки проблемы кибераддикции молодежи научным сообществом и, в части, касающейся ведомственного образовательного сегмента, со стороны кадровых подразделений и воспитательного звена учебных заведений путём проведения всесторонних исследований и внедрения актуальных педагогических методик и программ.

Целью таких методик и программ в долгосрочной перспективе должно явиться привитие обучающимся «здорового» восприятия и использования интернет-пространства со всеми предоставляемыми им возможностями без попыток склонения к отказу от него.