Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Капелюшник Е.В. 1 Шевелева С.И. 1
1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Статья посвящена обоснованию необходимости использования ментальных карт в процессе преподавания русского языка как иностранного с целью формирования коммуникативной компетенции. Проведен анализ методической литературы по вопросам использования ментальных карт в преподавании иностранных языков и, в частности, русского языка как иностранного. Рассмотрен опыт использования ментальных карт в дистанционном формате обучения русскому языку как иностранному китайских студентов. Перечислены требования, предъявляемые к учебному материалу, предъявляемому в дистанционном формате. Рассмотрены с методической точки зрения вопросы анкеты, разработанной с целью выявления степени удовлетворённости формой работы с использованием ментальных карт. Описана экспериментальная база исследования. Представлены и проанализированы результаты анкетирования китайских студентов по итогам экспериментального обучения с применением ментальных карт, проводимого в дистанционном формате в неязыковых вузах-партнерах КНР. Полученные в ходе анкетирования данные демонстрируют высокую степень удовлетворенности студентов предложенной формой работы. На основе проведенного анкетирования авторами делается вывод о положительном результате систематического использования ментальных карт в работе с китайскими студентами. Предложен вариант работы с ментальными картами в перспективе.
ментальная карта
русский как иностранный
коммуникативная компетенция
онлайн обучение
1. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100 %. М.: Росмэн-Пресс, 2007. 96 с.
2. Мюллер Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. М.: Омега-Л, 2007. 126 с.
3. Кузнецова Н.В. Использование ментальных карт в образовательной деятельности // Педагогические и информационные технологии в образовании. 2016. № 15. С. 5.
4. Сазанова Л.А. Ментальные карты как средство обучения в вузе // Перспективы развития информационных технологий. 2016. № 28. С. 118–122.
5. Артюхина А.И. Ментальные карты как инновационная форма контроля знаний студентов // Актуальные проблемы среднего и высшего профессионального образования. 2016. С. 17–20.
6. Метелькова Л.А. Использование ментальных карт на французском языке в формировании прагматической компетенции студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 163–166.
7. Чопорова Е.И., Алференко Е.В. Обучение иноязычному профессионально ориентированному чтению на основе ментальных карт в образовательных организациях высшего образования // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2016. № 5 (13) . С. 205–209.
8. Становова О.А. Развитие навыков восприятия и обработки текстовой информации на иностранном языке методом ментальных карт // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе. 2016. № 10. С. 103–108.
9. Курсанина Е.Е. Интеграция техники ментальных карт с активными методами обучения иностранному языку // Создание искусственного иноязычного окружения как один из факторов активизации учебной деятельности: материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 128–131.
10. Просвиркина И.И., Дровненко Ю.Д. Ментальные карты как метод формирования вторичной языковой личности при обучении русскому языку как иностранному // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 3 (215). С. 52–57.
11. Кукуева Г.В. Ментальные карты как дидактическое средство в преподавании грамматики русского языка как иностранного (на материале изучения темы «Глаголы движения» // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 5 (50). С. 73–80.
12. Бобрышева И.Е. Учет национальных лингвометодических традиций в обучении русскому языку иностранцев (на примере Китая). М.: Компания Спутник+, 2001. 113 с.

Проблема формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, не нова, но в настоящее время особенно остро встает данный вопрос, поскольку закрытие границ между странами в связи с пандемией обусловило переход вузов на обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Удалённый режим преподавания оказал негативное влияние на процесс формирования коммуникативной компетенции. Особенно остро это ощущается в группах студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности из Китая. Образовательные традиции этих стран не ориентированы на диалогизированные формы обучения, в результате этого студенты, поступающие на обучение в российские вузы, испытывают трудности в изучении русского языка, пытаясь следовать своей образовательной традиции. Для этой группы студентов характерна работа по шаблону, заучивание готовых предложений и текстов, отсутствует мотивации вступления в диалог с субъектами образовательного процесса. Таким образом, отсутствие языковой среды, включенности в образовательные традиции российского вуза, вынужденный переход на обучение исключительно с применением дистанционных образовательных технологий, – всё это оказывает негативное влияние на процесс интеграции. Сложившаяся ситуация требует поиска инструментов решения и предъявляет свои требования к организации учебного процесса. Одним из решений может стать создание и систематическое применение ментальных карт.

Цель исследования – обосновать необходимость использования ментальных карт при онлайн-обучении со студентами из КНР с целью создания комфортной образовательной среды.

Материалы и методы исследования

Теория ментальных карт впервые была представлена в работах Т. Бьюзена, Х. Мюллера [1, 2]. Исследователями были выделены существенные черты ментальных карт и подробно описаны принципы их составления. Являясь одним из средств визуализации мышления, позволяющим представить информацию в более сжатой и в то же время наглядной форме, ментальные карты способствуют активизации мыслительного процесса. Благодаря перечисленным качествам ментальные карты нашли свое применение в различных областях деятельности человека.

В настоящее время возможности применения ментальных карт в образовательном процессе являются объектом изучения отечественных исследователей и педагогов средней школы и высших учебных заведений. В работах отмечаются преимущества использования данной методики как на стадии подготовки к занятиям (подготовка лекции), так и в процессе работы со студентами при предъявлении, систематизации или обобщении материала посредством включения ментальных карт в традиционную лекционно-семинарскую систему обучения [3, 4]. Рассматриваются возможности применения карт на этапе проверки качества усвоения материала обучающимися [5].

На эффективность использования данного способа организации материала указывают и преподаватели иностранных языков, в частности отмечается высокий потенциал ментальных карт при формировании лексических и грамматических навыков, прагматической компетенции студентов [6]. Ментальные карты применяются как способ формирования навыков работы с информацией, который благоприятствует развитию критического рефлексивного мышления [7–9].

В аспекте преподавания русского языка как иностранного ментальные карты рассматриваются как метод формирования вторичной языковой личности посредством обогащения словаря концептами, доступно зафиксированными с помощью ментальных карт [10]; как дидактическое средство в преподавании грамматики, благодаря которому выстраивается ассоциативный ряд между изучаемыми явлениями [11].

В рамках нашего исследования мы рассматриваем опыт использования ментальных карт при онлайн-обучении русскому языку как иностранному китайских студентов. Реалии современной системы образования, а именно использование преимущественно дистанционных образовательных технологий из-за закрытия границ, обусловили необходимость специальной подготовки материала, предъявляемого иностранным студентам. Учебный материал должен содержать достаточное количество информации, быть структурированным, оптимальным для зрительного восприятия с экрана компьютера. Ментальные карты отвечают всем предъявленным требованиям, так как позволяют передать необходимую информацию в компактном виде. Кроме того, несомненным преимуществом такого представления учебного материала является его структурированная визуализация.

Экспериментальной базой послужили вузы-партнеры из КНР, а именно: Чунцинский университет науки и искусств (г. Чунцин), Хэнаньский научно-технический университет (г. Лоян), университет Дунхуа (г. Шанхай). Работа с ментальными картами велась систематически на протяжении двух семестров. По окончании учебного года было проведено анкетирование с целью выявления степени удовлетворённости формой работы с использованием ментальных карт. В анкетировании приняли участие 63 студента, которые обучаются по совместным образовательным программам с Томским политехническим университетом. Уровень владения русским языком студентов соответствовал базовому уровню. В ходе анкетирования студентам предлагалось ответить на пять вопросов.

Результаты исследования и их обсуждение

Первый вопрос анкеты закрытого типа «Выполняли ли вы раньше такой вид заданий?» был направлен на то, чтобы выяснить, были ли студенты знакомы с представлением учебного материала в виде ментальных карт до начала обучения в университете. Студентам следовало выбрать один из вариантов ответа: «да» или «нет».

Целью второго вопроса было определить отношение студентов к такому виду представления учебного материала. Данный вопрос, как и первый, был закрытого типа. Для полноты картины предлагались следующие варианты ответов: «нет», «не очень понравилось», «не знаю», «понравилось», «очень понравилось». Первые два варианта ответа «нет», «не очень понравилось» свидетельствуют об отрицательном отношении к такому виду представления учебного материала. Ответ «не знаю» – о нейтральном отношении. Последние два «понравилось», «очень понравилось» – о положительном отношении.

В ходе дальнейшего анкетирования студентам была дана установка выбрать любое количество вариантов ответов. Третий вопрос «Что вам понравилось в такой форме работы?» являлся логическим продолжением второго вопроса. Ответы на данный вопрос были сформулированы таким образом, чтобы уточнить, по какой причине студентам нравится представление учебного материала в виде ментальных карт. Предлагались следующие варианты ответов: «вся информация расположена на одном листе», «легко понимать информацию», «легко запомнить информацию», «легко создать текст по ключевым словам», «легко вспомнить, о чем говорили на занятии». Кроме того, в перечень ответов была включена позиция «другое», чтобы студенты смогли написать вариант ответа, не представленный в анкете.

Согласно эмпирическим наблюдениям, при использовании ментальных карт ряд студентов испытывают затруднения. Для того, чтобы исследование было объективным, в анкету был включён вопрос закрытого типа «Что было трудным?». По аналогии с третьим вопросом студентам предлагалось выбрать ответы из ряда предложенных, а именно: «трудно определить связь между ключевыми словами», «трудно создать текст по ключевым словам», «трудно понимать информацию», «трудно запомнить информацию», «трудно воспринимать много информации на одном листе». Также был включен ответ «другое».

Пятый вопрос закрытого типа «Хотите ли вы продолжить использовать ментальные карты в работе (учёбе)?» был включён в анкету, чтобы выяснить, сформировался ли у студентов навык работы с ментальными картами. Данный вопрос представляет собой вопрос закрытого типа. Студентам предлагалось выбрать ответ из предложенных вариантов: «нет», «не знаю», «да».

Рассмотрим результаты анкетирования.

На первый вопрос анкеты «Выполняли ли вы раньше такой вид заданий?» положительный ответ был дан большинством респондентов (98 %). Данный показатель свидетельствует о том, что педагоги в китайских школах используют данный инструмент на своих занятиях. Наряду с этим были получены и отрицательные ответы (2 %). Поскольку в университете учатся студенты из разных школ и провинций, можно сделать вывод, что не во всех школах практикуется такой вид заданий и в университете студенты столкнулись с такой формой представления учебного материала впервые.

На второй вопрос анкеты «Понравилось ли вам выполнять такой вид работы?» ответы респондентов распределились следующим образом: ответ «нет» не отметил ни один из студентов; ответ «не очень понравилось» выбрал 1 %, «не знаю» – 3 %, «понравилось» – 42 % и ответ «очень понравилось» – 54 % студентов. Приведённые выше данные свидетельствуют о том, что студенты принимают и воспринимают учебный материал, представленный в виде ментальных карт. Это, на наш взгляд, еще раз подтверждает тот факт, что студенты из Китая имеют стиль учебно-познавательной деятельности, опирающийся на зрительную модальность, образное ассоциирование [12].

Отвечая на третий вопрос анкеты «Что вам понравилось в такой форме работы?», 88 % участников анкетирования выбрали вариант ответа «легко понимать информацию». Таким образом, по мнению студентов, это является наиболее значимым преимуществом использования ментальных карт. Вторым по количеству выборов является ответ «легко запомнить информацию», который указали 74 % опрошенных студентов. Вариант ответа «легко создать текст по ключевым словам» отмечен 63 % респондентов. Более половины (51,8 %) считает удобным то, что «вся информация расположена на одном листе». По мнению студентов (48 % опрошенных), ментальные карты помогают в подготовке домашнего задания, поэтому они отметили вариант ответа «легко вспомнить, о чём говорили на занятии» (рис. 1). В строке «другое» студенты указали на следующие преимущества: «карта помогает ясно увидеть структуру», «ментальная карта помогает контролировать, сколько запомнил», «легко прослеживается логика», «яснее ход мыслей». По нашему мнению, все отмеченные студентами преимущества коррелируют с ответами, предложенными в анкете.

Рис. 1. Результаты ответов студентов на вопрос 3 «Что вам понравилось в такой форме работы?»

На четвертый вопрос анкеты «Что было трудным?» был получен ответ «трудно воспринимать много информации на одном листе» в 48 % случаев. В процессе анализа результатов анкеты возникла необходимость уточнить, не противоречит ли данный ответ ответу на третий вопрос «вся информация расположена на одном листе». В устной беседе выяснилось, что большинство студентов отметили данный вариант ответа, так как при значительном объёме текста (информации) преподаватель включает в ментальную карту большое количество слов, что сказывается на размере шрифта. Вследствие этого студентам бывает трудно прочитать слова на ментальной карте.

Варианты ответов «трудно определить связь между ключевыми словами», «трудно создать текст по ключевым словам» отметили по 30 % студентов. Эти ответы указывают на то, что у студентов не сформирована коммуникативная компетенция, недостаточен словарный запас, не сформированы на достаточном уровне грамматические навыки для построения связного высказывания по предложенному плану с опорой на ключевые слова. Данный вид затруднений обусловлен образовательными традициями китайских студентов, так как в Китае широко распространен метод заучивания наизусть готовых текстов с последующим их воспроизведением. При использовании ментальных карт студентам необходимо самостоятельно построить связный текст.

Ответы «трудно понимать информацию» и «трудно запомнить информацию» отметили 7 % и 5 % студентов соответственно. При детальном анализе анкет выяснилось, что указанные варианты ответов выбрали студенты с низкой успеваемостью. Данный факт позволяет сделать вывод, что студенты с низкой успеваемостью испытывают больше затруднений в работе с ментальными картами, чем студенты с высокой и средней успеваемостью (рис. 2).

Рис. 2. Результаты ответов студентов на вопрос 4 «Что было трудным?»

На пятый вопрос анкеты «Хотите ли вы продолжить использовать ментальные карты в работе?» утвердительный ответ дали 98 % респондентов и только 2 % отметили ответ «не знаю». Вариант ответа «нет» не был выбран. Ответы на данный вопрос позволяют утверждать, что, несмотря на некоторые трудности в использовании ментальных карт, большинство студентов видит в данном инструменте больше преимуществ, чем недостатков.

Заключение

На основании проведенного исследования можно говорить о положительном опыте систематического использования ментальных карт в работе с китайскими студентами с целью создания комфортной образовательной среды. Данный инструмент даёт возможность представить материал как одно целое; позволяет фиксировать ключевые моменты; способствует повышению понимания; улучшает процесс запоминания материала; помогает развитию логического мышления (анализу и систематизации представленной информации); способствуют формированию коммуникативной компетенции студентов, а именно построению связного высказывания по предложенному плану с опорой на ключевые слова.

Наряду с этим результаты анкетирования выявили необходимость тщательного отбора и дробления большого объёма материала, предъявляемого на одной карте, на смысловые блоки для улучшения визуального восприятия.

Учитывая тот факт, что формирование коммуникативной компетенции является долгосрочным процессом, преподавателю необходимо рассматривать работу с ментальными картами в перспективе. В этом контексте в дальнейшем считаем возможным использование данного инструмента как одного из вариантов заданий, предлагаемых студентам для самостоятельного выполнения.


Библиографическая ссылка

Капелюшник Е.В., Шевелева С.И. МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31140 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674