Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MIND-MAPS AS A TOOL FOR THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN ONLINE LEARNING OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Kapelyushnik E.V. 1 Sheveleva S.I. 1
1 National Research Tomsk Polytechnic University
The article attempts to demonstrate the need for using mind maps when teaching Russian as a foreign language to develop communicative competence. Teaching and learning materials on using mind maps for teaching foreign languages, including Russian as a foreign language, were analyzed. The article presents the poll results of Chinese students from Chinese non-language university partners who were taught through mind maps during online experimental teaching. Requirements for distance education teaching aids are listed. The paper considers methodically the questions of the poll developed to determine the degree of satisfaction with teaching based on mental maps. The experimental study base is described. The authors present and analyze the poll results. The obtained results show students’ high degree of satisfaction with this teaching method. Considering the poll results it can be concluded that regular use of mind maps for teaching Chinese students has a positive effect. Ideas for further use of mental maps are suggested.
Mind-Maps
Russian as a foreign language
communication competence
online learning

Проблема формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, не нова, но в настоящее время особенно остро встает данный вопрос, поскольку закрытие границ между странами в связи с пандемией обусловило переход вузов на обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Удалённый режим преподавания оказал негативное влияние на процесс формирования коммуникативной компетенции. Особенно остро это ощущается в группах студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности из Китая. Образовательные традиции этих стран не ориентированы на диалогизированные формы обучения, в результате этого студенты, поступающие на обучение в российские вузы, испытывают трудности в изучении русского языка, пытаясь следовать своей образовательной традиции. Для этой группы студентов характерна работа по шаблону, заучивание готовых предложений и текстов, отсутствует мотивации вступления в диалог с субъектами образовательного процесса. Таким образом, отсутствие языковой среды, включенности в образовательные традиции российского вуза, вынужденный переход на обучение исключительно с применением дистанционных образовательных технологий, – всё это оказывает негативное влияние на процесс интеграции. Сложившаяся ситуация требует поиска инструментов решения и предъявляет свои требования к организации учебного процесса. Одним из решений может стать создание и систематическое применение ментальных карт.

Цель исследования – обосновать необходимость использования ментальных карт при онлайн-обучении со студентами из КНР с целью создания комфортной образовательной среды.

Материалы и методы исследования

Теория ментальных карт впервые была представлена в работах Т. Бьюзена, Х. Мюллера [1, 2]. Исследователями были выделены существенные черты ментальных карт и подробно описаны принципы их составления. Являясь одним из средств визуализации мышления, позволяющим представить информацию в более сжатой и в то же время наглядной форме, ментальные карты способствуют активизации мыслительного процесса. Благодаря перечисленным качествам ментальные карты нашли свое применение в различных областях деятельности человека.

В настоящее время возможности применения ментальных карт в образовательном процессе являются объектом изучения отечественных исследователей и педагогов средней школы и высших учебных заведений. В работах отмечаются преимущества использования данной методики как на стадии подготовки к занятиям (подготовка лекции), так и в процессе работы со студентами при предъявлении, систематизации или обобщении материала посредством включения ментальных карт в традиционную лекционно-семинарскую систему обучения [3, 4]. Рассматриваются возможности применения карт на этапе проверки качества усвоения материала обучающимися [5].

На эффективность использования данного способа организации материала указывают и преподаватели иностранных языков, в частности отмечается высокий потенциал ментальных карт при формировании лексических и грамматических навыков, прагматической компетенции студентов [6]. Ментальные карты применяются как способ формирования навыков работы с информацией, который благоприятствует развитию критического рефлексивного мышления [7–9].

В аспекте преподавания русского языка как иностранного ментальные карты рассматриваются как метод формирования вторичной языковой личности посредством обогащения словаря концептами, доступно зафиксированными с помощью ментальных карт [10]; как дидактическое средство в преподавании грамматики, благодаря которому выстраивается ассоциативный ряд между изучаемыми явлениями [11].

В рамках нашего исследования мы рассматриваем опыт использования ментальных карт при онлайн-обучении русскому языку как иностранному китайских студентов. Реалии современной системы образования, а именно использование преимущественно дистанционных образовательных технологий из-за закрытия границ, обусловили необходимость специальной подготовки материала, предъявляемого иностранным студентам. Учебный материал должен содержать достаточное количество информации, быть структурированным, оптимальным для зрительного восприятия с экрана компьютера. Ментальные карты отвечают всем предъявленным требованиям, так как позволяют передать необходимую информацию в компактном виде. Кроме того, несомненным преимуществом такого представления учебного материала является его структурированная визуализация.

Экспериментальной базой послужили вузы-партнеры из КНР, а именно: Чунцинский университет науки и искусств (г. Чунцин), Хэнаньский научно-технический университет (г. Лоян), университет Дунхуа (г. Шанхай). Работа с ментальными картами велась систематически на протяжении двух семестров. По окончании учебного года было проведено анкетирование с целью выявления степени удовлетворённости формой работы с использованием ментальных карт. В анкетировании приняли участие 63 студента, которые обучаются по совместным образовательным программам с Томским политехническим университетом. Уровень владения русским языком студентов соответствовал базовому уровню. В ходе анкетирования студентам предлагалось ответить на пять вопросов.

Результаты исследования и их обсуждение

Первый вопрос анкеты закрытого типа «Выполняли ли вы раньше такой вид заданий?» был направлен на то, чтобы выяснить, были ли студенты знакомы с представлением учебного материала в виде ментальных карт до начала обучения в университете. Студентам следовало выбрать один из вариантов ответа: «да» или «нет».

Целью второго вопроса было определить отношение студентов к такому виду представления учебного материала. Данный вопрос, как и первый, был закрытого типа. Для полноты картины предлагались следующие варианты ответов: «нет», «не очень понравилось», «не знаю», «понравилось», «очень понравилось». Первые два варианта ответа «нет», «не очень понравилось» свидетельствуют об отрицательном отношении к такому виду представления учебного материала. Ответ «не знаю» – о нейтральном отношении. Последние два «понравилось», «очень понравилось» – о положительном отношении.

В ходе дальнейшего анкетирования студентам была дана установка выбрать любое количество вариантов ответов. Третий вопрос «Что вам понравилось в такой форме работы?» являлся логическим продолжением второго вопроса. Ответы на данный вопрос были сформулированы таким образом, чтобы уточнить, по какой причине студентам нравится представление учебного материала в виде ментальных карт. Предлагались следующие варианты ответов: «вся информация расположена на одном листе», «легко понимать информацию», «легко запомнить информацию», «легко создать текст по ключевым словам», «легко вспомнить, о чем говорили на занятии». Кроме того, в перечень ответов была включена позиция «другое», чтобы студенты смогли написать вариант ответа, не представленный в анкете.

Согласно эмпирическим наблюдениям, при использовании ментальных карт ряд студентов испытывают затруднения. Для того, чтобы исследование было объективным, в анкету был включён вопрос закрытого типа «Что было трудным?». По аналогии с третьим вопросом студентам предлагалось выбрать ответы из ряда предложенных, а именно: «трудно определить связь между ключевыми словами», «трудно создать текст по ключевым словам», «трудно понимать информацию», «трудно запомнить информацию», «трудно воспринимать много информации на одном листе». Также был включен ответ «другое».

Пятый вопрос закрытого типа «Хотите ли вы продолжить использовать ментальные карты в работе (учёбе)?» был включён в анкету, чтобы выяснить, сформировался ли у студентов навык работы с ментальными картами. Данный вопрос представляет собой вопрос закрытого типа. Студентам предлагалось выбрать ответ из предложенных вариантов: «нет», «не знаю», «да».

Рассмотрим результаты анкетирования.

На первый вопрос анкеты «Выполняли ли вы раньше такой вид заданий?» положительный ответ был дан большинством респондентов (98 %). Данный показатель свидетельствует о том, что педагоги в китайских школах используют данный инструмент на своих занятиях. Наряду с этим были получены и отрицательные ответы (2 %). Поскольку в университете учатся студенты из разных школ и провинций, можно сделать вывод, что не во всех школах практикуется такой вид заданий и в университете студенты столкнулись с такой формой представления учебного материала впервые.

На второй вопрос анкеты «Понравилось ли вам выполнять такой вид работы?» ответы респондентов распределились следующим образом: ответ «нет» не отметил ни один из студентов; ответ «не очень понравилось» выбрал 1 %, «не знаю» – 3 %, «понравилось» – 42 % и ответ «очень понравилось» – 54 % студентов. Приведённые выше данные свидетельствуют о том, что студенты принимают и воспринимают учебный материал, представленный в виде ментальных карт. Это, на наш взгляд, еще раз подтверждает тот факт, что студенты из Китая имеют стиль учебно-познавательной деятельности, опирающийся на зрительную модальность, образное ассоциирование [12].

Отвечая на третий вопрос анкеты «Что вам понравилось в такой форме работы?», 88 % участников анкетирования выбрали вариант ответа «легко понимать информацию». Таким образом, по мнению студентов, это является наиболее значимым преимуществом использования ментальных карт. Вторым по количеству выборов является ответ «легко запомнить информацию», который указали 74 % опрошенных студентов. Вариант ответа «легко создать текст по ключевым словам» отмечен 63 % респондентов. Более половины (51,8 %) считает удобным то, что «вся информация расположена на одном листе». По мнению студентов (48 % опрошенных), ментальные карты помогают в подготовке домашнего задания, поэтому они отметили вариант ответа «легко вспомнить, о чём говорили на занятии» (рис. 1). В строке «другое» студенты указали на следующие преимущества: «карта помогает ясно увидеть структуру», «ментальная карта помогает контролировать, сколько запомнил», «легко прослеживается логика», «яснее ход мыслей». По нашему мнению, все отмеченные студентами преимущества коррелируют с ответами, предложенными в анкете.

Рис. 1. Результаты ответов студентов на вопрос 3 «Что вам понравилось в такой форме работы?»

На четвертый вопрос анкеты «Что было трудным?» был получен ответ «трудно воспринимать много информации на одном листе» в 48 % случаев. В процессе анализа результатов анкеты возникла необходимость уточнить, не противоречит ли данный ответ ответу на третий вопрос «вся информация расположена на одном листе». В устной беседе выяснилось, что большинство студентов отметили данный вариант ответа, так как при значительном объёме текста (информации) преподаватель включает в ментальную карту большое количество слов, что сказывается на размере шрифта. Вследствие этого студентам бывает трудно прочитать слова на ментальной карте.

Варианты ответов «трудно определить связь между ключевыми словами», «трудно создать текст по ключевым словам» отметили по 30 % студентов. Эти ответы указывают на то, что у студентов не сформирована коммуникативная компетенция, недостаточен словарный запас, не сформированы на достаточном уровне грамматические навыки для построения связного высказывания по предложенному плану с опорой на ключевые слова. Данный вид затруднений обусловлен образовательными традициями китайских студентов, так как в Китае широко распространен метод заучивания наизусть готовых текстов с последующим их воспроизведением. При использовании ментальных карт студентам необходимо самостоятельно построить связный текст.

Ответы «трудно понимать информацию» и «трудно запомнить информацию» отметили 7 % и 5 % студентов соответственно. При детальном анализе анкет выяснилось, что указанные варианты ответов выбрали студенты с низкой успеваемостью. Данный факт позволяет сделать вывод, что студенты с низкой успеваемостью испытывают больше затруднений в работе с ментальными картами, чем студенты с высокой и средней успеваемостью (рис. 2).

Рис. 2. Результаты ответов студентов на вопрос 4 «Что было трудным?»

На пятый вопрос анкеты «Хотите ли вы продолжить использовать ментальные карты в работе?» утвердительный ответ дали 98 % респондентов и только 2 % отметили ответ «не знаю». Вариант ответа «нет» не был выбран. Ответы на данный вопрос позволяют утверждать, что, несмотря на некоторые трудности в использовании ментальных карт, большинство студентов видит в данном инструменте больше преимуществ, чем недостатков.

Заключение

На основании проведенного исследования можно говорить о положительном опыте систематического использования ментальных карт в работе с китайскими студентами с целью создания комфортной образовательной среды. Данный инструмент даёт возможность представить материал как одно целое; позволяет фиксировать ключевые моменты; способствует повышению понимания; улучшает процесс запоминания материала; помогает развитию логического мышления (анализу и систематизации представленной информации); способствуют формированию коммуникативной компетенции студентов, а именно построению связного высказывания по предложенному плану с опорой на ключевые слова.

Наряду с этим результаты анкетирования выявили необходимость тщательного отбора и дробления большого объёма материала, предъявляемого на одной карте, на смысловые блоки для улучшения визуального восприятия.

Учитывая тот факт, что формирование коммуникативной компетенции является долгосрочным процессом, преподавателю необходимо рассматривать работу с ментальными картами в перспективе. В этом контексте в дальнейшем считаем возможным использование данного инструмента как одного из вариантов заданий, предлагаемых студентам для самостоятельного выполнения.