Стратегическое направление этнокультурного развития Российской Федерации выделяет этническое многообразие культур как достояние российского общества. Сохранение и развитие этнических культур народов Арктики в условиях мировой глобализации имеет немаловажное значение в развитии регионов и Российской Федерации в целом. Исходя из этого основные ориентиры российского образования отражают интересы полиэтнического государства, такие как сохранение, поддержка и развитие многообразия языков и культур, этнокультурной самобытности народов России. Возрастает роль образования в развитии этнокультурного многообразия современного общества, в связи с этим возникает актуальность решения проблемы этнокультурного воспитания личности, обладающей способностями к взаимодействию с представителями разных культур, готовой к трансляции этнокультурных традиций, норм и ценностей.
Цель исследования: теоретический анализ различных научных подходов к выявлению содержательной характеристики и структурных компонентов образовательной среды; изучение специфики образовательной среды кочевой школы Севера на основе анализа педагогических взглядов, определение понятия «педагогический потенциал кочевой школы Севера»; раскрытие содержания этнокультурного воспитания школьников-северян в условиях деятельности кочевых школ Севера.
Материал и методы исследования. Материалом послужили научные источники психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. Методами исследования являются теоретический анализ и синтез научных подходов с целью конкретизации и определения понятий «образовательная среда», «педагогический потенциал» кочевой школы Севера.
Результаты исследования и их обсуждение. В современном образовании проблема влияния образовательной среды на формирование личности как главной цели воспитания занимает одно из первостепенных мест. Из истории возникновения и употребления термина «среда» как педагогической категории можно выделить педагогические воззрения Ж.Ж. Руссо, одним из первых определившего понятие «среда» как условие развития личности. Еще в начале ХХ в. отечественные педагоги в своих трудах описывали среду как условие формирования личности. Но самостоятельный термин «образовательная среда» активно стал упоминаться в российском образовании в конце ХХ в., в настоящий момент встречается более 100 определений данной дефиниции.
Как научная категория «образовательная среда» явилась проблемой исследования отечественных ученых, таких как В.А. Ясвин, В.И. Панов и др. Понятие «образовательная среда» В.А. Ясвин определяет «как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [1, с. 13]. Автор делает акцент на четкую структурированность образовательной среды, адаптированной к социальному заказу общества, исключая ее деструктивность. В исследованиях В.И. Панова образовательная среда определяется как структурный элемент «образовательной системы» наряду с образовательными технологиями, учреждением и его системой управления. Структурными компонентами образовательной среды В.И. Панов выделяет:
– деятельностный (единства обучения и развития посредством овладения видов деятельностей);
– коммуникативный («пространство» межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса);
– пространственно-предметный («обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды» [2, с. 83]).
Таким образом, образовательная среда, основанная на принципах единообразия, разнообразия и вариативности, рассматривается в контексте взаимодействия субъектов образования, когда ими проектируется и выстраивается совместная деятельность, характеризуется насыщенностью и структурированностью.
Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что образовательная среда – это система образовательных условий, обеспечивающих взаимодействие субъектов образования, детерминированное средовыми факторами социального и пространственно-предметного окружения. В данном исследовании нами уточняется, что образовательная среда школы структурирована и включает три ключевых компонента: пространственно-предметный, социально-коммуникативный и организационно-содержательный. На основе выделенных структурных компонентов образовательной среды образовательного учреждения раскроем содержание его компонентов и специфику кочевой школы Севера.
Проблема развития кочевых школ отражена в исследованиях В.А. Роббека, З.С. Жирковой и др. Известный ученый-исследователь В.А. Роббек говорил о неповторимости вклада коренных малочисленных народов Севера (создание кочевого образа жизни, уникальной и неповторимой этнической культуры, верований, обычаев и традиций), который расширил богатство циркумполярной культуры Арктики как ценность и оригинальную часть человеческой цивилизации [3]. Традиционная хозяйственная деятельность оленеводческих народов Севера связана с природными условиями и способами природопользования. Оленеводство как основной вид хозяйственной деятельности указанных народов требует ведения кочевого образа жизни. В настоящее время для кочевых школ Севера разработаны различные модели образовательных учреждений. Кочевая школа как тип образовательного учреждения организуется в местах традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности кочевых оленеводов Севера, где образовательный процесс происходит непосредственно в естественных природных условиях. Безусловно, кочевая школа обеспечивает безотрывное семейное воспитание, сохраняет межпоколенные связи, создает условия для сохранения и развития этнической культуры народа. Преимуществом кочевых школ является возможность детей жить в условиях традиционного уклада жизни, благодаря этому возрождается роль семейного воспитания, максимально сохраняется связь детей с семьями. В условиях кочевого образования подрастающее поколение получает не только знания согласно образовательным стандартам, но и специальные знания, умения и навыки, необходимые для жизни в условиях кочевья [4].
Пространственно-предметный компонент образовательной среды кочевой школы Севера охватывает условия и предметные средства, обеспечивающие образовательный процесс. З.С. Жиркова подчеркивает, что «кочевой образ жизни обуславливает близость человека к природе, их единство, взаимодействие, что определяет специфику мироощущения, мировосприятия, развития познавательных способностей жителей Севера» [5, с. 146]. Организация образовательного процесса в условиях деятельности кочевых школ максимально приближена к природному ритму жизни северных народов. Школьники-северяне, проживая в условиях северного кочевья, осознают себя частью этой жизни, познают жизненный опыт своих предков, сложившийся на протяжении многих веков. Предметы быта становятся предметами обучения и воспитания, школьники-северяне приобщаются к традиционным промыслам: охоте, рыболовству и оленеводству, к основам материальной этнической культуры. В условиях кочевой школы школьники-северяне на практике осваивают положения естественно-научных дисциплин: географии, биологии, физики, химии, экологии. Эти знания, умения и навыки добываются в реальной окружающей природной среде. Главное условие существования народов Севера всегда заключалось в поддержании биологического разнообразия и продуктивности угодий, что дало им возможность выжить и адаптироваться в столь экстремальных климатических условиях. Школьники-северяне в условиях кочевой школы наблюдают за изменениями климата и другими изменениями окружающей среды, учатся предугадывать погоду, природные явления, у них развиваются наблюдательность и чуткость, необходимые для выживания в трудных условиях Севера.
Символическое пространство кочевой школы представлено предметами традиционного быта народов Севера, такими как: хозяйственная утварь, повседневная одежда и национальная пища, оленья упряжь и снаряжения, орудия промысла и охоты и т.п. Этнокультурные знания о быте и жизнедеятельности этноса школьники-северяне получают при непосредственном проживании в традиционных условиях северного кочевья. Таким образом, пространственно-предметный компонент образовательной среды кочевой школы представляется его наполненностью родной окружающей природой, традиционным бытом и промыслом, богатством родного языка и фольклора, обычаев, традиций, обрядов и ритуалов этноса.
Социально-коммуникативный компонент образовательной среды кочевой школы представлен половозрастными и этническими особенностями субъектов педагогического процесса, социальными отношениями, стилем общения, формой взаимодействия и т.д. В условиях кочевой школы основное содержание этнокультурного воспитания школьника-северянина складывается из семейно-бытовых взаимоотношений. Социально-коммуникативный компонент образовательной среды кочевой школы основывается на принципе событийности.
Современные педагоги рассматривают событийный подход в формировании личности как приобретение культурного опыта посредством гармонического соучастия в различных культурных событиях. В своих исследованиях В.А. Педан подчеркивает, что «событийность имеет смысл лишь тогда, когда она развертывается сама по себе, а не по плану, заказу со стороны, когда ребенок свободен в выборе, а дела и мероприятия совпадают с его желаниями, стремлениями, способностями» [6, с. 105]. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в кочевой школе происходит в естественной среде, без формальной организации. Школьники-северяне овладевают этнокультурными знаниями и опытом в процессе совместной деятельности с родителями, сородичами. При этом ценно то, что у каждого члена общности присутствует интерес к успеху данной деятельности. Традиционная хозяйственная деятельность у народов Севера в основном связана с оленеводством, охотой, рыболовством. Ведя кочевой образ жизни со своими родителями, школьники-северяне становятся непосредственными участниками ведения традиционного хозяйствования, что способствует приобретению жизненного опыта в режиме диалога между субъектами образовательной среды.
Итак, социально-коммуникативный компонент образовательной среды кочевой школы описан во взаимосвязи и взаимодействии субъектов образовательного процесса как событийного окружения, представленного семьей школьника-северянина (родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками), другими кочевыми семьями (дядями, тетями, друзьями, одноклассниками), педагогическими работниками (учителем, наставником, тьютором). Взаимодействие субъектов образовательного процесса в кочевой школе происходит в естественной среде, при активном общении детей и взрослых в сфере их совместного бытия. Взаимосвязь между школьниками, педагогами и родителями имеет характер общности как условие становления этнокультурных ценностных ориентаций личности школьника-северянина.
Организационно-содержательный компонент образовательной среды кочевой школы включает совокупность учебной и внеучебной деятельности субъектов образовательного процесса, содержание учебного плана, рабочих учебных программ, методы и формы организации образовательного процесса. Образовательный процесс в кочевой школе адаптирован к условиям кочевого образа жизни семей школьников-северян, который зависит от природно-климатических условий Севера. В настоящее время кочевые школы функционируют на базе опорных школ как филиалы. В зависимости от вида кочевой школы (кочевые, сезонные, стационарные) режим работы, учебный план и образовательная программа составляются с учетом биоритма северян и природного календаря Севера. Весь учебно-воспитательный процесс организован с индивидуальным подходом к школьникам-северянам. Урочная и внеурочная деятельность обучающихся осуществляется с учетом природных условий и зависит от жизненных обстоятельств и событий, происходящих в стойбище. Этнокультурное воспитание школьников-северян в кочевой школе осуществляется через обогащение содержания учебно-воспитательного процесса этнокультурной составляющей: философией, материальной и духовной культурой. Мы считаем, что использование этнокультурных традиций в воспитании школьников-северян обеспечивает освоение и обогащение знаний об этнокультуре, «погружение» в среду кочевого образа жизни, что важно для воспитания «кочевника» – хозяина своей земли, обладающего всеми навыками и умениями для ведения традиционных видов хозяйства, способного к саморазвитию и адаптации к условиям современной жизни. Таким образом, организационно-содержательный компонент образовательной среды кочевой школы с учетом природно-климатических факторов, биологического ритма школьников-северян и условий северного кочевья включает адаптированный режим школы, образовательную программу.
Раскроем сущность педагогического потенциала образовательной среды кочевой школы Севера. Различные аспекты использования педагогического потенциала среды в воспитании личности представлены в исследованиях М.С. Якушкиной, М.П. Нечаева и др. Понятие «потенциал» рассматривается как набор актуальных возможностей, средств той или иной сферы. В педагогической науке данная категория используется в различных контекстах: «воспитательный потенциал», «образовательный потенциал», но наиболее распространено научное понятие «педагогический потенциал». «Педагогический потенциал можно представить как развивающийся целостный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей социокультурной среды, способных полностью или частично, прямо или косвенно, с помощью дополнительно созданных условий или без них, влиять на личностное развитие человека» [7, с. 123]. Исследователи отмечают такие свойства педагогического потенциала, как: ресурсность, условность реализации, динамичность, системность, функциональность. В своем исследовании М.П. Нечаев подчеркивает, что ««воспитывающий потенциал образовательной среды школы» представляет собой совокупность наличных средств воспитывающей среды, ее резервов и возможностей, …; компоненты, типологические характеристики и свойства воспитывающего потенциала тождественны компонентам, типологическим характеристикам и свойствам его источника – образовательной среды» [8, с. 13]. Значит, педагогический потенциал образовательной среды понимается нами как совокупность комплекса средств образовательной среды, ее возможностей, формирующих и развивающих личность, также характеризуется тождественностью его составляющих структурным компонентам образовательной среды.
Исходя из вышеизложенного педагогический потенциал образовательной среды кочевой школы как средства этнокультурного воспитания школьников-северян нами определяется:
– материально-духовной составляющей, наполненностью среды пространственно-предметным окружением, выполняющим личностно-формирующую функцию (родная окружающая природа, традиционный быт и промысел, язык и фольклор, обычаи, традиции, обряды и ритуалы);
– ближайшим социальным окружением во взаимосвязи и взаимодействии субъектов образовательного процесса как событийного окружения школьника-северянина (это родители, братья и сестры, дедушка и бабушка), другими кочевыми семьями (это дяди, тети, друзья, одноклассники), педагогическими работниками (это учитель, наставник, тьютор);
– ресурсной составляющей, представленной адаптированным учебным планом, учебными и внеурочными программами к режиму работы школы, соответствующей условиям организации хозяйственной деятельности родовых общин.
Заключение
Образовательная среда кочевой школы Севера является структурированной частью образовательной деятельности, включающей множество предметно-пространственных факторов, взаимоотношений субъектов и организацию учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей условия этнокультурного воспитания школьников-северян. Педагогический потенциал кочевой школы Севера как интегрального образования определяется совокупностью материально-духовной составляющей, ближайшего социального окружения во взаимосвязи и взаимодействии субъектов образовательного процесса, ресурсной составляющих, обеспечивающих этнокультурное воспитание личности обучающегося. Актуализация личности школьников-северян как носителей этнической культуры возможна в условиях реализации педагогического потенциала кочевой школы Севера как средства этнокультурного воспитания.
Таким образом, этнокультурное воспитание школьников-северян посредством педагогического потенциала образовательной среды кочевой школы должно реализоваться согласно следующим педагогическим условиям:
– актуализация педагогического потенциала образовательной среды, имеющего ценностную и этническую направленность, значимого и необходимого в процессе этнокультурного воспитания школьников;
– наполнение программ внеурочной деятельности школьников этнокультурным содержанием с учетом специфических особенностей кочевого уклада жизнедеятельности, взаимосвязи окружающей природы и этнокультурных традиций народов Севера, влияющим на эффективность этнокультурного воспитания;
– создание практики событийных мероприятий, влияющих на полидеятельность, детско-взрослую общность, формирующих диалогичность и субъектность участников различных возрастных сообществ (учащихся, родителей, педагогов и других членов общины) образовательной среды кочевой школы как эффективной формы этнокультурного воспитания.
Библиографическая ссылка
Сакердонова А.С., Жиркова З.С. СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЧЕВОЙ ШКОЛЫ СЕВЕРА И ЕЁ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31093 (дата обращения: 08.12.2024).