Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF FORMING OF MODERN PARENTS’ READINESS FOR SOCIAL AND EDUCATIONAL PARTNERSHIP WITH RURAL SCHOOLS

Kazanina E.A. 1 Mokretsova L.A. 1 Shvets N.A. 1
1 Altai State Humanitarian and Pedagogical University named after V. M. Shukshin
On the basis of the modern paradigm of children’s upbringing, the article describes a model for the formation of parents' readiness for social and educational partnership with a rural school. The features of the structural-functional model of the formation of parents' readiness for this type of partnership are presented. This model allows to study the internal state of objects, determine the interconnections of components and predict the consequences of decisions made. The external and internal conditions are formulated that contribute to the formation of modern parents’ readiness for social and educational partnership with a rural school. The substantive, structural, technological, evaluative and diagnostic, effective stages of the model are considered. The interaction of the participants in educational relations, necessary for the formation of partnerships between parents and the school, has been determined. The methodological component of the model is represented by personified, axiological and system-activity approaches. The approaches and principles typical for the implementation of the model are compared. The technological component is presented in detail through the stages of implementation: motivational-target, planning-prognostic, organizational-executive, evaluative-effective. The results of the evaluation procedures of each stage of technology implementation, verification and correlation of the results obtained with the set goals are given. In conclusion, the results of the ascertaining stage of the experiment are presented – the level of the motivational component as one of the indicators of the level of satisfaction with the educational organization by parents, teachers and children, which made it possible to further structure the parents’ support program. The presented model of forming the readiness of modern parents for social and educational partnership with a rural school plays an important role in the process of raising and teaching children.
rural school
parents
partnership
readiness
model
social-educational interaction

Педагогическая практика на данный момент слабо представлена продуктивным опытом социально-образовательного партнерства (далее – СОП) именно с сельской школой. Наряду с этим в последнее время идет активный поиск эффективных форм взаимодействия между школой и семьей. Школа выстраивает свои отношения с семьей исходя из своих особенностей, ресурсов, кадрового потенциала, традиций, особенностей родителей и особенностей своей воспитательной системы. Научные исследования данной проблемы создают основу для пристального изучения взаимодействия семьи и школы, в них социальное партнерство рассматривается как средство для воспитания потенциала семьи (О.Ю. Кожурова [1], М.Ю. Шеина [2]), формирования готовности родителей к воспитательной функции через взаимодействие семьи и дошкольного учреждения (Л.Э. Абдуллина [3], К.Н. Лебедева [4], Л.А. Мокрецова, О.В. Попова, Н.А. Швец [5]), работа школы с родителями – как важнейшая деятельность в современном социуме через технологии сотрудничества (Н.А. Головнева, Н.А. Домашенко [6], Т.В. Челпаченко [7]).

Следует отметить, что Л.В. Лепетина рассматривает партнерские взаимоотношения как систему стимулирования и развития образовательной активности родителей [8]. Проблемам семьи, внутрисемейным отношениям, взаимодействию с ребенком как «продуктивному родительству» уделено большое внимание в исследованиях Е.Н. Васильевой [9]. Т.П. Симакова рассматривает формирование субъектной позиции семьи средствами социально-образовательного партнерства [10]. Зарубежными авторами также глубоко изучаются партнерские отношения семьи и общества (N. Beltekin [11], P. Banquedano-Lopez, R.A. Alexander, S.J. Hernadez [12]).

В последнее время наблюдается повышенный интерес к проблемам сельской семьи, ее трансформации в современном обществе (Ч.Я. Шафранская [13], С.Г. Шеуджен [14] и др.). Активно исследуются вопросы социальной адаптации в сельской школе, современной коммуникации в сельской среде, повышения квалификации сельского учительства, повышения качества образования в сельской школе на разных ступенях образования. Наряду с этим следует отметить, что актуальных диссертационных исследований, касающихся социального или образовательного взаимодействия сельской школы и родителей, за последние десять лет нет. Благодаря проведенным теоретическим исследованиям был сделан вывод о том, что не выявлено работ, которые в полной мере раскрывают решение данной проблемы через создание эффективного социально-образовательного партнерства родителей и сельской школы. Предлагаемые нами теоретические идеи структурно-функциональной модели формирования готовности родителей к социально-образовательному партнерству позволяют увидеть разнообразие эффективных способов партнерского взаимодействия сельской школы с родителями.

Цель исследования состоит в разработке модели формирования готовности современных родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой.

Материал и методы исследования

В многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях рассматриваются основы моделирования [15]. По мнению В.В. Краевского, моделирование – это «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения», при этом инструментом познания является модель [16].

По своему типу модель формирования готовности современных родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой является структурно-функциональной, так как она показывает, с одной стороны, внешнее взаимодействие объектов, с другой – внутренние процессы взаимодействия, взаимовлияния элементов и их последовательность [17]. Данная модель позволяет изучить внутреннее состояние объектов, определить взаимосвязи компонентов и спрогнозировать последствия принятых решений. Предлагаемая модель включает в себя следующие компоненты: методологический, целевой, содержательный, структурный, технологический, оценочно-диагностический и результативный.

Методологический компонент модели формирования готовности современных родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой представлен персонифицированным, аксиологическим и системно-деятельностным подходами и соответствующими им принципами.

Персонифицированный подход. В нашем исследовании будем придерживаться мнения А.М. Акимова, который представляет персонификацию как принятие личностью общественных интересов и целенаправленный индивидуальный подход к каждому родителю, который имеет свободу выбора [18]. В связи с этим персонифицированный подход, отраженный в принципах релевантности, потенциальности и кластерности, позволил нам рассмотреть возможности предоставления родителям выбора направлений взаимодействия со школой в соответствии с их возможностями [19].

Аксиологический подход в нашем исследовании не только определяет систему духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и родителей, но и призван решать наметившийся кризис сельской семьи, теряющей историческую идентичность. Аксиологический подход исходя из теоретических обоснований С.И. Маслова, Т.А. Масловой [20] дал нам возможность определить совокупность приоритетных ценностей в образовании и саморазвитии всех субъектов образовательных отношений, а также спроектировать образовательный и воспитательный процесс на основе закономерностей ценностного мира родителей. К принципам аксиологического подхода отнесем следующие: равнозначность традиций и творчества, равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей, диалог вместо безразличия или отрицания друг друга. Данные принципы позволяют включиться школе и родителям в исследовательский диалог и через систему ценностных ориентиров оптимизировать способы и механизмы решения поставленных проблем.

Мы понимаем, что формирование партнерства родителей и сельской школы в современных социально-экономических условиях – это достаточно длительный и сложный системный процесс, достижение цели которого возможно только в системе, с включением в активную деятельность всех субъектов. Данные задачи призван решать системно-деятельностный подход. В своем исследовании мы придерживаемся мнения А.Г. Асмолова и рассматриваем данный подход как проектирование целенаправленной деятельности по взаимодействию школы и семьи [21]. Системно-деятельностный подход к формированию готовности родителей к социально-образовательному партнерству позволил нам выявить и устранить проблемы межличностной коммуникации субъектов и определить основные направления их деятельности.

Бесспорным является тот факт, что для формирования готовности родителей к социально-образовательному партнерству необходимо создать совокупность организационно-педагогических условий, которая обеспечит формирование системы партнерских отношений современных родителей и сельской школы, что в свою очередь и является целью внедрения нашей модели.

Содержательный компонент модели представлен комплексом функций субъектов образовательных отношений и программами, в которых участвуют не только все субъекты образовательных отношений, но и социум села. Являясь центром социокультурного пространства села, школа – это не только участник, но, как правило, инициатор и организатор разного рода культурных, просветительских и образовательных мероприятий. Содержательный компонент представлен различными программами по направлениям деятельности и функциям субъектов: школа и социум, школа и семья.

Структурный компонент модели определяет взаимодействие участников образовательных отношений, необходимых для формирования партнерских взаимоотношений между родителями и школой. К субъектам отнесем сельских родителей (родителей и законных представителей обучающихся), детей, образовательную организацию (администрацию, педагогов, социальную службу). Немаловажным является то, что родитель – это не просто партнер сельской школы, а полноправный участник образовательных отношений и инициатор проведения мероприятий для детей и школы, при этом данная функция родителей раскрывается в процессе взаимодействия и включения родителей в социально-образовательные программы школы.

Ключевым звеном структурного компонента становится ребенок как общая ценность, объединяющая семью и школу. Реализация структурного компонента предполагает выявление потребностей ребенка, которые станут инструментом воздействия на родителей. В данной позиции желание ребенка добиться результата в обучении, творчестве, быть успешным служит мотивом для деятельности родителя и построения родителем траектории успеха для своего ребенка.

Администрация школы, педагоги, социально-психологическая служба как представители образовательной организации выступают с позиции фасилитаторов по отношению к родителям. Также педагоги, вступая в субъектные взаимоотношения с коллегами, выступают в роли наставников (наставник молодого педагога, наставник молодого классного руководителя). Роль наставника по отношению к молодым родителям исполняют опытные родители.

Технологический компонент модели представляет собой совокупность методов, способов, средств и механизмов, ведущих к получению положительного результата, в соответствии с определенными этапами: информационно-аналитическим, мотивационно-целевым, планово-прогностическим, организационно-исполнительским, оценочно-результативным. В рамках реализации модели используются как традиционные методы, формы и технологии, так и инновационные. Одними из перспективных технологий взаимодействия становятся в последнее время информационно-коммуникационные. Используя психолого-педагогические методы (анализ, тестирование, анкетирование, обсуждение, сравнение, ранжирование, обобщение), на информационно-аналитическом этапе мы изучили уровень готовности современных родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой. Были проведены обучающие семинары-практикумы для педагогов, определены наставнические пары классных руководителей.

Приступая к мотивационно-целевому этапу, мы понимали, что закладываем основные ориентиры для создания партнерских отношений между родителями и школой, повышая их активность и мотивацию на первом этапе через социальные сети.

Планово-прогностический этап представлен к рассмотрению двумя понятиями: «планирование» и «прогнозирование». На основе принципов системно-деятельностного, аксиологического и персонифицированного подходов, методов планирования и прогнозирования нами были спланированы и разработаны подпрограммы по нескольким направлениям деятельности.

Организационно-исполнительский этап включал в себя переход от теории к практике и состоял из двух подэтапов – организационного и исполнительского. Были определены направления деятельности совокупного субъекта партнерства: руководитель; администрация; педагоги-предметники; классные руководители; педагоги, родители и обучающиеся – координаторы проектных команд; наставники педагогов; руководитель стажировочной площадки. Сущность исполнительского этапа заключалась в непосредственной деятельности всех субъектов образовательных отношений и внедрении программы воспитательной работы с родителями, направленной на организацию их взаимодействия. На данном этапе мы использовали методы: делегирование полномочий родителям, привлечение педагогов и родителей к управлению и принятию совместных решений, связанных с образовательной деятельностью детей; инструктирование, консультации, обмен опытом и др.

Оценочно-результативный этап позволил нам оценить эффективность внедряемой технологии. По итогам каждой программы проводился анализ, вносились коррективы, осуществлялись пролонгация программ и их дальнейшее внедрение. Данный процесс был интересен проведением оценочных процедур каждого этапа внедрения технологии, проверкой и соотнесением полученных результатов с поставленными целями.

Оценочно-диагностический компонент модели позволяет оценить эффективность готовности родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой. Опираясь на труды Н.Н. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [22], мы понимаем готовность как активное состояние личности, сформированное в результате определенной деятельности. Согласно исследованиям ученых, мы определяем следующие компоненты готовности родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой: мотивационный, деятельностный, когнитивный.

Оценочно-диагностический компонент модели включает в себя методики выявления уровня готовности родителей к социально-образовательному партнерству со школой: «Уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива» (Е.Н. Степанов); «Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» (А.А. Андреев); «Модифицированная анкета по оцениванию знаний в области педагогики и психологии» (Н.А. Хрусталькова); «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин); методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).

Результативный компонент модели позволяет оценить результат формирования готовности родителей к социально-образовательному партнерству и включает критерии и показатели (мотивационный: мотивация родителей к СОП, удовлетворенность работой школы, результатами своих детей; когнитивный: знания родителей об индивидуальных и возрастных особенностях детей, методах воспитания детей, законодательства в сфере образования и воспитания; деятельностный: вовлеченность родителей в СОП).

Результаты исследования и их обсуждение

На констатирующем этапе эксперимента нами были изучены исходные показатели уровня готовности родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой через опросники, анкеты и тесты. Были исследованы различные компоненты готовности родителей к социально-образовательному партнерству. В опытно-экспериментальной работе участвовали два образовательных учреждения – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сростинская средняя общеобразовательная школа им. В.М. Шукшина» (с. Сростки, Алтайский край) и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верх-Катунская средняя общеобразовательная школа» (с. Верх-Катунское, Алтайский край). Данные школы были отобраны по принципу однородности приблизительно с одинаковым количеством школьников и учителей. Общее количество участников опытно-экспериментальной работы составило 864 человек (в первой школе – 204 родителя, 27 педагогов, 214 обучающихся; во второй школе – 200 родителей, 20 педагогов, 199 обучающихся).

Далее представляем результаты исследования мотивационного компонента готовности как одного из самых важных. Показателем выступал уровень удовлетворенности образовательным учреждением, который был измерен у детей, родителей и учителей путем анкетирования. Анализируя полученные результаты, мы приходим к заключению о недостаточном уровне сформированности готовности родителей по мотивационному критерию. Данные выводы подтверждаются следующим: 41,66% родителей обучающихся из первой школы (85 человек) удовлетворены образовательным процессом, в то время как данный показатель наблюдается у 43,5% родителей детей из второй школы (87 человек).

Также дополнительно был измерен уровень удовлетворенности образовательным процессом у учителей и школьников. Уровень удовлетворенности у педагогов первой из вышеназванных школ (19 человек) составил 70,37%, у учителей из второй школы (14 человек) – 70%. Удовлетворены учебно-воспитательным процессом 42,05% детей из первой школы (90 человек) и 43,21% (86 человек) обучающихся второй школы.

Следует отметить, что уровень удовлетворенности у всех субъектов образовательных отношений различный, большей частью средний или ниже среднего. Более высокие показатели удовлетворенности работой в школе отмечены у педагогов (около 70%). Данный факт можно объяснить тем, что коллективы сельских школ состоят из квалифицированных педагогов, которые не являются случайными людьми в профессии. Средней уровень удовлетворенности родителей, предположительно, можно объяснить отсутствием взаимопонимания между семьей и школой, завышенными требованиями к образовательному учреждению и к собственному ребенку, что в свою очередь оказывает прямое влияние на уровень удовлетворенности школой обучающимися. В дальнейшем мы планируем провести работу по реализации представленной модели в первой из вышеназванных школ, которую будем считать экспериментальной.

Заключение. В заключение хотелось бы отметить, что модель формирования готовности современных родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой играет важную роль в процессе воспитания и обучения детей. Эффективное выстраивание социально-образовательных отношений между семьей и школой сегодня становится важнейшим условием подготовки обучающихся к будущему. Результаты внедрения модели в экспериментальной школе будут представлены в дальнейших публикациях.