Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Беленкова И.В. 1 Гребнева Д.М. 1
1 Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
В современных реалиях все большее распространение приобретает школьное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Быстрый переход на дистанционное обучение в связи с эпидемиологической обстановкой выявил значительные проблемы в методической подготовке многих учителей к реализации опосредованного обучения. Актуальность формирования профессиональной компетентности будущего учителя информатики в области использования дистанционных образовательных технологий определяется социальным заказом на подготовку педагогических кадров, обладающих готовностью к эффективной реализации опосредованного обучения школьным предметам, в том числе информатике. В статье приведено описание элементов методики для подготовки будущих учителей информатики к реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, а также дан анализ нормативных документов, регламентирующих такую подготовку. В предлагаемой методике подготовки будущих учителей информатики выделено пять этапов: подготовительный, мотивационный, информационный, практико-ориентированный, рефлексивный. Описана типовая реализация каждого этапа с иллюстрацией практических примеров. Приведены результаты апробации элементов методики на базе педагогического вуза. Представленные материалы могут быть использованы в педагогической деятельности преподавателей педагогических вузов направления «Педагогическое образование» профилей обучения «Физика и информатика», «Информатика и математика».
методическая подготовка
этапы методической подготовки
подготовка будущих учителей информатики
дистанционные образовательные технологии
обучение информатике с использованием дистанционных образовательных технологий
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 15.08.2021).
2. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70534148/ (дата обращения: 15.08.2021).
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 15.08.2021).
4. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2016г. № 91 «Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 15.08.2021).
5. Петрова Т.М. Методическая система подготовки будущего учителя к реализации дистанционного обучения информатике: дис. … док. пед. наук. Омск, 2004. 446 с.
6. Кулагина Ю.А. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к использованию дистанционных образовательных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2013. 25 с.
7. Быкова Н.Н. Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. №4-2. С. 40-45.
8. Поляков К.Ю., Еремин Е.А. Информатика. 10 класс. М.: Просвещение/Бином, 2021. 352 с.
9. Вайндорф-Сысоева М.Е. Методика дистанционного обучения. М.: Юрайт, 2019. 194 с.

В настоящее время формирование готовности студентов педагогических вузов к реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий является одним из основных компонентов целостной подготовки педагога к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества и образования. В данной статье под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога [1].

Согласно Приказу «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» с 2014 г. образовательные организации вправе организовывать процесс обучения на основе дистанционных образовательных технологий [2]. В связи с этим умение учителя работать с информационными технологиями закреплено в профессиональном стандарте педагога, согласно которому учитель должен быть готов проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» с применением дистанционных образовательных технологий связаны две компетенции:

₋ способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

₋ способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (ПК-4) [4].

Для развития перечисленных компетенций в педагогическом вузе могут применяться различные подходы и методики. В данной статье приводятся элементы методики подготовки будущих учителей информатики, которые были апробированы в филиале Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Целью исследования является описание и анализ элементов методики при подготовке будущих учителей информатики к реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Материал и методы исследования

Теоретической базой исследования стали работы в области обучения информатике с использованием дистанционных образовательных технологий Т.М.Петровой, Ю.А.Кулагиной; исследования педагогов-практиков, посвященные использованию ДОТ в школьной информатике, а также опыт Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в подготовке будущих учителей информатики.

Результаты исследования и их обсуждение

Дистанционному обучению информатике в исследованиях уделялось особое внимание, возможно, потому что в данном учебном предмете информационные технологии являются одновременно средством и предметом обучения. Так, в работе Т.М.Петровой обозначено, что «вынос отдельных элементов содержания обучения в дистанционные учебные курсы позволит школьному курсу "Информатика" не только реализовать в полной мере самостоятельную, творческо-поисковую учебную деятельность учащихся, но и сделать обучение информатике более интенсивным» [5]. В настоящее время, при должной методической подготовке учителей, уровень развития современных информационных технологий позволяет достаточно успешно в дистанционном формате обучать всем разделам школьной информатики, включая «Алгоритмизацию и программирование», «Кодирование информации», «Логические основы компьютера» и др. Все более популярным становится смешанное обучение, которое хорошо зарекомендовало себя при занятиях в условиях пандемии, когда преподавание по типу face-to-face (лицом к лицу посредством видеоконференций) дополняется цифровыми образовательными ресурсами.

Методическая подготовка будущих учителей информатики к использованию обучения средствами ДОТ включает в себя несколько основных этапов: подготовительный, мотивационный, информационный, практико-ориентированный, рефлексивный [6]. Опишем подробно этапы подготовки на примере курса по выбору «Дистанционные образовательные технологии в обучении информатике в школе». Элементы методики преподавания курса были апробированы в филиале Российского государственного профессионально-педагогического университета в период пандемии полностью в дистанционном формате. В качестве основных средств реализации курса выступили система управления обучения Moodle и система видеоконференций Moodle.

Подготовительный этап содержит знакомство студентов с целями и задачами своей подготовки в области реализации обучения информатике с использованием ДОТ, входную диагностику знаний, а также общее знакомство с понятийным аппаратом обучения с использованием ДОТ.

Целью курса является формирование профессиональной компетентности будущих учителей информатики в области использования дистанционных технологий для решения образовательных задач. Задачами дисциплины являются:

- усвоение теоретических основ применения дистанционных технологий для решения образовательных задач в области преподавания информатики в школе;

- развитие навыков самостоятельной работы студентов по проектированию, разработке и применению цифровых образовательных ресурсов для реализации обучения информатике в школе средствами дистанционных образовательных технологий;

- совершенствование методики преподавания информатики с использованием дистанционных технологий.

Входная диагностика необходима для получения ориентировочной информации об имеющихся знаниях и умениях студентов в области обучения информатике с использованием ДОТ, что позволяет эффективно планировать учебную деятельность с учетом полученных результатов.

В качестве методов входной диагностики могут использоваться различные методы оценивания: наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование. В условиях дистанционного обучения наиболее удобным является тестирование. Ниже приведены примеры тестовых вопросов входной диагностики студентов для выявления уровня знаний о применении ДОТ в обучении информатике в школе.

1.Что такое смешанное обучение?

a) обучение с применением AR/VR технологий

б) обучение, при котором одни учащиеся посещают занятия лично, а другие присоединяются к занятиям виртуально из дома

в)обучение, когда учеба по типу «лицом к лицу» дополняется цифровыми образовательными ресурсами

2.Чем выступают интернет-технологии в дистанционном обучении?

a)инструментом передачи знаний и организации взаимодействия

б)программой, сконцентрированной на самообразовании

в)предметом обучения

3.Как называется вид образовательной деятельности в отложенном времени?

Всего в тест было включено 25 вопросов с разными весами. Максимальный балл, который могли набрать студенты – 50. В результате проведения тестирования для двух студенческих групп (50 человек) 8 человек показали низкий уровень владения знаниями в области использования ДОТ в обучении информатике, 37 человек – средний уровень, 5 человек – высокий уровень. Полученные результаты в дальнейшем использовались на этапе рефлексии для оценки динамики уровня усвоения материала.

Понятийный аппарат обучения с использованием ДОТ достаточно объемный, поэтому на подготовительном этапе целесообразно представить студентам часть интеллект-карты с основными терминами (рис.), которую сами же студенты могут затем дополнять в ходе изучения курса. Также интеллект-карта понятий может быть использована в качестве элемента технологии перевернутого класса, когда студенты изучают теоретический материал до онлайн-занятий.

Фрагмент интеллект-карты

Мотивационный этап предназначен для задания положительного настроя студентов, побуждения их к активному действию. Данный этап особенно важен в дистанционной форме обучения, когда у преподавателя достаточно ограниченные возможности воздействовать на студентов своими личностными качествами: харизмой, энтузиазмом, мобильностью и др. [7] Как показала практика, хорошие результаты дает внутрикомандная мотивация, которая дополняет другие средства мотивации (ведение рейтинга, практическая значимость решаемых задач и др.). При делении студентов на малые проектные группы для решения образовательных задач дополнительно возникают такие мотивирующие факторы, как чувство надежности в команде и товарищество.

Информационный этап включает в себя, прежде всего, изучение особенностей обучения информатике с использованием ДОТ, анализ и построение типового алгоритма подготовки к урокам с использованием ДОТ, работу с онлайн-сервисами. Одной из важных особенностей обучения информатике с использованием ДОТ является необходимость применения для решения практических задач специализированного программного обеспечения (табличные процессоры, системы управления базами данных, среды программирования и др.). При дистанционном формате обучения удобнее использовать онлайн-сервисы, которые позволяют решать разнообразные задачи без необходимости установки программного обеспечения на компьютер пользователя. Кроме того, многие онлайн-сервисы предоставляют возможность совместного доступа, что может быть использовано учителем для наглядного решения задач, а также организации коллективной работы обучающихся.

В таблице приведен пример возможных онлайн-сервисов, которые могут быть использованы при обучении темам школьного курса информатики (на примере 10 класса) [8].

Онлайн-сервисы при обучении курсу школьной информатики с использованием дистанционных образовательных технологий

Тема школьной информатики

Онлайн-сервисы

Программное обеспечение

Google/Яндекс Документы – онлайн-создание текстовых документов, электронных таблиц, презентаций

Videoredaktor.ru – обработка мультимедийной информации онлайн

Replit.com – онлайн-компиляторы для разных языков программирования

Компьютерные сети

Lucidchart.com – создание схем компьютерных сетей онлайн

Алгоритмизация и программирование

Kumir.web – система КуМир онлайн

Replit.com – онлайн-компиляторы для разных языков программирования

Информационная безопасность

Сrypt-online.ru – шифрование онлайн

2ip.ru – работа с IP-адресами

Решение вычислительных задач на компьютере

Google/Яндекс Таблицы – табличные вычисления

Сalc.penjee.com – онлайн-калькулятор (режим программиста)

Обозначенные в таблице онлайн-сервисы значительно повышают интерактивность урока по информатике, в том числе за счет возможности совместного доступа, что является одним из основных требований ФГОС. Сейчас существует большое разнообразие онлайн-сервисов для обучения, поэтому важно уметь использовать их целесообразно.

Для эффективного использования дистанционных технологий в обучении информатике студентам необходимы как теоретические знания, так и способность применять их при решении реальных ситуаций и проблем [9]. Поэтому информационный этап методической подготовки неразрывно связан с практико-ориентированным этапом.

В практико-ориентированный этап включается анализ успешных практик обучения информатике в школе, проведение пробных уроков. На данном этапе студенты могут создавать разнообразные образовательные продукты (технологические карты, бортовые журналы, сборники, справочники, кейсы, алгоритмы действий и др.) и формировать личную методическую копилку. Ниже приведен пример алгоритма, который был составлен студентами для проведения практики в школе.

1. На организационном этапе с помощью веб-камер и чата проверить присутствующих обучающихся.

2. Проверить, насколько обучающиеся освоили новый материал, а именно посредством небольшой дискуссии обсудить ключевые моменты и произвести поиск ответов на вопросы, если таковые имеются.

3. Дать для выполнения задание, лабораторную работу или иную работу, соответствующую теме занятия. Законченность каждого задания контролировать.

4. В конце урока организовать обмен выполненными работами или представить результаты работы перед всем классом.

Рефлексивный этап заключается в анализе результатов обучения и оценке динамики уровня готовности будущих учителей информатики к применению ДОТ. На данном этапе был повторно проведен тест для оценки предметных знаний студентов, а также предложено кейсовое задание для оценки умений студентов решать профессиональные задачи, связанные с применением ДОТ в обучении информатике. Полученные результаты сравнивались с результатами входной диагностики, проведенной на подготовительном этапе. Из 50 студентов с низкого на средний уровень перешли 5 человек, со среднего на высокий – 30 человек. Таким образом, уровень предметных знаний повысился у 70% студентов.

Также, после прохождения курса, были проанализированы отзывы студентов о предложенном им ходе подготовки к применению ДОТ в обучении информатике в дистанционном формате. Все полученные отзывы об обучении были положительные. Студенты отметили эффективность работы в малых проектных группах по решению образовательных задач, а также практическую значимость сбора личной методической копилки на практико-ориентированном этапе. К недостаткам изучения курса «Дистанционные образовательные технологии в обучении информатике в школе» в дистанционном формате они отнесли повышенную утомляемость при длительной работе за компьютером, необходимость высокой самоорганизации при работе в домашних условиях.

Заключение

В связи с эпидемиологической обстановкой обучение будущих учителей информатики курсу «Дистанционные образовательные технологии в обучении информатике в школе» полностью в дистанционном формате позволило в полной мере рассмотреть дистанционные образовательные технологии как средство и предмет изучения. Студенты на собственном опыте оценили достоинства и недостатки опосредованного обучения с использованием дистанционных технологий. Таким образом, методическая подготовка на основе пяти этапов (подготовительного, мотивационного, информационного, практико-ориентированного, рефлексивного) и присутствие дистанционных образовательных технологий как на уровне содержания, так и на уровне организации образовательного процесса эффективно развивают профессиональную компетентность будущих учителей информатики.


Библиографическая ссылка

Беленкова И.В., Гребнева Д.М. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31074 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674