Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРРИСКОВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ

Таланова Н.В. 1
1 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел России имени В.Я. Кикотя»
В целях оптимизации и совершенствования профилактической работы, проводимой в образовательных организациях Министерства внутренних дел России профессорско-преподавательским составом, курсовым звеном, а также воспитательными службами, изучены и проанализированы проблемы формирования киберрисков у курсантов, обучающихся в образовательной организации МВД России. В данной статье рассмотрены наиболее актуальные киберриски, с которыми может столкнуться современное юношество, в частности курсанты образовательной организации системы МВД России. В статье приведены результаты эмпирического исследования, которые касаются использования курсантами в своей повседневной и служебной деятельности информационных ресурсов сети Интернет. Для анализа использования сети Интернет курсантами образовательной организации МВД России были рассмотрены временной, деятельностный показатели, а также самоконтроль при использовании Сети. По итогам проведения исследования автором предложены направления профилактической работы с курсантами образовательной организации МВД России. Данные направления, в первую очередь, ориентированы на всестороннее развитие личности курсанта, развитие её творческих, аналитических и культурных составляющих. Автор считает, что проведение комплексной педагогической профилактики способно обеспечить необходимые условия для сокращения предпосылок возникновения и развития киберрисков в среде образовательной организации высшего образования МВД России.
киберриски
Интернет-технологии
интернет-зависимое поведение
педагогическая профилактическая работа
комплексная педагогическая профилактика
1. Ахмадеева Е.В. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями // Вестник Башкирского университета. 2013. С. 232-235.
2. Исаев А.А. Ощущения, чувства, эмоции: кибернетический аспект // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 2. С. 173-179.
3. Солдатова Г., Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М. Дети России он-лайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EUKidsOnlineII в России. [Электронный ресурс].URL: https://docplayer.ru/27337424-Deti-rossii-onlayn-rezultaty-mezhdunarodnogo-proekta-eu-kids-online-ii-v-rossii-g-soldatova-e-rasskazova-e-zotova-m-lebesheva-p-roggendorf.html (дата обращения: 27.10.2021).
4. Таланова Н.В. Риски пребывания детей в интернет-пространстве. Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы:
сборник научных статей и материалов VII международной научно-практической конференции (29-30 октября 2020). 2020. C. 92-94.
5. Коптелова Н.И., Попов В.А. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 970-973.
6. Плохих В.В. Особенности реализации когнитивных процессов у интернет-аддиктов // Психологический журнал. 2016. № 3. С. 69-79.
7. Ульянова И.В. Культурно-досуговая работа с сотрудниками ОВД как средство их личностного развития. Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы. 2020. 765 с.
8. Таланова Н.В. О необходимости внедрения комплекса практических мер по повышению культуры использования сети Интернет сотрудниками и курсантами образовательных организаций Министерства внутренних дел России // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. [Электронный ресурс].
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29955 (дата обращения: 28.10.2021).

В настоящее время трудно представить человека без Интернета, так как он становится неотъемлемой частью жизни, важным фактором социализации [1]. Широкое использование человеком интернет-технологий в повседневной жизни напрямую влияет на его адаптацию
в социуме. Несмотря на обширный перечень положительных сторон использования Сети (образовательные возможности, организация досуга, возможность осуществлять трудовую деятельность, легкость общения при отсутствии географических барьеров и др.), существуют и негативные стороны использования информационных ресурсов (искусственное навязывание общественного мнения, распространение провокационных и скандальных материалов, пропаганда насилия, жестокости и т.д.). Все вышеперечисленные негативные стороны использования информационных ресурсов мы назовем киберриски.

Цель исследования заключается в формулировании ключевых направлений деятельности по профилактике киберрисков курсантов, а также в выявлении необходимости разработки и проведения комплексной педагогической работы с курсантами образовательной организации МВД России, направленной на снижение предпосылок возникновения и развития киберрисков в образовательной среде.

Материал и методы исследования

В основе представленной научной статьи лежат материалы эмпирического исследования, которое проводилось на базе образовательной организации высшего образования МВД России. В исследовании принимали участие 65 курсантов 1-4 курсов.

Также был проведен теоретический анализ научных статей (Е.В. Ахмадеевой,
А.А. Исаева, И.В. Ульяновой и др.), авторы которых актуализируют проблему киберрисков, которым могут быть подвержены современные подростки и юноши, анализируют чувства
и эмоции молодых людей при использовании компьютера/мобильных гаджетов с функцией выхода в сеть Интернет.

Результаты исследования и их обсуждение

Современный мир трудно представить без открытого доступа к сети Интернет. В Сети можно найти различную информацию, заниматься трудовой и профессиональной деятельностью, получить образование и проводить досуг. Однако существуют и негативные проявления сети Интернет – киберриски.

Содержание киберрисков многообразно и может изменяться в зависимости от ситуации, в которой находится пользователь [2]. Как указывают исследователи, «само определение понятия риска является субъектно-отнесенным: риск зависит от ситуации, в которой может произойти неблагополучный исход, но такой исход будет напрямую зависеть от действий и принятых решений человека» [3].

Ниже будут представлены наиболее актуальные киберриски:

1. Контентные риски – это информационные материалы, которые пропагандируют насилие, агрессию, жестокость, содержат порнографию, эротику, нецензурную лексику и др.

2. Потребительские риски – включают в себя все ситуации, в которых нарушаются права человека (обман потребителя, приобретение в сети Интернет товара ненадлежащего качества, хищение персональной информации пользователя и др.).

3. Коммуникационные – межличностные взаимоотношения пользователей Сети, которые сопровождаются оскорблениями, нападками со стороны онлайн-собеседника и др.

4. Электронные риски – риски, которые подвергают опасности личные данные пользователя (вирусная атака, интернет-мошенничество и др.).

5. Киберзависимость – постоянное неконтролируемое пребывание в сети Интернет, нежелание возвращаться в реальный мир со всеми его трудностями и обязанностями [4].

С перечисленными выше рисками может столкнуться любой пользователь Сети. Однако важно отметить, что наиболее уязвимыми являются подростки и юношество, так как у лиц данных возрастных категорий еще не до конца сформирована психика и жизненные ориентиры, установки [5]. Они доверчивы и внушаемы, поэтому зачастую не могут распознать на просторах Всемирной паутины мошенников, которые, например, пытаются похитить их персональные данные или вовлечь в преступную деятельность [6].

Важно отметить, что распространению киберрисков поспособствовала пандемия коронавируса COVID-19, так как пользователи сети Интернет стали намного чаще обращаться к информационным источникам, интернет-платформам для осуществления трудовой, образовательной деятельности и др. В связи с этим возросли риски формирования киберзависимого поведения.

В данной работе мы рассмотрим такую категорию обучающихся, как курсанты образовательной организации высшего образования МВД России. Поскольку обучение в образовательной организации предусматривает ежедневное использование информационных источников, интернет-пространства (мониторинг ситуации в мире и в стране, изучение новых нормативно-правовых актов и поправок к ним и другое), то, можно сказать, что курсанты в большой степени подвергаются киберрискам разного содержания (угроза деструктивного, разлагающего воздействия, пропаганда девиантного поведения и прочее).

Курсанты образовательных организаций МВД России по своим возрастным психологическим характеристикам схожи с такой возрастной категорией, как юношество, а значит, им присущи все те характеристики поведения и психики, что и молодым людям, не обучающимся в данных образовательных организациях (доверчивость, внушаемость, спутанность ценностных ориентиров и другое).

Сеть Интернет является мощной коммуникативной площадкой и выступает источником сильного информационного воздействия на не до конца сформированную психику молодых людей, а также средством распространения киберугроз.

В связи с этим видится необходимость в проведении педагогической профилактической работы с курсантами по недопущению столкновения молодых людей с киберрисками, в частности возникновения предпосылок интернет-зависимого поведения.

Для конкретизации киберрисков, с которыми сталкиваются курсанты образовательных организаций МВД России, мы провели эмпирическое исследование, в котором проследили закономерности использования сети Интернет, процент вовлеченности курсантов в информационные процессы, мотивы использования интернет-ресурсов, время нахождения в Сети и другое.

Исследование проводилось на базе образовательной организации МВД России. Респондентами являлись курсанты 1-4 курсов. Всего в исследовании приняло участие 65 курсантов в возрасте от 17 до 23 лет.

В качестве методики исследования была разработана анкета, включающая 15 вопросов с выбором респондентами одного или нескольких ответов. За основу был взят тест на определение интернет-зависимости (Янг К., 1995).

По результатам исследования было выявлено, что 75% опрошенных проводят в сети Интернет более трех часов в день (рис. 1).

Рис. 1. Временной показатель использования сети Интернет курсантами 1-4 курсов образовательной организации МВД России

На вопрос анкеты «Я остаюсь в сети Интернет в течение более длительного времени, хотя планировал(а) зайти "на минуточку"» результаты распределились следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Самоконтроль использования сети Интернет курсантами 1-4 курсов образовательной организации МВД России

Из представленной выше диаграммы мы видим, что около половины опрошенных не способны контролировать время, проведенное в Сети.

Данный факт подтверждают результаты, полученные при ответе респондентами на вопрос: «Я контролирую время, проведенное в Сети» (рис. 3).

Рис. 3. Результаты, полученные при ответе курсантами на вопрос анкеты «Я контролирую время, проведенное в Сети»

На вопрос анкеты: «Я стал больше общаться с близкими людьми посредством сети Интернет» 62% опрошенных ответили «ДА» (рис. 4).

Рис. 4. Цифровизация и виртуализация межличностного общения курсантами образовательной организации МВД России

Переход реального общения в виртуальный мир подтверждает и следующая диаграмма (рис. 5).

Рис. 5. Деятельностный показатель использования сети Интернет курсантами образовательной организации МВД России

Из выше представленной диаграммы мы видим, что большая часть опрошенных использует Интернет в качестве коммуникации со своими друзьями (40% респондентов).

Таким образом, исходя из представленных результатов анкетирования, мы можем сказать, что курсанты образовательной организации МВД России подвержены коммуникационным интернет-рискам, а также риску возникновения киберзависимости,
так как курсанты проводят в сети Интернет большое количество времени и не могут самостоятельно контролировать данный процесс.

Для снижения данного рода рисков необходимо проводить планомерную
и комплексную педагогическую профилактику, которая будет включать в себя как работу курсовых офицеров, так и работу профессорско-преподавательского состава, в частности педагогов-кураторов учебных взводов. Необходимо понимать, что данный вид профилактической работы должен проводиться постоянно, затрагивая разные сферы деятельности обучающихся (учебная, досуговая деятельность и др.). Важно отметить, что эффективность профилактики киберрисков курсантов достигается тесным взаимодействием всех субъектов и служб профилактики. Комплексность проводимой профилактической работы обусловлена всеобъемлющим характером деятельности, а также использованием широкого набора методов и средств субъектами профилактики.

Организация проведения педагогической профилактической работы должна включать в себя несколько направлений.

1. Информационно-просветительское направление. Данное направление предусматривает информационную подготовку курсантов, которая заключается в информировании обучающихся о негативных последствиях долгого пребывания в сети Интернет, о возможном развитии зависимого (аддиктивного) поведения. Данное направление является наиболее традиционным при проведении профилактической работы. В рамках данного направления используются различные формы, которые, по своей сути, призваны оказать положительное воздействие на когнитивные процессы личности курсанта. К таким формам можно отнести следующие:

· Лекция (разъяснение обучающимся природы интернет-зависимого поведения, рисков пребывания в сети Интернет).

· Кинолекторий (показ обучающих фильмов, социальных роликов, которые направлены на ознакомление, изучение правил безопасного серфинга в Сети и других киберрисков).

· Беседа-диалог (одна из форм лекционного занятия, предусматривающая активное вовлечение слушателей в процесс разъяснения той или иной темы/проблемы).

· Стендово-просветительская работа (наглядное размещение познавательной, ознакомительной информации, затрагивающей определенную тему/проблему).

2. Здоровье-ориентированное направление. Важное место в процессе развития и самосовершенствования личности сотрудника ОВД занимает культурно-досуговая работа как особое направление в воспитательной работе системы МВД [7]. Данное направление предполагает отвлечение курсантов от сети Интернет с помощью организации досуга курсантов (пропаганда творческой и спортивной деятельности, вовлечение в культурную и спортивную жизнь образовательной организации).

Культурно-досуговая деятельность способствует формированию позитивной мотивации обучающихся в личностном развитии, учебе, социально-бытовых навыках. Также данная деятельность призвана повысить познавательный интерес курсантов, сформировать их духовно-нравственное развитие. Культурно-досуговая деятельность основывается на добровольности, личной инициативе, интересе к коммуникациям и творчеству.

Культурно-досуговая деятельность предполагает вовлечение курсантов в такие виды деятельности, как:

· спортивно-массовые мероприятия (цель: улучшение здоровья и профессиональных качеств курсантов);

· деловые игры (цель: развитие способностей к выработке конструктивных предложений для взаимного сотрудничества членов учебного коллектива);

· культурно-творческая деятельность (цель: воспитание духовно-нравственной личности, патриота государства);

· дискуссии (цель: формирование умения высказывать свою точку зрения перед группой, приобретение нового жизненного опыта).

Несомненно, данные профилактические мероприятия создают благоприятные условия для духовно-нравственного развития личности курсанта; формируют навыки взаимодействия с коллективом; способствуют социализации в обществе; развивают физические и творческие способности каждого курсанта, включенного в совместную деятельность.

3. Личностно ориентированное направление. Данное направление концентрирует внимание субъектов профилактики на личности курсанта, где личность представляет собой систему ценностей с индивидуальным и неповторимым набором физических свойств и духовных качеств. В рамках данного направления подчеркивается индивидуальность каждого обучающегося, осуществляется деятельность по развитию морально-нравственных качеств личности, формированию мотивации к саморазвитию, самовоспитанию и совершенствованию ранее полученных умений и навыков. Личностно ориентированное направление призвано привить курсантам культуру использования сети Интернет. Это позволит сформировать устойчивое и осознанное использование курсантами возможностей интернет-пространства в соответствии с его развитием [8] и не допустить совершения ими по незнанию необдуманных поступков, а также снизить риск формирования кибераддиктивного поведения.

Заключение

Таким образом, мы считаем, что проведение комплексной педагогической профилактики способно обеспечить необходимые условия для сокращения предпосылок возникновения и развития киберрисков в среде образовательной организации высшего образования МВД России. Вместе с тем подобные меры не являются исчерпывающими, что доказывает необходимость проработки проблемы кибераддикции молодежи научным сообществом и, в части, касающейся ведомственного образовательного сегмента, со стороны кадровых подразделений и воспитательного звена учебных заведений путём проведения всесторонних исследований и внедрения актуальных педагогических методик и программ.

Целью таких методик и программ в долгосрочной перспективе должно явиться привитие обучающимся «здорового» восприятия и использования интернет-пространства со всеми предоставляемыми им возможностями без попыток склонения к отказу от него.


Библиографическая ссылка

Таланова Н.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРРИСКОВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31228 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674