Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бичева И.Б. 1 Казначеева С.Н. 1 Данилова Е.Г. 2 Купаева О.Е. 3 Степанова М.Ф. 4
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
2 МБДОУ «Детский сад № 114»
3 МБДОУ «Детский сад № 32»
4 МАДОУ» Детский сад № 85»
В статье рассматривается проблема использования технологии «образовательное событие» в дошкольном образовании. Проанализированы научно-теоретические положения, раскрывающие ключевое понятие исследования «образовательное событие», выделены сущностные особенности данной технологии. Введение в практику педагогов образовательного события расширяет возможности каждого его участника в освоении и понимании неизвестного, приобретении индивидуального опыта проживания нового знания, формировании проектировочных умений, активности, самостоятельности, инициативы. Показано, что образовательное событие для детей дошкольного возраста обеспечивает их когнитивное, эмоционально-ценностное, регуляторно-волевое развитие, поскольку проектируется и реализуется как совместная культурно организованная деятельность детей, педагогов, родителей. Приводится пример образовательного события «Нижегородская ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста. Авторами сделан вывод, что владение технологией образовательного события позволяет педагогу на новом качественном уровне реализовывать задачи дошкольного образования в соответствии с основополагающими принципами, формами и методами. Перспективным направлением дальнейших исследований авторы определяют разработку методического сопровождения педагогов по освоению способов вовлечения детей в совместную деятельность, повышения мотивации к самостоятельному рассуждению, выдвижению идей, определению наиболее оптимальной идеи в процессе конструктивного взаимодействия и др.
дошкольное образование
дошкольный возраст
образовательное событие
образовательная деятельность
проектирование образовательного события
1. Веракса Н.Е. Детское развитие: две парадигмы // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 102-108. DOI: 10.17759/chp.2018140211.
2. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), исп. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
3. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. URL: https://ozhegov.slovaronline.com/32772-SOBYITIE (дата обращения: 15.10.2021).
4. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность источник развития и субъект образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. 2010. № 1 (43). С. 5-14.
5. Колокольникова З.У., Лукина А.К. Событийная организация образовательного процесса при подготовке педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14543 (дата обращения: 29.09.2021).
6. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4. С. 2.
7. Волкова Н.В. Технология проектирования образовательных событий // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 4. С. 184-200. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-4-184-200.
8. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 2.
9. Муратова А.А. Особенности организации культурных практик в дошкольном образовании // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 3. С. 15.
10. Бичева И.Б., Мелентович А.В., Десятова С.В. Методическая работа как условие профессионального развития педагога дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 33-36.
11. Затямина Т.А. Проектирование образовательной практики духовно-нравственного воспитания в ДОУ на основе культуросообразной модели // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 10 (143). С. 34-39.
12. Бичева И.Б., Казначеева С.Н., Степаненкова А.В. Формирование представлений о родном городе в старшем дошкольном возрасте // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. № 3-2. С. 20-25.

Особенности современной системы дошкольного образования характеризуются поиском эффективных форм и методов развития личностно-эмоционального потенциала ребенка, развития у него самостоятельности, активности в условиях динамичных социокультурных преобразований. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, «качество дошкольного образования оценивается не с позиции результатов, которые достигают дети, а с позиции среды, которую можно интерпретировать как систему возможностей, предоставляемую детям для их активности, с одной стороны, и характера педагогического взаимодействия взрослого и ребенка ‑ с другой» [1, с. 106].

Данное положение обусловливает необходимость системных изменений в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, способствующих приобретению ребенком дошкольного возраста новых знаний, умений и закрепления имеющихся навыков в активных видах детской деятельности при организации соответствующего взаимодействия. Поэтому «занятие» как форма организации обучения дошкольников преобразуется в организацию непосредственной образовательной деятельности детей. Одной из новых технологий в рассматриваемом контексте в области дошкольного образования рассматривается образовательное событие [2].

Цель исследования: теоретическое и методическое осмысление технологии «образовательное событие» в дошкольном образовании.

Материал и методы исследования: анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Событие определяется как «то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни» [3]. Любое событие воспринимается индивидуально, и каждый индивид интерпретирует его по-своему, что придает определенному событию значимость и неповторимость для конкретной личности. Однако введение в опыт человека представления об образе мира как процессе, имеющем временную длительность, актуализирует событие в процессе организации образовательной деятельности. Как указывает В.И. Слободчиков, событийная общность является необходимой ситуацией развития человека [4]. Данный аспект с точки зрения профессиональной подготовки педагогов исследуется З.У. Колокольниковой и А.К. Лукиной [5].

М.П. Прохорова и О.И. Ваганова, анализируя отечественные и зарубежные исследования по проблеме использования образовательных событий в системе профессионального образования, справедливо отмечают, что «смысловые значения образовательного события в зарубежных источниках позволяют расширить представление о возможных способах реализации данной технологии, осмыслить возможности реализации образовательных событий в относительно новых для отечественного образования контекстах, найти новые пути совершенствования практики отечественного образования» [6].

Н.В. Волковой на основе изучения сущностных признаков понятия «событие» обосновываются особенности проектирования образовательных событий для обучающихся высшего профессионального образования, влияющих на становление педагогической деятельности будущих учителей [7]. С.В. Фролова и Е.Ю. Илалтдинова раскрывают концептуальные основы образовательного события, соответствующие практико-ориентированной модели высшего образования [8].

В дошкольном образовании событие рассматривается как обобщенный способ отбора содержания образования, который реализуется в непосредственно-образовательной деятельности, а также в режимных процессах. Причем содержание события осваивается как в индивидуальных, так и в коллективных, совместных формах организации, что обеспечивает приобретение детьми собственного опыта в различных видах деятельности и развитие их личности. Сопровождение ребенка в процессе изучения конкретного события соответствует событийному подходу.

Образовательное событие является новым форматом совместной деятельности педагога, детей и родителей в системе дошкольного образования. В отличие от образовательного мероприятия, в процессе которого происходит организованное взаимодействие, содержательно и методически направленное на решение определенной цели, образовательное событие имеет выраженную культуросообразность.

Сущностью образовательного события является создание условий для выполнения конкретных действий, в результате которых происходят освоение новых способов деятельности, создание продукта этой деятельности и его осмысление. Каждый участник образовательного события имеет возможность для импровизации, формирования собственного смысла и понимания ситуации, приобретения индивидуального опыта в результате обсуждения и подготовки образовательного продукта (результата). В этом смысле образовательное событие выступает структурным элементом культурной практики, обеспечивая культуру деятельности всех взаимодействующих субъектов [9]. Следовательно, введение в практику дошкольной образовательной организации (далее ‑ ДОО) образовательного события расширяет возможности каждого его участника в освоении и понимании неизвестного, приобретении индивидуального опыта проживания нового знания, способствует формированию проектировочных умений.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что образовательное событие для детей дошкольного возраста обеспечивает их когнитивное, эмоционально-ценностное, регуляторно-волевое развитие, поскольку проектируется и реализуется как совместная культурно организованная деятельность всех его участников (детей, педагогов, родителей), учитывающая индивидуальные интересы и обеспечивающая проявление активности, самостоятельности, инициативы.

В то же время анкетирование педагогов старших возрастных групп из различных ДОО г. Нижнего Новгорода (участвовали 54 человека) выявило проблемы при проектировании и реализации технологии «образовательное событие». Большинство педагогов при его планировании не используют исследование конкретной ситуации (природоохранной, исторической и др.), организацию обсуждения детских инициатив, разных точек зрения и их сравнение. Участие родителей чаще предполагает их помощь (в оформлении тематической библиотеки, оснащении дидактическими играми и др.), но методы и формы активного приобщения к совместной деятельности применяются недостаточно. Анализ также показал, что в области когнитивного развития детей 74% педагогов затрудняются на высоком уровне осуществлять аналитико-проектировочную деятельность, у 68% педагогов вызывают сложности определение методов повышения мотивации детей к самостоятельному рассуждению, выдвижению идей и определению наиболее оптимальной идеи, решение проблемных и противоречивых ситуаций, не имеющих однозначного решения. 58% педагогов недостаточно владеют способами вовлечения детей и родителей в совместную деятельность, умениями организовывать конструктивное взаимодействие и коммуникацию, что снижает эффективность эмоционально-ценностного развития дошкольников. Регуляторно-волевое развитие детей, по мнению 68% педагогов, определяется, прежде всего, применением «дисциплинарных» воздействий.

Таким образом, результаты анкетирования свидетельствуют о необходимости повышения уровня самообразования и методического сопровождения педагогов в условиях ДОО по освоению технологии «образовательное событие» как современной технологии дошкольного образования [10].

Важно, чтобы педагоги осознали, что образовательное событие может быть основано на проблемной ситуации, которую предлагает педагог, а решение и способы действий определяют сами дети. В результате создаются оптимальные условия для развития детской инициативы и самостоятельности, навыков целеполагания, планирования и организации работы, развития аналитических, прогностических, коммуникативных и исполнительских способностей в процессе совместной командной работы детей и педагога. Причем важно, чтобы педагог не оказывал прямое влияние на процесс развития события, а способствовал выдвижению детских идей, показывая их значимость в достижении общего результата. Поскольку игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, реализация образовательного события в форме игры предполагает, что педагог занимает позицию равного, выступая в роли консультанта и содействуя проявлению возможностей детей разворачивать действие так, как они его понимают, без жестких указаний.

При проектировании образовательного события педагогу следует учитывать его поэтапное осуществление, продумывая на каждом этапе сочетание разных видов детской деятельности, а также формы активного взаимодействия с детьми и родителями, обеспечивая совместную коммуникацию, возможность для импровизации и рассуждения.

Предварительный этап (подготовительный) может включать постановку конкретных образовательных, развивающих и воспитательных задач, выбор средств и дополнительных ресурсов для их решения.

Этап проведения образовательного события включает комплекс специальных заданий, упражнений, ситуаций, в процессе которых дети осваивают необходимые знания, умения, навыки, совместно проживая изучаемое содержание, приобретая индивидуальный опыт его понимания и выстраивания доброжелательных отношений. Именно на этом этапе создается пространство реализации возможностей для каждого участника события в процессе совместной деятельности, обеспечиваются их мотивация и поддержка инициативы.

Заключительный этап (рефлексивный) направлен на понимание значимости образовательного события для конкретного ребенка, группы детей, что предполагает использование рефлексивных методов, активный обмен мнениями, впечатлениями.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО воспитательно-образовательный процесс основан на принципе комплексно-тематического планирования. Поэтому планирование образовательного события может основываться на реальных, воображаемых, специально моделируемых педагогом событиях, а также событиях, происходящих в конкретной возрастной группе. Это позволяет комплексно изучать окружающий мир, активно использовать примеры художественной литературы и детские интересы при решении образовательных задач в познавательной, речевой, художественно-эстетической, социально-коммуникативной, физкультурно-оздоровительной деятельности. В исследовании Т.А. Затяминой предлагаются образовательные события на основе культуросообразной модели, включающие такие образовательные ситуации, как «образовательные часы», «семейная гостиная», «социальные и культурные практики», «православные минутки» [11].

В процессе нравственно-патриотического воспитания образовательное событие может проектироваться в виде различных педагогических ситуаций с целью приобщения детей к историческому и культурному наследию, развития познавательной активности, повышения уровня осознанности в процессе освоения культурно-исторических знаний [12]. Отметим, что изучение исторических событий ‑ достаточно сложный процесс для ребенка дошкольного возраста, поскольку часто предполагает ознакомление с далеким прошлым, не всегда понятным. В то же время развитие опыта проживания своей истории, индивидуального отношения к ее событиям необходимо для личностного развития ребенка, так как уже в дошкольном возрасте формируются основы гражданственности, видения исторической перспективы, понимание связи поколений. Поэтому при проектировании образовательного события об историческом или культурном прошлом необходимо предусматривать возможность для детей поделиться полученными впечатлениями (рассказать и обменяться мнениями, выполнить зарисовку, выступить в роли экскурсовода, мастера и др.), т.е. организовать познание как активный процесс проживания конкретного события. Например, знакомство с Нижегородской ярмаркой охватывает исторический период от ее появления до сегодняшнего дня, раскрывает важность в развитии Нижегородского края и страны в целом, предполагает развитие перспективного видения ребенка. На рисунке представлен пример образовательного события «Нижегородская ярмарка», включающий комплекс различных ситуаций, в которые вовлечены дети старшего дошкольного возраста.

Образовательное событие «Нижегородская ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста

В данном образовательном событии учитываются ведущие принципы дошкольного образования:

‑ опоры на краеведческий материал в изучении истории и культуры Нижегородского края;

‑ постепенности и последовательности изучения культурно-исторических фактов и явлений во времени и пространстве;

‑ вариативности, трансформируемости и гибкости развивающей предметно-пространственной среды;

‑ активности и личностной заинтересованности ребенка;

‑ самостоятельности и творческого самовыражения в различных видах деятельности (познавательной, художественной, игровой); др.

Процесс подготовки и проведения образовательного события «Нижегородская ярмарка», осуществляемый при активном участии родителей, способствует решению таких задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, как:

‑ создание условий для целостного восприятия и понимания детьми изучаемого события;

‑ обучение детей описывать событие, демонстрируя к нему свое отношение;

‑ развитие умения сотрудничать с участниками, совместно действовать;

‑ воспитание чувства сопричастности к истории и культуре Нижегородского края, ответственности за сохранение и приумножение его богатств.

Выводы. Проведенный анализ показывает, что владение технологией «образовательное событие» позволяет педагогу на новом качественном уровне реализовывать задачи дошкольного образования в соответствии с основополагающими принципами, формами и методами. В образовательном событии интегрируются разные виды деятельности с дошкольниками, реализуемые современными технологиями, что обеспечивает системную организацию процесса обучения, целенаправленность и эффективность создания образовательного пространства развития каждого ребенка. Совместное планирование содержания образовательного события и его последующая реализация позволяют прожить и пережить конкретную ситуацию, способствуют личностному становлению, социальной успешности, творческому отношению к собственной деятельности всех его участников (детей, педагогов, родителей). Следовательно, образовательное событие как современная технология дошкольного образования соответствует его целевым ориентирам, позволяет придать содержанию работы с детьми дошкольного возраста необходимый процессуальный и рефлексивно-оценочный характер.

Перспективным направлением дальнейших исследований считаем разработку программы методического сопровождения педагогов в условиях конкретной ДОО с целью освоения ими проектирования и реализации технологии «образовательное событие».


Библиографическая ссылка

Бичева И.Б., Казначеева С.Н., Данилова Е.Г., Купаева О.Е., Степанова М.Ф. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31175 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674