В настоящее время формирование готовности студентов педагогических вузов к реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий является одним из основных компонентов целостной подготовки педагога к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества и образования. В данной статье под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога [1].
Согласно Приказу «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» с 2014 г. образовательные организации вправе организовывать процесс обучения на основе дистанционных образовательных технологий [2]. В связи с этим умение учителя работать с информационными технологиями закреплено в профессиональном стандарте педагога, согласно которому учитель должен быть готов проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» с применением дистанционных образовательных технологий связаны две компетенции:
₋ способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
₋ способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (ПК-4) [4].
Для развития перечисленных компетенций в педагогическом вузе могут применяться различные подходы и методики. В данной статье приводятся элементы методики подготовки будущих учителей информатики, которые были апробированы в филиале Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Целью исследования является описание и анализ элементов методики при подготовке будущих учителей информатики к реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Материал и методы исследования
Теоретической базой исследования стали работы в области обучения информатике с использованием дистанционных образовательных технологий Т.М.Петровой, Ю.А.Кулагиной; исследования педагогов-практиков, посвященные использованию ДОТ в школьной информатике, а также опыт Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в подготовке будущих учителей информатики.
Результаты исследования и их обсуждение
Дистанционному обучению информатике в исследованиях уделялось особое внимание, возможно, потому что в данном учебном предмете информационные технологии являются одновременно средством и предметом обучения. Так, в работе Т.М.Петровой обозначено, что «вынос отдельных элементов содержания обучения в дистанционные учебные курсы позволит школьному курсу "Информатика" не только реализовать в полной мере самостоятельную, творческо-поисковую учебную деятельность учащихся, но и сделать обучение информатике более интенсивным» [5]. В настоящее время, при должной методической подготовке учителей, уровень развития современных информационных технологий позволяет достаточно успешно в дистанционном формате обучать всем разделам школьной информатики, включая «Алгоритмизацию и программирование», «Кодирование информации», «Логические основы компьютера» и др. Все более популярным становится смешанное обучение, которое хорошо зарекомендовало себя при занятиях в условиях пандемии, когда преподавание по типу face-to-face (лицом к лицу посредством видеоконференций) дополняется цифровыми образовательными ресурсами.
Методическая подготовка будущих учителей информатики к использованию обучения средствами ДОТ включает в себя несколько основных этапов: подготовительный, мотивационный, информационный, практико-ориентированный, рефлексивный [6]. Опишем подробно этапы подготовки на примере курса по выбору «Дистанционные образовательные технологии в обучении информатике в школе». Элементы методики преподавания курса были апробированы в филиале Российского государственного профессионально-педагогического университета в период пандемии полностью в дистанционном формате. В качестве основных средств реализации курса выступили система управления обучения Moodle и система видеоконференций Moodle.
Подготовительный этап содержит знакомство студентов с целями и задачами своей подготовки в области реализации обучения информатике с использованием ДОТ, входную диагностику знаний, а также общее знакомство с понятийным аппаратом обучения с использованием ДОТ.
Целью курса является формирование профессиональной компетентности будущих учителей информатики в области использования дистанционных технологий для решения образовательных задач. Задачами дисциплины являются:
- усвоение теоретических основ применения дистанционных технологий для решения образовательных задач в области преподавания информатики в школе;
- развитие навыков самостоятельной работы студентов по проектированию, разработке и применению цифровых образовательных ресурсов для реализации обучения информатике в школе средствами дистанционных образовательных технологий;
- совершенствование методики преподавания информатики с использованием дистанционных технологий.
Входная диагностика необходима для получения ориентировочной информации об имеющихся знаниях и умениях студентов в области обучения информатике с использованием ДОТ, что позволяет эффективно планировать учебную деятельность с учетом полученных результатов.
В качестве методов входной диагностики могут использоваться различные методы оценивания: наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование. В условиях дистанционного обучения наиболее удобным является тестирование. Ниже приведены примеры тестовых вопросов входной диагностики студентов для выявления уровня знаний о применении ДОТ в обучении информатике в школе.
1.Что такое смешанное обучение?
a) обучение с применением AR/VR технологий
б) обучение, при котором одни учащиеся посещают занятия лично, а другие присоединяются к занятиям виртуально из дома
в)обучение, когда учеба по типу «лицом к лицу» дополняется цифровыми образовательными ресурсами
2.Чем выступают интернет-технологии в дистанционном обучении?
a)инструментом передачи знаний и организации взаимодействия
б)программой, сконцентрированной на самообразовании
в)предметом обучения
3.Как называется вид образовательной деятельности в отложенном времени?
Всего в тест было включено 25 вопросов с разными весами. Максимальный балл, который могли набрать студенты – 50. В результате проведения тестирования для двух студенческих групп (50 человек) 8 человек показали низкий уровень владения знаниями в области использования ДОТ в обучении информатике, 37 человек – средний уровень, 5 человек – высокий уровень. Полученные результаты в дальнейшем использовались на этапе рефлексии для оценки динамики уровня усвоения материала.
Понятийный аппарат обучения с использованием ДОТ достаточно объемный, поэтому на подготовительном этапе целесообразно представить студентам часть интеллект-карты с основными терминами (рис.), которую сами же студенты могут затем дополнять в ходе изучения курса. Также интеллект-карта понятий может быть использована в качестве элемента технологии перевернутого класса, когда студенты изучают теоретический материал до онлайн-занятий.
Фрагмент интеллект-карты
Мотивационный этап предназначен для задания положительного настроя студентов, побуждения их к активному действию. Данный этап особенно важен в дистанционной форме обучения, когда у преподавателя достаточно ограниченные возможности воздействовать на студентов своими личностными качествами: харизмой, энтузиазмом, мобильностью и др. [7] Как показала практика, хорошие результаты дает внутрикомандная мотивация, которая дополняет другие средства мотивации (ведение рейтинга, практическая значимость решаемых задач и др.). При делении студентов на малые проектные группы для решения образовательных задач дополнительно возникают такие мотивирующие факторы, как чувство надежности в команде и товарищество.
Информационный этап включает в себя, прежде всего, изучение особенностей обучения информатике с использованием ДОТ, анализ и построение типового алгоритма подготовки к урокам с использованием ДОТ, работу с онлайн-сервисами. Одной из важных особенностей обучения информатике с использованием ДОТ является необходимость применения для решения практических задач специализированного программного обеспечения (табличные процессоры, системы управления базами данных, среды программирования и др.). При дистанционном формате обучения удобнее использовать онлайн-сервисы, которые позволяют решать разнообразные задачи без необходимости установки программного обеспечения на компьютер пользователя. Кроме того, многие онлайн-сервисы предоставляют возможность совместного доступа, что может быть использовано учителем для наглядного решения задач, а также организации коллективной работы обучающихся.
В таблице приведен пример возможных онлайн-сервисов, которые могут быть использованы при обучении темам школьного курса информатики (на примере 10 класса) [8].
Онлайн-сервисы при обучении курсу школьной информатики с использованием дистанционных образовательных технологий
Тема школьной информатики |
Онлайн-сервисы |
Программное обеспечение |
Google/Яндекс Документы – онлайн-создание текстовых документов, электронных таблиц, презентаций Videoredaktor.ru – обработка мультимедийной информации онлайн Replit.com – онлайн-компиляторы для разных языков программирования |
Компьютерные сети |
Lucidchart.com – создание схем компьютерных сетей онлайн |
Алгоритмизация и программирование |
Kumir.web – система КуМир онлайн Replit.com – онлайн-компиляторы для разных языков программирования |
Информационная безопасность |
Сrypt-online.ru – шифрование онлайн 2ip.ru – работа с IP-адресами |
Решение вычислительных задач на компьютере |
Google/Яндекс Таблицы – табличные вычисления Сalc.penjee.com – онлайн-калькулятор (режим программиста) |
Обозначенные в таблице онлайн-сервисы значительно повышают интерактивность урока по информатике, в том числе за счет возможности совместного доступа, что является одним из основных требований ФГОС. Сейчас существует большое разнообразие онлайн-сервисов для обучения, поэтому важно уметь использовать их целесообразно.
Для эффективного использования дистанционных технологий в обучении информатике студентам необходимы как теоретические знания, так и способность применять их при решении реальных ситуаций и проблем [9]. Поэтому информационный этап методической подготовки неразрывно связан с практико-ориентированным этапом.
В практико-ориентированный этап включается анализ успешных практик обучения информатике в школе, проведение пробных уроков. На данном этапе студенты могут создавать разнообразные образовательные продукты (технологические карты, бортовые журналы, сборники, справочники, кейсы, алгоритмы действий и др.) и формировать личную методическую копилку. Ниже приведен пример алгоритма, который был составлен студентами для проведения практики в школе.
1. На организационном этапе с помощью веб-камер и чата проверить присутствующих обучающихся.
2. Проверить, насколько обучающиеся освоили новый материал, а именно посредством небольшой дискуссии обсудить ключевые моменты и произвести поиск ответов на вопросы, если таковые имеются.
3. Дать для выполнения задание, лабораторную работу или иную работу, соответствующую теме занятия. Законченность каждого задания контролировать.
4. В конце урока организовать обмен выполненными работами или представить результаты работы перед всем классом.
Рефлексивный этап заключается в анализе результатов обучения и оценке динамики уровня готовности будущих учителей информатики к применению ДОТ. На данном этапе был повторно проведен тест для оценки предметных знаний студентов, а также предложено кейсовое задание для оценки умений студентов решать профессиональные задачи, связанные с применением ДОТ в обучении информатике. Полученные результаты сравнивались с результатами входной диагностики, проведенной на подготовительном этапе. Из 50 студентов с низкого на средний уровень перешли 5 человек, со среднего на высокий – 30 человек. Таким образом, уровень предметных знаний повысился у 70% студентов.
Также, после прохождения курса, были проанализированы отзывы студентов о предложенном им ходе подготовки к применению ДОТ в обучении информатике в дистанционном формате. Все полученные отзывы об обучении были положительные. Студенты отметили эффективность работы в малых проектных группах по решению образовательных задач, а также практическую значимость сбора личной методической копилки на практико-ориентированном этапе. К недостаткам изучения курса «Дистанционные образовательные технологии в обучении информатике в школе» в дистанционном формате они отнесли повышенную утомляемость при длительной работе за компьютером, необходимость высокой самоорганизации при работе в домашних условиях.
Заключение
В связи с эпидемиологической обстановкой обучение будущих учителей информатики курсу «Дистанционные образовательные технологии в обучении информатике в школе» полностью в дистанционном формате позволило в полной мере рассмотреть дистанционные образовательные технологии как средство и предмет изучения. Студенты на собственном опыте оценили достоинства и недостатки опосредованного обучения с использованием дистанционных технологий. Таким образом, методическая подготовка на основе пяти этапов (подготовительного, мотивационного, информационного, практико-ориентированного, рефлексивного) и присутствие дистанционных образовательных технологий как на уровне содержания, так и на уровне организации образовательного процесса эффективно развивают профессиональную компетентность будущих учителей информатики.