Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE TECHNOLOGY OF DESIGNING AND IMPLEMENTING AN INDIVIDUAL PROFESSIONAL DEVELOPMENT TRAJECTORY OF A TEACHER'S SELF-DEVELOPMENT

Ushakov A.A. 1
1 Kubanskij State University, Krasnodar, Russia,
The article deals with the problem of scientific and technological support of the process of personal and professional self-development of a teacher in the modern digital integrative macro environment. As a result of the research, a procedural model of designing and implementing an individual professional development trajectory of a teacher's self-development in an integrative educational environment has been developed. This model has a systemic character and includes interrelated motivational-semantic, design-prognostic, self-organizational-activity, reflexive-research and corrective-analytical stages of designing and implementing an individual professional-developmental trajectory of a teacher's self-development with the specification of their scientific and technological support. The process of personal and professional self-development of a teacher in an integrative educational environment is provided by the following complex of psychological and pedagogical conditions: the creation of a professional-developing environment based on the integration of its resources into the personally significant meanings of the teacher; the implementation of self-development based on self-organization as the ability to manage one's own behavior and emotional-volitional sphere; the use of a set of technologies and techniques in the design and implementation of an individual professional-developing trajectory of self-development; implementation of self-development in accordance with the step-by-step nature of this process; provision of socio-pedagogical support to the teacher and tutor support of his self-development as a person and a professional. The developed model is reproducible and can be used by teachers of the system of general, professional and additional education, taking into account the specifics and specific conditions of educational organizations.
individual professional development trajectory
self-development of the teacher
integrative educational environment

Приоритетным направлением модернизации образования является формирование национальной системы профессионального роста педагогов, в связи с чем разрабатываются модели построения индивидуальных траекторий профессионально-творческой реализации преподавателей [1]. Индивидуальная траектория развития обеспечивает рост профессионально-педагогической компетентности, повышение уровня квалификации и конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг, выбор способов непрерывного образования и повышения профессионального мастерства [2]. В связи с этим проектирование индивидуальной профессионально развивающей траектории является ключевым элементом в системе непрерывного повышения квалификации педагогов как средство достижения их развития и саморазвития [3, 4]. Таким образом, индивидуальная образовательная траектория выступает как основа и инновационная модель личностного и профессионального развития педагога [5].

Понятие индивидуальной траектории развития специалиста и, в частности, педагога достаточно полно обосновано в психолого-педагогических исследованиях таких ведущих ученых, как К.А.Абульханова-Славская, Г.А.Бордовский, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.А.Сластенин, В.Д.Шадриков, П.Г.Щедровицкий, И.С.Якиманская. В фундаментальном научно-педагогическом смысле профессиональное развитие понимается как процесс формирования личности в целях достижения высокого уровня профессиональных достижений в саморазвитии, деятельности и взаимодействиях [6]. В другом аспекте личностно-профессиональное развитие и саморазвитие – это способности к закономерным изменениям собственной профессионально-педагогической деятельности [7].

Движущей силой развития педагога как личности и профессионала является собственный смысл данного процесса, в этом случае развитие переходит на уровень саморазвития. Способность определять и реализовывать приоритеты деятельности в аспекте собственного развития на основе самоорганизации и саморегуляции деятельности определяется как личностно-профессиональное саморазвитие. В современных постоянно изменяющихся условиях общества и экономики саморазвитие выступает в качестве одной из важнейших ключевых компетенций, так как развивающийся на основе собственных смыслов специалист способен мобильно реагировать на изменяющиеся требования и вызовы в сфере профессиональной деятельности.

Поступательные процессы цифровизации образования в глобальном масштабе обусловливают массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий и формирование единой интегративной профессионально развивающей макросреды, ресурсы которой значительно повышают возможности саморазвития педагога как личности и профессионала. Интегративная макросреда организована как система взаимодействующих микросред, при этом такая многомерная структура в максимальной степени предоставляет практически неограниченные возможности для процессов развития и саморазвития специалистов.

В связи с этим актуализируется проблема научно-технологического обеспечения процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в современной цифровой интегративной макросреде. Именно в таких новых условиях профессионально развивающей среды необходимо оказание всесторонней научно-методической помощи педагогам в проектировании и реализации индивидуальной траектории саморазвития.

Цель исследования: обосновать на теоретико-методологическом уровне и разработать процессуальную модель проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды. Такая воспроизводимая модель позволит значительно повысить результативность личностно-профессионального саморазвития педагогов системы общего, профессионального и дополнительного образования.

Практико-ориентированной целью разработки модели является оказание научно-методической помощи педагогам в разработке и практической реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития в современных цифровых образовательных условиях. Разработка практических рекомендаций по оптимизации личностно-профессионального саморазвития педагогов позволит осуществлять тьюторское сопровождение данного процесса.

Материалы и методы исследования. Исследование на общеметодологическом уровне основано на базовых принципах методологии научно-педагогического исследования; фундаментальных научных представлениях о структурно-содержательной целостности и причинно-следственной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем социуме, его материальной и системной сущности; понятиях о диалектических процессах формирования, развития и саморазвития; положениях об органическом единстве практики и теории в осуществлении исследований.

Процессуальная модель проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды базируется на использовании системного, интегративно-средового и синергетического методологических подходов.

В основе системного подхода находится отношение к процессу личностно-профессионального саморазвития педагога как системе – совокупности взаимосвязанных компонентов (мотивы, идея и замысел, цель и задачи, деятельность, результат, корректировка). Такой подход определяется принципами составляющей целостности, структурированности, соподчиненной иерархичности, множественности и, безусловно, системности. Системность в личностно-профессиональном саморазвитии основана на возможностях личности и является не только творчеством, но и искусством.

Интегративно-средовой подход заключается в понимании цифровой профессионально развивающей среды как макросистемы взаимодействующих микросред в единстве их многообразия. Результатом такого объединения микросред является возникновение новой сущности макросреды с присущими ей новыми характеристиками.

Синергетический подход исследует процесс личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде как комплексную открытую систему, способную к самоорганизации в условиях нестабильного динамичного состояния. При этом взаимодействие отдельных компонентов такой системы приводит к образованию упорядоченной структуры, что обеспечивает результат процесса саморазвития.

В исследовании использовались такие методы педагогического исследования, как анализ философской и психолого-педагогической литературы, моделирование, проектирование, обобщение, абстрагирование, синтез, анкетирование, математическая обработка полученных данных. В разработке модели проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды применялись следующие практико-ориентированные технологии: форсайт-технология, проектно-исследовательская технология, тренинги, учебные кейсы, приемы стратегического и тактического планирования и др.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью установления затруднений педагогов в проектировании и реализации индивидуальных профессионально развивающих траекторий саморазвития было проведено исследование в форме анкетирования, в котором приняли участие 50 педагогов различных уровней образования, а именно средних общеобразовательных школ, колледжей и вузов г.Краснодара, а также 20 студентов – будущих педагогов выпускного курса ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Затруднения педагогов в проектировании и реализации индивидуальных профессионально развивающих траекторий саморазвития (ИПРТС)

Затруднения

Учителя школ

Преподаватели колледжей

Преподаватели вузов

Студенты выпускного курса

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

В проектировании ИПРТС

20

80,0

10

66,7

4

40,0

17

85,0

В реализации ИПРТС

21

84,0

12

79,9

5

50,0

18

90

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о высокой степени необходимости оказания научно-методической помощи педагогам в проектировании и реализации их траекторий саморазвития.

Нами разработана процессуальная модель, которая дает возможность педагогам разных уровней образования самостоятельно не только спроектировать, но и реализовать траекторию собственного развития в постоянно и динамично изменяющихся средовых условиях усиливающейся цифровизации образовательных систем. Такая воспроизводимая модель позволяет целенаправленно и системно организовать процесс собственного развития с использованием практически неограниченных вариативных ресурсов цифровой макросреды. В обобщенном и схематичном виде разработанная процессуальная модель проектирования и реализации траектории саморазвития педагога представлена на рисунке.

Процессуальная модель проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды

Основой процессуальной модели является поэтапный характер деятельности в целях собственного развития в последовательности мотивационно-смыслового, проектировочно-прогностического, самоорганизационно-деятельностного, рефлексивно-исследовательского и корректировочно-аналитического этапов. Концентрический принцип саморазвития предполагает переход на новые уровни достижения вершин профессионального мастерства.

Мотивационно-смысловой этап инициирует саморазвитие на основе смыслов данного процесса. В этом случае обретение внутреннего смысла выступает в качестве движущей силы непрерывного личностно-профессионального саморазвития. На такой смыслообразующей основе определяются ведущие мотивы и потребности, осуществляется замысел профессионально развивающей траектории саморазвития.

Основу проектировочно-прогностического этапа составляет целеполагание – определение желаемого результата саморазвития, при этом возможны различные варианты и способы проектирования профессионально развивающих траекторий, обладающих свойством неограниченной вариативности. В проектировании данных траекторий используются различные приемы как стратегического, так и тактического планирования (SWOT-анализ, технология педагогического дизайна и др.). Основополагающее значение в проектировании траекторий саморазвития принадлежит форсайту – технологии определения будущего, его исследования как карте вероятностных событий. Варианты маршрутов выбираются в качестве возможных направлений саморазвития как личности и профессионала. При достижении точек бифуркации педагог оказывается в ситуации выбора способов, путей и направлений своего собственного развития, другими словами, происходит ветвление путей достижения поставленной цели саморазвития как личности и профессионала.

Самоорганизационно-деятельностный этап связан с непосредственной реализацией педагогом индивидуальной профессионально развивающей траектории и достижением поставленной цели. Способность самостоятельно не только устанавливать цели, но и осуществлять управление своим поведением, мыслями и чувствами определяется как самоорганизация, неразрывно связанная с саморегуляцией процесса саморазвития как личности и профессионала. С целью оказания научно-методической помощи педагогам, осуществления тьюторского сопровождения процесса саморазвития нами разработан учебный видеокейс «Свой путь направь к звездам», рассматривающий профессиональный кризис как точку роста педагога и возможность проектирования и реализации индивидуальных профессионально развивающих траекторий. Данный кейс включает формирование умений осуществлять выбор и принимать решения в плане собственного саморазвития, преодолевать профессионально-личностные кризисы на основе использования коучинга, ресурсной загрузки, тренингов роста и других современных технологий.

Рефлексивно-исследовательский этап включает мониторинговые технологии на основе исследовательского подхода, который заключается в обобщении результатов собственного опыта саморазвития, использовании методики оценки его результативности.

Корректировочно-аналитический этап предполагает концентрический принцип непрерывного процесса саморазвития педагога на основе анализа деятельности и поэтапной реализации личностно-профессионального саморазвития. Такой концентрический принцип заключается в переходе на новые уровни достижения вершин профессионализма и развития личности.

Процесс личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде обеспечивается следующим комплексом психолого-педагогических условий:

– создание профессионально развивающей среды на основе интеграции ее ресурсов в личностно значимые смыслы педагога;

– осуществление саморазвития на основе самоорганизации как способности управлять собственным поведением и эмоционально-волевой сферой;

– использование комплекса технологий и методик в проектировании и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития;

– осуществление саморазвития в соответствии с поэтапным характером данного процесса;

– оказание социально-педагогической поддержки педагогу и тьюторское сопровождение его саморазвития как личности и профессионала.

Заключение

Таким образом, в результате исследования обоснована на теоретико-методологическом уровне и разработана воспроизводимая процессуальная модель проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды. Такая модель позволяет оказывать социально-педагогическую поддержку саморазвивающимся педагогам в условиях современной цифровой интегративной макросреды.

Формы тьюторского сопровождения и социально-педагогической поддержки педагога в период саморазвития многообразны и имеют комплексный характер: сопровождение педагога на всех этапах его саморазвития; создание центров и лабораторий социально-педагогической поддержки; оказание психологической, юридической и социальной помощи; повышение квалификации; проведение вебинаров и онлайн-консультаций; участие в грантовой деятельности и конкурсах на соискание премий; разработка бизнес-проектов и их реализация; социальное партнерство и продвижение оригинальных научных и социально значимых проектов, их внедрение в науку и практику.

Перспективы исследования заключаются в дальнейшем совершенствовании научно-методического обеспечения процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в цифровой интегративной макросреде современного образования.