В настоящее время тайм-менеджмент – это комплексная система управления своим временем, собой и своей деятельностью. Применение принципов тайм-менеджмента может помочь в достижении различных целей, таких как: повышение личной эффективности, более рациональное использование времени, повышение уровня удовлетворенности жизнью и т.д. Для этого «...необходимо при планировании сразу расставлять приоритеты для целей, концентрировать свое внимание на действительно важных делах, а остальные делегировать или отказываться от них» [1, с. 129]. Технологии тайм-менеджмента позволяют добиваться больших «успехов и в учебном процессе», в дальнейшем эти технологии станут «основой становления профессиональных компетенций будущего специалиста» [2, c. 127].
В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (3++) в требованиях к результатам освоения программы бакалавриата в категории самоорганизации и саморазвития (в том числе здоровьесбережения) одной из универсальных компетенций является компетенция УК-6: «Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни» [3].
Цель исследования. Во многих вузах в учебный план введена дисциплина «Тайм-менеджмент». М.А. Авраменко из Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского предлагает «двухэтапное применение тайм-менеджмента; на первой стадии можно определить проблемы студента, познакомить его с методами тайм-менеджмента (уточнить, насколько он готов их воспринимать), а на втором этапе, более углубленном, сравнить необученного студента с им же самим обученным и тем самым позволить ему убедиться в эффективности предлагаемых ему методов» [4, с. 74]. Учебная дисциплина «Тайм-менеджмент» в Тихоокеанском государственном университете входит в учебные планы первого курса второй год [5, с. 181]. Сотрудниками кафедры «Прикладная математика» ТОГУ был разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Тайм-менеджмент», включающий рабочую программу дисциплины, фонд оценочных средств, учебно-методическое обеспечение дисциплины и т.п. Важно, что данный учебно-методический комплекс является универсальным для всех направлений подготовки, осуществляемых в ТОГУ (почти 50 направлений), т.е. единым для всех первокурсников, обучающихся на бакалавриате (более тысячи студентов). Реализует учебный процесс дисциплины «Тайм-менеджмент» кафедра «Прикладная математика» (10 сотрудников). В 2019–2020 учебном году дисциплина была реализована в классическом формате, т.е. занятия проводились в аудиториях ТОГУ. В 2020–2021 учебном году в середине осеннего семестра учебный процесс перешел в дистанционный формат. У обучающихся первого курса в электронной образовательной среде ТОГУ имеется доступ к электронному курсу «Тайм-менеджмент» [6, с. 195–197]. В электронном курсе выложены материалы лекций, практических занятий, самостоятельных работ, тренажеры и проверочные тесты. Промежуточная аттестация по дисциплине «Тайм-менеджмент» проводится в виде зачетного теста, содержащего 30 вопросов, за правильный ответ присуждается 1 балл. На ответ отводится 1 ч, у студента есть три попытки. На рисунке 1 приведены результаты тестирования – количество студентов, получивших оценки в диапазонах.
Рис. 1. Количество студентов, получивших оценки в диапазонах
Более 64% студентов правильно отвечают на половину вопросов теста, менее 30% – на 24 вопроса и более. С целью повышения качества преподавания дисциплины «Тайм-менеджмент» авторами статьи было проведено исследование среди студентов для анализа организации и реализации этой дисциплины.
Материал и методы исследования. Обучающимся ТОГУ в начале весеннего семестра 2020–2021 учебного года после изучения данной дисциплины в электронном курсе «Тайм-менеджмент» было предложено анонимно пройти опрос «Дисциплина “Тайм-менеджмент”». В опросе были следующие разделы: учебная дисциплина, учебный процесс, данные обучающихся. В вопросах раздела «Учебная дисциплина» предлагалось оценить программу дисциплины, формат проведения занятий и непосредственно ответить на вопросы, касающиеся знаний и умений управления временем. В вопросах раздела «Учебный процесс» предлагалось оценить качество методов обучения преподавателями: доступность формы преподавания, связь с другими дисциплинами, умение рационально распределить время в течение занятий, умение подачи материала эффективными способами, заинтересованность в вопросах обучающихся, манеру поведения, уважительное отношение к студентам, доброжелательность и такт, качество методов оценки. Вопросы были составлены на основе вопросов анкет об удовлетворенности студентов КГМА качеством учебных программ дисциплин [7, с. 75–78].
Кроме вопросов о дисциплине, обучающиеся заполнили данные, на каком курсе, на каком факультете или в институте и на какой форме обучения учатся, а также указали гендерную принадлежность, место проживания (общежитие, с родителями, др.) и другие данные. Таким образом, обучающимся было предложено ответить на 38 вопросов. Все ответы формировались в виде таблицы Excel – 6536 данных. Анализ данных опроса был проведен анализ с помощью анализа данных, корреляционного анализа, факторного анализа и др.
Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании приняли участие 172 обучающихся ТОГУ, из них 62,8% девушек и 37,2% юношей. Больше 55% обучающихся учатся на очной форме обучения, 37,2% – на заочной форме. Студентов первого курса было 76,2%, остальные студенты – старших курсов. В Тихоокеанском государственном университете 16 факультетов и институтов, более 100 направлений подготовки. В опросе представлены все факультеты/институты (рис. 2).
Рис. 2. Количество респондентов по факультетам/институтам ТОГУ
Корреляционный анализ данных не выявил явной зависимости ответов. Но по разделам опроса слабая, средне-слабая зависимость присутствует. Например, корреляционный анализ данных показал среднюю зависимость ответов о качестве методов обучения преподавателями, что подтверждает высокую оценку реализации дисциплины «Тайм-менеджмент» в ТОГУ.
Рассмотрим ответы на вопросы.
На вопрос: «В чем заключается, по Вашему мнению, достоинство дисциплины “Тайм-менеджмент”, которую следует обязательно сохранить в случае ее модификации» были получены следующие ответы:
· «Тайм-менеджмент учит по-другому относиться к распределению времени»;
· «Данная дисциплина является интересным предметом на первом курсе»;
· «Достоинством изучения данной дисциплины является то, что за семестр обучения научились находить “время” в своем времени»;
· «Знание тайм-менеджмента помогает человеку правильно распределить ограниченный ресурс времени в быстро развивающемся мире»;
· «В результате изучения данной дисциплины можно научиться управлять своим временем и стать более организованным»;
· «По данной дисциплине крутые практические задания, которые помогают понять, на что мы тратим время и как его проводить с пользой;
· «Одним из достоинств дисциплины “Тайм-менеджмент” являются упражнения на структурирование времени»;
· «Актуальность дисциплины в современном мире»;
· «Благодаря этой дисциплине я научилась грамотно распределять время и планы, ставить цели»;
· «Одним из достоинств данной дисциплины является сам преподаватель, он – креативный и позитивный».
Таким образом, ответы показывают, что обучающиеся видят целесообразность изучения данной дисциплины в рамках учебного плана.
В ответах на вопросы оценки программы дисциплины «Тайм-менеджмент» обучающиеся выбирают один из ответов: «полностью не согласен», «не согласен», «сомневаюсь», «согласен», «полностью согласен». Как видно из рисунка 3, обучающиеся высоко оценили программу дисциплины.
Рис. 3. Оценка программы дисциплины «Тайм-менеджмент»
При изучении дисциплины «Тайм-менеджмент» обучающиеся в основном не отметили ни одной сложной темы (62,8%), при этом присутствовали такие ответы, как: «Большой объем информации», «Тема неинтересная», «Пропустил тему» и др.
За время изучения дисциплины «Тайм-менеджмент» студенты научились управлять своим временем: более 60% на вопрос об управлении временем ответили утвердительно, более 20% – «затрудняюсь ответить», остальные – «умел раньше», «умею сам», «и до этого справлялся» и т.д.
При этом обучающиеся отмечают, что дисциплина «Тайм-менеджмент» существенно расширила их кругозор и способствовала их личностному и (или) профессиональному росту (64,5%).
Показательно, что 87,8% респондентов рекомендовали бы дисциплину «Тайм-менеджмент» другим студентам (не изучавшим эту дисциплину ранее).
Вопросы, касающиеся академического опыта с преподавателем, были взяты из вопросов анкет об удовлетворенности студентов КГМА и адаптированы под дисциплину «Тайм-менеджмент» [7, с. 75–78].
В большинстве ответов обучающиеся высоко оценили академический опыт преподавателя, ведущего дисциплину «Тайм-менеджмент» (рис. 4).
Рис. 4. Оценка элементов академического опыта с преподавателем, ведущим дисциплину «Тайм-менеджмент»
Напомним, что респонденты в осеннем семестре обучались офлайн первую половину семестра и онлайн – вторую половину семестра. Поэтому, отвечая на вопрос: «Какой вид учебного занятия наиболее эффективный?», обучающиеся опирались на опыт занятий, предложенных в ответах к этому вопросу. В ответе на этот вопрос обучающийся мог отметить несколько позиций. На рисунке 5 видно, какому виду учебного занятия отдают предпочтение обучающиеся ТОГУ.
Рис. 5. Предпочтение студентов вида учебного занятия
Обучающиеся согласны записаться на другую дисциплину, преподаваемую тем же преподавателем, что и «Тайм-менеджмент» (83,7%).
Заключение
Так как в большинстве ответы опроса не коррелированы, то можно говорить о независимости и достоверности этих данных. Результаты студенческого опроса показывают высокий уровень организации и реализации учебной дисциплины «Тайм-менеджмент» в ТОГУ. С учебно-методической точки зрения – студенты успешно и вовремя отчитываются по этой дисциплине. Таким образом, дисциплина «Тайм-менеджмент» должна быть закреплена в учебных планах первого семестра первого курса. Предлагаемые технологии дисциплины могут быть использованы обучающимися в учебном процессе, а также возможно их применение вне стен вуза.
Библиографическая ссылка
Агапова Е.Г., Бондарь Д.А. РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ» В ТИХООКЕАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31077 (дата обращения: 08.12.2024).