Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ

Барахсанов В.П. 1 Данилова А.И. 2 Филиппов А.В. 1
1 ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова"
2 ФГБОУ ВО "Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта"
В статье рассмотрена проблема формирования информационной компетентности студентов Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета (ИФКиС СВФУ) и Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта (ЧГИФКиС) средствами онлайн-обучения. В исследовании, изучающем формирование информационной компетентности студентов через использование в онлайн-обучении программных средств и обучающей платформы, приняли участие 180 студентов вышеназванных физкультурных вузов. Представлена практика организации учебной работы в онлайн-формате в условиях перехода на цифровое образование. Проведено исследование с использованием опроса, разработанного одним из авторов статьи с учетом специфики организации онлайн-обучения в системе регионального образования, представлена статистическая обработка его результатов. Авторами обоснована практическая значимость исследования в условиях организации дистанционного онлайн-обучения с использованием системы Moodle в региональной системе физкультурного образования. Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогов и исследователей по проблемам подготовки учителей и педагогов в области физической культуры и спорта в реализации онлайн-обучения с учетом национального регионального компонента, оценки результативности обучения по балльно-рейтинговой системе (БРС), применения активных и интерактивных технологий обучения.
онлайн обучения
информационная компетентность
дистанционное образование
программные средства
студенты
1. Сорочинский М.А. Анализ готовности преподавателей к работе в электронной образовательной среде вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. №8. С.103-106.
2. Barakhsanova E.A., Vlasova E.Z., Alekseeva G.I., Kuzin Z.S., Zhukov N.N. Сharacteristics of implementation of distance remote access to learning in russian universities (Особенности внедрения удаленного дистанционного доступа к обучению в российских вузах) // Propositos y representaciones. 2020. Т. 8. № S3. С. e701. DOI: 10.20511/pyr2020.v8nSPE3.701.
3. Tretyakova T.V., Barakhsanova E.A., Prokopyev M.S., Sorochinsky M.A., Vlasova E.Z. Digital education as a new vector of development of education in the northern regions (Цифровое образование как новый вектор развития образования в северных регионах) // Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives. Proceedings of the Conference "Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives". Сер. "Lecture Notes in Networks and Systems" 2020. С. 864-870. DOI: 10.1007/978-3-030-47415-7_93
4. Vlasova E.Z., Barakhsanova E.A., Goncharova S.V., Iljina T.S., Aksyutin P.A. Тeacher education in higher education systems during pandemic and the synergy of digital technology (Педагогическое образование в системах высшего образования в период пандемии и синергия цифровых технологий) // Рropositos y representaciones. 2020. Т. 8. № S3. С. e719 DOI: 10.20511/pyr2020.v8nSPE3.719/
5. Власова Е.З., Барахсанова Е.А. Инновационные решения подготовки учителей для регионов Севера к использованию электронного обучения // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2019. № 9. С. 2762.

Формирование информационной компетентности как важной части профессиональной компетентности будущих специалистов является актуальной задачей дистанционного обучения в системе физкультурного образования. По нашему мнению, необходимо выработать стратегию развития онлайн-обучения в физкультурном образовании путем повышения квалификации и дополнения образовательных программ в области развития информационной компетентности. В рамках данного исследования информационная компетентность рассматривается как готовность и способность использовать цифровые ресурсы в образовательной деятельности, создавать образовательный контент для реализации электронного обучения, налаживать совместную работу и взаимодействие с использованием опосредованных технологий, реализовывать потенциал цифровой образовательной среды. Учитывая международный опыт, российские ученые в период пандемии активно исследовали различные подходы к реализации онлайн-обучения и отметили важную роль электронной образовательной среды вуза как основы организации онлайн-обучения в период пандемии.

Цель исследования заключается в повышении уровня информационной компетентности студентов в условиях организации дистанционного онлайн-обучения по направлению «Физкультурное образование».

Материалы и методы исследования. В рамках цифровой трансформации образования вынужденно возрос интерес к дистанционному онлайн-обучению. Безусловно, количество желающих обучаться в удаленном формате будет только расти, так как инструментов для организации онлайн-обучения с каждым днем становится все больше. В связи с этим большую актуальность приобрели навыки работы, необходимые для организации беспрепятственной контактной работы с использованием дистанционных образовательных технологий и онлайн-обучения. Практическая реализация и анализ результатов дистанционного обучения обусловливают изменение цели, организационных форм и технологий образовательной деятельности, направленных на интеграцию технических инноваций в традиционный образовательный процесс, предоставляют возможность выбора платформы обучения.

Российские ученые активно исследуют различные подходы к реализации онлайн-обучения, в том числе и международный опыт, при этом отмечают важную роль создания электронной образовательной среды вуза как основы организации онлайн-обучения в образовательных организациях [1]. Изучение международного и российского опыта цифровизации образования позволило выявить следующую сущность понятия «информационная компетентность» – это готовность и способность студентов использовать цифровые ресурсы в образовательной деятельности, создавать образовательный контент для реализации электронного обучения, налаживать совместную работу и взаимодействие с использованием опосредованных технологий, реализовывать потенциал цифровой образовательной среды.

Теоретическими основами обеспечения дистанционной образовательной деятельности и организации дистанционного онлайн-обучения явились работы преподавателей СВФУ, опубликованные в материалах международной конференции «Совершенствование методики преподавания для студентов вузов в контексте карантинных мер во время пандемий: анализ международного опыта и поиск лучших практик» в журнале, индексируемом в Web of Science (2020). В частности, исследователями отмечается, что работа в условиях цифровизации в сфере образования требует сложных преобразований как в школьной системе, так и в системе педагогического образования, в том числе физкультурного образования, под влиянием прогрессивных цифровых технологий [2-4].

Также необходимость организации онлайн-обучения обусловлена тем, что образовательный процесс в соответствии с ФГОС нового поколения должен быть ориентирован на взаимосвязь учебных дисциплин, что ведет к актуализации процесса формирования информационной компетентности обучающихся с опорой на реализацию межпредметных связей в образовательных программах по направлению подготовки современного специалиста в области физкультурного образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Для выявления уровня информационной компетентности, пользовательских навыков и отслеживания посещаемости студентов в системе Moodle проводился пошаговый анализ электронной документации (журнала) студентов в организации обучения в онлайн-формате. Следует отметить, что во время пандемии студенты обучались из разных уголков нашей Республики и имели разные условия и возможности, что обусловило использование различных форм работы, разных программных продуктов.

Также в организации дистанционного обучения необходимо учитывать специфику регионального образования. Например, основной контингент студентов ИФКиС и ЧГИФКиС состоит из числа выпускников сельских школ (80,5%), в том числе отдаленных (арктических) районов (улусов) Республики (52,5%). Например, в институте обучаются студенты из 32 улусов (районов) и г. Якутска. Одной из таких особенностей является повышенное внимание к студентам первых курсов, которые не имели опыта работы с электронными ресурсами. Среди первокурсников из сельской местности – 82,4%, в том числе из отдаленных (арктических) районов (улусов) – 44,2% студентов.

Как нами было отмечено, формирование информационной компетентности, в первую очередь, реализуется в учебно-тренировочной и образовательной деятельности. При этом содержание учебного материала должно характеризоваться новизной, оригинальностью, доступностью, познавательным характером изложения.

Перед организацией онлайн-обучения с использованием технологии дистанционного обучения необходимо уделить внимание развитию личности, так как специфика проведения онлайн-обучения и его успешность во многом зависят от индивидуальных особенностей, навыков, умений студентов-физкультурников в данной сфере. Таким образом, формирование информационной компетентности студентов предваряет опыт, интерес к самообразованию.

На первом курсе особое внимание уделяется повышению компьютерной грамотности, поскольку многие не имели доступа к сети Интернет и возможности использования цифровых образовательных ресурсов; это прежде всего обучающиеся из отдаленных северных улусов и дальних наслегов; преобладание сельских населенных пунктов (89% от общего числа), находящихся на достаточно большом удалении друг от друга (среднее расстояние между улусными центрами составляет 173 км); низкая плотность населения, составляющая 0,1 человека на 1 кв. км; отсутствие достаточных коммуникаций в улусах (слабый Интернет, прерывание транспортной связи между населенными пунктами в период ледостава и распутицы, нередко длящееся до 5 месяцев).

Мы считаем, что онлайн образовательная среда будет способствовать повышению информационной компетентности с учетом оценки результативности обучения по БРС через применение активных и интерактивных технологий обучения. Задачей исследования является анализ научных изысканий в области формирования информационной компетентности средствами онлайн-обучения.

В эксперименте принимали участие более 180 студентов из учебной группы обучения ИФКиС СВФУ и ЧГИФКиС, также более 10 преподавателей. Педагогический эксперимент включает в себя два этапа.

Первый этап – подготовительный, на нем определяются площадка для проведения педагогических экспериментов и критерии оценки программных средств, используемых в образовательном процессе вышеназванных вузов.

Второй этап – сравнительно-констатирующий, он включает оценку уровня сформированности информационной компетентности в организации онлайн-обучения в рамках изучения блока информационных дисциплин у студентов ИФКиС и ЧГИФКиС в формате онлайн-обучения, а также обработку и сравнительный анализ результатов исследования.

Для оценки уровня информационной компетентности нами была разработана анкета, содержащая различные задания, связанные с поиском, обработкой, представлением информации. Основными критериями при выборе всех программных сред и средств являются: открытость, доступность, удобный интерфейс, совместная деятельность во время всего процесса. Организация онлайн-обучения актуализировала проблему подготовки будущих бакалавров по направлению физкультурного образования к новым условиям на основе сформированности у них информационной компетентности. В ходе исследования нами был использован информационный подход к анализу представлений о развитии дистанционного онлайн-обучения, который был описан в работах Е.З. Власовой и Е.А.Барахсановой [5], где элементы электронного обучения рассматриваются в трех аспектах: электронные среды, обучающие программные средства, программные средства для оценки и контроля.

Анализ работ исследователей позволяет сделать вывод, что под электронными средами (ЭС) подразумеваются различные облачные технологии, создающие среду взаимодействия «студент – преподаватель», посредством которой и происходит взаимодействие между субъектами учебного процесса. Обучающими программными средствами является набор программных средств, предназначенных для изучения и разработки на их основе различных материалов по текущим темам блока информационных дисциплин и их последующей защиты. Программные средства оценки и контроля представляют собой прикладное программное обеспечение, позволяющее создавать контролирующий материал для отслеживания усвояемости знаний и степени сформированности компетенций.

Мы считаем, что онлайн образовательная среда будет способствовать формированию информационной компетентности с учетом национального регионального компонента, оценки результативности обучения по БРС, применения активных и интерактивных технологий обучения.

Основными критериями при выборе всех программных сред и средств являются: открытость, доступность, удобный интерфейс, совместная деятельность во время всего процесса обучения.

При этом открытость подразумевает использование сред и средств, открытых для всех пользователей независимо от их категории; доступность должна определяться простым поиском и нахождением необходимого программного ресурса; любая используемая программная среда или ресурс должны быть оснащены дружественным интерфейсом, не вызывающим отторжение у пользователей; совместная деятельность подразумевает использование только того набора программных сред и средств для организации всего педагогического процесса, которые, в свою очередь, будут изучены студентами.

Считаем, что при организации онлайн-обучения в физкультурных вузах Якутии необходимо основываться на междисциплинарном подходе для повышения уровня сформированности у будущих учителей физической культуры и спорта информационной компетентности в области использования цифровых ресурсов, технологий и различных платформ и инструментов в профессиональной деятельности.

Результаты сформированности информационной компетентности студентов ИФКиС и ЧГИФКиС в рамках изучения блока информационных дисциплин выглядят следующим образом.

ОК-16 – способность выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности, – 35% студентов ИФКиС, 30% студентов ЧГИФКиС;

ОК-22 – способность осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности, – 74% и 76% студентов соответственно;

ОК-23 (ОПК-5) – способность самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) – 82% и 80% студентов соответственно.

ПК-14 – готовность к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке специалистов в области физкультурного образования – 60% и 45% студентов соответственно;

ПК-16 – способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для практического обучения – 78% и 74% студентов соответственно.

ПСК-1 – способен настроить и поддерживать в работоспособном состоянии компьютерную сеть в персональном компьютере – 30% и 25% студентов соответственно;

ПК-9 – готовность к формированию у обучающихся информационной компетентности – 72% и 68% студентов соответственно.

Следует отметить, что каждый модуль блока информационных дисциплин в учебных планах основной образовательной программы в ИФКиС и ЧГИФКиС содержит информационные, учебные и контрольно-измерительные материалы, представленные в различных формах (текстовые и интерактивные лекции, презентации, видеолекции, опросники, SCORM-пакеты, задания и др.). Для изучения модулей разработаны онлайн-курсы для студентов и преподавателей на базе платформы Moodle.

Разработанные нами методические материалы по дисциплинам информационного блока, основанные на принципах междисциплинарного и информационного подходов, способствовали повышению уровня информационной компетентности студентов ИФКиС и ЧГИФКиС в условиях организации онлайн-обучения.

Свидетельством успешности организации онлайн-обучения после завершения блока информационных дисциплин стали повышение интереса студентов к дистанционным технологиям и дальнейшее использование ими элементов онлайн-обучения в образовательной и спортивной деятельности. Также отмечается усиление активности студентов в участии в научно-практических конференциях и в учебно-тренировочной деятельности с использованием платформы Moodle.

Необходимость организации онлайн-обучения обусловливается тем, что образовательный и учебно-тренировочный процесс ориентированы на взаимосвязь учебных дисциплин в соответствии с ФГОС нового поколения, что способствует совершенствованию процессов развития межпредметных связей и подготовки современного специалиста.

Условиями разработки онлайн интегрированных курсов по образовательным областям знаний являются использование междисциплинарного подхода при организации онлайн-обучения в образовательных организациях, в том числе и в физкультурных вузах, а также обеспечение материалами и инструкциями специалистов и тренеров спортивных организаций Якутии.

Исходя из полученных данных мы можем определить, что информационная компетентность студентов ИФКиС СВФУ находится на среднем уровне, немного выше по сравнению со средними результатами в ЧГИФКиС и СВФУ. Помимо этого, полученный опыт работы по организации обучения в онлайн-формате определил решение профессиональных задач с использованием платформы Moodle, а также повышение интереса и дальнейшее использование студентами технологии дистанционного обучения в своей образовательной и профессиональной деятельности.

Считаем, что при организации онлайн-обучения в физкультурных вузах Якутии необходимо основываться на междисциплинарном подходе для повышения уровня сформированности у студентов личностных и специальных компетенций в области использования цифровых ресурсов, технологий и различных платформ и инструментов в профессиональной деятельности.

Необходимость организации онлайн дистанционного обучения обусловливается тем, что образовательный процесс ориентирована на жестко ограниченные между собой взаимосвязи учебных дисциплин в соответствии с госстандартом, что ведет к сдерживанию процесса формирования информационной компетентности и развития межпредметных связей и подготовки современного специалиста. Таким образом, при разработке онлайн интегрированных курсов по образовательным областям знаний необходимо придерживаться междисциплинарного подхода в условиях неопределенности и модернизации системы образования – это одна из основных миссий физкультурных вузов.

Заключение. Данное исследование выполнено представителями различных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), что дает возможность глубоко осмыслить проблемы и задачи эффективной подготовки специалистов образования и их адаптации в условиях перехода на дистанционное обучение, выявить и разработать необходимые для этого общие, специфические и актуальные образовательные технологии с учетом региональных особенностей, направленные на формирование информационной компетентности студентов физкультурных вузов.

Результаты проведенного исследования позволили выявить уровень формирования информационной компетентности у студентов-физкультурников через проведение занятий дисциплин информационного блока с использованием платформы Moodle, что свидетельствует о необходимости получения ими знаний об основах облачных технологий, формирования умения организовывать онлайн- и офлайн-взаимодействие с использованием различных сервисов в условиях организации дистанционного онлайн-обучения с применением программных средств и платформы дистанционного обучения в условиях организации дистанционного онлайн-обучения по направлению «Физкультурное образование».

Активное использование средств цифрового образования является необходимым требованием к современному учителю и тренеру по направлению физкультурного образования. Общество ожидает учителей с высоким уровнем развития информационной компетентности для успешной организации онлайн-обучения с использованием современных электронных ресурсов и технологий дистанционного образования.


Библиографическая ссылка

Барахсанов В.П., Данилова А.И., Филиппов А.В. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31138 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674