Формирование информационной компетентности как важной части профессиональной компетентности будущих специалистов является актуальной задачей дистанционного обучения в системе физкультурного образования. По нашему мнению, необходимо выработать стратегию развития онлайн-обучения в физкультурном образовании путем повышения квалификации и дополнения образовательных программ в области развития информационной компетентности. В рамках данного исследования информационная компетентность рассматривается как готовность и способность использовать цифровые ресурсы в образовательной деятельности, создавать образовательный контент для реализации электронного обучения, налаживать совместную работу и взаимодействие с использованием опосредованных технологий, реализовывать потенциал цифровой образовательной среды. Учитывая международный опыт, российские ученые в период пандемии активно исследовали различные подходы к реализации онлайн-обучения и отметили важную роль электронной образовательной среды вуза как основы организации онлайн-обучения в период пандемии.
Цель исследования заключается в повышении уровня информационной компетентности студентов в условиях организации дистанционного онлайн-обучения по направлению «Физкультурное образование».
Материалы и методы исследования. В рамках цифровой трансформации образования вынужденно возрос интерес к дистанционному онлайн-обучению. Безусловно, количество желающих обучаться в удаленном формате будет только расти, так как инструментов для организации онлайн-обучения с каждым днем становится все больше. В связи с этим большую актуальность приобрели навыки работы, необходимые для организации беспрепятственной контактной работы с использованием дистанционных образовательных технологий и онлайн-обучения. Практическая реализация и анализ результатов дистанционного обучения обусловливают изменение цели, организационных форм и технологий образовательной деятельности, направленных на интеграцию технических инноваций в традиционный образовательный процесс, предоставляют возможность выбора платформы обучения.
Российские ученые активно исследуют различные подходы к реализации онлайн-обучения, в том числе и международный опыт, при этом отмечают важную роль создания электронной образовательной среды вуза как основы организации онлайн-обучения в образовательных организациях [1]. Изучение международного и российского опыта цифровизации образования позволило выявить следующую сущность понятия «информационная компетентность» – это готовность и способность студентов использовать цифровые ресурсы в образовательной деятельности, создавать образовательный контент для реализации электронного обучения, налаживать совместную работу и взаимодействие с использованием опосредованных технологий, реализовывать потенциал цифровой образовательной среды.
Теоретическими основами обеспечения дистанционной образовательной деятельности и организации дистанционного онлайн-обучения явились работы преподавателей СВФУ, опубликованные в материалах международной конференции «Совершенствование методики преподавания для студентов вузов в контексте карантинных мер во время пандемий: анализ международного опыта и поиск лучших практик» в журнале, индексируемом в Web of Science (2020). В частности, исследователями отмечается, что работа в условиях цифровизации в сфере образования требует сложных преобразований как в школьной системе, так и в системе педагогического образования, в том числе физкультурного образования, под влиянием прогрессивных цифровых технологий [2-4].
Также необходимость организации онлайн-обучения обусловлена тем, что образовательный процесс в соответствии с ФГОС нового поколения должен быть ориентирован на взаимосвязь учебных дисциплин, что ведет к актуализации процесса формирования информационной компетентности обучающихся с опорой на реализацию межпредметных связей в образовательных программах по направлению подготовки современного специалиста в области физкультурного образования.
Результаты исследования и их обсуждение
Для выявления уровня информационной компетентности, пользовательских навыков и отслеживания посещаемости студентов в системе Moodle проводился пошаговый анализ электронной документации (журнала) студентов в организации обучения в онлайн-формате. Следует отметить, что во время пандемии студенты обучались из разных уголков нашей Республики и имели разные условия и возможности, что обусловило использование различных форм работы, разных программных продуктов.
Также в организации дистанционного обучения необходимо учитывать специфику регионального образования. Например, основной контингент студентов ИФКиС и ЧГИФКиС состоит из числа выпускников сельских школ (80,5%), в том числе отдаленных (арктических) районов (улусов) Республики (52,5%). Например, в институте обучаются студенты из 32 улусов (районов) и г. Якутска. Одной из таких особенностей является повышенное внимание к студентам первых курсов, которые не имели опыта работы с электронными ресурсами. Среди первокурсников из сельской местности – 82,4%, в том числе из отдаленных (арктических) районов (улусов) – 44,2% студентов.
Как нами было отмечено, формирование информационной компетентности, в первую очередь, реализуется в учебно-тренировочной и образовательной деятельности. При этом содержание учебного материала должно характеризоваться новизной, оригинальностью, доступностью, познавательным характером изложения.
Перед организацией онлайн-обучения с использованием технологии дистанционного обучения необходимо уделить внимание развитию личности, так как специфика проведения онлайн-обучения и его успешность во многом зависят от индивидуальных особенностей, навыков, умений студентов-физкультурников в данной сфере. Таким образом, формирование информационной компетентности студентов предваряет опыт, интерес к самообразованию.
На первом курсе особое внимание уделяется повышению компьютерной грамотности, поскольку многие не имели доступа к сети Интернет и возможности использования цифровых образовательных ресурсов; это прежде всего обучающиеся из отдаленных северных улусов и дальних наслегов; преобладание сельских населенных пунктов (89% от общего числа), находящихся на достаточно большом удалении друг от друга (среднее расстояние между улусными центрами составляет 173 км); низкая плотность населения, составляющая 0,1 человека на 1 кв. км; отсутствие достаточных коммуникаций в улусах (слабый Интернет, прерывание транспортной связи между населенными пунктами в период ледостава и распутицы, нередко длящееся до 5 месяцев).
Мы считаем, что онлайн образовательная среда будет способствовать повышению информационной компетентности с учетом оценки результативности обучения по БРС через применение активных и интерактивных технологий обучения. Задачей исследования является анализ научных изысканий в области формирования информационной компетентности средствами онлайн-обучения.
В эксперименте принимали участие более 180 студентов из учебной группы обучения ИФКиС СВФУ и ЧГИФКиС, также более 10 преподавателей. Педагогический эксперимент включает в себя два этапа.
Первый этап – подготовительный, на нем определяются площадка для проведения педагогических экспериментов и критерии оценки программных средств, используемых в образовательном процессе вышеназванных вузов.
Второй этап – сравнительно-констатирующий, он включает оценку уровня сформированности информационной компетентности в организации онлайн-обучения в рамках изучения блока информационных дисциплин у студентов ИФКиС и ЧГИФКиС в формате онлайн-обучения, а также обработку и сравнительный анализ результатов исследования.
Для оценки уровня информационной компетентности нами была разработана анкета, содержащая различные задания, связанные с поиском, обработкой, представлением информации. Основными критериями при выборе всех программных сред и средств являются: открытость, доступность, удобный интерфейс, совместная деятельность во время всего процесса. Организация онлайн-обучения актуализировала проблему подготовки будущих бакалавров по направлению физкультурного образования к новым условиям на основе сформированности у них информационной компетентности. В ходе исследования нами был использован информационный подход к анализу представлений о развитии дистанционного онлайн-обучения, который был описан в работах Е.З. Власовой и Е.А.Барахсановой [5], где элементы электронного обучения рассматриваются в трех аспектах: электронные среды, обучающие программные средства, программные средства для оценки и контроля.
Анализ работ исследователей позволяет сделать вывод, что под электронными средами (ЭС) подразумеваются различные облачные технологии, создающие среду взаимодействия «студент – преподаватель», посредством которой и происходит взаимодействие между субъектами учебного процесса. Обучающими программными средствами является набор программных средств, предназначенных для изучения и разработки на их основе различных материалов по текущим темам блока информационных дисциплин и их последующей защиты. Программные средства оценки и контроля представляют собой прикладное программное обеспечение, позволяющее создавать контролирующий материал для отслеживания усвояемости знаний и степени сформированности компетенций.
Мы считаем, что онлайн образовательная среда будет способствовать формированию информационной компетентности с учетом национального регионального компонента, оценки результативности обучения по БРС, применения активных и интерактивных технологий обучения.
Основными критериями при выборе всех программных сред и средств являются: открытость, доступность, удобный интерфейс, совместная деятельность во время всего процесса обучения.
При этом открытость подразумевает использование сред и средств, открытых для всех пользователей независимо от их категории; доступность должна определяться простым поиском и нахождением необходимого программного ресурса; любая используемая программная среда или ресурс должны быть оснащены дружественным интерфейсом, не вызывающим отторжение у пользователей; совместная деятельность подразумевает использование только того набора программных сред и средств для организации всего педагогического процесса, которые, в свою очередь, будут изучены студентами.
Считаем, что при организации онлайн-обучения в физкультурных вузах Якутии необходимо основываться на междисциплинарном подходе для повышения уровня сформированности у будущих учителей физической культуры и спорта информационной компетентности в области использования цифровых ресурсов, технологий и различных платформ и инструментов в профессиональной деятельности.
Результаты сформированности информационной компетентности студентов ИФКиС и ЧГИФКиС в рамках изучения блока информационных дисциплин выглядят следующим образом.
ОК-16 – способность выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности, – 35% студентов ИФКиС, 30% студентов ЧГИФКиС;
ОК-22 – способность осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности, – 74% и 76% студентов соответственно;
ОК-23 (ОПК-5) – способность самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) – 82% и 80% студентов соответственно.
ПК-14 – готовность к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке специалистов в области физкультурного образования – 60% и 45% студентов соответственно;
ПК-16 – способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для практического обучения – 78% и 74% студентов соответственно.
ПСК-1 – способен настроить и поддерживать в работоспособном состоянии компьютерную сеть в персональном компьютере – 30% и 25% студентов соответственно;
ПК-9 – готовность к формированию у обучающихся информационной компетентности – 72% и 68% студентов соответственно.
Следует отметить, что каждый модуль блока информационных дисциплин в учебных планах основной образовательной программы в ИФКиС и ЧГИФКиС содержит информационные, учебные и контрольно-измерительные материалы, представленные в различных формах (текстовые и интерактивные лекции, презентации, видеолекции, опросники, SCORM-пакеты, задания и др.). Для изучения модулей разработаны онлайн-курсы для студентов и преподавателей на базе платформы Moodle.
Разработанные нами методические материалы по дисциплинам информационного блока, основанные на принципах междисциплинарного и информационного подходов, способствовали повышению уровня информационной компетентности студентов ИФКиС и ЧГИФКиС в условиях организации онлайн-обучения.
Свидетельством успешности организации онлайн-обучения после завершения блока информационных дисциплин стали повышение интереса студентов к дистанционным технологиям и дальнейшее использование ими элементов онлайн-обучения в образовательной и спортивной деятельности. Также отмечается усиление активности студентов в участии в научно-практических конференциях и в учебно-тренировочной деятельности с использованием платформы Moodle.
Необходимость организации онлайн-обучения обусловливается тем, что образовательный и учебно-тренировочный процесс ориентированы на взаимосвязь учебных дисциплин в соответствии с ФГОС нового поколения, что способствует совершенствованию процессов развития межпредметных связей и подготовки современного специалиста.
Условиями разработки онлайн интегрированных курсов по образовательным областям знаний являются использование междисциплинарного подхода при организации онлайн-обучения в образовательных организациях, в том числе и в физкультурных вузах, а также обеспечение материалами и инструкциями специалистов и тренеров спортивных организаций Якутии.
Исходя из полученных данных мы можем определить, что информационная компетентность студентов ИФКиС СВФУ находится на среднем уровне, немного выше по сравнению со средними результатами в ЧГИФКиС и СВФУ. Помимо этого, полученный опыт работы по организации обучения в онлайн-формате определил решение профессиональных задач с использованием платформы Moodle, а также повышение интереса и дальнейшее использование студентами технологии дистанционного обучения в своей образовательной и профессиональной деятельности.
Считаем, что при организации онлайн-обучения в физкультурных вузах Якутии необходимо основываться на междисциплинарном подходе для повышения уровня сформированности у студентов личностных и специальных компетенций в области использования цифровых ресурсов, технологий и различных платформ и инструментов в профессиональной деятельности.
Необходимость организации онлайн дистанционного обучения обусловливается тем, что образовательный процесс ориентирована на жестко ограниченные между собой взаимосвязи учебных дисциплин в соответствии с госстандартом, что ведет к сдерживанию процесса формирования информационной компетентности и развития межпредметных связей и подготовки современного специалиста. Таким образом, при разработке онлайн интегрированных курсов по образовательным областям знаний необходимо придерживаться междисциплинарного подхода в условиях неопределенности и модернизации системы образования – это одна из основных миссий физкультурных вузов.
Заключение. Данное исследование выполнено представителями различных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), что дает возможность глубоко осмыслить проблемы и задачи эффективной подготовки специалистов образования и их адаптации в условиях перехода на дистанционное обучение, выявить и разработать необходимые для этого общие, специфические и актуальные образовательные технологии с учетом региональных особенностей, направленные на формирование информационной компетентности студентов физкультурных вузов.
Результаты проведенного исследования позволили выявить уровень формирования информационной компетентности у студентов-физкультурников через проведение занятий дисциплин информационного блока с использованием платформы Moodle, что свидетельствует о необходимости получения ими знаний об основах облачных технологий, формирования умения организовывать онлайн- и офлайн-взаимодействие с использованием различных сервисов в условиях организации дистанционного онлайн-обучения с применением программных средств и платформы дистанционного обучения в условиях организации дистанционного онлайн-обучения по направлению «Физкультурное образование».
Активное использование средств цифрового образования является необходимым требованием к современному учителю и тренеру по направлению физкультурного образования. Общество ожидает учителей с высоким уровнем развития информационной компетентности для успешной организации онлайн-обучения с использованием современных электронных ресурсов и технологий дистанционного образования.