Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIFICITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE NOMADIAN SCHOOL OF THE NORTH AND ITS PEDAGOGICAL POTENTIAL

Sakerdonova A.S. 1 Zhirkova Z.S. 1
1 North-Eastern Federal University, NEFU
The article deals with the problem of ethno-cultural education of schoolchildren-northerners in the conditions of the activity of the nomadic schools of the North. At present, among the nomadic northern peoples, there is a violation of traditional intergenerational ties, leading to the gradual disappearance of ethnocultural traditions, norms and values, ethnic characteristics. Based on the analysis of the available scientific works on the stated problem, a number of issues have been identified that require the search and theoretical substantiation of the ethnocultural education of northerner schoolchildren using the possibilities of the pedagogical potential of the educational environment of a nomadic school. The purpose of this research work is to determine the specifics of the educational environment of the nomadic school of the North, its pedagogical potential in the upbringing of the ethnocultural personality of a northerner schoolchild. In the course of the study, the main structural components of the educational environment of the nomadic school of the North, which make up its pedagogical potential, were identified. The authors give a generalized description of the educational environment and the pedagogical potential of the nomadic school, their significance in the upbringing of the ethnocultural personality of children. The author's presentation of the concepts of «educational environment of the nomadic school of the North», «pedagogical potential of the educational environment of the nomadic school of the North is presented». The practical significance of the research results lies in the fact that the considered theoretical aspects of the upbringing of an ethnocultural personality in the conditions of the nomadic schools of the North can be used to conduct an empirical study of the ethnocultural upbringing of northerners by means of the pedagogical potential of the educational environment.
ethnocultural education
nomadic school
educational environment
pedagogical potential
schoolchildren-northerners

Стратегическое направление этнокультурного развития Российской Федерации выделяет этническое многообразие культур как достояние российского общества. Сохранение и развитие этнических культур народов Арктики в условиях мировой глобализации имеет немаловажное значение в развитии регионов и Российской Федерации в целом. Исходя из этого основные ориентиры российского образования отражают интересы полиэтнического государства, такие как сохранение, поддержка и развитие многообразия языков и культур, этнокультурной самобытности народов России. Возрастает роль образования в развитии этнокультурного многообразия современного общества, в связи с этим возникает актуальность решения проблемы этнокультурного воспитания личности, обладающей способностями к взаимодействию с представителями разных культур, готовой к трансляции этнокультурных традиций, норм и ценностей.

Цель исследования: теоретический анализ различных научных подходов к выявлению содержательной характеристики и структурных компонентов образовательной среды; изучение специфики образовательной среды кочевой школы Севера на основе анализа педагогических взглядов, определение понятия «педагогический потенциал кочевой школы Севера»; раскрытие содержания этнокультурного воспитания школьников-северян в условиях деятельности кочевых школ Севера.

Материал и методы исследования. Материалом послужили научные источники психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. Методами исследования являются теоретический анализ и синтез научных подходов с целью конкретизации и определения понятий «образовательная среда», «педагогический потенциал» кочевой школы Севера.

Результаты исследования и их обсуждение. В современном образовании проблема влияния образовательной среды на формирование личности как главной цели воспитания занимает одно из первостепенных мест. Из истории возникновения и употребления термина «среда» как педагогической категории можно выделить педагогические воззрения Ж.Ж. Руссо, одним из первых определившего понятие «среда» как условие развития личности. Еще в начале ХХ в. отечественные педагоги в своих трудах описывали среду как условие формирования личности. Но самостоятельный термин «образовательная среда» активно стал упоминаться в российском образовании в конце ХХ в., в настоящий момент встречается более 100 определений данной дефиниции.

Как научная категория «образовательная среда» явилась проблемой исследования отечественных ученых, таких как В.А. Ясвин, В.И. Панов и др. Понятие «образовательная среда» В.А. Ясвин определяет «как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [1, с. 13]. Автор делает акцент на четкую структурированность образовательной среды, адаптированной к социальному заказу общества, исключая ее деструктивность. В исследованиях В.И. Панова образовательная среда определяется как структурный элемент «образовательной системы» наряду с образовательными технологиями, учреждением и его системой управления. Структурными компонентами образовательной среды В.И. Панов выделяет:

– деятельностный (единства обучения и развития посредством овладения видов деятельностей);

– коммуникативный («пространство» межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса);

– пространственно-предметный («обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды» [2, с. 83]).

Таким образом, образовательная среда, основанная на принципах единообразия, разнообразия и вариативности, рассматривается в контексте взаимодействия субъектов образования, когда ими проектируется и выстраивается совместная деятельность, характеризуется насыщенностью и структурированностью.

Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что образовательная среда – это система образовательных условий, обеспечивающих взаимодействие субъектов образования, детерминированное средовыми факторами социального и пространственно-предметного окружения. В данном исследовании нами уточняется, что образовательная среда школы структурирована и включает три ключевых компонента: пространственно-предметный, социально-коммуникативный и организационно-содержательный. На основе выделенных структурных компонентов образовательной среды образовательного учреждения раскроем содержание его компонентов и специфику кочевой школы Севера.

Проблема развития кочевых школ отражена в исследованиях В.А. Роббека, З.С. Жирковой и др. Известный ученый-исследователь В.А. Роббек говорил о неповторимости вклада коренных малочисленных народов Севера (создание кочевого образа жизни, уникальной и неповторимой этнической культуры, верований, обычаев и традиций), который расширил богатство циркумполярной культуры Арктики как ценность и оригинальную часть человеческой цивилизации [3]. Традиционная хозяйственная деятельность оленеводческих народов Севера связана с природными условиями и способами природопользования. Оленеводство как основной вид хозяйственной деятельности указанных народов требует ведения кочевого образа жизни. В настоящее время для кочевых школ Севера разработаны различные модели образовательных учреждений. Кочевая школа как тип образовательного учреждения организуется в местах традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности кочевых оленеводов Севера, где образовательный процесс происходит непосредственно в естественных природных условиях. Безусловно, кочевая школа обеспечивает безотрывное семейное воспитание, сохраняет межпоколенные связи, создает условия для сохранения и развития этнической культуры народа. Преимуществом кочевых школ является возможность детей жить в условиях традиционного уклада жизни, благодаря этому возрождается роль семейного воспитания, максимально сохраняется связь детей с семьями. В условиях кочевого образования подрастающее поколение получает не только знания согласно образовательным стандартам, но и специальные знания, умения и навыки, необходимые для жизни в условиях кочевья [4].

Пространственно-предметный компонент образовательной среды кочевой школы Севера охватывает условия и предметные средства, обеспечивающие образовательный процесс. З.С. Жиркова подчеркивает, что «кочевой образ жизни обуславливает близость человека к природе, их единство, взаимодействие, что определяет специфику мироощущения, мировосприятия, развития познавательных способностей жителей Севера» [5, с. 146]. Организация образовательного процесса в условиях деятельности кочевых школ максимально приближена к природному ритму жизни северных народов. Школьники-северяне, проживая в условиях северного кочевья, осознают себя частью этой жизни, познают жизненный опыт своих предков, сложившийся на протяжении многих веков. Предметы быта становятся предметами обучения и воспитания, школьники-северяне приобщаются к традиционным промыслам: охоте, рыболовству и оленеводству, к основам материальной этнической культуры. В условиях кочевой школы школьники-северяне на практике осваивают положения естественно-научных дисциплин: географии, биологии, физики, химии, экологии. Эти знания, умения и навыки добываются в реальной окружающей природной среде. Главное условие существования народов Севера всегда заключалось в поддержании биологического разнообразия и продуктивности угодий, что дало им возможность выжить и адаптироваться в столь экстремальных климатических условиях. Школьники-северяне в условиях кочевой школы наблюдают за изменениями климата и другими изменениями окружающей среды, учатся предугадывать погоду, природные явления, у них развиваются наблюдательность и чуткость, необходимые для выживания в трудных условиях Севера.

Символическое пространство кочевой школы представлено предметами традиционного быта народов Севера, такими как: хозяйственная утварь, повседневная одежда и национальная пища, оленья упряжь и снаряжения, орудия промысла и охоты и т.п. Этнокультурные знания о быте и жизнедеятельности этноса школьники-северяне получают при непосредственном проживании в традиционных условиях северного кочевья. Таким образом, пространственно-предметный компонент образовательной среды кочевой школы представляется его наполненностью родной окружающей природой, традиционным бытом и промыслом, богатством родного языка и фольклора, обычаев, традиций, обрядов и ритуалов этноса.

Социально-коммуникативный компонент образовательной среды кочевой школы представлен половозрастными и этническими особенностями субъектов педагогического процесса, социальными отношениями, стилем общения, формой взаимодействия и т.д. В условиях кочевой школы основное содержание этнокультурного воспитания школьника-северянина складывается из семейно-бытовых взаимоотношений. Социально-коммуникативный компонент образовательной среды кочевой школы основывается на принципе событийности.

Современные педагоги рассматривают событийный подход в формировании личности как приобретение культурного опыта посредством гармонического соучастия в различных культурных событиях. В своих исследованиях В.А. Педан подчеркивает, что «событийность имеет смысл лишь тогда, когда она развертывается сама по себе, а не по плану, заказу со стороны, когда ребенок свободен в выборе, а дела и мероприятия совпадают с его желаниями, стремлениями, способностями» [6, с. 105]. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в кочевой школе происходит в естественной среде, без формальной организации. Школьники-северяне овладевают этнокультурными знаниями и опытом в процессе совместной деятельности с родителями, сородичами. При этом ценно то, что у каждого члена общности присутствует интерес к успеху данной деятельности. Традиционная хозяйственная деятельность у народов Севера в основном связана с оленеводством, охотой, рыболовством. Ведя кочевой образ жизни со своими родителями, школьники-северяне становятся непосредственными участниками ведения традиционного хозяйствования, что способствует приобретению жизненного опыта в режиме диалога между субъектами образовательной среды.

Итак, социально-коммуникативный компонент образовательной среды кочевой школы описан во взаимосвязи и взаимодействии субъектов образовательного процесса как событийного окружения, представленного семьей школьника-северянина (родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками), другими кочевыми семьями (дядями, тетями, друзьями, одноклассниками), педагогическими работниками (учителем, наставником, тьютором). Взаимодействие субъектов образовательного процесса в кочевой школе происходит в естественной среде, при активном общении детей и взрослых в сфере их совместного бытия. Взаимосвязь между школьниками, педагогами и родителями имеет характер общности как условие становления этнокультурных ценностных ориентаций личности школьника-северянина.

Организационно-содержательный компонент образовательной среды кочевой школы включает совокупность учебной и внеучебной деятельности субъектов образовательного процесса, содержание учебного плана, рабочих учебных программ, методы и формы организации образовательного процесса. Образовательный процесс в кочевой школе адаптирован к условиям кочевого образа жизни семей школьников-северян, который зависит от природно-климатических условий Севера. В настоящее время кочевые школы функционируют на базе опорных школ как филиалы. В зависимости от вида кочевой школы (кочевые, сезонные, стационарные) режим работы, учебный план и образовательная программа составляются с учетом биоритма северян и природного календаря Севера. Весь учебно-воспитательный процесс организован с индивидуальным подходом к школьникам-северянам. Урочная и внеурочная деятельность обучающихся осуществляется с учетом природных условий и зависит от жизненных обстоятельств и событий, происходящих в стойбище. Этнокультурное воспитание школьников-северян в кочевой школе осуществляется через обогащение содержания учебно-воспитательного процесса этнокультурной составляющей: философией, материальной и духовной культурой. Мы считаем, что использование этнокультурных традиций в воспитании школьников-северян обеспечивает освоение и обогащение знаний об этнокультуре, «погружение» в среду кочевого образа жизни, что важно для воспитания «кочевника» – хозяина своей земли, обладающего всеми навыками и умениями для ведения традиционных видов хозяйства, способного к саморазвитию и адаптации к условиям современной жизни. Таким образом, организационно-содержательный компонент образовательной среды кочевой школы с учетом природно-климатических факторов, биологического ритма школьников-северян и условий северного кочевья включает адаптированный режим школы, образовательную программу.

Раскроем сущность педагогического потенциала образовательной среды кочевой школы Севера. Различные аспекты использования педагогического потенциала среды в воспитании личности представлены в исследованиях М.С. Якушкиной, М.П. Нечаева и др. Понятие «потенциал» рассматривается как набор актуальных возможностей, средств той или иной сферы. В педагогической науке данная категория используется в различных контекстах: «воспитательный потенциал», «образовательный потенциал», но наиболее распространено научное понятие «педагогический потенциал». «Педагогический потенциал можно представить как развивающийся целостный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей социокультурной среды, способных полностью или частично, прямо или косвенно, с помощью дополнительно созданных условий или без них, влиять на личностное развитие человека» [7, с. 123]. Исследователи отмечают такие свойства педагогического потенциала, как: ресурсность, условность реализации, динамичность, системность, функциональность. В своем исследовании М.П. Нечаев подчеркивает, что ««воспитывающий потенциал образовательной среды школы» представляет собой совокупность наличных средств воспитывающей среды, ее резервов и возможностей, …; компоненты, типологические характеристики и свойства воспитывающего потенциала тождественны компонентам, типологическим характеристикам и свойствам его источника – образовательной среды» [8, с. 13]. Значит, педагогический потенциал образовательной среды понимается нами как совокупность комплекса средств образовательной среды, ее возможностей, формирующих и развивающих личность, также характеризуется тождественностью его составляющих структурным компонентам образовательной среды.

Исходя из вышеизложенного педагогический потенциал образовательной среды кочевой школы как средства этнокультурного воспитания школьников-северян нами определяется:

– материально-духовной составляющей, наполненностью среды пространственно-предметным окружением, выполняющим личностно-формирующую функцию (родная окружающая природа, традиционный быт и промысел, язык и фольклор, обычаи, традиции, обряды и ритуалы);

– ближайшим социальным окружением во взаимосвязи и взаимодействии субъектов образовательного процесса как событийного окружения школьника-северянина (это родители, братья и сестры, дедушка и бабушка), другими кочевыми семьями (это дяди, тети, друзья, одноклассники), педагогическими работниками (это учитель, наставник, тьютор);

– ресурсной составляющей, представленной адаптированным учебным планом, учебными и внеурочными программами к режиму работы школы, соответствующей условиям организации хозяйственной деятельности родовых общин.

Заключение

Образовательная среда кочевой школы Севера является структурированной частью образовательной деятельности, включающей множество предметно-пространственных факторов, взаимоотношений субъектов и организацию учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей условия этнокультурного воспитания школьников-северян. Педагогический потенциал кочевой школы Севера как интегрального образования определяется совокупностью материально-духовной составляющей, ближайшего социального окружения во взаимосвязи и взаимодействии субъектов образовательного процесса, ресурсной составляющих, обеспечивающих этнокультурное воспитание личности обучающегося. Актуализация личности школьников-северян как носителей этнической культуры возможна в условиях реализации педагогического потенциала кочевой школы Севера как средства этнокультурного воспитания.

Таким образом, этнокультурное воспитание школьников-северян посредством педагогического потенциала образовательной среды кочевой школы должно реализоваться согласно следующим педагогическим условиям:

– актуализация педагогического потенциала образовательной среды, имеющего ценностную и этническую направленность, значимого и необходимого в процессе этнокультурного воспитания школьников;

– наполнение программ внеурочной деятельности школьников этнокультурным содержанием с учетом специфических особенностей кочевого уклада жизнедеятельности, взаимосвязи окружающей природы и этнокультурных традиций народов Севера, влияющим на эффективность этнокультурного воспитания;

– создание практики событийных мероприятий, влияющих на полидеятельность, детско-взрослую общность, формирующих диалогичность и субъектность участников различных возрастных сообществ (учащихся, родителей, педагогов и других членов общины) образовательной среды кочевой школы как эффективной формы этнокультурного воспитания.