Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATIONAL EVENT AS A MODERN TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL ACTIVITIES WITH PRESCHOOL CHILDREN

Bicheva I.B. 1 Kaznacheeva S.N. 1 Danilova E.G. 2 Kupaeva O.E. 3 Stepanova M.F. 4
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin
2 Kindergarten №14
3 Kindergarten № 32
4 Kindergarten №85
The article deals with the problem of using the technology «educational event» in preschool education. There are the scientific and theoretical provisions that reveal the key concept of research «educational event». Authors point out the essential features of this technology. The introduction of an educational event into the practice of teachers expands the possibilities of each of its participants in the development and understanding of the unknown, the acquisition of an individual experience of living new knowledge, the formation of skills, activity, independence, initiative. It is shown that an educational event for preschool children provides their cognitive, emotional-value, regulatory-volitional development, because it is designed and implemented as a joint culturally organized activity of children, teachers, and parents. There is an example of an educational event «Nizhegorodskaya Yarmarka» for senior preschool children. The authors concluded that possession of the technology of an educational event allows a teacher to implement the tasks of preschool education at a new qualitative level in accordance with the fundamental principles, forms and methods. The authors define the development of methodological support for teachers in the development of methods of involving children in joint activities, increasing motivation for independent reasoning, putting forward ideas, determining the most optimal idea in the process of constructive interaction, etc., as a promising direction for further research.
preschool education
preschool age
educational event
educational activities
creating an educational event

Особенности современной системы дошкольного образования характеризуются поиском эффективных форм и методов развития личностно-эмоционального потенциала ребенка, развития у него самостоятельности, активности в условиях динамичных социокультурных преобразований. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, «качество дошкольного образования оценивается не с позиции результатов, которые достигают дети, а с позиции среды, которую можно интерпретировать как систему возможностей, предоставляемую детям для их активности, с одной стороны, и характера педагогического взаимодействия взрослого и ребенка ‑ с другой» [1, с. 106].

Данное положение обусловливает необходимость системных изменений в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, способствующих приобретению ребенком дошкольного возраста новых знаний, умений и закрепления имеющихся навыков в активных видах детской деятельности при организации соответствующего взаимодействия. Поэтому «занятие» как форма организации обучения дошкольников преобразуется в организацию непосредственной образовательной деятельности детей. Одной из новых технологий в рассматриваемом контексте в области дошкольного образования рассматривается образовательное событие [2].

Цель исследования: теоретическое и методическое осмысление технологии «образовательное событие» в дошкольном образовании.

Материал и методы исследования: анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Событие определяется как «то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни» [3]. Любое событие воспринимается индивидуально, и каждый индивид интерпретирует его по-своему, что придает определенному событию значимость и неповторимость для конкретной личности. Однако введение в опыт человека представления об образе мира как процессе, имеющем временную длительность, актуализирует событие в процессе организации образовательной деятельности. Как указывает В.И. Слободчиков, событийная общность является необходимой ситуацией развития человека [4]. Данный аспект с точки зрения профессиональной подготовки педагогов исследуется З.У. Колокольниковой и А.К. Лукиной [5].

М.П. Прохорова и О.И. Ваганова, анализируя отечественные и зарубежные исследования по проблеме использования образовательных событий в системе профессионального образования, справедливо отмечают, что «смысловые значения образовательного события в зарубежных источниках позволяют расширить представление о возможных способах реализации данной технологии, осмыслить возможности реализации образовательных событий в относительно новых для отечественного образования контекстах, найти новые пути совершенствования практики отечественного образования» [6].

Н.В. Волковой на основе изучения сущностных признаков понятия «событие» обосновываются особенности проектирования образовательных событий для обучающихся высшего профессионального образования, влияющих на становление педагогической деятельности будущих учителей [7]. С.В. Фролова и Е.Ю. Илалтдинова раскрывают концептуальные основы образовательного события, соответствующие практико-ориентированной модели высшего образования [8].

В дошкольном образовании событие рассматривается как обобщенный способ отбора содержания образования, который реализуется в непосредственно-образовательной деятельности, а также в режимных процессах. Причем содержание события осваивается как в индивидуальных, так и в коллективных, совместных формах организации, что обеспечивает приобретение детьми собственного опыта в различных видах деятельности и развитие их личности. Сопровождение ребенка в процессе изучения конкретного события соответствует событийному подходу.

Образовательное событие является новым форматом совместной деятельности педагога, детей и родителей в системе дошкольного образования. В отличие от образовательного мероприятия, в процессе которого происходит организованное взаимодействие, содержательно и методически направленное на решение определенной цели, образовательное событие имеет выраженную культуросообразность.

Сущностью образовательного события является создание условий для выполнения конкретных действий, в результате которых происходят освоение новых способов деятельности, создание продукта этой деятельности и его осмысление. Каждый участник образовательного события имеет возможность для импровизации, формирования собственного смысла и понимания ситуации, приобретения индивидуального опыта в результате обсуждения и подготовки образовательного продукта (результата). В этом смысле образовательное событие выступает структурным элементом культурной практики, обеспечивая культуру деятельности всех взаимодействующих субъектов [9]. Следовательно, введение в практику дошкольной образовательной организации (далее ‑ ДОО) образовательного события расширяет возможности каждого его участника в освоении и понимании неизвестного, приобретении индивидуального опыта проживания нового знания, способствует формированию проектировочных умений.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что образовательное событие для детей дошкольного возраста обеспечивает их когнитивное, эмоционально-ценностное, регуляторно-волевое развитие, поскольку проектируется и реализуется как совместная культурно организованная деятельность всех его участников (детей, педагогов, родителей), учитывающая индивидуальные интересы и обеспечивающая проявление активности, самостоятельности, инициативы.

В то же время анкетирование педагогов старших возрастных групп из различных ДОО г. Нижнего Новгорода (участвовали 54 человека) выявило проблемы при проектировании и реализации технологии «образовательное событие». Большинство педагогов при его планировании не используют исследование конкретной ситуации (природоохранной, исторической и др.), организацию обсуждения детских инициатив, разных точек зрения и их сравнение. Участие родителей чаще предполагает их помощь (в оформлении тематической библиотеки, оснащении дидактическими играми и др.), но методы и формы активного приобщения к совместной деятельности применяются недостаточно. Анализ также показал, что в области когнитивного развития детей 74% педагогов затрудняются на высоком уровне осуществлять аналитико-проектировочную деятельность, у 68% педагогов вызывают сложности определение методов повышения мотивации детей к самостоятельному рассуждению, выдвижению идей и определению наиболее оптимальной идеи, решение проблемных и противоречивых ситуаций, не имеющих однозначного решения. 58% педагогов недостаточно владеют способами вовлечения детей и родителей в совместную деятельность, умениями организовывать конструктивное взаимодействие и коммуникацию, что снижает эффективность эмоционально-ценностного развития дошкольников. Регуляторно-волевое развитие детей, по мнению 68% педагогов, определяется, прежде всего, применением «дисциплинарных» воздействий.

Таким образом, результаты анкетирования свидетельствуют о необходимости повышения уровня самообразования и методического сопровождения педагогов в условиях ДОО по освоению технологии «образовательное событие» как современной технологии дошкольного образования [10].

Важно, чтобы педагоги осознали, что образовательное событие может быть основано на проблемной ситуации, которую предлагает педагог, а решение и способы действий определяют сами дети. В результате создаются оптимальные условия для развития детской инициативы и самостоятельности, навыков целеполагания, планирования и организации работы, развития аналитических, прогностических, коммуникативных и исполнительских способностей в процессе совместной командной работы детей и педагога. Причем важно, чтобы педагог не оказывал прямое влияние на процесс развития события, а способствовал выдвижению детских идей, показывая их значимость в достижении общего результата. Поскольку игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, реализация образовательного события в форме игры предполагает, что педагог занимает позицию равного, выступая в роли консультанта и содействуя проявлению возможностей детей разворачивать действие так, как они его понимают, без жестких указаний.

При проектировании образовательного события педагогу следует учитывать его поэтапное осуществление, продумывая на каждом этапе сочетание разных видов детской деятельности, а также формы активного взаимодействия с детьми и родителями, обеспечивая совместную коммуникацию, возможность для импровизации и рассуждения.

Предварительный этап (подготовительный) может включать постановку конкретных образовательных, развивающих и воспитательных задач, выбор средств и дополнительных ресурсов для их решения.

Этап проведения образовательного события включает комплекс специальных заданий, упражнений, ситуаций, в процессе которых дети осваивают необходимые знания, умения, навыки, совместно проживая изучаемое содержание, приобретая индивидуальный опыт его понимания и выстраивания доброжелательных отношений. Именно на этом этапе создается пространство реализации возможностей для каждого участника события в процессе совместной деятельности, обеспечиваются их мотивация и поддержка инициативы.

Заключительный этап (рефлексивный) направлен на понимание значимости образовательного события для конкретного ребенка, группы детей, что предполагает использование рефлексивных методов, активный обмен мнениями, впечатлениями.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО воспитательно-образовательный процесс основан на принципе комплексно-тематического планирования. Поэтому планирование образовательного события может основываться на реальных, воображаемых, специально моделируемых педагогом событиях, а также событиях, происходящих в конкретной возрастной группе. Это позволяет комплексно изучать окружающий мир, активно использовать примеры художественной литературы и детские интересы при решении образовательных задач в познавательной, речевой, художественно-эстетической, социально-коммуникативной, физкультурно-оздоровительной деятельности. В исследовании Т.А. Затяминой предлагаются образовательные события на основе культуросообразной модели, включающие такие образовательные ситуации, как «образовательные часы», «семейная гостиная», «социальные и культурные практики», «православные минутки» [11].

В процессе нравственно-патриотического воспитания образовательное событие может проектироваться в виде различных педагогических ситуаций с целью приобщения детей к историческому и культурному наследию, развития познавательной активности, повышения уровня осознанности в процессе освоения культурно-исторических знаний [12]. Отметим, что изучение исторических событий ‑ достаточно сложный процесс для ребенка дошкольного возраста, поскольку часто предполагает ознакомление с далеким прошлым, не всегда понятным. В то же время развитие опыта проживания своей истории, индивидуального отношения к ее событиям необходимо для личностного развития ребенка, так как уже в дошкольном возрасте формируются основы гражданственности, видения исторической перспективы, понимание связи поколений. Поэтому при проектировании образовательного события об историческом или культурном прошлом необходимо предусматривать возможность для детей поделиться полученными впечатлениями (рассказать и обменяться мнениями, выполнить зарисовку, выступить в роли экскурсовода, мастера и др.), т.е. организовать познание как активный процесс проживания конкретного события. Например, знакомство с Нижегородской ярмаркой охватывает исторический период от ее появления до сегодняшнего дня, раскрывает важность в развитии Нижегородского края и страны в целом, предполагает развитие перспективного видения ребенка. На рисунке представлен пример образовательного события «Нижегородская ярмарка», включающий комплекс различных ситуаций, в которые вовлечены дети старшего дошкольного возраста.

Образовательное событие «Нижегородская ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста

В данном образовательном событии учитываются ведущие принципы дошкольного образования:

‑ опоры на краеведческий материал в изучении истории и культуры Нижегородского края;

‑ постепенности и последовательности изучения культурно-исторических фактов и явлений во времени и пространстве;

‑ вариативности, трансформируемости и гибкости развивающей предметно-пространственной среды;

‑ активности и личностной заинтересованности ребенка;

‑ самостоятельности и творческого самовыражения в различных видах деятельности (познавательной, художественной, игровой); др.

Процесс подготовки и проведения образовательного события «Нижегородская ярмарка», осуществляемый при активном участии родителей, способствует решению таких задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, как:

‑ создание условий для целостного восприятия и понимания детьми изучаемого события;

‑ обучение детей описывать событие, демонстрируя к нему свое отношение;

‑ развитие умения сотрудничать с участниками, совместно действовать;

‑ воспитание чувства сопричастности к истории и культуре Нижегородского края, ответственности за сохранение и приумножение его богатств.

Выводы. Проведенный анализ показывает, что владение технологией «образовательное событие» позволяет педагогу на новом качественном уровне реализовывать задачи дошкольного образования в соответствии с основополагающими принципами, формами и методами. В образовательном событии интегрируются разные виды деятельности с дошкольниками, реализуемые современными технологиями, что обеспечивает системную организацию процесса обучения, целенаправленность и эффективность создания образовательного пространства развития каждого ребенка. Совместное планирование содержания образовательного события и его последующая реализация позволяют прожить и пережить конкретную ситуацию, способствуют личностному становлению, социальной успешности, творческому отношению к собственной деятельности всех его участников (детей, педагогов, родителей). Следовательно, образовательное событие как современная технология дошкольного образования соответствует его целевым ориентирам, позволяет придать содержанию работы с детьми дошкольного возраста необходимый процессуальный и рефлексивно-оценочный характер.

Перспективным направлением дальнейших исследований считаем разработку программы методического сопровождения педагогов в условиях конкретной ДОО с целью освоения ими проектирования и реализации технологии «образовательное событие».