Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ К СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПАРТНЕРСТВУ С СЕЛЬСКОЙ ШКОЛОЙ

Казанина Е.А. 1 Мокрецова Л.А. 1 Швец Н.А. 1
1 ФГБОУ ВО "Алтайский государственный гуманитарно- педагогический университет имени В.М. Шукшина"
На основе современной парадигмы воспитания в статье представлено описание модели формирования готовности родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой. Выделены особенности структурно-функциональной модели формирования готовности родителей к данному виду партнерства. Данная модель позволяет изучить внутреннее состояние объектов, определить взаимосвязи компонентов и спрогнозировать последствия принятых решений. Сформулированы внешние и внутренние условия, способствующие формированию готовности современных родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой. Рассмотрены содержательный, структурный, технологический, оценочно-диагностический, результативный этапы модели. Методологический компонент модели представлен персонифицированным, аксиологическим и системно-деятельностным подходами. Сопоставлены подходы и принципы, характерные для внедрения модели. Подробно представлен технологический компонент через этапы реализации: мотивационно-целевой, планово-прогностический, организационно-исполнительский, оценочно-результативный. Получены результаты оценочных процедур каждого этапа внедрения технологии, проверки и соотнесения полученных результатов с поставленными целями. В заключение представлены результаты констатирующего этапа эксперимента, в частности уровень проявления мотивационного компонента как одного из показателей удовлетворенности образовательной организацией родителями, преподавателями и детьми, что позволило в дальнейшем структурировать программу сопровождения родителей. Представленная модель формирования готовности современных родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой играет важную роль в процессе воспитания и обучения детей.
сельская школа
родители
партнерство
готовность
модель
социально-образовательное взаимодействие
1. Кожурова О.Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2011. 227 с.
2. Шеина М.Б. Развитие и реализация воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой: автореф. дис. … канд. пед. наук. Уфа, 2013. 30 с.
3. Абдуллина Л.Э. Педагогическое сопровождение самообразования родителей в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2018. 227 с.
4. Лебедева К.Н. Формирование готовности родителей дошкольников к выполнению воспитательной функции в семье: дис. … канд. пед. наук. Пермь, 2019. 188 с.
5. Мокрецова Л.А., Попова О.В., Швец Н.А. Воспитательное пространство педагогического вуза и школы: практика реализации // Педагогическое образование в России. 2021. № 2. С. 110-117.
6. Головнева Н.А., Домашенко А.С. Работа с родителями как важнейшее направление деятельности образовательной организации в современном социуме // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20725 (дата обращения: 17.10.2021).
7. Челпаченко Т.В. Реализация технологий сотрудничества школы и семьи // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28801 (дата обращения: 17.10.2021).
8. Лепетина Н.В. Стимулирование и развитие образовательной активности родителей в современной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2011. 25 с.
9. Васильева Е.Н. Психологическая готовность к родительству: монография. Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. 208 с.
10. Симакова Т.П. Формирование субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства: дис. … докт. пед. наук. Томск, 2012. 488 с.
11. Beltekin N. Subjects of Education Against School, Family and Tribe. Anthropologist (Kamla-Raj Enterprises). 2016. № 24 (3). P. 836-843.
12. Banquedano-Lopez P., Alexander R.A., Hernadez S.J. Equity Issues in Parental and Community Involvement in Schools: What Teacher Educators Need to Know? Review of Research in Education. 2013. Vol. 37. No 1. P. 149-182.
13. Шафранская Ч.Я. Сельская семья в трансформирующемся обществе: автореф. дис. … канд. социол. наук. Казань, 2005. 26 с.
14. Шеуджен С.Г. Сельская семья в современном российском обществе: социокультурный анализ: на материалах Республики Адыгея: автореф. дис. … канд. социол. наук. Майкоп, 2010. 25 с.
15. Мокрецова Л.А., Попова О.В., Волкова Н.В., Громогласова Т.И., Манузина Е.Б., Швец Н.А., Довыдова М.В., Дудышева Е.В., Романова Л.А., Гаврутенко Т.В. Педагогика XXI века: смена парадигм: коллективная монография в 2 томах. Том 1 / под общ. ред. проф. О.В. Поповой. Бийск: ФГБОУ ВО «АГГПУ», 2019. 396 с.
16. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
17. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научных исследований. М.: Либроком, 2010. 280 с.
18. Акимов А.М. Персонифицированный подход к формированию информационной компетентности руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20431 (дата обращения: 17.10.2021).
19. Мокрецова Л.А., Попова О.В., Швец Н.А., Манузина Е.Б., Довыдова М.В., Зимовина О.А., Грушникова Е.В., Дудышева Е.В., Макарова О.Н. Педагогика XXI века: смена парадигм: коллективная монография в 2 томах. Том 2 / под общ. ред. проф. О.В. Поповой. Бийск: ФГБОУ ВО «АГГПУ», 2020. 389 с.
20. Маслов С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. №1 4. С. 202-213.
21. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22.
22. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 176 с.

Педагогическая практика на данный момент слабо представлена продуктивным опытом социально-образовательного партнерства (далее – СОП) именно с сельской школой. Наряду с этим в последнее время идет активный поиск эффективных форм взаимодействия между школой и семьей. Школа выстраивает свои отношения с семьей исходя из своих особенностей, ресурсов, кадрового потенциала, традиций, особенностей родителей и особенностей своей воспитательной системы. Научные исследования данной проблемы создают основу для пристального изучения взаимодействия семьи и школы, в них социальное партнерство рассматривается как средство для воспитания потенциала семьи (О.Ю. Кожурова [1], М.Ю. Шеина [2]), формирования готовности родителей к воспитательной функции через взаимодействие семьи и дошкольного учреждения (Л.Э. Абдуллина [3], К.Н. Лебедева [4], Л.А. Мокрецова, О.В. Попова, Н.А. Швец [5]), работа школы с родителями – как важнейшая деятельность в современном социуме через технологии сотрудничества (Н.А. Головнева, Н.А. Домашенко [6], Т.В. Челпаченко [7]).

Следует отметить, что Л.В. Лепетина рассматривает партнерские взаимоотношения как систему стимулирования и развития образовательной активности родителей [8]. Проблемам семьи, внутрисемейным отношениям, взаимодействию с ребенком как «продуктивному родительству» уделено большое внимание в исследованиях Е.Н. Васильевой [9]. Т.П. Симакова рассматривает формирование субъектной позиции семьи средствами социально-образовательного партнерства [10]. Зарубежными авторами также глубоко изучаются партнерские отношения семьи и общества (N. Beltekin [11], P. Banquedano-Lopez, R.A. Alexander, S.J. Hernadez [12]).

В последнее время наблюдается повышенный интерес к проблемам сельской семьи, ее трансформации в современном обществе (Ч.Я. Шафранская [13], С.Г. Шеуджен [14] и др.). Активно исследуются вопросы социальной адаптации в сельской школе, современной коммуникации в сельской среде, повышения квалификации сельского учительства, повышения качества образования в сельской школе на разных ступенях образования. Наряду с этим следует отметить, что актуальных диссертационных исследований, касающихся социального или образовательного взаимодействия сельской школы и родителей, за последние десять лет нет. Благодаря проведенным теоретическим исследованиям был сделан вывод о том, что не выявлено работ, которые в полной мере раскрывают решение данной проблемы через создание эффективного социально-образовательного партнерства родителей и сельской школы. Предлагаемые нами теоретические идеи структурно-функциональной модели формирования готовности родителей к социально-образовательному партнерству позволяют увидеть разнообразие эффективных способов партнерского взаимодействия сельской школы с родителями.

Цель исследования состоит в разработке модели формирования готовности современных родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой.

Материал и методы исследования

В многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях рассматриваются основы моделирования [15]. По мнению В.В. Краевского, моделирование – это «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения», при этом инструментом познания является модель [16].

По своему типу модель формирования готовности современных родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой является структурно-функциональной, так как она показывает, с одной стороны, внешнее взаимодействие объектов, с другой – внутренние процессы взаимодействия, взаимовлияния элементов и их последовательность [17]. Данная модель позволяет изучить внутреннее состояние объектов, определить взаимосвязи компонентов и спрогнозировать последствия принятых решений. Предлагаемая модель включает в себя следующие компоненты: методологический, целевой, содержательный, структурный, технологический, оценочно-диагностический и результативный.

Методологический компонент модели формирования готовности современных родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой представлен персонифицированным, аксиологическим и системно-деятельностным подходами и соответствующими им принципами.

Персонифицированный подход. В нашем исследовании будем придерживаться мнения А.М. Акимова, который представляет персонификацию как принятие личностью общественных интересов и целенаправленный индивидуальный подход к каждому родителю, который имеет свободу выбора [18]. В связи с этим персонифицированный подход, отраженный в принципах релевантности, потенциальности и кластерности, позволил нам рассмотреть возможности предоставления родителям выбора направлений взаимодействия со школой в соответствии с их возможностями [19].

Аксиологический подход в нашем исследовании не только определяет систему духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и родителей, но и призван решать наметившийся кризис сельской семьи, теряющей историческую идентичность. Аксиологический подход исходя из теоретических обоснований С.И. Маслова, Т.А. Масловой [20] дал нам возможность определить совокупность приоритетных ценностей в образовании и саморазвитии всех субъектов образовательных отношений, а также спроектировать образовательный и воспитательный процесс на основе закономерностей ценностного мира родителей. К принципам аксиологического подхода отнесем следующие: равнозначность традиций и творчества, равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей, диалог вместо безразличия или отрицания друг друга. Данные принципы позволяют включиться школе и родителям в исследовательский диалог и через систему ценностных ориентиров оптимизировать способы и механизмы решения поставленных проблем.

Мы понимаем, что формирование партнерства родителей и сельской школы в современных социально-экономических условиях – это достаточно длительный и сложный системный процесс, достижение цели которого возможно только в системе, с включением в активную деятельность всех субъектов. Данные задачи призван решать системно-деятельностный подход. В своем исследовании мы придерживаемся мнения А.Г. Асмолова и рассматриваем данный подход как проектирование целенаправленной деятельности по взаимодействию школы и семьи [21]. Системно-деятельностный подход к формированию готовности родителей к социально-образовательному партнерству позволил нам выявить и устранить проблемы межличностной коммуникации субъектов и определить основные направления их деятельности.

Бесспорным является тот факт, что для формирования готовности родителей к социально-образовательному партнерству необходимо создать совокупность организационно-педагогических условий, которая обеспечит формирование системы партнерских отношений современных родителей и сельской школы, что в свою очередь и является целью внедрения нашей модели.

Содержательный компонент модели представлен комплексом функций субъектов образовательных отношений и программами, в которых участвуют не только все субъекты образовательных отношений, но и социум села. Являясь центром социокультурного пространства села, школа – это не только участник, но, как правило, инициатор и организатор разного рода культурных, просветительских и образовательных мероприятий. Содержательный компонент представлен различными программами по направлениям деятельности и функциям субъектов: школа и социум, школа и семья.

Структурный компонент модели определяет взаимодействие участников образовательных отношений, необходимых для формирования партнерских взаимоотношений между родителями и школой. К субъектам отнесем сельских родителей (родителей и законных представителей обучающихся), детей, образовательную организацию (администрацию, педагогов, социальную службу). Немаловажным является то, что родитель – это не просто партнер сельской школы, а полноправный участник образовательных отношений и инициатор проведения мероприятий для детей и школы, при этом данная функция родителей раскрывается в процессе взаимодействия и включения родителей в социально-образовательные программы школы.

Ключевым звеном структурного компонента становится ребенок как общая ценность, объединяющая семью и школу. Реализация структурного компонента предполагает выявление потребностей ребенка, которые станут инструментом воздействия на родителей. В данной позиции желание ребенка добиться результата в обучении, творчестве, быть успешным служит мотивом для деятельности родителя и построения родителем траектории успеха для своего ребенка.

Администрация школы, педагоги, социально-психологическая служба как представители образовательной организации выступают с позиции фасилитаторов по отношению к родителям. Также педагоги, вступая в субъектные взаимоотношения с коллегами, выступают в роли наставников (наставник молодого педагога, наставник молодого классного руководителя). Роль наставника по отношению к молодым родителям исполняют опытные родители.

Технологический компонент модели представляет собой совокупность методов, способов, средств и механизмов, ведущих к получению положительного результата, в соответствии с определенными этапами: информационно-аналитическим, мотивационно-целевым, планово-прогностическим, организационно-исполнительским, оценочно-результативным. В рамках реализации модели используются как традиционные методы, формы и технологии, так и инновационные. Одними из перспективных технологий взаимодействия становятся в последнее время информационно-коммуникационные. Используя психолого-педагогические методы (анализ, тестирование, анкетирование, обсуждение, сравнение, ранжирование, обобщение), на информационно-аналитическом этапе мы изучили уровень готовности современных родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой. Были проведены обучающие семинары-практикумы для педагогов, определены наставнические пары классных руководителей.

Приступая к мотивационно-целевому этапу, мы понимали, что закладываем основные ориентиры для создания партнерских отношений между родителями и школой, повышая их активность и мотивацию на первом этапе через социальные сети.

Планово-прогностический этап представлен к рассмотрению двумя понятиями: «планирование» и «прогнозирование». На основе принципов системно-деятельностного, аксиологического и персонифицированного подходов, методов планирования и прогнозирования нами были спланированы и разработаны подпрограммы по нескольким направлениям деятельности.

Организационно-исполнительский этап включал в себя переход от теории к практике и состоял из двух подэтапов – организационного и исполнительского. Были определены направления деятельности совокупного субъекта партнерства: руководитель; администрация; педагоги-предметники; классные руководители; педагоги, родители и обучающиеся – координаторы проектных команд; наставники педагогов; руководитель стажировочной площадки. Сущность исполнительского этапа заключалась в непосредственной деятельности всех субъектов образовательных отношений и внедрении программы воспитательной работы с родителями, направленной на организацию их взаимодействия. На данном этапе мы использовали методы: делегирование полномочий родителям, привлечение педагогов и родителей к управлению и принятию совместных решений, связанных с образовательной деятельностью детей; инструктирование, консультации, обмен опытом и др.

Оценочно-результативный этап позволил нам оценить эффективность внедряемой технологии. По итогам каждой программы проводился анализ, вносились коррективы, осуществлялись пролонгация программ и их дальнейшее внедрение. Данный процесс был интересен проведением оценочных процедур каждого этапа внедрения технологии, проверкой и соотнесением полученных результатов с поставленными целями.

Оценочно-диагностический компонент модели позволяет оценить эффективность готовности родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой. Опираясь на труды Н.Н. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [22], мы понимаем готовность как активное состояние личности, сформированное в результате определенной деятельности. Согласно исследованиям ученых, мы определяем следующие компоненты готовности родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой: мотивационный, деятельностный, когнитивный.

Оценочно-диагностический компонент модели включает в себя методики выявления уровня готовности родителей к социально-образовательному партнерству со школой: «Уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива» (Е.Н. Степанов); «Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» (А.А. Андреев); «Модифицированная анкета по оцениванию знаний в области педагогики и психологии» (Н.А. Хрусталькова); «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин); методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).

Результативный компонент модели позволяет оценить результат формирования готовности родителей к социально-образовательному партнерству и включает критерии и показатели (мотивационный: мотивация родителей к СОП, удовлетворенность работой школы, результатами своих детей; когнитивный: знания родителей об индивидуальных и возрастных особенностях детей, методах воспитания детей, законодательства в сфере образования и воспитания; деятельностный: вовлеченность родителей в СОП).

Результаты исследования и их обсуждение

На констатирующем этапе эксперимента нами были изучены исходные показатели уровня готовности родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой через опросники, анкеты и тесты. Были исследованы различные компоненты готовности родителей к социально-образовательному партнерству. В опытно-экспериментальной работе участвовали два образовательных учреждения – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сростинская средняя общеобразовательная школа им. В.М. Шукшина» (с. Сростки, Алтайский край) и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верх-Катунская средняя общеобразовательная школа» (с. Верх-Катунское, Алтайский край). Данные школы были отобраны по принципу однородности приблизительно с одинаковым количеством школьников и учителей. Общее количество участников опытно-экспериментальной работы составило 864 человек (в первой школе – 204 родителя, 27 педагогов, 214 обучающихся; во второй школе – 200 родителей, 20 педагогов, 199 обучающихся).

Далее представляем результаты исследования мотивационного компонента готовности как одного из самых важных. Показателем выступал уровень удовлетворенности образовательным учреждением, который был измерен у детей, родителей и учителей путем анкетирования. Анализируя полученные результаты, мы приходим к заключению о недостаточном уровне сформированности готовности родителей по мотивационному критерию. Данные выводы подтверждаются следующим: 41,66% родителей обучающихся из первой школы (85 человек) удовлетворены образовательным процессом, в то время как данный показатель наблюдается у 43,5% родителей детей из второй школы (87 человек).

Также дополнительно был измерен уровень удовлетворенности образовательным процессом у учителей и школьников. Уровень удовлетворенности у педагогов первой из вышеназванных школ (19 человек) составил 70,37%, у учителей из второй школы (14 человек) – 70%. Удовлетворены учебно-воспитательным процессом 42,05% детей из первой школы (90 человек) и 43,21% (86 человек) обучающихся второй школы.

Следует отметить, что уровень удовлетворенности у всех субъектов образовательных отношений различный, большей частью средний или ниже среднего. Более высокие показатели удовлетворенности работой в школе отмечены у педагогов (около 70%). Данный факт можно объяснить тем, что коллективы сельских школ состоят из квалифицированных педагогов, которые не являются случайными людьми в профессии. Средней уровень удовлетворенности родителей, предположительно, можно объяснить отсутствием взаимопонимания между семьей и школой, завышенными требованиями к образовательному учреждению и к собственному ребенку, что в свою очередь оказывает прямое влияние на уровень удовлетворенности школой обучающимися. В дальнейшем мы планируем провести работу по реализации представленной модели в первой из вышеназванных школ, которую будем считать экспериментальной.

Заключение. В заключение хотелось бы отметить, что модель формирования готовности современных родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой играет важную роль в процессе воспитания и обучения детей. Эффективное выстраивание социально-образовательных отношений между семьей и школой сегодня становится важнейшим условием подготовки обучающихся к будущему. Результаты внедрения модели в экспериментальной школе будут представлены в дальнейших публикациях.


Библиографическая ссылка

Казанина Е.А., Мокрецова Л.А., Швец Н.А. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ К СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПАРТНЕРСТВУ С СЕЛЬСКОЙ ШКОЛОЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31227 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674