Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF FORMATION OF EXPERIENCE OF INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION.

Dzgoev B.M. 1
1 FGKVOUVO «Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation»
The article examines the changes taking place in modern society and, in particular, in the field of military education. There is an increase in the relevance of independent educational activities of future officers and the importance of forming the experience of such activities among cadets during their studies at military universities. The analysis of the study of the process of formation of the experience of independent educational activity of cadets by various specialists is carried out, the significance of its further research is argued, the definition is clarified. The paper draws attention to the peculiarities and complexities of this process associated with the conjugation of training and the performance of military service duties by cadets. The author proposes and theoretically substantiates a model for the formation of the experience of independent educational activity of cadets of higher education institutions of the National Guard of the Russian Federation, structurally consisting of interrelated and interdependent components (blocks). The organizational and target block includes the goal, didactic principles and subject-object relations in the process of forming the experience of independent educational activity of cadets. The content-procedural block includes the content of the learning process, methods, forms, means of teaching and types of classes. The control and evaluation block contain criteria for the formation of the experience of independent educational activity of cadets, its levels and results. A separate block presents the pedagogical conditions, the observance of which will ensure the effective functioning of the model for the formation of the experience of independent educational activity of cadets.
independent educational activity
formation of experience
formation of experience of independent educational activity

На сегодняшний день Российская Федерация сталкивается с рядом серьезных вызовов, оказывающих непосредственное влияние на граждан нашей страны. Западные страны во главе с США наращивают политическое и экономическое давление. Усиливается санкционная риторика, предпринимаются активные попытки откровенного вмешательства во внутренние дела государства, оказывается влияние на молодое поколение посредством популярных социальных сетей, мессенджеров и видеохостингов (You Tube, Tik Tok, Twitter, Instagram). Кроме того, на социальные процессы, происходящие в обществе, серьёзное влияние оказала глобальная пандемия COVID-19. Указанные факторы приводят к обострению внутриполитической и социально-экономической обстановки. Опорой государства и гарантом стабильности в этот нелегкий период выступают силовые структуры, и в частности Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Усложнение условий выполнения задач, возложенных на Росгвардию, актуализирует повышение качества профессиональной подготовки офицерских кадров. В соответствии с ФГОС ВО перед военными вузами стоит задача по подготовке специалистов, готовых к широкому спектру видов профессиональной деятельности. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции [1]. Глава государства В.В. Путин высказал мнение, что система высшего военного образования, подготовка офицерских кадров является фундаментом Вооружённых сил, который должен быть надёжным, прочным, отвечающим требованиям времени и рассчитанным, что очень важно, на перспективу [2]. Однако на сегодняшний день прослеживается противоречие между запросом времени и реальным состоянием системы образования высшей военной школы. Современный конкурентоспособный офицер должен быть готов к выполнению служебно-боевых задач в постоянно изменяющихся условиях, способен адаптироваться к переменам и самостоятельно осваивать новые виды вооружения и военной техники. Наличие опыта самостоятельной образовательной деятельности (далее - СОД) служит фундаментом для успешного и устойчивого профессионального развития офицера. Время обучения в вузе - это сензитивный период для наиболее эффективного формирования такого опыта. В связи с этим возникает необходимость смещения акцентов в подготовке курсантов.

В последние годы изучению проблемы, затронутой в нашем исследовании, посвящено немало работ специалистов, в том числе В.А. Золотарева, М.В. Пешкова, К.П. Калашникова, Д.Г. Филимонова, Н.В. Фомичевой [3-5] и др. Целью работы является конкретизация сущности и содержания понятий «опыт СОД» и «формирование опыта СОД», разработка и теоретическое обоснование эффективности модели формирования опыта СОД курсантов вузов ВНГ РФ.

Материал и методы исследования. В ходе исследования используются такие методы, как анализ, моделирование, прогнозирование и пр. Трудно не согласиться с В.А. Пискотиным, который указывает, что «знания, навыки и умения не способны передаваться от одного человека к другому как материальные объекты. Каждый курсант и слушатель овладевает ими посредством самостоятельного познавательного труда» [6, с. 294]. Мы же исходим из того, что опыт самостоятельной образовательной деятельности курсантов - это «совокупность приобретённых знаний по методике профессионального самосовершенствования, практически усвоенных приёмов и навыков познания, самостоятельного развития, приобретения профессиональных компетенций, построения себя как будущего офицера» [7, с. 344].

В своей работе Г.П. Предвечный рассматривает формирование опыта и его реализацию как социально-психологический процесс, состоящий из трех основных этапов: 1) превращение внешнего воздействия в факт сознания; 2) сохранение и аккумуляция превращенного внешнего воздействия в сознании; 3) превращение опыта личности в действие, т. е. экстериоризация опыта [8]. Е.И. Бизяева считает, что «по отношению к опыту человека формирование есть содержательное обогащение опыта личности, сопровождающееся его оформлением, возникновением и изменением внешне проявляющихся особенностей» [9, с. 27]. Рассматривая данные процессы в контексте военного образования и исходя из предложенного нами понятия «опыт самостоятельной образовательной деятельности курсантов», мы приходим к тому, что формирование опыта самостоятельной образовательной деятельности курсантов - это многогранный целенаправленный процесс комплексного воздействия на курсантов, направленный на приобретение ими знаний по методике профессионального самосовершенствования, практического усвоения приёмов и навыков познания, самостоятельного развития, приобретения профессиональных компетенций, построения себя как будущего офицера.

Важной особенностью и сложностью процесса формирования опыта СОД курсантов является необходимость соблюдения баланса между строгой регламентацией процесса обучения в военном вузе, процессов, протекающих в воинских коллективах в повседневной жизнедеятельности, основанных на принципах дисциплинированности, единоначалия, субординации, и акцентом на самостоятельность, инициативность, творческий подход в обучении.

Результаты исследования и их обсуждение. Моделирование является наиболее широко применяемым инструментом изучения педагогических процессов. В соответствии с логикой взаимодействия субъекта и объекта моделирования, исходя из особенностей процесса обучения в военном вузе, автор предлагает модель формирования опыта СОД курсантов вузов ВНГ РФ, структурно состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (блоков) (рисунок).

Модель формирования опыта СОД курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации.

Первый компонент модели - это организационно-целевой блок, включающий в себя цель процесса формирования опыта СОД курсантов, дидактические принципы, на основе которых строится этот процесс и трансформирующиеся в процессе формирования опыта СОД курсантов, субъектно-объектные отношения.

Цель формирования опыта СОД курсантов вузов ВНГ РФ заключается в выполнении социального заказа общества, кадрового заказа государства по подготовке специалиста, обладающего совокупностью личностных качеств и профессиональных компетенций, обеспечивающих непрерывное самостоятельное развитие и повышение уровня военно-профессиональной подготовки, способного практически применять знания и навыки при выполнении служебно-боевых задач. Рассматривая цель более детально, можно выделить три ее направления:

- воспитательное направление - формирование осознанности в мышлении и деятельности, мотивации к непрерывному самостоятельному, личностному развитию, внутренней потребности в профессиональной самореализации;

- обучающее направление - систематизация теоретической составляющей процесса самостоятельной образовательной деятельности, передача и усвоение знаний по методике профессионального самосовершенствования, методике познания;

- направление развития - формирование познавательных, аналитических способностей, практическое усвоение навыков оценки ситуации, постановки целей, планирования, рациональной организации деятельности, прогнозирования результатов, работы с информацией, самостоятельности, ответственности, организованности, коммуникативности, инициативности.

К дидактическим принципам процесса формирования опыта СОД курсантов вузов ВНГ РФ можно отнести:

- принцип дифференцированности и личностной ориентации - самостоятельная образовательная деятельность организуется с учётом индивидуальных особенностей курсантов, уровня подготовки, способностей, склонностей;

- принцип субъектной осознанности и активности - процесс эффективного формирования опыта СОД не может осуществляться без осознания смысла своей деятельности, личной заинтересованности в повышении уровня профессиональной подготовки, понимания того, что приобретаемые знания и навыки имеют практический смысл для дальнейшей службы;

- принцип целенаправленности - СОД курсантов должна иметь целенаправленный характер. Четкое понимание цели деятельности, путей и методов ее достижения, критериев и уровней результативности - основа ее эффективности.

Субъектно-объектные отношения - основная особенность организационно-целевого блока предложенной модели. На начальном этапе деятельности курсант выступает объектом, а профессорско-преподавательский состав, командование подразделений - субъектом. В дальнейшем, в ходе накопления опыта СОД, курсант приобретает функцию субъекта и играет ключевую роль в субъектно-объектных отношениях, выступая и как субъект, и как объект образовательной деятельности.

Содержательно-процессуальный блок заключает в себе содержание, формы, виды, методы, средства обучения, виды занятий, направленные на формирование опыта СОД курсантов. Основным видом учебных занятий, направленных на формирование опыта СОД курсантов, является самостоятельная работа. Согласно приказу ФС ВНГ РФ от 7 ноября 2017 года № 466, «самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной деятельности и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний, умений и навыков» [10, с. 9]. Самостоятельная работа может проводиться как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. В виде аудиторных занятий самостоятельная работа проводится согласно расписанию занятий, под руководством преподавателя. В ходе такой работы курсанты занимаются выполнением различных творческих заданий в соответствии с образовательной программой. Во внеаудиторное время самостоятельная работа организуется в часы самостоятельной подготовки в соответствии с распорядком дня. Курсант не осуществляет познавательную деятельность опционально, он должен подготовиться к конкретным занятиям, однако остаётся свободным в выборе способа подготовки. Задачей же профессорско-преподавательского состава является методическое обеспечение самостоятельной работы, оказание помощи в выборе ее процессуальной составляющей, направление усилий курсанта.

Содержанием контрольно-оценочного блока являются критерии сформированности опыта СОД курсантов, уровни сформированности опыта СОД и результат.

Критерии сформированности опыта СОД курсантов определяются исходя из компонентов его структуры:

- целевой критерий указывает на способность курсанта сформулировать цель СОД и определить способ ее достижения;

- когнитивный критерий характеризует наличие у курсанта опыта поиска и получения новой информации, ее анализа и применения полученных знаний;

- процессуальный критерий отражает способность курсанта к выполнению самостоятельной практической, творческой деятельности, направленной на получение новых умений и навыков;

- рефлексивный критерий выявляет способность курсанта осознавать свое место в процессе обучения, понимать уровень развития своих способностей, проводить анализ и оценивать результаты своей деятельности, вносить коррективы в процесс СОД.

Представляют интерес идеи Ю.А. Панасенко, который выделяет три уровня сформированности умений и навыков СОД:

- репродуктивный уровень - характеризуется самообразовательной деятельностью курсантов в виде знакомства и восприятия основ профессиональной деятельности;

- реконструктивный уровень - характеризуется исследовательской деятельностью, теоретическим анализом и оценкой источников профессиональных знаний, синтезом знаний, полученных из разных источников, обработкой результатов и обобщением материалов;

- творческий уровень - характеризуется проведением военно-профессиональной самообразовательной деятельности, созданием новых форм, приемов работы, профессиональным самоанализом, коррекцией собственной деятельности [11, с. 11].

Результатом организации учебного процесса в соответствии с предложенной моделью, является сформированность опыта СОД курсантов вузов ВНГ РФ.

Отдельным блоком представлены педагогические условия, соблюдение которых обеспечит эффективное функционирование модели формирования опыта самостоятельной образовательной деятельности курсантов. К наиболее важным педагогическим условиям можно отнести:

- системность процесса формирования опыта СОД курсантов. Данный процесс должен быть организован комплексно, во взаимодействии профессорско-преподавательского состава и командования курсантских подразделений. Преподаватели оказывают воздействие на курсантов в учебном процессе, командиры подразделений же прививают качества саморегуляции, самоуправления, самоконтроля в повседневной жизнедеятельности;

- совершенствование учебной материально-технической базы является важнейшим условием эффективного формирования опыта СОД. Необходимо наличие современной учебной материально-технической базы для проведения теоретической и практической, в том числе коллективной, работы. Продуктивность формирования опыта СОД обеспечивается возможностью доступа курсантов, в необходимом объеме времени, к специализированным учебным классам, лабораториям, учебным средствам, тренажерам, электронным информационным ресурсам, библиотечным фондам и т.д.;

- деятельность курсантов в процессе обучения должна проходить в условиях, максимально соответствующих условиям реального выполнения задач офицерскими кадрами. Погружение курсантов в обстановку, приближенную к повседневной жизнедеятельности офицера, позволит повысить эффективность формирования опыта СОД.

Выводы. Таким образом, мы приходим к выводу, что в случае организации процесса обучения курсантов на основании указанных дидактических принципов, при соблюдении педагогических условий, нейтрализации факторов, оказывающих сдерживающее влияние, предложенная нами модель будет являться эффективным средством формирования опыта СОД курсантов, что в свою очередь позволит курсанту подойти к обучению и дальнейшей службе на качественно более высоком уровне, сформировать авторскую позицию в отношении построения карьеры, повысить самодисциплину и результативность в достижении поставленных целей. Считаем важным продолжить совершенствовать и практически обосновывать эффективность применения разработанной нами модели формирования опыта СОД курсантов в процессе обучения.