Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ТРАЕКТОРИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Ушаков А.А. 1
1 ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет"
В статье рассматривается проблема научно-технологического обеспечения процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в современной цифровой интегративной макросреде. В результате исследования разработана процессуальная модель проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды. Данная модель имеет системный характер и включает взаимосвязанные друг с другом мотивационно-смысловой, проектировочно-прогностический, самоорганизационно-деятельностный, рефлексивно-исследовательский и корректировочно-аналитический этапы проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога с конкретизацией их научно-технологического обеспечения. Процесс личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде обеспечивается следующим комплексом психолого-педагогических условий: создание профессионально развивающей среды на основе интеграции ее ресурсов в личностно значимые смыслы педагога; осуществление саморазвития на основе самоорганизации как способности управлять собственным поведением и эмоционально-волевой сферой; использование комплекса технологий и методик в проектировании и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития; осуществление саморазвития в соответствии с поэтапным характером данного процесса; оказание социально-педагогической поддержки педагогу и тьюторское сопровождение его саморазвития как личности и профессионала. Разработанная модель воспроизводима и может быть использована педагогами системы общего, профессионального и дополнительного образования с учетом специфики и конкретных условий образовательных организаций.
индивидуальная профессионально-развивающая траектория
саморазвитие педагога
интегративная образовательная среда
1. Безматерных Т.А., Терещенко О.Ю. Профессиональный рост учителя в современном образовательном пространстве: проектирование модели построения индивидуальной траектории профессиональной и творческой реализации педагога в условиях непрерывного образования // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN518.pdf (дата обращения: 30.09.2021).
2. Бектурова З.К. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога в условиях повышения квалификации // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 5-3. С. 360-361.
3. Гордиенко И.В., Репринцева Г.А. Психолого-педагогические условия совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников в системе непрерывного повышения квалификации // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 2 (15). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-sovershenstvovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogicheskih-rabotnikov-v-sisteme (дата обращения: 30.09.2021).
4. Файн М.Б. Индивидуальная образовательная траектория педагога как средство достижения его профессионального развития // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 348-351.
5. Щукина Н.И. Индивидуальная образовательная траектория педагога как инновационная модель его профессионального развития // Пермский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 123-127.
6. Сластенин В.А. Профессиональная педагогика: акмеологический подход // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 4. С. 10-22.
7. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. 154 с.

Приоритетным направлением модернизации образования является формирование национальной системы профессионального роста педагогов, в связи с чем разрабатываются модели построения индивидуальных траекторий профессионально-творческой реализации преподавателей [1]. Индивидуальная траектория развития обеспечивает рост профессионально-педагогической компетентности, повышение уровня квалификации и конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг, выбор способов непрерывного образования и повышения профессионального мастерства [2]. В связи с этим проектирование индивидуальной профессионально развивающей траектории является ключевым элементом в системе непрерывного повышения квалификации педагогов как средство достижения их развития и саморазвития [3, 4]. Таким образом, индивидуальная образовательная траектория выступает как основа и инновационная модель личностного и профессионального развития педагога [5].

Понятие индивидуальной траектории развития специалиста и, в частности, педагога достаточно полно обосновано в психолого-педагогических исследованиях таких ведущих ученых, как К.А.Абульханова-Славская, Г.А.Бордовский, Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.А.Сластенин, В.Д.Шадриков, П.Г.Щедровицкий, И.С.Якиманская. В фундаментальном научно-педагогическом смысле профессиональное развитие понимается как процесс формирования личности в целях достижения высокого уровня профессиональных достижений в саморазвитии, деятельности и взаимодействиях [6]. В другом аспекте личностно-профессиональное развитие и саморазвитие – это способности к закономерным изменениям собственной профессионально-педагогической деятельности [7].

Движущей силой развития педагога как личности и профессионала является собственный смысл данного процесса, в этом случае развитие переходит на уровень саморазвития. Способность определять и реализовывать приоритеты деятельности в аспекте собственного развития на основе самоорганизации и саморегуляции деятельности определяется как личностно-профессиональное саморазвитие. В современных постоянно изменяющихся условиях общества и экономики саморазвитие выступает в качестве одной из важнейших ключевых компетенций, так как развивающийся на основе собственных смыслов специалист способен мобильно реагировать на изменяющиеся требования и вызовы в сфере профессиональной деятельности.

Поступательные процессы цифровизации образования в глобальном масштабе обусловливают массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий и формирование единой интегративной профессионально развивающей макросреды, ресурсы которой значительно повышают возможности саморазвития педагога как личности и профессионала. Интегративная макросреда организована как система взаимодействующих микросред, при этом такая многомерная структура в максимальной степени предоставляет практически неограниченные возможности для процессов развития и саморазвития специалистов.

В связи с этим актуализируется проблема научно-технологического обеспечения процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в современной цифровой интегративной макросреде. Именно в таких новых условиях профессионально развивающей среды необходимо оказание всесторонней научно-методической помощи педагогам в проектировании и реализации индивидуальной траектории саморазвития.

Цель исследования: обосновать на теоретико-методологическом уровне и разработать процессуальную модель проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды. Такая воспроизводимая модель позволит значительно повысить результативность личностно-профессионального саморазвития педагогов системы общего, профессионального и дополнительного образования.

Практико-ориентированной целью разработки модели является оказание научно-методической помощи педагогам в разработке и практической реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития в современных цифровых образовательных условиях. Разработка практических рекомендаций по оптимизации личностно-профессионального саморазвития педагогов позволит осуществлять тьюторское сопровождение данного процесса.

Материалы и методы исследования. Исследование на общеметодологическом уровне основано на базовых принципах методологии научно-педагогического исследования; фундаментальных научных представлениях о структурно-содержательной целостности и причинно-следственной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем социуме, его материальной и системной сущности; понятиях о диалектических процессах формирования, развития и саморазвития; положениях об органическом единстве практики и теории в осуществлении исследований.

Процессуальная модель проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды базируется на использовании системного, интегративно-средового и синергетического методологических подходов.

В основе системного подхода находится отношение к процессу личностно-профессионального саморазвития педагога как системе – совокупности взаимосвязанных компонентов (мотивы, идея и замысел, цель и задачи, деятельность, результат, корректировка). Такой подход определяется принципами составляющей целостности, структурированности, соподчиненной иерархичности, множественности и, безусловно, системности. Системность в личностно-профессиональном саморазвитии основана на возможностях личности и является не только творчеством, но и искусством.

Интегративно-средовой подход заключается в понимании цифровой профессионально развивающей среды как макросистемы взаимодействующих микросред в единстве их многообразия. Результатом такого объединения микросред является возникновение новой сущности макросреды с присущими ей новыми характеристиками.

Синергетический подход исследует процесс личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде как комплексную открытую систему, способную к самоорганизации в условиях нестабильного динамичного состояния. При этом взаимодействие отдельных компонентов такой системы приводит к образованию упорядоченной структуры, что обеспечивает результат процесса саморазвития.

В исследовании использовались такие методы педагогического исследования, как анализ философской и психолого-педагогической литературы, моделирование, проектирование, обобщение, абстрагирование, синтез, анкетирование, математическая обработка полученных данных. В разработке модели проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды применялись следующие практико-ориентированные технологии: форсайт-технология, проектно-исследовательская технология, тренинги, учебные кейсы, приемы стратегического и тактического планирования и др.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью установления затруднений педагогов в проектировании и реализации индивидуальных профессионально развивающих траекторий саморазвития было проведено исследование в форме анкетирования, в котором приняли участие 50 педагогов различных уровней образования, а именно средних общеобразовательных школ, колледжей и вузов г.Краснодара, а также 20 студентов – будущих педагогов выпускного курса ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Затруднения педагогов в проектировании и реализации индивидуальных профессионально развивающих траекторий саморазвития (ИПРТС)

Затруднения

Учителя школ

Преподаватели колледжей

Преподаватели вузов

Студенты выпускного курса

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

В проектировании ИПРТС

20

80,0

10

66,7

4

40,0

17

85,0

В реализации ИПРТС

21

84,0

12

79,9

5

50,0

18

90

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о высокой степени необходимости оказания научно-методической помощи педагогам в проектировании и реализации их траекторий саморазвития.

Нами разработана процессуальная модель, которая дает возможность педагогам разных уровней образования самостоятельно не только спроектировать, но и реализовать траекторию собственного развития в постоянно и динамично изменяющихся средовых условиях усиливающейся цифровизации образовательных систем. Такая воспроизводимая модель позволяет целенаправленно и системно организовать процесс собственного развития с использованием практически неограниченных вариативных ресурсов цифровой макросреды. В обобщенном и схематичном виде разработанная процессуальная модель проектирования и реализации траектории саморазвития педагога представлена на рисунке.

Процессуальная модель проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды

Основой процессуальной модели является поэтапный характер деятельности в целях собственного развития в последовательности мотивационно-смыслового, проектировочно-прогностического, самоорганизационно-деятельностного, рефлексивно-исследовательского и корректировочно-аналитического этапов. Концентрический принцип саморазвития предполагает переход на новые уровни достижения вершин профессионального мастерства.

Мотивационно-смысловой этап инициирует саморазвитие на основе смыслов данного процесса. В этом случае обретение внутреннего смысла выступает в качестве движущей силы непрерывного личностно-профессионального саморазвития. На такой смыслообразующей основе определяются ведущие мотивы и потребности, осуществляется замысел профессионально развивающей траектории саморазвития.

Основу проектировочно-прогностического этапа составляет целеполагание – определение желаемого результата саморазвития, при этом возможны различные варианты и способы проектирования профессионально развивающих траекторий, обладающих свойством неограниченной вариативности. В проектировании данных траекторий используются различные приемы как стратегического, так и тактического планирования (SWOT-анализ, технология педагогического дизайна и др.). Основополагающее значение в проектировании траекторий саморазвития принадлежит форсайту – технологии определения будущего, его исследования как карте вероятностных событий. Варианты маршрутов выбираются в качестве возможных направлений саморазвития как личности и профессионала. При достижении точек бифуркации педагог оказывается в ситуации выбора способов, путей и направлений своего собственного развития, другими словами, происходит ветвление путей достижения поставленной цели саморазвития как личности и профессионала.

Самоорганизационно-деятельностный этап связан с непосредственной реализацией педагогом индивидуальной профессионально развивающей траектории и достижением поставленной цели. Способность самостоятельно не только устанавливать цели, но и осуществлять управление своим поведением, мыслями и чувствами определяется как самоорганизация, неразрывно связанная с саморегуляцией процесса саморазвития как личности и профессионала. С целью оказания научно-методической помощи педагогам, осуществления тьюторского сопровождения процесса саморазвития нами разработан учебный видеокейс «Свой путь направь к звездам», рассматривающий профессиональный кризис как точку роста педагога и возможность проектирования и реализации индивидуальных профессионально развивающих траекторий. Данный кейс включает формирование умений осуществлять выбор и принимать решения в плане собственного саморазвития, преодолевать профессионально-личностные кризисы на основе использования коучинга, ресурсной загрузки, тренингов роста и других современных технологий.

Рефлексивно-исследовательский этап включает мониторинговые технологии на основе исследовательского подхода, который заключается в обобщении результатов собственного опыта саморазвития, использовании методики оценки его результативности.

Корректировочно-аналитический этап предполагает концентрический принцип непрерывного процесса саморазвития педагога на основе анализа деятельности и поэтапной реализации личностно-профессионального саморазвития. Такой концентрический принцип заключается в переходе на новые уровни достижения вершин профессионализма и развития личности.

Процесс личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде обеспечивается следующим комплексом психолого-педагогических условий:

– создание профессионально развивающей среды на основе интеграции ее ресурсов в личностно значимые смыслы педагога;

– осуществление саморазвития на основе самоорганизации как способности управлять собственным поведением и эмоционально-волевой сферой;

– использование комплекса технологий и методик в проектировании и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития;

– осуществление саморазвития в соответствии с поэтапным характером данного процесса;

– оказание социально-педагогической поддержки педагогу и тьюторское сопровождение его саморазвития как личности и профессионала.

Заключение

Таким образом, в результате исследования обоснована на теоретико-методологическом уровне и разработана воспроизводимая процессуальная модель проектирования и реализации индивидуальной профессионально развивающей траектории саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды. Такая модель позволяет оказывать социально-педагогическую поддержку саморазвивающимся педагогам в условиях современной цифровой интегративной макросреды.

Формы тьюторского сопровождения и социально-педагогической поддержки педагога в период саморазвития многообразны и имеют комплексный характер: сопровождение педагога на всех этапах его саморазвития; создание центров и лабораторий социально-педагогической поддержки; оказание психологической, юридической и социальной помощи; повышение квалификации; проведение вебинаров и онлайн-консультаций; участие в грантовой деятельности и конкурсах на соискание премий; разработка бизнес-проектов и их реализация; социальное партнерство и продвижение оригинальных научных и социально значимых проектов, их внедрение в науку и практику.

Перспективы исследования заключаются в дальнейшем совершенствовании научно-методического обеспечения процесса личностно-профессионального саморазвития педагога в цифровой интегративной макросреде современного образования.


Библиографическая ссылка

Ушаков А.А. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ТРАЕКТОРИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31156 (дата обращения: 08.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674