Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

IMPLEMENTATION OF THE TRAINING DISCIPLINE "TIME MANAGEMENT" AT THE PACIFIC STATE UNIVERSITY

Agapova E.G. 1 Bondar D.A. 1
1 FGBOU VO "Pacific State University"
Time is one of the most important values in life. Learning to manage time is not an easy task, but it is achievable. For a future graduate of a higher education institution, as a professional, it is important to be able to organize his work effectively, to spend his time rationally, especially in the professional field. In this regard, a student can be successful only if he or she is consciously approaching his or her studies and has a life strategy. Acquiring time management skills while studying in higher education is a good opportunity. The Pacific State University (PNU, Khabarovsk) has such an opportunity as early as the first year, in the fall semester for full-time students, and in the spring semester for part-time students – they study the discipline «Time Management». The introduction of this discipline in the first year is due to the relevance of time management skills and issues of adapting the learning process in high school. The authors conducted a study of the students PNU in order to analyze the organization and implementation of «Time Management» discipline. Technologies and knowledge of time management firmly occupy its place both in educational institutions and further in the professional field of PNU graduates.
university
student
time management
academic discipline
educational process
analysis of the study of time management

В настоящее время тайм-менеджмент – это комплексная система управления своим временем, собой и своей деятельностью. Применение принципов тайм-менеджмента может помочь в достижении различных целей, таких как: повышение личной эффективности, более рациональное использование времени, повышение уровня удовлетворенности жизнью и т.д. Для этого «...необходимо при планировании сразу расставлять приоритеты для целей, концентрировать свое внимание на действительно важных делах, а остальные делегировать или отказываться от них» [1, с. 129]. Технологии тайм-менеджмента позволяют добиваться больших «успехов и в учебном процессе», в дальнейшем эти технологии станут «основой становления профессиональных компетенций будущего специалиста» [2, c. 127].

В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (3++) в требованиях к результатам освоения программы бакалавриата в категории самоорганизации и саморазвития (в том числе здоровьесбережения) одной из универсальных компетенций является компетенция УК-6: «Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни» [3].

Цель исследования. Во многих вузах в учебный план введена дисциплина «Тайм-менеджмент». М.А. Авраменко из Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского предлагает «двухэтапное применение тайм-менеджмента; на первой стадии можно определить проблемы студента, познакомить его с методами тайм-менеджмента (уточнить, насколько он готов их воспринимать), а на втором этапе, более углубленном, сравнить необученного студента с им же самим обученным и тем самым позволить ему убедиться в эффективности предлагаемых ему методов» [4, с. 74]. Учебная дисциплина «Тайм-менеджмент» в Тихоокеанском государственном университете входит в учебные планы первого курса второй год [5, с. 181]. Сотрудниками кафедры «Прикладная математика» ТОГУ был разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Тайм-менеджмент», включающий рабочую программу дисциплины, фонд оценочных средств, учебно-методическое обеспечение дисциплины и т.п. Важно, что данный учебно-методический комплекс является универсальным для всех направлений подготовки, осуществляемых в ТОГУ (почти 50 направлений), т.е. единым для всех первокурсников, обучающихся на бакалавриате (более тысячи студентов). Реализует учебный процесс дисциплины «Тайм-менеджмент» кафедра «Прикладная математика» (10 сотрудников). В 2019–2020 учебном году дисциплина была реализована в классическом формате, т.е. занятия проводились в аудиториях ТОГУ. В 2020–2021 учебном году в середине осеннего семестра учебный процесс перешел в дистанционный формат. У обучающихся первого курса в электронной образовательной среде ТОГУ имеется доступ к электронному курсу «Тайм-менеджмент» [6, с. 195–197]. В электронном курсе выложены материалы лекций, практических занятий, самостоятельных работ, тренажеры и проверочные тесты. Промежуточная аттестация по дисциплине «Тайм-менеджмент» проводится в виде зачетного теста, содержащего 30 вопросов, за правильный ответ присуждается 1 балл. На ответ отводится 1 ч, у студента есть три попытки. На рисунке 1 приведены результаты тестирования – количество студентов, получивших оценки в диапазонах.

Рис. 1. Количество студентов, получивших оценки в диапазонах

Более 64% студентов правильно отвечают на половину вопросов теста, менее 30% – на 24 вопроса и более. С целью повышения качества преподавания дисциплины «Тайм-менеджмент» авторами статьи было проведено исследование среди студентов для анализа организации и реализации этой дисциплины.

Материал и методы исследования. Обучающимся ТОГУ в начале весеннего семестра 2020–2021 учебного года после изучения данной дисциплины в электронном курсе «Тайм-менеджмент» было предложено анонимно пройти опрос «Дисциплина “Тайм-менеджмент”». В опросе были следующие разделы: учебная дисциплина, учебный процесс, данные обучающихся. В вопросах раздела «Учебная дисциплина» предлагалось оценить программу дисциплины, формат проведения занятий и непосредственно ответить на вопросы, касающиеся знаний и умений управления временем. В вопросах раздела «Учебный процесс» предлагалось оценить качество методов обучения преподавателями: доступность формы преподавания, связь с другими дисциплинами, умение рационально распределить время в течение занятий, умение подачи материала эффективными способами, заинтересованность в вопросах обучающихся, манеру поведения, уважительное отношение к студентам, доброжелательность и такт, качество методов оценки. Вопросы были составлены на основе вопросов анкет об удовлетворенности студентов КГМА качеством учебных программ дисциплин [7, с. 75–78].

Кроме вопросов о дисциплине, обучающиеся заполнили данные, на каком курсе, на каком факультете или в институте и на какой форме обучения учатся, а также указали гендерную принадлежность, место проживания (общежитие, с родителями, др.) и другие данные. Таким образом, обучающимся было предложено ответить на 38 вопросов. Все ответы формировались в виде таблицы Excel – 6536 данных. Анализ данных опроса был проведен анализ с помощью анализа данных, корреляционного анализа, факторного анализа и др.

Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании приняли участие 172 обучающихся ТОГУ, из них 62,8% девушек и 37,2% юношей. Больше 55% обучающихся учатся на очной форме обучения, 37,2% – на заочной форме. Студентов первого курса было 76,2%, остальные студенты – старших курсов. В Тихоокеанском государственном университете 16 факультетов и институтов, более 100 направлений подготовки. В опросе представлены все факультеты/институты (рис. 2).

Рис. 2. Количество респондентов по факультетам/институтам ТОГУ

Корреляционный анализ данных не выявил явной зависимости ответов. Но по разделам опроса слабая, средне-слабая зависимость присутствует. Например, корреляционный анализ данных показал среднюю зависимость ответов о качестве методов обучения преподавателями, что подтверждает высокую оценку реализации дисциплины «Тайм-менеджмент» в ТОГУ.

Рассмотрим ответы на вопросы.

На вопрос: «В чем заключается, по Вашему мнению, достоинство дисциплины “Тайм-менеджмент”, которую следует обязательно сохранить в случае ее модификации» были получены следующие ответы:

· «Тайм-менеджмент учит по-другому относиться к распределению времени»;

· «Данная дисциплина является интересным предметом на первом курсе»;

· «Достоинством изучения данной дисциплины является то, что за семестр обучения научились находить “время” в своем времени»;

· «Знание тайм-менеджмента помогает человеку правильно распределить ограниченный ресурс времени в быстро развивающемся мире»;

· «В результате изучения данной дисциплины можно научиться управлять своим временем и стать более организованным»;

· «По данной дисциплине крутые практические задания, которые помогают понять, на что мы тратим время и как его проводить с пользой;

· «Одним из достоинств дисциплины “Тайм-менеджмент” являются упражнения на структурирование времени»;

· «Актуальность дисциплины в современном мире»;

· «Благодаря этой дисциплине я научилась грамотно распределять время и планы, ставить цели»;

· «Одним из достоинств данной дисциплины является сам преподаватель, он – креативный и позитивный».

Таким образом, ответы показывают, что обучающиеся видят целесообразность изучения данной дисциплины в рамках учебного плана.

В ответах на вопросы оценки программы дисциплины «Тайм-менеджмент» обучающиеся выбирают один из ответов: «полностью не согласен», «не согласен», «сомневаюсь», «согласен», «полностью согласен». Как видно из рисунка 3, обучающиеся высоко оценили программу дисциплины.

Рис. 3. Оценка программы дисциплины «Тайм-менеджмент»

При изучении дисциплины «Тайм-менеджмент» обучающиеся в основном не отметили ни одной сложной темы (62,8%), при этом присутствовали такие ответы, как: «Большой объем информации», «Тема неинтересная», «Пропустил тему» и др.

За время изучения дисциплины «Тайм-менеджмент» студенты научились управлять своим временем: более 60% на вопрос об управлении временем ответили утвердительно, более 20% – «затрудняюсь ответить», остальные – «умел раньше», «умею сам», «и до этого справлялся» и т.д.

При этом обучающиеся отмечают, что дисциплина «Тайм-менеджмент» существенно расширила их кругозор и способствовала их личностному и (или) профессиональному росту (64,5%).

Показательно, что 87,8% респондентов рекомендовали бы дисциплину «Тайм-менеджмент» другим студентам (не изучавшим эту дисциплину ранее).

Вопросы, касающиеся академического опыта с преподавателем, были взяты из вопросов анкет об удовлетворенности студентов КГМА и адаптированы под дисциплину «Тайм-менеджмент» [7, с. 75–78].

В большинстве ответов обучающиеся высоко оценили академический опыт преподавателя, ведущего дисциплину «Тайм-менеджмент» (рис. 4).

Рис. 4. Оценка элементов академического опыта с преподавателем, ведущим дисциплину «Тайм-менеджмент»

Напомним, что респонденты в осеннем семестре обучались офлайн первую половину семестра и онлайн – вторую половину семестра. Поэтому, отвечая на вопрос: «Какой вид учебного занятия наиболее эффективный?», обучающиеся опирались на опыт занятий, предложенных в ответах к этому вопросу. В ответе на этот вопрос обучающийся мог отметить несколько позиций. На рисунке 5 видно, какому виду учебного занятия отдают предпочтение обучающиеся ТОГУ.

Рис. 5. Предпочтение студентов вида учебного занятия

Обучающиеся согласны записаться на другую дисциплину, преподаваемую тем же преподавателем, что и «Тайм-менеджмент» (83,7%).

Заключение

Так как в большинстве ответы опроса не коррелированы, то можно говорить о независимости и достоверности этих данных. Результаты студенческого опроса показывают высокий уровень организации и реализации учебной дисциплины «Тайм-менеджмент» в ТОГУ. С учебно-методической точки зрения – студенты успешно и вовремя отчитываются по этой дисциплине. Таким образом, дисциплина «Тайм-менеджмент» должна быть закреплена в учебных планах первого семестра первого курса. Предлагаемые технологии дисциплины могут быть использованы обучающимися в учебном процессе, а также возможно их применение вне стен вуза.