Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DIFFICULTIES OF ADAPTATION OF STUDENTS TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE COLLEGE AND WAYS OF OVERCOMING THEM

Igoshin S.N. 1
1 Penza College of Architecture and Construction
The article substantiates the importance of successful adaptation of students to the educational environment of the college as a condition for their further personal and professional self-development and self-determination. The necessity of identifying the difficulties experienced by first-year students to the changing conditions of the educational environment of the college is proved. The results of an empirical study carried out on the basis of GAPOU PO "Penza College of Architecture and Construction" are presented. The results of this study made it possible to identify the typical difficulties of students at the secondary vocational education level, as well as to determine individual gender differences in the process of adaptation to the educational environment of boys and girls, which was the novelty of the study. Comparison of the data obtained with the results of similar studies at the HE level allows us to draw a conclusion about the general patterns of the course of adaptation processes in educational institutions of vocational education. Identifying the difficulties experienced by students in the process of adapting to the educational environment of the college made it possible to outline the main ways of supporting first-year students. The creation of optimal conditions for first-year students through the organization and implementation of pedagogical support of students, taking into account the identified difficulties in the first year of study, is considered as one of the most important tasks of the college teaching staff and the key to successful personal and professional self-realization of a young person, a future specialist.
adaptation
college
educational environment
students
pedagogical support

Стремительно развивающиеся технологии, постоянно трансформирующийся рынок труда, повышение роли интеллектуальной составляющей выдвигают новые требования к подготовке молодых специалистов, готовых и способных быстро и эффективно адаптироваться к современным реалиям.

Поступая в колледж, вчерашний школьник приобретает новый социальный статус, требующий от него выработки иных форм поведения, большей ответственности, дисциплинированности и организованности. Как показывает практика, и подтверждают проведенные исследования, именно первый год обучения является для студентов самым сложным, 89% обучающихся учреждений среднего профессионального образования (СПО) начинают учебный год в состоянии негативного стресса, а справиться с первой сессией не может каждый пятый-шестой первокурсник.

Процесс адаптации к новым условиям усложняется тем, что студенты-первокурсники организаций СПО – это в подавляющем большинстве юноши и девушки в возрасте 15-17 лет. Ранний юношеский возраст характеризуется как важнейший период в развитии личности обучающегося, когда происходит формирование его новой социальной позиции, ярко выражено стремление к самоутверждению и самореализации в социуме. Изменение традиционной системы взаимодействия как со сверстниками, так и педагогами, иная организация образовательного процесса приводят к изменению образа жизни студента-первокурсника в целом [1]. Дальнейшее личностное, профессиональное развитие и самоопределение обучающегося базируется именно на успешной адаптации к студенческой жизни, что обусловливает значимость рассматриваемой проблемы.

Цель исследования - выявление затруднений, испытываемых обучающимися первого курса в процессе адаптации к образовательной среде колледжа, а также определение путей их преодоления.

Материал и методы исследования

Для эффективного достижения вышеназванной цели были использованы такие теоретические и практические методы, как анализ и обобщение научно-методической литературы, обобщение опыта отечественных исследований по вопросам адаптации обучающихся учреждений СПО, анкетирование, обобщение и систематизация материалов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема адаптации обучающихся колледжа относится к традиционно занимающей значимое место в ряду исследований в системе СПО. Так, в современной научной литературе рассматриваются проблемы социальной (В.А. Анчикова, М.А. Воробьева, А.А. Горяйнов, Ю.В. Жукова, А.Р. Хизриева и др.), социально-психологической (Н.С.Грекова, А.В.Захарова, О.В. Кузьмина, Н.С. Трофимова и др.), психологической (А.А. Бухтиярова, И.К. Пятых, Е.Н. Романова, О.В. Фадеева и др.), физиологической (А.В. Дерюгина, М.А.Заздравная и др.), дидактической (Л.Ф. Мирзаянова, С.Н. Ситдикова и др.), профессиональной (Н.С. Амамбаева, А.Т. Глазунов, И.В. Гордиенко, А.И. Иванов, Е.М.Манакина, М.В. Миляева, С.С. Каримов и др.) адаптации обучающихся колледжа. В целом ряде работ рассматриваются различные аспекты, связанные с организацией и осуществлением деятельности по обеспечению успешной адаптации обучающихся в системе СПО (О.А. Андриенко, Е.А. Гвоздецкая, Л.А. Ерёменко, Е.Ю.Зевина, О.Ю.Курахтанов, М.Г.Магомедова, Е.А. Малева, Н.Г. Фешина, М.Т. Цуров, Ю.В. Чудакова и др.).

С целью оптимизации протекания адаптационных процессов у обучающихся колледжа было проведено эмпирическое исследование основных затруднений, с которыми сталкиваются студенты-первокурсники в ходе адаптации. Исследование проводилось на базе ГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства». Данная образовательная организация СПО осуществляет профессиональную подготовку специалистов среднего звена на базе среднего общего и основного общего образования, а также квалифицированных рабочих и служащих на базе основного общего образования по направлениям архитектура и строительство, реклама и дизайн, информатика и программирование, сварочное производство.

В качестве диагностического инструментария был использован адаптированный применительно к образовательной среде колледжа опросник, разработанный О.А.Воскрекасенко [2]. В исследовании принимало участие 140 студентов первого курса (49 юношей и 91 девушка). Из перечисленных возможных затруднений студентам-первокурсникам было предложено выбрать те, с которыми они столкнулись в процессе адаптации к образовательной среде колледжа. Среди них: 1 – несовпадение уровня знаний, умений и навыков, полученных в образовательной организации общего образования, с требованиями образовательного процесса в колледже; 2 – различия в организации образовательного процесса в школе и в колледже; 3 – недостаточность доверия, открытости, взаимопонимания с однокурсниками; 4 – затруднения материального характера; 5 – пропуски занятий из-за проблем со здоровьем; 6 – насыщенность и сложность программы колледжа; 7 – высокие требования преподавателей к освоению отдельных предметов; 8 – бытовая неустроенность, условия проживания в общежитии; 9 – семейные проблемы; 10 – необходимость адресной помощи и поддержки со стороны классного руководителя; 11 – отсутствие доверия, открытости, взаимопонимания с преподавательским составом; 12 – недостаточная сформированность навыков самостоятельной работы; 13 – низкие способности к освоению отдельных учебных дисциплин; 14 – недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений и навыков.

Данные, полученные в ходе исследования типичных затруднений, испытываемых обучающимися колледжа в процессе адаптации, представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Затруднения, испытываемые студентами-первокурсниками в процессе адаптации к образовательной среде колледжа (средний показатель)

В процессе исследования были диагностированы следующие показатели. Наибольшее количество опрошенных в качестве основных факторов, вызывающих затруднения в процессе адаптации к образовательной среде колледжа, указали (в порядке убывания): слабые способности к изучению отдельных предметов (39%), трудновыполнимые требования преподавателей к освоению отдельных предметов (38%), отсутствие доверия, открытости, взаимопонимания с преподавательским составом (25%), насыщенность и сложность образовательной программы (24%). Значительная доля студентов отмечает такие факторы, как пропуски занятий из-за проблем со здоровьем (20%), необходимость адресной поддержки со стороны классного руководителя (19%). 13% принявших участие в исследовании студентов (всего 3% опрошенных юношей и 23% девушек) полагают, что уровень и объем полученных в школе знаний, умений и навыков не соответствует требованиям образовательного процесса в колледже.

Таким образом, наибольшее количество опрошенных студентов считают, что процесс адаптации затрудняют высокие требования преподавателей и слабые способности обучающихся к изучению отдельных предметов. При этом большинство обучающихся не владеют в необходимой мере навыками самоорганизации учебно-познавательной деятельности, планирования и организации самостоятельной работы. Отсутствие или недостаточный уровень сформированности данных навыков приводит к тому, что студенты занимаются ниже своих потенциальных возможностей [3].

Отсутствие открытости, доверия и взаимопонимания с однокурсниками отметили только 9% респондентов, с преподавателями – 25% опрошенных первокурсников. Данный фактор, на наш взгляд, может существенно повлиять на процесс адаптации обучающихся к образовательной среде колледжа, так как пренебрежительное или агрессивное отношение преподавателей может вызвать у студентов состояние стресса, в то время как объединение усилий педагогов и студентов, направленных на достижение общей цели выступает важным условием успешной адаптации первокурсников. Всего 11% респондентов отмечают материальные трудности, бытовую неустроенность, а также отсутствие навыков самостоятельной работы, причем среди девушек, принимавших участие в исследовании, этот процент выше.

Полученные в процессе исследования данные о затруднениях, испытываемых студентами-первокурсниками колледжа, сопоставимы с результатами аналогичных исследований, проводимых со студентами-первокурсниками в высшей школе, что свидетельствует об общих закономерностях протекания адаптационных процессов в образовательных организациях профессионального образования [2]. Различия в адаптации обучающихся первого курса на уровне СПО и ВО связаны главным образом не с теми затруднениями, которые они испытывают, а с возрастными особенностями раннего (студенты колледжа) и позднего (студенты вуза) юношеского возраста, оказывающими влияние на реакцию студентов на эти затруднения и выработку стратегий их преодоления.

Анализ результатов исследования позволил выявить и некоторые гендерные различия в испытываемых юношами и девушками в процессе адаптации к образовательной среде колледжа затруднениях (рис. 2).

Рис. 2. Затруднения, испытываемые студентами-первокурсниками в процессе адаптации к образовательной среде колледжа (гендерные различия)

Значительный разрыв в процентном соотношении выбора возможного затруднения юношами и девушками наблюдается по трем показателям. Так, несовпадение уровня знаний, умений и навыков, полученных в образовательной организации общего образования, с требованиями образовательного процесса в колледже отметили 23% опрошенных девушек и всего 3% юношей. Отсутствие должного доверия, открытости и взаимопонимания с преподавательским составом беспокоит 34% девушек против 16% юношей. 46% девушек считают, что затруднения в адаптации к образовательной среде колледжа вызваны их слабыми способностями к изучению отдельных предметов, в то же время данный фактор отмечен только 32% юношей. При этом практически одинаковое количество юношей (39%) и девушек (37%) отмечают высокие требования преподавателей к освоению отдельных предметов.

Стоит отметить, что в целом девушки выбирали большее количество показателей, более 20% респондентов-девушек отметили 6 критериев, в то время как среди юношей этот показатель составил всего 3 параметра. Полученные данные коррелируют с результатами аналогичных исследований, подтверждающих наличие различий в протекании адаптационных процессов у юношей и девушек, что доказывает необходимость гендерного подхода к педагогическому сопровождению адаптации студентов-первокурсников, предполагающего учёт половых психологических особенностей обучающихся при выборе форм, методов и приёмов педагогического взаимодействия [4].

Анализ приведенных данных позволяет наметить основные пути поддержки обучающихся первого курса в процессе адаптации к образовательной среде колледжа.

Так, с целью оптимизации учебной адаптации в образовательный процесс, помимо традиционных, необходимо включать интерактивные образовательные технологии, способствующие интенсивному развитию личностных и метапредметных компетенций обучающихся. Одновременно целесообразно усиление сетевого взаимодействия с работодателями и организациями профессионального образования в рамках интеграции ресурсов образовательных организаций СПО и ВО [5].

Для классных руководителей и педагогов-предметников должны быть составлены памятки по компенсации факторов, препятствующих или осложняющих процесс адаптации. Для первокурсников – составить методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной учебной деятельности.

В учебно-воспитательной деятельности необходимо стремиться к созданию ситуации успеха для каждого обучающегося, поощряя как учебную, так и творческую общественную активность студентов. В ситуациях неуспеха преподавателям можно порекомендовать использовать щадящий оценочный режим с организацией дополнительных занятий для отстающих обучающихся.

Усилия образовательной организации также, на наш взгляд, должны быть направлены на формирование положительного отношения к образовательной среде колледжа и развитие корпоративной культуры. В полной мере необходимо использовать социально-культурные возможности, предоставляемые данным учебным заведением. Например, посещение секций и объединений различной направленности, библиотек, культурно-массовых мероприятий, выставок и т.д. В исследованиях, посвященных адаптации студентов-первокурсников, отмечается, что внеурочная деятельность обладает богатым потенциалом, способным облегчить и ускорить этот процесс. В студенческом коллективе, сплочённом совместной социально значимой деятельностью и социально ценностными отношениями, адаптационные процессы протекают эффективнее посредством взаимодополнения коллективных и личностных усилий [6].

Также активное включение обучающихся в деятельность общественных студенческих объединений и органов самоуправления способствует не только формированию коллектива, но и развитию навыков личностного становления студентов [7]. Однако успешность адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде колледжа во многом зависит от того, насколько адекватно они воспринимают и оценивают как себя, так и окружающую действительность, а также соотносят свои потребности с реальными возможностями [7]. Поэтому в колледже также следует обеспечить должные условия для развития у обучающихся механизмов рефлексии и самопознания как необходимого внутреннего фактора, определяющего формирование у обучающихся адекватной самооценки, снижения проявлений тревожности и иных негативных эмоциональных состояний.

Успешность процесса адаптации также зависит от соблюдения ряда социально-педагогических условий. Это успешное овладение обучающимися учебной деятельностью и комплексом знаний, умений и навыков, предусмотренных образовательной программой, сформированность навыков эффективного взаимодействия как со сверстниками, так и с преподавателями, мотивации к обучению и волевой регуляции поведения, социально одобряемых качеств личности [8; 9].

Заключение

Адаптация обучающихся к образовательной среде колледжа – процесс длительный, наиболее интенсивно протекающий в первый год обучения. Поэтому создание оптимальных условий для студентов-первокурсников посредством организации и осуществления педагогического сопровождения адаптации обучающихся, с учётом выявленных трудностей, является одной из важнейших задач преподавательского состава колледжа как залога успешной личностной и профессиональной самореализации молодого человека, будущего специалиста.