Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Дзгоев Б.М. 1
1 ФГКВОУВО «Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации»
В статье рассматриваются изменения, происходящие в современном обществе, и в частности в сфере военного образования. Отмечается повышение актуальности самостоятельной образовательной деятельности будущих офицеров и важности формирования опыта такой деятельности у курсантов в период обучения в военных вузах. Проводится анализ изучения процесса формирования опыта самостоятельной образовательной деятельности курсантов различными специалистами, аргументируется значимость его дальнейшего исследования, уточняется определение. В работе обращено внимание на особенности и сложности данного процесса, связанные с сопряженностью обучения и выполнения курсантами обязанностей военной службы. Автором предлагается и теоретически обосновывается модель формирования опыта самостоятельной образовательной деятельности курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации, структурно состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (блоков). Организационно-целевой блок включает цель, дидактические принципы и субъектно-объектные отношения в процессе формирования опыта самостоятельной образовательной деятельности курсантов. Содержательно-процессуальный блок включает содержание процесса обучения, методы, формы, средства обучения и виды занятий. Контрольно-оценочный блок содержит критерии сформированности опыта самостоятельной образовательной деятельности курсантов, ее уровни и результат. Отдельным блоком представлены педагогические условия, соблюдение которых обеспечит эффективное функционирование модели формирования опыта самостоятельной образовательной деятельности курсантов.
самостоятельная образовательная деятельность
модель
опыт
формирование опыта
курсант
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2016 № 1614 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)». Официальный интернет-портал правовой информации: сайт. Москва, 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201701120018?index=7&rangeSize=1/ (дата обращения: 16.09.2021).
2. Совещание по вопросам развития системы военного образования в ходе посещения Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии
В.Ф. Маргелова. kremlin.ru: Президент России: сайт. Рязань. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19631 (дата обращения .16.09.2021).
3. Золотарев В.А. Модель формирования готовности к профессиональному самообразованию у курсантов военных вузов войск национальной гвардии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. Т.9, № 1. С. 64-71.
4. Пешков М.В., Калашников К.П., Филимонов Д.Г. Соотношение понятий «самостоятельная работа», «самостоятельная подготовка», «самообразовательная деятельность» и «самостоятельность» в образовательном процессе образовательных организаций МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. №4. С. 314-316.
5. Фомичева Н.В. Организация самостоятельной работы - императив современного образования // Пермский педагогический журнал. 2018. №9. С. 104-109.
6. Пискотин В.А., Прищепа В.В. Самостоятельная подготовка как неотъемлемая составляющая тактико-специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Modern Science. 2021. № 2-1. С. 293-296.
7. Дзгоев Б.М. Опыт самостоятельной образовательной деятельности курсантов вузов ВНГ России как психолого-педагогическая проблема // Сборник трудов межвузовской научно-практической конференции (к 210-летию образования войск правопорядка и 5-летнему юбилею создания Росгвардии). 2021. С. 341-346.
8. Предвечный Г.П., Шерковина Ю.А. Социальная психология. Краткий очерк // – Москва: Политиздат, 1975. [Электронный ресурс]. URL: http://www.detskiysad.ru/ped/socialnaya10.html (дата обращения: 26.09.2021).
9. Бизяева Е.И., Саксонова Л.П. Проблема формирования профессионального опыта студентов технического вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 4 (12). С. 25-29.
10. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 07.11.2017 № 466 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации: сайт. Москва, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http: // publication.pravo.gov.ru /Document/View/0001201711300022?index=8&rangeSize=1/ (дата обращения: 16.09.2021).
11. Панасенко Ю.А. Формирование умений и навыков самообразовательной деятельности у курсантов в условиях военного вуза: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2005. 11 с.

На сегодняшний день Российская Федерация сталкивается с рядом серьезных вызовов, оказывающих непосредственное влияние на граждан нашей страны. Западные страны во главе с США наращивают политическое и экономическое давление. Усиливается санкционная риторика, предпринимаются активные попытки откровенного вмешательства во внутренние дела государства, оказывается влияние на молодое поколение посредством популярных социальных сетей, мессенджеров и видеохостингов (You Tube, Tik Tok, Twitter, Instagram). Кроме того, на социальные процессы, происходящие в обществе, серьёзное влияние оказала глобальная пандемия COVID-19. Указанные факторы приводят к обострению внутриполитической и социально-экономической обстановки. Опорой государства и гарантом стабильности в этот нелегкий период выступают силовые структуры, и в частности Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Усложнение условий выполнения задач, возложенных на Росгвардию, актуализирует повышение качества профессиональной подготовки офицерских кадров. В соответствии с ФГОС ВО перед военными вузами стоит задача по подготовке специалистов, готовых к широкому спектру видов профессиональной деятельности. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции [1]. Глава государства В.В. Путин высказал мнение, что система высшего военного образования, подготовка офицерских кадров является фундаментом Вооружённых сил, который должен быть надёжным, прочным, отвечающим требованиям времени и рассчитанным, что очень важно, на перспективу [2]. Однако на сегодняшний день прослеживается противоречие между запросом времени и реальным состоянием системы образования высшей военной школы. Современный конкурентоспособный офицер должен быть готов к выполнению служебно-боевых задач в постоянно изменяющихся условиях, способен адаптироваться к переменам и самостоятельно осваивать новые виды вооружения и военной техники. Наличие опыта самостоятельной образовательной деятельности (далее - СОД) служит фундаментом для успешного и устойчивого профессионального развития офицера. Время обучения в вузе - это сензитивный период для наиболее эффективного формирования такого опыта. В связи с этим возникает необходимость смещения акцентов в подготовке курсантов.

В последние годы изучению проблемы, затронутой в нашем исследовании, посвящено немало работ специалистов, в том числе В.А. Золотарева, М.В. Пешкова, К.П. Калашникова, Д.Г. Филимонова, Н.В. Фомичевой [3-5] и др. Целью работы является конкретизация сущности и содержания понятий «опыт СОД» и «формирование опыта СОД», разработка и теоретическое обоснование эффективности модели формирования опыта СОД курсантов вузов ВНГ РФ.

Материал и методы исследования. В ходе исследования используются такие методы, как анализ, моделирование, прогнозирование и пр. Трудно не согласиться с В.А. Пискотиным, который указывает, что «знания, навыки и умения не способны передаваться от одного человека к другому как материальные объекты. Каждый курсант и слушатель овладевает ими посредством самостоятельного познавательного труда» [6, с. 294]. Мы же исходим из того, что опыт самостоятельной образовательной деятельности курсантов - это «совокупность приобретённых знаний по методике профессионального самосовершенствования, практически усвоенных приёмов и навыков познания, самостоятельного развития, приобретения профессиональных компетенций, построения себя как будущего офицера» [7, с. 344].

В своей работе Г.П. Предвечный рассматривает формирование опыта и его реализацию как социально-психологический процесс, состоящий из трех основных этапов: 1) превращение внешнего воздействия в факт сознания; 2) сохранение и аккумуляция превращенного внешнего воздействия в сознании; 3) превращение опыта личности в действие, т. е. экстериоризация опыта [8]. Е.И. Бизяева считает, что «по отношению к опыту человека формирование есть содержательное обогащение опыта личности, сопровождающееся его оформлением, возникновением и изменением внешне проявляющихся особенностей» [9, с. 27]. Рассматривая данные процессы в контексте военного образования и исходя из предложенного нами понятия «опыт самостоятельной образовательной деятельности курсантов», мы приходим к тому, что формирование опыта самостоятельной образовательной деятельности курсантов - это многогранный целенаправленный процесс комплексного воздействия на курсантов, направленный на приобретение ими знаний по методике профессионального самосовершенствования, практического усвоения приёмов и навыков познания, самостоятельного развития, приобретения профессиональных компетенций, построения себя как будущего офицера.

Важной особенностью и сложностью процесса формирования опыта СОД курсантов является необходимость соблюдения баланса между строгой регламентацией процесса обучения в военном вузе, процессов, протекающих в воинских коллективах в повседневной жизнедеятельности, основанных на принципах дисциплинированности, единоначалия, субординации, и акцентом на самостоятельность, инициативность, творческий подход в обучении.

Результаты исследования и их обсуждение. Моделирование является наиболее широко применяемым инструментом изучения педагогических процессов. В соответствии с логикой взаимодействия субъекта и объекта моделирования, исходя из особенностей процесса обучения в военном вузе, автор предлагает модель формирования опыта СОД курсантов вузов ВНГ РФ, структурно состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (блоков) (рисунок).

Модель формирования опыта СОД курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации.

Первый компонент модели - это организационно-целевой блок, включающий в себя цель процесса формирования опыта СОД курсантов, дидактические принципы, на основе которых строится этот процесс и трансформирующиеся в процессе формирования опыта СОД курсантов, субъектно-объектные отношения.

Цель формирования опыта СОД курсантов вузов ВНГ РФ заключается в выполнении социального заказа общества, кадрового заказа государства по подготовке специалиста, обладающего совокупностью личностных качеств и профессиональных компетенций, обеспечивающих непрерывное самостоятельное развитие и повышение уровня военно-профессиональной подготовки, способного практически применять знания и навыки при выполнении служебно-боевых задач. Рассматривая цель более детально, можно выделить три ее направления:

- воспитательное направление - формирование осознанности в мышлении и деятельности, мотивации к непрерывному самостоятельному, личностному развитию, внутренней потребности в профессиональной самореализации;

- обучающее направление - систематизация теоретической составляющей процесса самостоятельной образовательной деятельности, передача и усвоение знаний по методике профессионального самосовершенствования, методике познания;

- направление развития - формирование познавательных, аналитических способностей, практическое усвоение навыков оценки ситуации, постановки целей, планирования, рациональной организации деятельности, прогнозирования результатов, работы с информацией, самостоятельности, ответственности, организованности, коммуникативности, инициативности.

К дидактическим принципам процесса формирования опыта СОД курсантов вузов ВНГ РФ можно отнести:

- принцип дифференцированности и личностной ориентации - самостоятельная образовательная деятельность организуется с учётом индивидуальных особенностей курсантов, уровня подготовки, способностей, склонностей;

- принцип субъектной осознанности и активности - процесс эффективного формирования опыта СОД не может осуществляться без осознания смысла своей деятельности, личной заинтересованности в повышении уровня профессиональной подготовки, понимания того, что приобретаемые знания и навыки имеют практический смысл для дальнейшей службы;

- принцип целенаправленности - СОД курсантов должна иметь целенаправленный характер. Четкое понимание цели деятельности, путей и методов ее достижения, критериев и уровней результативности - основа ее эффективности.

Субъектно-объектные отношения - основная особенность организационно-целевого блока предложенной модели. На начальном этапе деятельности курсант выступает объектом, а профессорско-преподавательский состав, командование подразделений - субъектом. В дальнейшем, в ходе накопления опыта СОД, курсант приобретает функцию субъекта и играет ключевую роль в субъектно-объектных отношениях, выступая и как субъект, и как объект образовательной деятельности.

Содержательно-процессуальный блок заключает в себе содержание, формы, виды, методы, средства обучения, виды занятий, направленные на формирование опыта СОД курсантов. Основным видом учебных занятий, направленных на формирование опыта СОД курсантов, является самостоятельная работа. Согласно приказу ФС ВНГ РФ от 7 ноября 2017 года № 466, «самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной деятельности и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний, умений и навыков» [10, с. 9]. Самостоятельная работа может проводиться как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. В виде аудиторных занятий самостоятельная работа проводится согласно расписанию занятий, под руководством преподавателя. В ходе такой работы курсанты занимаются выполнением различных творческих заданий в соответствии с образовательной программой. Во внеаудиторное время самостоятельная работа организуется в часы самостоятельной подготовки в соответствии с распорядком дня. Курсант не осуществляет познавательную деятельность опционально, он должен подготовиться к конкретным занятиям, однако остаётся свободным в выборе способа подготовки. Задачей же профессорско-преподавательского состава является методическое обеспечение самостоятельной работы, оказание помощи в выборе ее процессуальной составляющей, направление усилий курсанта.

Содержанием контрольно-оценочного блока являются критерии сформированности опыта СОД курсантов, уровни сформированности опыта СОД и результат.

Критерии сформированности опыта СОД курсантов определяются исходя из компонентов его структуры:

- целевой критерий указывает на способность курсанта сформулировать цель СОД и определить способ ее достижения;

- когнитивный критерий характеризует наличие у курсанта опыта поиска и получения новой информации, ее анализа и применения полученных знаний;

- процессуальный критерий отражает способность курсанта к выполнению самостоятельной практической, творческой деятельности, направленной на получение новых умений и навыков;

- рефлексивный критерий выявляет способность курсанта осознавать свое место в процессе обучения, понимать уровень развития своих способностей, проводить анализ и оценивать результаты своей деятельности, вносить коррективы в процесс СОД.

Представляют интерес идеи Ю.А. Панасенко, который выделяет три уровня сформированности умений и навыков СОД:

- репродуктивный уровень - характеризуется самообразовательной деятельностью курсантов в виде знакомства и восприятия основ профессиональной деятельности;

- реконструктивный уровень - характеризуется исследовательской деятельностью, теоретическим анализом и оценкой источников профессиональных знаний, синтезом знаний, полученных из разных источников, обработкой результатов и обобщением материалов;

- творческий уровень - характеризуется проведением военно-профессиональной самообразовательной деятельности, созданием новых форм, приемов работы, профессиональным самоанализом, коррекцией собственной деятельности [11, с. 11].

Результатом организации учебного процесса в соответствии с предложенной моделью, является сформированность опыта СОД курсантов вузов ВНГ РФ.

Отдельным блоком представлены педагогические условия, соблюдение которых обеспечит эффективное функционирование модели формирования опыта самостоятельной образовательной деятельности курсантов. К наиболее важным педагогическим условиям можно отнести:

- системность процесса формирования опыта СОД курсантов. Данный процесс должен быть организован комплексно, во взаимодействии профессорско-преподавательского состава и командования курсантских подразделений. Преподаватели оказывают воздействие на курсантов в учебном процессе, командиры подразделений же прививают качества саморегуляции, самоуправления, самоконтроля в повседневной жизнедеятельности;

- совершенствование учебной материально-технической базы является важнейшим условием эффективного формирования опыта СОД. Необходимо наличие современной учебной материально-технической базы для проведения теоретической и практической, в том числе коллективной, работы. Продуктивность формирования опыта СОД обеспечивается возможностью доступа курсантов, в необходимом объеме времени, к специализированным учебным классам, лабораториям, учебным средствам, тренажерам, электронным информационным ресурсам, библиотечным фондам и т.д.;

- деятельность курсантов в процессе обучения должна проходить в условиях, максимально соответствующих условиям реального выполнения задач офицерскими кадрами. Погружение курсантов в обстановку, приближенную к повседневной жизнедеятельности офицера, позволит повысить эффективность формирования опыта СОД.

Выводы. Таким образом, мы приходим к выводу, что в случае организации процесса обучения курсантов на основании указанных дидактических принципов, при соблюдении педагогических условий, нейтрализации факторов, оказывающих сдерживающее влияние, предложенная нами модель будет являться эффективным средством формирования опыта СОД курсантов, что в свою очередь позволит курсанту подойти к обучению и дальнейшей службе на качественно более высоком уровне, сформировать авторскую позицию в отношении построения карьеры, повысить самодисциплину и результативность в достижении поставленных целей. Считаем важным продолжить совершенствовать и практически обосновывать эффективность применения разработанной нами модели формирования опыта СОД курсантов в процессе обучения.


Библиографическая ссылка

Дзгоев Б.М. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31153 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674